Агропромышленный комплекс Российской Федерации, сегодня и завтра
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
Нижнекамский
муниципальный институт 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа 
 
  | 
   Тема: Агропромышленный
  комплекс Российской Федерации, сегодня и завтра. 
   
   | 
  
 
 
 
 
 
 
     | 
  
   Выполнил 
   | 
  
 
     | 
  
   студент 1 курса
  133 группы 
   | 
  
 
     | 
  
   очной формы
  обучения 
   | 
  
 
     | 
  
   
   | 
  
 
     | 
  
   Проверил 
   | 
  
 
     | 
  
   . 
   | 
  
 
  | 
   _______________ 
  (зачтена, не зачтена) 
   | 
  
   _________ 
  (дата) 
   | 
  
   ___________ 
  (подпись) 
   | 
     | 
  
 
   | 
   | 
   | 
   | 
   | 
  
 
 
 
 
 
Нижнекамск 2003 
 План 
Введение.................................................................................................................. 5 
1.Современная ситуация в
агропромышленном комплексе. Ее причины.............. 7 
2. Особенности реформирования АПК РФ........................................................... 14 
2.1 Основные цели реформирования.................................................................. 14 
2.2 Формы государственного
регулирования АПК............................................ 17 
3. Государственной политики в
отношении АПК России.................................... 23 
Заключение............................................................................................................ 32 
Список литературы................................................................................................ 35 
Агропромышленный комплекс
является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три
сферы связанных между собой отраслей—сельское хозяйство и отрасли «до» и
«после» сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс также один из важнейших
в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей
материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого
функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни
населения. 
Начиная с 1992 г., в
агропромышленном комплексе осуществляются институциональные преобразования,
реформирование сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их
внутрихозяйственных отношений, а также активизация межфермерской кооперации.
Следует отметить, что принципиальные изменения сложившейся системы аграрных
отношений были неизбежны, и, прежде всего, была необходима замена административно-распределительных,
командных методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными
на законах рынка. Но аграрные преобразования нужны и важны не сами по себе, а
как условие повышения эффективности производства, обеспечения продовольственной
безопасности страны. 
Однако, к сожалению, наряду с
позитивными изменениями — расширением спектра форм хозяйствования, включая
воссоздание крестьянского уклада, ликвидацией государственной монополии на
землю, расширением прав сельскохозяйственных предприятий, которые ныне сами
определяют специализацию и объемы производимой продукции и свободно
распоряжаются ею, созданием условий перехода к рыночным отношениям в аграрной
сфере и т.д., произошли негативные изменения, приведшие аграрный сектор к
кризису. И случились они главным образом вследствие ошибок и поспешности в
проведении аграрного реформирования. 
Цель данной курсовой работы –
рассмотреть основные задачи, которые стоят перед государственной налоговой
политикой в современных условиях, выделить основные противоречия действующей
ныне в России налоговой системы, а также представить конкретные меры, которые
необходимо осуществить, для того чтобы увеличить стимулирующее воздействие
налогов на сферу производства и в то же время, чтобы остановить сокращение
доходов бюджетов всех уровней. 
В первой главе я рассмотрела
ситуацию, сложившуюся в аграрном секторе России, а также конкретные причины
кризисного состояния агропромышленного комплекса. 
Вторая глава содержит
определение целей, для достижения которых началась аграрная реформа, и
необходимые условия, которые должно соблюдать государства для преодоления
сегодняшнего затяжного кризиса в сельском хозяйстве и сопутствующих отраслях.
Здесь же рассмотрены основные инструменты государственного регулирования, которые
приемлемы в нынешних условиях для стабилизации ситуации и создания предпосылок
к росту агропромышленного производства. 
В третьей главе изложены
возможные пути выхода из кризиса в экономической и социальной областях
агропромышленного комплекса, а также основные направления государственного
регулирования в аграрном секторе экономики. 
Агропромышленный
комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу
основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания
жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей
людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость
населения и эффективность всего национального производства. 
АПК — самый
крупный из основных (базовых) комплексов в экономике страны. В АПК России в
настоящее время занято около 35% всех работающих в сфере материального
производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и
создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйственного комплекса
включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из
сельскохозяйственного сырья производится примерно 70% всего набора
производимых в стране предметов потребления. В розничном товарообороте
продовольственные товары составляют примерно половину.[1] 
К
агропромышленному комплексу относятся все виды производств и производственного
обслуживания, создание и развитие которых подчинены производству конечной
потребительской продукции из сельскохозяйственного сырья. 
Аграрные
преобразования в стране происходили по нескольким направлениям. Первое
- реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов и совхозов,
приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства
производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителя его
продукцию. В стране формируются новые земельные отношения, основу которых
составляет частное землевладение, представленное сельскохозяйственными
предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения,
включающими личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные товарищества.
Из табл.1.1 видно, как в течение 1991-1997 гг. изменилась социальная структура
сельскохозяйственных землепользователей в результате земельной реформы. Доля
государственного сектора в использовании сельскохозяйственных угодий
уменьшилась с 56% в 1991 г. до 13,4 в 1997 г., в то время как удельный вес
частных (коллективных и индивидуально-семейных) хозяйств возрос с 40,3 до
70,9%. За годы реформы приватизировано 91% перерабатывающих предприятий и 77%
предприятий агросервиса. 
Таблица
1.1 
Удельный вес различных категорий землепользователей в
общей площади сельскохозяйственных угодий, %[2] 
 
