Второе отличие
указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои
рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются
более важными для пользователя, чем само решение.
Третье отличие
связано с использованием нового компонента информационной технологии — знаний.
Основными
компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе,
являются (рис. 7): интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль
создания системы.
Интерфейс
пользователя. Менеджер
(специалист) использует интерфейс для ввода информации и команд в экспертную
систему и получения выходной информации из нее. Команды включают в себя параметры,
направляющие процесс обработки знаний. Информация обычно выдается в форме
значений, присваиваемых определенным переменным.
База знаний. Она содержит факты,
описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов.
Центральное место в базе знаний принадлежит правилам. Правило определяет, что
следует делать в данной конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условия,
которое может выполняться или нет, и действия, которое следует произвести, если
условие выполняется.
Интерпретатор.
Это часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку
знаний (мышление), находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора
сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил (правило за
правилом). Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется
определенное действие, и пользователю предоставляется вариант решения его
проблемы.
Оболочка
экспертных систем представляет собой готовую программную среду, которая может быть
приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей
базы знаний.
Рис. 7 Основные
компоненты информационной технологии экспертных систем
1.2
Виды обеспечения информационных технологий
Структура видов
обеспечения информационных технологий представлена в схеме 1.
Схема 1 Виды
обеспечения информационных технологий
Математическое
обеспечение
состоит из алгоритмического и программного.
Алгоритмическое обеспечение - это
совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в
системе для решения задач и обработки информации.
Программное обеспечение (ПО)
подразделяется на системное и прикладное ПО. Системное ПО - это машинно-ориентированное
ПО. Оно реализовано в виде операционной системы, сетевого ПО, сервисных
программ и систем программирования. Прикладное ПО является проблемно-ориентированным,
и реализуются в виде комплексов программ решения конкретных задач.
Информационное обеспечение - это
совокупность средств и методов построения информационной базы. Оно определяет
способы и формы хранения и отображения информации в организации в виде данных,
документов, графиков и сигналов.
Аппаратное обеспечение информационных
систем состоит из средств: получения, преобразования, передачи и отображения
информации, вычислительной техники, локального управления и регулирования.
Организационное и
методическое
обеспечение - это совокупность средств и методов организации производства и управления
им в условиях внедрения информационной системы. Оно включает в себя методики
проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и
т.д.
2. Автоматизированные информационные технологии в
офисе
Любой офис имеет
следующую структуру представленную: секретарем (осуществляет делопроизводство),
бухгалтерией, аналитическим отделом и производством (если таковое имеется). На
каждом из подразделений ведутся сложные работы, которые, в настоящее время,
облегчаются введением автоматизированных информационных технологий.
Программное
обеспечение секретаря и аналитика, как правило, в каждом офисе одинаково, и
представлено пакетом стандартных программ компании Microsoft Office.
Напротив,
программы работы производственных рабочих и сотрудников бухгалтерии отличаются
разнообразием и могут быть индивидуально разработанными для конкретного офиса.
Рассмотрим каждые
из них.
2.1
Microsoft Office ХР
Microsoft Office ХР – пакет программ, предназначенных для выполнения различных
функций по работе с документами. В отличие от других, программ, выполняющих
аналогичные функции, программы, входящие в Microsoft Office, отличаются широкой
интеграцией между собой, что обеспечивает эффективную работу с документами,
включающими различные по типу части (например, документ Word может содержать таблицу Excel и часть базы данных Access).
В Microsoft Office входит:
·
Word 2002 – мощная
программа для работы с текстовыми документами.
·
Excel 2002 – программа,
предоставляющая широкие функции для работы с электронными таблицами.
·
Access 2003
– сильнейшее средство для работы с базами данных.
·
PowerPoint
2003 - позволяет легко и быстро создать качественные, красиво оформленные
электронные презентации (в виде набора слайдов).
·
Binder –
программа для объединения разных документов Office в одно целое.
·
Outlook 2003
- представляет собой почтового клиента и электронную версию органайзера, причем
Outlook может автоматически отвечать
на различные приглашения, исходя из вашей занятости в тот или иной момент
времени.
·
Photo Editor – приложение Office, обрабатывающее растровые изображения.
