|
3.1. Расчет системы подчиненного регулирования координатэлектроприводаРассчитаем параметры САУ на основе элементов УБСР-АИ, входящих в состав комплектного электропривода КТЭУ. Система построена по принципу подчиненного регулирования с зависимым регулированием тока возбуждения от тока якорной цепи при значениях тока якорной цепи менее 0,5Iдв ном . Расчет конкретных параметров САУ произведем, используя структурную схему, построенную по математическому описанию электромеханических процессов в абсолютных единицах.[3] При расчете принимаем следующие допущения: - механическая система представляется в виде одномассовой системы; - демпфирующее действие вихревых токов в шихтованной станине электродвигателя не учитывается. 3.2.Расчет контура регулирования тока возбужденияСтруктурная и функциональная схемы контура регулирования тока возбуждения представлены на рис.3.1. 3.2.l. Постоянная времени фильтра Тфв рассчитывается по формуле: (3.1) где к=5¸6 - коэффициент, учитывающий уменьшение уровня пульсаций [3]; m=6 - пульсация сигнала за период для мостовой схемы; f=50 Гц - частота питающей сети. 3.2.2. Постоянная времени контура тока возбуждения Т¢m в: Т¢mв=Тmв+Тфв=0,02+0,0025=0,0225 с, (3.2) где Тm в - постоянная времени тиристорного возбудителя, с; Тфв - постоянная времени фильтра, с. 3.2.3. Параметры фильтра (Rф ,Сф ): Сф=Тфв/Rф=0,0025/100=25×10-6 Ф, (3.3) где Rф=10¸100 Ом - сопротивление фильтра; Сф - емкость фильтра. 3.2.4. Передаточный коэффициент цепи обратной связи Кв: (3.4) где Rзтв и Rтв - входные сопротивления регулятора (Rзтв=Rтв); Uдтв=10В - напряжение выхода датчика тока при номинальном токе Iв ном . 3.2.5. Статическую ошибку DIв для пропорционального регулятора определим по формуле: (3.5)
где Iв ном - номинальный ток возбуждения, А; Тв - постоянная времени обмотки возбуждения, с; атв=2 - коэффициент настройки контура, принимаемый по условию модульного оптимума [3]; Т¢mв - постоянная времени контура тока возбуждения, с. Решение: Реализовать условие Uдв=Uдтв и выбрать значение входных сопротивление регулятора тока возбуждения: Rзтв=Rтв=10 кОм 3.2.6. Требуемый коэффициент датчика тока Кдтв определим по формуле: (3.6) где Iш ном - номинальный ток шунта, А; Iв ном - номинальный ток возбуждения, А; Кв - передаточный коэффициент цепи обратной связи; Кшв=Uш ном /Iш ном - коэффициент шунта. Предварительно применим ячейку датчика тока типа ДТ-3АИ(УБСР-АИ), коэффициент передачи которого регулируется в пределах 53,3¸133,3. Для уменьшения требуемого коэффициента датчика тока применить два шунта типа 75ШСМ 200А, соединенных параллельно друг другу [3]. 3.2.7. Сопротивление обратной связи регулятора тока возбуждения Rотв вычислим по формуле: (3.7) где Rзтв - входное сопротивление регулятора тока возбуждения, Ом; Тв - постоянная времени обмотки возбуждения, с; rв - сопротивление обмотки возбуждения, Ом; атв - коэффициент настройки контура на модульный оптимум; Т¢mв - постоянная времени контура тока возбуждения, с; Ктв - передаточный коэффициент тиристорного возбудителя; Кв - передаточный коэффициент обратной связи. 3.2.8. Установившиеся уровни выходного напряжения регулятора тока возбуждения для номинального и форсированного режимов Uртв ном Uртв ф рассчитаем по формулам: (3.8) где Uв ном - номинальное напряжение обмотки возбуждения, В; Ктв - передаточный коэффициент обмотки возбуждения; Кф - коэффициент форсировки. Окончательно выберем ячейку датчика тока ДТ-3АИ (УБСР-АИ). 3.3. Расчет контура регулирования тока якорной цепиСтруктурная и функциональная схемы контура регулирования тока якорной цепи представлена на рис.3.2. 3.3.1. Постоянную времени фильтра Тфт на входе датчика тока рассчитываем по формуле: (3.9) где к=5¸6 - коэффициент, учитывающий уменьшение уровня пульсаций [3] m=12 - пульсация сигнала за период для двойной трехфазной мостовой схемы; f=50Гц - частота питающей сети. 3.3.2. Емкость Т-образного фильтра рассчитаем по формуле: Сф=Тфт/Rф=0,00125/100=12,5 мкФ, (3.10) где Rф - сопротивление, принимаемое в пределах 10¸100 Ом. 3.3.3. Эквивалентную не компенсируемую постоянную времени контура тока вычислим по формуле: Т¢mт=Тmт+Тфт=0,02+0,00125=0,02125 с, (3.11) где Тmт=0,02с - постоянная времени тиристорного преобразователя. Решение: примем согласованное управление током якоря Iя и током возбуждения Iв в функции напряжения на выходе регулятора скорости Uрс. Применим условие начала реверсирования Iв/Iя=0,5I, т.е. уровень тока якоря, с которого начинается изменение тока возбуждения, составляет iя рев=0,5.