  | 
   На 1.01. соответствующего года 
   | 
  
   Государственный сектор 
   | 
  
   Сельскохозяйственные организации 
   | 
  
   Частный сектор, индивидуальные семейные хозяйства 
   | 
  
   Земли запаса и другие 
   | 
  
 
  | 
   Государственные предприятия 
   | 
  
   Колхозы 
   | 
  
   Новые формы 
   | 
  
   Фермерские хозяйства 
   | 
  
   Хозяйства населения 
   | 
  
 
  | 
   1991
  г. 
   | 
  
   56,0 
   | 
  
   38,2 
   | 
  
   0,3 
   | 
  
   0,1 
   | 
  
   1,7 
   | 
  
   3,7 
   | 
  
 
  | 
   1992
  г. 
   | 
  
   51,2 
   | 
  
   35,6 
   | 
  
   0,6 
   | 
  
   0,6 
   | 
  
   2,5 
   | 
  
   9,5 
   | 
  
 
  | 
   1993
  г. 
   | 
  
   24,0 
   | 
  
   18,3 
   | 
  
   36,9 
   | 
  
   2,9 
   | 
  
   3,9 
   | 
  
   14,0 
   | 
  
 
  | 
   1994
  г. 
   | 
  
   16,0 
   | 
  
   15,7 
   | 
  
   45,8 
   | 
  
   4,4 
   | 
  
   3,9 
   | 
  
   14,2 
   | 
  
 
  | 
   1995
  г. 
   | 
  
   14,4 
   | 
  
   14,5 
   | 
  
   47,4 
   | 
  
   4,6 
   | 
  
   4,2 
   | 
  
   14,9 
   | 
  
 
  | 
   1996
  г. 
   | 
  
   13,8 
   | 
  
   14,1 
   | 
  
   47,5 
   | 
  
   4,7 
   | 
  
   4,6 
   | 
  
   15,3 
   | 
  
 
  | 
   1997
  г. 
   | 
  
   13,4 
   | 
  
   13,8 
   | 
  
   47,7 
   | 
  
   4,9 
   | 
  
   4,5 
   | 
  
   15,7 
   | 
  
 
Второе - разгосударствление системы
закупок и реализации продукции, продовольственной оптовой и розничной торговли.
В результате резко сократились закупки сельскохозяйственной продукции
государственными заготовительными организациями и потребительской кооперацией.
Стали развиваться новые каналы реализации, в том числе оптовые рынки, биржи,
ярмарки и др. Удельный вес централизованных закупок зерна в общем объеме его
реализации уменьшился с 63% в 1993 г. до 25 в 1997 г., картофеля соответственно
- с 52 до 29, овощей - с 71 до 40, мяса скота и птицы - с 79 до 45, молока и
молочных продуктов - с 97 до 82, яиц - с 92 до 74%.[3] 
Третье - изменение системы
государственного регулирования аграрного сектора: перестройка организационных
структур и методов управления АПК. Начинает формироваться адекватная рынку
финансово-кредитная система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный
кредит, выделяемый на льготных условиях (не более 25% учетной ставки ЦБ), лизинг
на поставку техники и оборудования, добровольное страхование сельскохозяйственной
деятельности. Сельским товаропроизводителям предоставляются льготы по
налогообложению. Начиная с 1994 г., складывается система защиты внутреннего
рынка от импортных товаров путем установления таможенных пошлин, однако общий
уровень тарифов у нас ниже, чем во многих странах с развитой экономикой. 
Четвертое направление реформы связано
с попытками освободить сельскохозяйственные организации от функций по
содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры
посредством передачи последних в ведение сельских муниципалитетов,
сформировать систему социальной защиты безработных и стимулировать несельскохозяйственную
занятость населения. 
Предпринятые в
ходе аграрных преобразований меры не привели к росту сельскохозяйственного производства,
а, наоборот, за период 1991-1997 гг. произошло его существенное сокращение –
около 40% (рис.1.1). В агропромышленном комплексе продолжаются процессы
сокращения ресурсного потенциала, ухудшения финансового состояния хозяйств, а
также снижение почвенного плодородия земель. За последние годы произошло
сокращение доли сельского хозяйства и всего АПК в ВВП: с 1991 по 1997 г. доля
сельского хозяйства в ВВП уменьшилась с 13,7 до 8,4%.[4] 