·
Различные
вспомогательные программы, работающие вместе с основными приложениями Office: Graph (программа для построения диаграмм и графиков), Equation (программа для вставки в документ
математических и других видов формул) и множество других полезных программ.
2.1.1
Word
Microsoft Word — мощная программа обработки
текстовых документов, имеющая сотни функций, и являющаяся одной из ведущих систем
обработки текстовых документов. Word был первым текстовым процессором, совмещавшим себе широкий спектр
мощнейших средств редактирования, форматирования и публикации документов с
интерфейсом, который новичок мог освоить за считанные минуты. За последние 20
лет Word приобрел новый интерфейс,
новые средства автоматизации, новые функции, помогающие пользователю создавать
любые документы быстро и просто.
Любой текстовый
процессор позволяет хранить текстовую информацию в документе и распечатывать ее
на бумаге, однако Word может
делать гораздо больше этого. На протяжении последних лет компьютерные сети и
мощность вычислительных систем постоянно росли; определение понятия «документ»
расширялось, и совершенствовался вместе с ним. В настоящее Время Word представляет собой
полнофункциональную программу редактирования текстовой и графической
информации, создания Web-страниц и обработки
документов.
При помощи Word можно создавать практически любые
документы и публиковать в электронном виде или в виде печатных копий. Основные
возможности Word можно разделить на
несколько категорий:
·
Редактирование
текста
Текст может
быть введен в документ посредством набора на клавиатуре. Кроме того, можно
вставить в документ определенные текстовые фрагменты или даже целые файлы. Word предоставляет множество функций,
позволяющих выполнять корректорскую правку, редактирование и изменение
текстовой информации наиболее удобным способом. Так, функция автотекста
позволяет вставлять в документы, часто используемые фразы при наборе лишь нескольких
первых букв этих. Функция автокоррекции автоматически исправляет наиболее распространенные
опечатки, орфографические и грамматические ошибки, освобождая пользователя от
необходимости заниматься их исправлением.
·
Форматирование
текста
Word позволяет устанавливать
межстрочный интервал, характер выравнивания и размер отступов, выбирать
гарнитуру и размер шрифта, а также его начертание. Пользователь может
определять стили, включающие в себя несколько параметров форматирования, и
применять все эти параметры одновременно или использовать темы для оформления
Web-страниц в едином ключе при настраиваемых стилях, графике и фоновых
рисунках. Текстовая
информация может быть представлена в виде таблиц, в документах могут быть
определены колонтитулы, простые и концевые сноски, подписи или текстовые рамки
к рисункам и таблицам.
·
Графика
В Word имеется набор встроенных средств для
создания геометрических фигур, линий, прямоугольников, овалов и других простых
графических объектов. Кроме того, имеется возможность выбирать и вставлять в
документы десятки предопределенных фигур и готовых рисунков. Word позволяет импортировать в
документы графику из форматов, поддерживаемых большинством других приложений Windows, а программа Word Photo Editor может быть использована для
просмотра и изменения цифровых фотографий и электронных изображений других
типов.
·
Верстка
Word предоставляет
всевозможные функции верстки, позволяющие размещать текстовую и графическую
информацию на странице для подготовки практически любой полиграфической
продукции, от указателей и бюллетеней до книг и журналов. Например, можно
форматировать текст в виде нескольких колонок, дополнять его графикой, задавать
обтекание текста вокруг врезок и иллюстраций, определять чередующиеся верхние и
нижние колонтитулы (различные для четных и нечетных страниц), создавать
предметный указатель, оглавление и перекрестные ссылки. Совместно с Word поставляется несколько
предопределенных шаблонов для создания различных видов печатной продукции,
которые нетрудно изменить (или создать новые) для соответствия каким-либо
конкретным задачам.
·
Обработка
данных и средства автоматизации
Функция
слияния позволяет извлекать информацию из файла базы данных и создавать на
основе этой информации письма или почтовые наклейки. Используя этот же основной
принцип, можно включать содержимое любого из полей базы данных в любое место
документа и при печати автоматически обновлять содержащуюся в этих полях
информацию. Для автоматизации тех или иных процедур также могут быть
использованы макросы, благодаря чему определенный набор задач может быть
выполнен посредством нажатия всего нескольких кнопок. Кроме того, имеется возможность,
создавать программы на языке Microsoft Visual Basic for Applications, которые могут выполняться автоматически при запуске Word.