3.3.4. Допустимое значение скорости изменения тока якоря рассчитывается по формуле: (3.12) где Кп=2 - коэффициент, учитывающий перегрузку по току якоря [3]; Тв - постоянная времени обмотки возбуждения двигателя, с; Кф - коэффициент форсировки; iя рев - относительное значение тока якоря, при котором начинается изменение тока возбуждения (реверс). 3.3.5. Максимальное значение параметра настройки регулятора тока ат определяется из условия: (3.13) Решение: Параметр настройки регулятора тока принять по условию модульного оптимума, т.е. ат=2.
3.3.6. Передаточный коэффициент обратной связи контура тока определяются по формуле: (3.14) где Rзт и Rт - входные сопротивления регулятора тока, отношение которых принимается равным единице; Uдт max - не должно превышать 15 В (напряжение питания УБСР-АИ) 3.3.7. Коэффициент шунта определяется по паспортным данным: Кш=Uш ном /Iш ном=0,075/10000=75×10-6 В/А, (3.15) где Uш ном=75 мВ для шунта 75 ШСМ [3]; Iш ном - номинальный ток шунта. 3.3.8. Коэффициент датчика тока определяется по формуле: (3.16) 3.3.9. Параметры регулятора тока вычисляем по формуле: (3.17) Rот=Тя/Сот=0,08×10-3/(2×10-6×0,01438)=2,78 кОм, где Тит - постоянная времени интегральной части ПИ-регулятора, с; Сот=2¸3мкФ - емкость обратной связи регулятора токам [3]; Тя=Lя/Rя - постоянная времени якорной цепи, с; Ктп, Rя, Lz - заданные величины. 3.3.10. Постоянная времени интегратора: (3.18) где iя max=Iя max /Iя ном=7610/5740=1,33.
3.3.11. Коэффициент усиления нелинейного элемента в линейной зоне: (3.19) 3.3.12. Сопротивление обратной связи R3 при R1=10 кОм: R3=R1×Кнэ=10Кнэ=10×35,3=353 Ом. (3.20) 3.3.13. Входное сопротивление R4 для усилителя У2 при С1=3 мкФ: R4=Тип/С1=3/(3×10-6)=100 кОм. (3.21) 3.3.14. Напряжение ограничения усилителя У1: (3.22) 3.3.15. Входное сопротивление R2 для усилителя У1: R2=R1=10 кОм. (3.23) 3.4. Расчет контура регулирования скорости3.4.1. Максимальное значение приращения движущего усилия DFст max определяют из условия: DFст max £ 0,1F1=0,1×339400=33,94 кН, (3.24) где F1 - движущее усилие, равное статическому в начальный момент времени, Н. Решение: Примем максимальное значение движущего усилия, при котором в замкнутой системе регулирования скорость не должна изменится более, чем на 1%: DVmax=0,01×16=0,16 м/с. (3.25) 3.4.2. Абсолютное значение статической ошибки в замкнутой системе управления DVа определим по формуле: (3.26) где ас=2 - параметр настройки регулятора скорости [3]; Тmс=а2т(Тm+Тфт)+Тфс=4(0,02+0,0125)+0,02=0,15 с - эквивалентная не компенсируемая постоянная времени контура скорости, с; ат=2 - параметр настройки регулятора тока [3]; Тm=0,02с - постоянная времени тиристорного преобразователя [3]; Тфт - постоянная времени фильтра на входе датчика тока, с; - постоянная времени фильтра на входе датчика скорости, с; К=3 - кратность уменьшения пульсации напряжения тахогенератора [3]; - частота полюсных пульсаций тахогенератора, Гц; КК, КV - заданные величины; Тм - электромеханическая постоянная времени электропривода, с; m, RS - ранее рассчитанные величины. 3.4.3. Относительное значение статической ошибки при установившемся режиме в замкнутой системе определим по формуле: DV%=(DVa/Vmax)100%=(0,054/16)100=0,34 < 1%. (3.27) 3.4.4. Время регулирования определили по формуле: (3.28) где d=0,03 - допустимая динамическая ошибка по скорости [3]; Vmax - максимальная скорость движения подъемных сосудов, м/с; аmax - максимальное ускорение в период разгона и замедления, м/с2. 3.4.4. Масштаб времени Z определили по формуле: Z=tрег/tнор=3/6=0,5 с, (3.29) где tнор=6 с - нормированное время переходного процесса [3]. Принимаем график переходного процесса для параметров Z=0,5, Qт=0,15 [5]. 3.4.5. Параметры настройки двухкратноинтегрирующего контура скорости определяем из условия равенства выражений: всас2ат2Qm2=2,5Z2; всасатQm=2,5Z. (3.30) Отсюда вс=2,5; ас=Z/(атQm)=0,5/(2´0,15)=1,7. (3.31) Решение: Приняли структурную и функциональную схемы контура регулирования скорости (рис.3.3)