Индексы объема продукции сельского хозяйства
(в процентах, 1990 г.=100%) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис.1.1 
Резко сократилась
государственная поддержка сельского хозяйства. Доля сельского хозяйства в
расходной части бюджета по сравнению с долей сельского хозяйства в ВВП резко
уменьшилась (с 1991 по 1997 г. она упала с 12 до 2,4%). Почти полностью прекращены
работы по восстановлению и повышению плодородия земли. В 1997 г. против 1990
г. целевые дотации и субсидии сельскохозяйственному производству уменьшились
до 33%, формирование лизингового фонда — до 37%, затраты капитального характера
составили всего 8% от уровня 1996 г., а общее финансирование сельского
хозяйства—71%.[5] 
Выбытие основных
производственных фондов в 1997 г. в 5 раз опережало их ввод. За 1990-1997 гг.
более чем в 17 раз сократились инвестиции в АПК. За счет всех источников
финансирования в 1997 г. освоено капитальных вложений всего 6% к уровню 1991
г. (рис.1.2). На 1 га пашни внесено 12 кг минеральных удобрений, или в 9 раз
меньше, чем в 1990 г., применение органических удобрений за этот период
сократилось в 7 раз, фосфоритование и гипсование земли практически прекращено.
Из-за недостатка техники, горючесмазочных материалов хозяйства вынуждены
проводить полевые работы по упрощенным технологиям. В 1997 г. посевная площадь
сократилась на 3,1 млн. га, вспахано зяби под урожай 1998 г. на 5 млн. га
меньше. Производство скота и птицы за 1997 год уменьшилось на 10%, молока - на
5, шерсти - на 22%. В целом 1997 г. был благоприятным по погодным условиям, что
позволило собрать 88,5 млн. т. зерна, против 69 млн. в 1996 г. 
Капитальные вложения на развитие АПК России (в
сметных ценах 1991 г.)[6] 
 
 
 
 
 
 
 
Рис.1.2 
Несмотря на
значительное увеличение производства наиболее рентабельной продукции - зерна и
сокращение убыточных продуктов  животноводства,  финансовое положение
товаропроизводителей не улучшилось. Удельный вес нерентабельных хозяйств возрос
с 79% в 1996 г. до 81% в 1997 г. Собственные оборотные средства сократились
почти на 40%. Дебиторская задолженность возросла с 13 до 16 млрд. руб., а
кредиторская - с 85 до 112 млрд. руб., или на 42%.[7] Такое положение лишает
сельскохозяйственных производителей возможности нормального функционирования,
так как все поступающие средства списываются с текущих счетов на погашение
имеющейся задолженности. 
Наряду с
обострением традиционных для села социальных проблем (узость сферы приложения
труда, низкий уровень доходов населения, отставание социальной сферы) появились
новые: превышение, начиная с 1992 г., смертности населения над рождаемостью,
рост сельской безработицы (на 01 07.1996 г. она составила 5,2% против 3,5 в
городе[8]);
усиление социальной дифференциации в сельском обществе; свертывание сети объектов
сельской социальной сферы; рост информационной изолированности деревни. 
Переход от одной
системы хозяйствования к другой требует, а в сельском хозяйстве особенно,
относительно продолжительного времени. Такой переход должен включать,
во-первых, подготовительный период, во-вторых, период непосредственных
преобразований. В течение подготовительного периода закладываются правовые,
экономические и организационные условия под будущее реформирование. В течение
второго периода происходит постепенное изменение форм собственности,
преобразование хозяйственной деятельности, управления, развиваются и
укрепляются институты рыночной экономики, складывается новая система
общественных отношений. 
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |