Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе
Содержание 
 
Содержание                                                                                                      
2 
Введение                                                                                                           
3 
1. Описание экономико-организационной
сущности задачи                       5 
2. Описание входной
информации                                                                  8 
3. Описание выходной
информации                                                              11 
4. Описание алгоритма решения
задачи                                                        16 
5. Описание используемой
условно-постоянной информации                   17                           
Заключение                                                                 
                                     21 
Список использованной
литературы                                                             22 
Приложение 
Введение 
 
Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в
систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и
Правительству Российской Федерации. 
Основной задачей Государственной налоговой
службы Российской Федерации является контроль за
соблюдением законодательства о налогах, правильностью их
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующие бюджеты государственных налогов и других
платежей, установленных законодательством. 
Целью системы управления налогообложением
является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия
субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве
объектов управления выступают предприятия и организации
различных форм собственности и население. Субъектом
управления является государство в лице налоговой службы.  Воздействие
осуществляется через систему установленных законодательством
налогов. 
Эффективное функционирование налоговой
системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной
технике. С этой целью в органах
налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации
функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и
внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по
налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней
налоговых служб достоверной информацией. 
Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе — это совокупность
методов, информационных процессов и
программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку,
обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение
и отображение информации с целью снижения трудоемкости
процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности 
Информационное 
обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов,
кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в
процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте
система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее
основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие
классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и
базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия
пользователями и т.д. 
Система
показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют
объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое
состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом
и т.д. 
Организационно-экономическая
сущность задачи. 
 
  Наименование
задачи: обработка и принятие документов по налогу на добавленную стоимость. 
Место решения
задачи:  
·                  
организации; 
·                  
индивидуальные
предприниматели; 
·                  
лица,
перемещающие товар через таможенную границу; 
·                  
Государственная
налоговая служба. 
Цели
решения задачи:  
·                  
повышение оперативности получения информации
для быстрого принятия мер по обеспечению
эффективного сбора налогов; 
·                  
снижение трудоемкости и сроков сбора, поиска,
обработки информации в структурных подразделениях налоговых
инспекций; 
·                  
упорядочение внутренних и внешних потоков
информации с целью исключения дублирования процессов их обработки; 
·                  
автоматизация планово-учетных, финансовых и
статистических работ; 
·                  
повышение полноты и достоверности
представляемой информации, что необходимо для объективной
оценки состояния дел в районе и регионе в целом, а также для возможности
комплексного прогнозирования динамики поступления налогов; 
·                  
улучшение качества и оперативности
бухгалтерского учета, углубленный анализ динамики поступления сумм налогов и
возможность прогноза этой динамики; 
·                  
обеспечение полной и своевременной
информированности налоговых инспекций всех уровней о
налоговом законодательстве на любую дату учета, начиная с текущей
и ранее; 
·                  
своевременное информирование администрации
обслуживаемой территории о поступлении налогов и соблюдении налогового
законодательства; 
·                  
сокращение объема бумажного документооборота; 
·                  
совершенствование оперативности и качества принимаемых решений по управлению налогообложением с целью повышения  
эффективности  его функционирования. 
Периодичность и
сроки решения задачи: ежемесячно, но не позднее 20-го числа месяца, следующего
за отчётным периодом либо ежеквартально, но не позднее 20-го числа месяца,
следующего за отчётным периодом, если сумма выручки от реализации товаров
(работ, услуг) без НДС  не превысила 2 млн. руб. ежемесячно (в течение
квартала). 
 
Рис. 1. Источники
информации и её адресаты 
 
Информационные
связи с другими задачами: на данной схеме отражена четкая взаимосвязь входной и
выходной информации. 
 
Входная
информация 
Выходная
информация 
 
Рис.2.
Взаимосвязь водной и выходной информации. 
 