3.4.6. Коэффициент обратной связи по скорости рассчитали по формуле: (3.32)
где Rзс=Rс; Uдс - напряжение, В, снимаемое с датчика скорости при скорости подъема Vmax , м/с. Используем ячейку датчика напряжения ДН-2АИ (УБСР-АИ), и присоединим его вход к выходу тахогенератора с помощью делителя напряжения Rд¢ и Rд². Принять |Uдс|=|Vmax| [3]. 3.4.7. Напряжение, снимаемое с тахогенератора, определили по формуле: (3.33) где Uтг ном - номинальное напряжение тахогенератора, В; nтг ном - номинальная частота вращения тахогенератора, об/мин; nдв ном - номинальная частота вращения двигателя, об/мин. 3.4.8. Полное сопротивление делителя напряжения определим по формуле: Rд=Uтг/Iтг ном=149,5/0,1=1,5 кОм, (3.34) где Iтг ном - номинальный ток тахогенератора, А. 3.4.9. Мощность резисторов: Pд=UтгIтг ном=149,5´0,1=14,95 Вт. (3.35) (3.36) Условие согласования: Rд¢£=2400/10=240 Ом, (3.37) где Rвх д=2,4кОм - входное сопротивление датчика ДН-2АИ(УБСР-АИ) Передаточная функция ПИ-регулятора скорости имеет вид: (3.38) 3.4.10. Параметры ПИ-регулятора скорости: (3.39) Условие жесткости подъемных канатов: так как Кпс³10 необходимо принять демпфирующий коэффициент (3.40) где Кпс=10 [3]. 3.4.11. Постоянная времени интегральной части ПИ-регулятора скорости: (3.41)
Применим ячейку регулятора скорости РС-1АИ (УБСР-АИ). 3.4.12. Входные сопротивления регулятора скорости (Сос=2мкФ): Rзс=Rс=Тис/Сос=0,03/(2×10-6)=15 кОм. (3.42) 3.4.13. Сопротивление обратной связи регулятора скорости: Rос=RзсКпс=15000×21,4=321 кОм. (3.43) 3.4.14. Параметры фильтра на входе регулятора скорости: Тф¢=всасТmс=2,5×1,7×0,15=0,64 с; (3.44) Сфс=Тф¢/(0,5Rзс)=0,64/(0,5×15000)=0,85 мкФ. (3.45) 4. Список используемой литературы1. Родченко А.Я., Евсеев Ю.В. Автоматизированный электропривод многоканатной подъемной установки. Ч.1. Механическая часть электропривода: Учеб.пособие /Норильский индустр. ин-т.– Норильск, 1996.-44с. 2. Писарев А.И., Родченко А.Я. Автоматизированный электропривод многоканатной подъемной установки. Ч.2. Система «управляемый выпрямитель – двигатель» с реверсом возбуждения двигателя. Силовые элементы электропривода: Учеб.пособие /Норильский индустр. ин-т.– Норильск, 1996.-48с. 3. Писарев А.И., Родченко А.Я. Автоматизированный электропривод многоканатной подъемной установки. Ч.3. Система «управляемый выпрямитель – двигатель» с реверсом возбуждения двигателя. Автоматическое управление электроприводом: Учеб.пособие /Норильский индустр. ин-т.– Норильск, 1996.-26с. 4. Комплектные тиристорные электроприводы:Справочник / И.Х.Евзеров, А.С.Горобец, Б.И.Мошкович и др.; Под ред. канд. техн.наук В.М.Перельмутера.- М.:Энергоатомиздат, 1988.-319с.:ил. 5. Католиков В.Е., Динкель А.Д., Седунин А.М. Тиристорный электропривод с реверсом возбуждения двигателя рудничного подъема.- М.:Недра, 1990.-382с.:ил. 6. Тиристорный электропривод рудничного подъема / А.Д.Динкель, В.Е.Католиков, В.И.Петренко, Л.М.Ковалев.-М.:Недра, 1977.-312с.:ил. 7. Александров К.К., Кузьмина Е.Г., Электротехнические чертежи и схемы.- М.:Энергоатомиздат, 1990.- 288с.:ил. 8. Католиков В.Е., Динкель А.Д., Седунин А.М. Автоматизированный электропривод подъемных установок глубоких шахт.- М.:Недра, 1983.-270с.:ил. 9. Малиновский А.К., Автоматизированный электропривод машин и установок шахт и рудников: Учебник для вузов.- М.:Недра,1987.- 277с.:ил. 10. Хаджиков Р.Н., Бутаков С.А., Горная механика:Учебник для техникумов.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.:Недра, 1982.-407с. |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.