·
Web-публикации
Расширенный набор
средств Word 2003 для публикации
документов в Web позволяет определять формат
документов, предназначенных для такой публикации, в точном соответствии с
замыслом пользователя. Word может быть использован для создания Web-страниц, включающих
формы, таблицы, электронные таблицы Microsoft Excel, графику, аудио- и видеоклипы, звуки, анимацию и прочие
компоненты. Новый редактор сценариев позволяет создавать и включать в Web-страницы HTML-сценарии. Доступ к ресурсам Web может быть осуществлен
непосредственно из Word, и любой документ может быть
дополнен гипертекстовыми ссылками.
·
Коллективная
работа
Во многих
организациях работа над документами ведется целыми коллективами. В состав Word входят ряд функций, направленных на
облегчение процесса управления коллективной обработкой документов. В документы Word могут быть включены текстовые и
речевые комментарии; Word позволяет
синхронизировать различные версии и варианты документов и направлять документы
группе рецензентов по маршруту. Кроме того, имеется возможность вставлять комментарии
рецензентов в Web-страницы и планировать
конференции средствами Microsoft NetMeeting.
·
Интеграция
Word поддерживает разработанный Microsoft механизм связывания и внедрения
объектов OLE, что обеспечивает
возможность разделения данных и функций с любыми программами, для которых
реализована поддержка OLE. Являясь частью Microsoft Office, Word может использовать данные
совместно с Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Access и Microsoft Outlook, а также с Microsoft Internet Explorer. Вот несколько примеров такого использования:
1)
Переход к
Web-странице внутри документа Word (для выполнения этой операции в
качестве Web-браузера запускается Internet Explorer).
2)
Просмотр
создаваемых в Word Web-страниц с использованием Internet Explorer.
3)
Вставка
таблиц Excel в документы Word и их автоматическое обновление при
изменении данных в Excel.
4)
Вставка
полей Access в документы Word и их автоматическое обновление при
изменении данных в Access.
5)
Использование
адресов, хранящихся в базе данных Access, для создания бланков писем в Word.
6)
Использование
тем форматирования Web-страниц в формах Access.
7)
Использование
единых словарей для проверки орфографии в Word, Excel, PowerPoint, Outlook и Access, благодаря чему слова,
добавленные в единый пользовательский словарь, становятся доступными всем
приложениям Office.
8)
Передача
документов по электронной почте непосредственно из Word на основе определенного в Outlook почтового профиля.
9)
Вставка
слайдов или наборов слайдов PowerPoint в документы Word.
·
Настройка
параметров
Параметры Word могут быть настроены в соответствии
с любыми конкретными требованиями рабочей среды. Например, имеется возможность
выполнять следующие настройки:
1)
Создавать,
изменять или удалять меню, команды меню, панели инструментов и кнопки панелей
инструментов.
2)
Скрывать,
перемещать и организовывать панели инструментов.
3)
Создавать
или изменять горячие клавиши для любой операции Word.
4)
Создавать
или изменять шаблоны, на основе которых создается новые документы.
5)
Выбирать
и изменять язык для проверки орфографии и грамматики в Word.
6)
Изменять
язык интерфейса Word.
7)
Выбирать
в качестве единиц измерения Word
дюймы, сантиметры, пункты или пики.
8)
Добавлять
новые шрифты.
·
Автоматизация
И, наконец, Word располагает богатейшим набором
средств автоматизации создания документов. Выше уже были упомянуты функции
автозамены и автотекста, однако это еще далеко не все. Функция автоформата
позволяет выполнять форматирование текста по мере набора, например,
автоматически создавать маркированные и нумерованные списки или заменять Web-адреса действующими гипертекстовыми
ссылками. Адаптивные меню и панели инструментов перемещают наиболее часто
используемые команды в более доступные места, что облегчает доступ к ним. А
мастера упрощают процедуру создания писем, бюллетеней, Web-страниц и прочих типов документов.
В Word 2002 компания Microsoft реализовала десятки новых функций.
Некоторые из них направлены на облегчение работы администраторов вычислительных
сетей, которые должны контролировать работу большого количества пользователей Word, однако большая часть новых функций
призвана улучшить условия работы индивидуальных пользователей.
