Калининский район Уфы
Министерство
Образования РФ
Уфимский
Государственный Авиационный Технический Университет
Контрольная работа
по курсу: «История
городов РБ»
на тему: Калининский
район.
Выполнил:
Фазлиахметов А.М.
Факультет:
ФЭМФ
Группа:
Ф-304
Отделение:
Заочное
Проверил:
Филимонов М.А.
Уфа 2006
Содержание:
1.
Введение…………………………………………………………………3
2.
Селение Черниково……………………………………………………….4
3. Промышленность………………………………………………………...7
4.
Система образования…………………………………………………….13
5.
Спорт в районе…………………………………………………………….16
6.
Что помогает строить и жить…………………………………………….18
7.
Заключение……………………………………………………………..22
8.
Гордость Калининского района…………………………………….23
9.
Список использованной литературы………………………………25
Введение.
25 февраля 1952 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город-спутник; башкирской столицы Черниковск был поделен на три района:
Орджоникидзевский, Калининский и Сталинский. Через четыре Года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета БАССР, Сталинский и Калининский районы объединились в один - Калининский, а Черниковск административно присоединился к Уфе.
В 50-е ГОДЫ начала интенсивно застраиваться
главная улица района - Первомайская. Люди, пережившие
войну, голод, тесноту и неустроенность, переселялись из бараков подвалов и землянок в благоустроенное жилье. Это сегодня квартиры той постройки презрительно называют «хрущобами», а тогда они казались раем. Две восьмиэтажки, как часовые, встали на границе района: дальше, через дорогу - начинался Орджоникидзевский, Теперь есть в городе дома и повыше, но эти высотки были первыми и их знают все. Украсил Первомайскую кинотеатр
"Победа". Наверное, символично было то, что строили его немецкие военнопленные, они словно расплачивались за порушенное на нашей земле.
Люди с удовольствием выходили на субботники,
сажали деревья разбивали парки,
скверы, цветники. Асфальтировались дороги и
тротуары, освещались улицы, рабочий
район хорошел на глазах. Сегодня Калининский включает в себя пять
муниципальных образований. Первомайский, Инорс, Шакша, Максимовку и Фёдоровскйй сельсовет с населением около
204 тысяч человек. Общая его площадь- 201,4 кв. км, а протяженность 149 улиц - 90,6 км.
Неслучайно северную часть столицы называют
рабочей, здесь сосредоточены 34 крупных
предприятия, в общем промышленном потенциале города
составляющие 15,7 процента. У нас выпускается более ста видов продукции,
половина которых относится к категории
важнейших в масштабе России.
Наибольший объем занимает машиностроение и металлообработка, которые, в первую очередь,
представляет ОАО "УМПО".
На его долю приходится 65 процентов промышленного
производства. Уфимский моторостроительный завод, выучившийся за годы войны
выпускать отличные двигатели для
боевых самолетов, в 'послевоенные годы не
растерял своей славы, а наряду с
военной продукцией освоил и выпуск,
товаров народного потребления. В 60-е годы
на заводе был сооружен колоссальный комплекс площадью 90 тысяч квадратных метров, по изготовлению двигателей "Москвич-412". Самоотверженный труд моторостроителей
отмечен двумя орденами Ленина и орденом
Красного Знамени. В последнее время моторостроительное объединение набирает высокие темпы роста, практически ежегодно на четверть приращивая производство.
Селение Черниково.
Начало истории Калининского района уходит в конец XVI века, когда было основано селение Черниково. Своим названием селение обязано боярскому сыну Ивану Черникову-Онучину, уроженцу Нижнего Новгорода, который вместе с известным государственным деятелем тех лет Михаилом Нагим появился в Башкортостане для строительства Уфимской крепости. Когда крепость была заложена, молодому дворянину выделили 250 десятин земли у реки Шугуровки, где он и основал родовое поместье Черниковых-Онучиных. Чуть позже возле селения Черниково возникли поместья других дворянских семейств — Гладышевых, Лопатиных, Аничковых, — несших «государеву службу» на территории края в то весьма неспокойное время.
Отсюда пошло название северной части столицы Башкортостана — Черниковка. Как известно, сначала это был отдельный город — Черниковск, а в 50-е годы прошлого теперь уже столетия город стал неотъемлемой частью Уфы. Одна из ее долей и составляет современный Калининский район.
Представители старинного рода Черниковых-Онучиных служили в Башкирии не только на самых разных должностях — воевод крепостей, армейских офицеров, но и занимались научной деятельностью. Особенно среди них был известен сын основателя родового поместья Иван Иванович. В
1649 году его, тогда еще 24-летнего, послали к калмыцкому тайше — вождю
Дайчину, чтобы вызволить из плена людей, захваченных
воинственными выходцами из Западной Монголии. Калмыцкие «варяги» не отличались законопослушанием,
постоянно конфликтовали с башкирами, претендуя
на их исконные земли. Российские власти,
под защитой которых находились башкиры, не
желали мириться с насилием калмыков. Поездка дворянина Черникова-Онучина — один из примеров защиты населения от нападок непрошенных гостей. Поездка была достаточно опасной: посланцы подвергались серьезному риску, известны случаи, когда их убивали. Однако Ивану удалось не только вернуться, но и
выкупить 32 пленника, русских и башкир по национальности. За успешное проведение экспедиции уфимские власти определили ему 55 четвертей земли и прибавку к месячному жалованию в размере двух рублей. Не очень щедрой была награда, но этот смелый человек продолжал участвовать в делах не менее опасных, прославив свое имя далеко за пределами уфимских предместий.