·
Установка
Ряд нововведений,
реализованных в функции установки Word, облегчает работу индивидуальных пользователей:
1)
Функции
автоматизации установки Intelligent Install. Office 2003 автоматически
определяет оптимальный характер установки на основании состава уже
установленного и используемого программного обеспечения.
2)
Установка
по необходимости. Word не устанавливает каждый отдельно взятый шаблон, тему или
другой файл, — вместо этого Word
устанавливает лишь некоторые файлы и предлагает установить тот или иной
компонент, когда в нем возникает необходимость. Эта возможность позволяет
получить значительную экономию дискового пространства.
3)
Мастер
профилей Office. Эта новая программа
сохраняет пользовательские настройки и позволяет создавать или восстанавливать
их по мере необходимости. Такая возможность особенно полезна при переходе на
другой компьютер в сети или переносе Word на портативный компьютера.
·
Самодиагностика
и восстановление
Теперь Word и приложения Office могут автоматически проверять
входящие в их состав файлы на наличие сбоев и восстанавливать их. Эти функции
реализуются средствами следующих мастеров и команд:
1)
Мастер
настройки Office автоматически выявляет
наличие ошибок при запуске Word и
позволяет исправить их. Он производит проверку на наличие поврежденных данных в
реестре и файлах, выявляет недостающие файлы, необходимые для работы приложений
Office, и другие неполадки.
После этого мастер сообщает, где можно отыскать необходимые файлы, если
требуется их установка.
2)
Мастер
очистки Office выявляет файлы предыдущих
версий Office и позволяет удалить все
эти файлы.
3)
Команда
меню Справка (Help) «Найти и устранить»
выявляет проблемы, связанные с файлами, не являющимися необходимыми для
функционирования Word, такими как файлы шрифтов
и шаблонов.
4)
Теперь
разработчики макросов могут использовать цифровые подписи для идентификации
своих макросов, что предотвратит отображение предупреждения о наличии макросов
при открытии документа.
·
Повышение
производительности
Word предоставляет ряд новых функций,
призванных повысить производительность работы пользователя:
1)
В
новых окнах диалога для открытия и сохранения документов отображается на 50%
больше файлов, чем в предыдущих версиях Word. Новая панель адресов позволяет осуществлять доступ к
наиболее часто используемым папкам посредством одного щелчка; на ней имеется
значок «Журнал» (History), позволяющий получить
доступ к 20-50 документам, с которыми работал пользователь. Новая кнопка «Назад» (Back), аналогичная кнопке Web-браузера, позволяет перейти к
последнему файлу, с которым велась работа.
2)
В меню
и на панелях инструментов при первом запуске программы теперь отображается
только наиболее часто используемые команды. Word автоматически добавляет команды и кнопки в рабочий набор и
удаляет их в зависимости от интенсивности их использования.
3)
В панели
задач Windows теперь отображается
отдельные кнопки для каждого открытого в Word документа, что позволяет переходить к требуемому документу
как при помощи меню «Окно» (Windows),
так и используя панель задач.
4)
Скрытие
и отображение помощника Office значительно упрощенно.
Теперь помощник не имеет отдельного окна (он просто отображается на экране) и
при желании может быть полностью отключен.
5)
Теперь
в буфер обмена могут быть помещены десятки различных элементов. Новая панель
инструментов «Буфер обмена» (Clipboard) отображает содержимое буфера и позволяет вставлять хранящиеся в нем
элементы как по отдельности, так и группами.
6)
Новые
параметры окна диалога «Печать» (Print) позволяет Word
автоматически изменять масштаб документа для печати нескольких страниц
документа на одном листе или при использовании бумаги нестандартных размеров.
·
Редактирование
и форматирование
Передовые функции
редактирования и форматирования Word постоянно совершенствуются. В число новых функций входят следующие:
1)
Новая
функция свободного ввода может быть использована в режимах разметки страницы и Web-документа для задания или изменения
позиций табуляции и выравнивания текста посредством двойного щелчка на любой
свободной строке документа. Например, если дважды щелкнуть мышью у правого края
пустой строки, Word будет выравнивать
вводимый текст по правому краю.
2)
Теперь
Word позволяет создавать
вложенные и перемещаемые таблицы, располагать таблицы рядом и создавать
встроенные строки заголовков таблиц. Кроме того, команда «Нарисовать таблицу» (Table) позволяет начертить таблицу вокруг
набранного текста.