Вслед за Черниковыми-Онучиными в отстроенную крепость Уфу приехали дворяне польского происхождения — братья Иван и Осанчюк
Каловские, получившие 200 четвертей земли, по реке Уфе. Ивану была оказана честь стать воеводой Уфимской крепости. Мужчины следующего поколения Каловских предводительствовали стрелецкими войсками в сражениях с калмыками, сибирскими татарами, участвовали в других военных кампаниях. Завидную стойкость при обороне Уфы от пугачевских повстанцев в 1774 году проявили четыре
дворянина из рода Каловских. двое из них
погибли.
Довольно обширные владения на территории нынешнего Калининского района имел дворянский род Аничковых. Фирс Александрович Аничков в период царствования Михаила Федоровича служил воеводой Уфимской крепости, а его братья Михей и Юрий участвовали в походах против сибирских татар. С не меньшим рвением служили и их сыновья, защищавшие юго-западные границы России от беспокойных кочевников, а один из них — Борис, как некогда его отец Фирс, тоже получил должность уфимского воеводы.
Дворянские семейства Гладышевых, Лопатиных, Тарбеевых жили недалеко друг от друга, довольно часто выясняли отношения, касающиеся вопросов
чести, древности рода, земельных угодий и т. д., но в период опасности всегда
вставали плечом к плечу и вместе отбивали атаки
противника.
Во второй половине XIX века для мелкопоместных дворян наступили
нелегкие времена: устарели прежние формы
хозяйствования, развивался новый класс
— буржуазия, отцветал «вишневый сад».
Февральская революция и октябрьский переворот до
основания потрясли российское дворянство. Следы
Черниковых-Онучиныхвых, Каловских и других
окончательно затерялись в наследство последующим поколениям остались лишь деревни, носящие имена некогда гремевших в
крае, а теперь забытых дворянских родов
На месте села Богородское вырос микрорайон Инорс. Основатель Богородского - подарил краю крещен
из татар по имени Кадом — подарил краю не только это селение, но и целую семью известных революционеров. Братья Эразм. Иван и Михаил Кадомцевы были лично знакомы с Владимиром Генным, который неоднократно посещал их дом в Уфе. Особенно громко фамилия Кадомцевых зазвучала в 1917—1918 годах, когда ими была создана мощная военно-революционная структура — Боевая организация народного вооружения (БОНВ), проводившая в уральском регионе широкомасштабные военные операции по ликвидации антисоветских выступлений русских крестьян, башкир и казаков. В первые месяцы Гражданской войны на территории Южного Урала отряды БОНВ боролись с чехословаками, казаками и белогвардейцами.
С окончательным установлением советской власти для жителей деревни Черниково и других близлежащих селений наступили большие перемены, связанные с началом индустриализации. Перед страной ставилась задача в короткие сроки и форсированными
рывками ликвидировать отставание в промышленном
развитии. В начале 30-х годов на территории
будущего района развернулась грандиозная
стройка по формированию промышленной
инфраструктуры. Наиболее важными объектами
стали электростанция и моторный завод. Кардинальные
изменения в социально-экономической
сфере не могли не отразиться и на административном
управлении. По приказу Башкирского
Центрального Исполкома от 23 декабря 1931
года был организован Черниковский поселковый Совет. Через 5 лет руководство республики вынесло решение о включении территории Черниковского поселкового Совета в состав города Уфы, реорганизованного позднее в Черниковский районный
Совет с центром в селении Моторное и
переданного в подчинение Уфимскому горсовету. Новый район, быстро застраивающийся крупными заводами и фабриками, получил название Сталинский.
Но по-настоящему лицо северной части столицы республики изменилось с началом Великой Отечественной
войны, когда Наркомат обороны распорядился
эвакуировать на восток страны крупнейшие
предприятия военной промышленности, в том числе авиационной. Преимущество фашистской армии в воздухе не позволяло оказывать ей достойное сопротивление, поэтому данному направлению военной индустрии придавалось особое значение.
В декабре 1941 года в Сталинский район из города Рыбинска Ярославской области был эвакуирован моторостроительный завод № 26. Общее руководство эвакуацией предприятия было возложено на будущего директора В.П. Баландина, в то
время заместителя наркома авиационной промышленности.
Завод освоился на производственных
площадках моторного завода по изготовлению
комбайновых двигателей. Разместить станки и различное оборудование оказалось проще, чем прибывших 14,5 тысячи рабочих, 1,7 тысячи инженерно-технических работников и 1,3 тысячи служащих. Общее число рыбинцев, переселившихся в Уфу, составило свыше 50 тысяч человек. К этому времени в столице Башкортостана проживало около 250 тысяч жителей. Таким образом, население Уфы увеличилось сразу на 20 %. Рыбинцев подселяли на квартиры к коренным уфимцам, размещали в тесных бараках, но никто не жаловался на трудности.
17 декабря завод № 26, подключив к себе мощности
девяти близлежащих промышленных предприятий,
приступил к выпуску авиационных двигателей.
Это был настоящий подвиг, потому что в
первые годы войны Башкирия являлась единственным регионом, который поставлял двигатели для боевых самолетов в большом количестве, остальные эвакуированные заводы по изготовлению
авиадвигателей не успели наладить производство. Достаточно сказать, что в годы Великой Отечественной войны в Советском
Союзе было выпущено 137 тысяч
самолетов, из них 97 тысяч летали с
двигателями уфимских моторостроителей. Это притом, что завод одновременно вел и другую хозяйственную деятельность: строил железную (42 км) и автомобильную (45 км) дороги, аэродром, изготовлял для ТЭЦ-2 дополнительный котел и т. д.
Промышленность.
Калининский район считается промышленным по праву. 34 крупных предприятия машиностроения,
электроэнергетической, пищевой, химической,
деревообрабатывающей, медицинской и легкой
отраслей промышленности, строительной индустрии,
черной металлургии работают, несмотря на
общую непростую экономическую ситуацию в
стране. Работают и частные предприятия, а также
около 3 тысяч предпринимателей без образования
юридического лица. Как результат, с 1999
года бюджет района выполняется на 100 и более
процентов. Выпускается свыше 100 видов продукции,
половина которых относится к категории важнейших в
масштабе России. Доля района в общем
промышленном производстве Уфы составляет около 16 %.
В районном Совете и администрации района уверены: ключ к динамичному развитию экономики — это, прежде всего, выработка механизмов поддержки ведущих промышленных предприятий, а также предприятий жилищно-коммунальной сферы и благоустройства.
Переход к рыночному типу хозяйствования поставил перед руководством района широкие задачи, связанные со структурной перестройкой, поисками рыночных ниш для предприятий, сохранением социальной сферы и поддержанием общественной стабильности.
В условиях сокращения государственных заказов и финансирования различных целевых программ из бюджета принимаются меры для стабилизации финансового положения, ряду крупны)
предприятий предоставляются льготные кредиты.
Эти и другие важные мероприятия в области экономики позволили району сохранить за собой одно из ведущих мест среди других районов столицы
Башкортостана.
Анализ социально-экономических показателей последних лет свидетельствует о том, что экономическое развитие Калининского района имеет четко выраженную положительную динамику.
Растет эффективность производства в 2001 году прибыль на крупных промышленных предприятиях к уровню предыдущего года возросла вдвое.
Определяющую роль в районе играет машиностроение. В 2001 году в Послании Президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова Государственному Собранию говорилось, что главной задачей должно стать развитие импортозамещения в
машиностроении, предприятиям этой отрасли будет предоставлено первоочередное
право на получение кредитов, финансовых средств и использование системы целевых налоговых льгот
Машиностроительную как
профилирующую отрасль в районе представляет ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (ОАО УМПО). Доля объединения в общем объеме промышленного производства района составляет 65 %. Двигатели для самолетов «СУ-25», «СУ-27», «МиГ», для
автомобилей марки «Москвич», узлы и
детали для вертолетов, снегоходы «Рысь», водные
мотоциклы, мотоблоки «Урал» и многое
другое — эта продукция хорошо известна в России, в
странах ближнего и дальнего зарубежья.
За время своего
существования (с 1925 г.) предприятие
выпустило более 50 моделей и модификаций
авиационных двигателей для 170 типов летательных
аппаратов, на которых совершен ряд длительных перелетов и поставлено более 80
мировых рекордов. Постановлением Правительства России ОАО УМПО включено в состав предприятий, задействованных в
производстве двигателей пятого
поколения. Успехи акционерного общества в
последние годы во многом обусловлены умелым руководством генерального директора предприятия Валерия Павловича Лесунова, признанного лучшим менеджером России 2000 года.
Качество и надежность изделий ОАО УМПО стало общепризнанной нормой во всем мире. Предприятие отмечено несколькими престижными международными наградами, обладает сертификатом качества международного образца в области производства целого ряда изделий. Не
случайно Президент Российской Федерации В.
В. Путин назвал выпускаемые объединением двигатели для военной авиации гордостью России.
ФГУП Научно-производственное предприятие
«Мотор» (генеральный конструктор Александр
Федорович Ивах), выросшее из конструкторского
бюро по проектированию различных авиадвигателей
для многих типов самолетов, теперь
работает как самостоятельное предприятие. Используя богатый опыт работы
в авиационной промышленности, сегодня НПП
«Мотор» разрабатывает и
изготавливает узлы и детали для паровых турбин, запорной арматуры, других систем ТЭЦ и ГРЭС. Продукция предприятия пользуется широким спросом среди таких гигантов российской электроэнергетики как «Мосэнерго», «Башкирэнерго», «Тюменьэнерго», «Урапэнерго», «Тат-энерго» и крупных ГРЭС.
Страницы: 1, 2, 3
|