3)
Функция
автозамены, направленная на повышение производительности; работы, теперь
использует для выявления и исправления слов с орфографическими ошибками
пользовательский словарь.
4)
Расширенный
орфографический словарь снижает количество неверно распознаваемых
орфографических ошибок.
·
Графика
Библиотека
предопределенных картинок теперь имеет интерфейс, сходный с интерфейсом Web-браузера, и дополнена новыми
рисунками, звуками и анимированными клипами! В процессе редактирования
документа окно библиотеки может оставаться открытым; имеется возможность
изменять размеры окна и перетаскивать картинки в документ. Кроме того,
библиотека имеет встроенную функцию поиска. Эта функция позволяет, например,
выбрать картинку, имеющую отношение к финансам, и выполнить поиск сходных
картинок. Имеется также возможность создания пользовательских категорий
картинок, звуков и аннотированных клипов.
·
Коллективная
работа
Компания Microsoft интегрировала свои последние
разработки в области коллективной работы в Word другие приложения Office. Можно, например,
планировать и участвовать в конференциях NetMeeting в процессе работы в Word или использовать Word для создания и управления
сетевыми конференциями на базе Web-документов.
Имеется также возможность выбора и включения требуемой электронной подписи в
создаваемые средствами Word сообщения электронной почты.
Заключение
Автоматизированные
информационные технологии систем электронного документооборота организуют свою
деятельность так, что используются в качестве инструмента для решения проблем. Автоматизация
офиса призвана для оснащения коммуникации персонала. Используясь совместно,
коммуникации, обеспечивают автоматизацию управленческого труда. Это необходимо
для быстрого и правильного выполнения поставленных задач, чтобы сократить или
удалить дублирование действий, чтобы создать центры ответственности, чтобы
обеспечить стабильность. Информационные системы должны поддерживать эти цели. Они
обеспечивают определенные преимущества, перед конкурентами автоматизируя
операции внутри системы и улучшая качество или поставку конечного продукта
организации. Преимущества проявляются в поддержке операционного контроля,
управленческого контроля и в стратегическом планировании.
Также
информационные системы улучшают качество продукта, расширяя его документальную
базу и сервис. Используя глобальную компьютерную сеть Интернет, руководители
способны получать и обмениваться оперативной информацией, а также проводить
различного рода исследования.
Все большее число
организаций используют в учете современные средства вычислительной техники и
самое разнообразное программное обеспечение. Каждый пользователь может выбрать
программное обеспечение, соответствующее потребностям и возможностям
предприятия.
В комплексных
информационных системах важно то, что они увязывают в единое целое все
информационные потоки предприятия, хранят всю информацию в единой базе.
Благодаря этому существенно снижается трудоемкость выполнения многих процедур.
Комплексные
информационные системы высвобождают творческий потенциал специалистов,
позволяют планировать материальные, финансовые и трудовые ресурсы, получать
информацию, которую без использования подобных систем невозможно.
Таким образом,
использование автоматизированных информационных технологий систем электронного
документооборота - залог успешной управленческой деятельности и
документационного обеспечения управленческой деятельности.
Список
используемой литературы
1.
Информатика. Учебник, под ред. Макаровой
Н.В. М.: Финансы статистика, 2003, 768 с, ил.
2.
Научные основы
организации управления и построения АСУ / Под ред. В. Л. Бройдо, В. С.
Крылова. - М.: Высшая школа, 2001
3.
Пономарева
К.В., Кузьмин Л.Г. Информационное обеспечение АСУ - М.: Высшая школа, 2002
4.
Суханов
А.П. Информация
и прогресс. - Новосибирск: Наука, 1999.
5.
Чарльз
Рабин. Эффективная работа с Microsoft Word.- СПб: Питер, 2000.- 725с.
6.
Справочная
система Microsoft Office.
7.
«Компьютерная
газета» статья Сергея и Марины Бондаренко, http://www.3domen.com
8.
Леонтьев
В.П. Персональный компьютер. Карманный справочник. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
-928.: ил.
9.Автоматизированные
информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Г. А.Титоренко – М.:
ЮНИТИ, 2000.- 400с.
Страницы: 1, 2
|