Описание входной
информации 
 
Входная
информация-это информация, на основе которой может быть получена выходная
информация. Определение перечня
входной информации производится
с учётом методов анализа и характера анализируемого объекта. 
 В данной задаче
по определению суммы НДС входной информацией являются документы, которые
установлены налоговым законодательством. Их ведение обязательно, т.к. именно
они составляют информационную базу для начисления суммы НДС, подлежащей уплате
в бюджет: 
·  журнал учёта полученных и
выставленных счётов-фактур; 
·  книга покупок; 
·  книга продаж. 
Специальная
система учёта НДС обеспечивает отражение текущих расчётов по НДС на счетах
бухгалтерского учёта, формирование счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. 
Подсистема
автоматизирует все необходимые процедуры, в частности формирование главного
документа – счёта-фактуры (приложение 1). 
Счёт-фактура – это первичный учётный документ,
который оформляется продавцом продукции, направляется покупателю продукции и
служит основанием для принятия суммы НДС. Счет-фактура
- это документ, на основании которого покупатель (заказчик) сможет принять к
вычету НДС, который он уплатил своему поставщику (исполнителю). 
Таким образом,
счет-фактура является документом налогового учета и применяется исключительно
для целей правильного исчисления и уплаты НДС. Составлять счета-фактуры должны все
налогоплательщики НДС.  
В счёт-фактуру в
обязательном порядке должны вводиться обязательные реквизиты. Как правило, атрибуты продавца не вводятся, так как они уже присутствуют
на экране.
Вводу подлежит следующая информация: 
·     
порядковый номер и дата выписки
счета-фактуры;  
·     
 наименование, адрес и
идентификационные номера покупателя; 
·     
наименование и адрес грузоотправителя и
грузополучателя;  
·     
номер платежно-расчетного документа — в
случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок
товаров, выполнения работ либо оказания услуг; 
·     
наименование поставляемых (отгруженных)
товаров либо описание выполненных работ, оказанных услуг и
единица измерения (при возможности ее указания); 
·     
количество (объем) поставляемых по счету-фактуре товаров, работ, услуг исходя из принятых по нему единиц измерения
(при возможности их указания); 
·     
цена (тариф) за единицу измерения 
·     
сумма акциза по подакцизным товарам;  
·     
налоговая ставка; 
·     
страна происхождения товара и номер грузовой
таможенной декларации — в отношении товаров, страной происхождения которых не
является РФ (налогоплательщик, реализующий такие товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах); 
·     
номер таможенной декларации; 
·     
подписи и печати продавца и покупателя.  
При регистрации в информационной базе
документов поступления товаров и услуг, сумма НДС рассчитывается автоматически. 
После завершения отчётного периода
рассчитывается сумма НДС, причитающаяся к перечислению в бюджет. 
Первый
экземпляр счета-фактуры отдается покупателю, второй экземпляр – продавцу. Все
выписанные счета-фактуры поставщиком заносятся в книгу продаж. Полученные счета-фактуры
регистрируются в книге покупок. Данные записи являются основанием для
составления бухгалтерских проводок. Такое отражение в документах необходимо для
проверки правильности расчета НДС. После завершения отчётного
периода рассчитывается сумма НДС, причитающаяся к перечислению в бюджет. 
 
Таблица 1. 
 Структура входного документа (ввод
счёта-фактуры) 
 
 
  | 
   Наименование поля 
   | 
  
   Тип данных 
   | 
  
   Разрядность 
   | 
  
 
  | 
   Порядковый номер 
   | 
  
   Числовой 
   | 
  
   8 
   | 
  
 
  | 
   Дата 
   | 
  
   Числовой 
   | 
  
   8 
   | 
  
 
  | 
   Наименование покупателя 
   | 
  
   Символьный 
   | 
  
   30 
   | 
  
 
  | 
   Адрес 
   | 
  
   Символьный 
   | 
  
   30 
   | 
  
 
  | 
   ИНН 
   | 
  
   Числовой 
   | 
  
   12 
   | 
  
 
  | 
   Наименование товара 
   | 
  
   Символьный 
   | 
  
   20 
   | 
  
 
  | 
   Единица измерения 
   | 
  
   Символьный 
   | 
  
   2 
   | 
  
 
  | 
   Количество 
   | 
  
   Числовой 
   | 
  
   4 
   | 
  
 
  | 
   Цена, сумма 
   | 
  
   Числовой 
   | 
  
   8 
   | 
  
 
  | 
   Налоговая ставка 
   | 
  
   Числовой 
   | 
  
   2 
   | 
  
 
  | 
   Страна происхождения 
   | 
  
   Символьный 
   | 
  
   10 
   | 
  
 
 
Данная структура
заполнения счёта-фактуры поможет проконтролировать процесс создания документа.
Это называется контролем разрядности – каждой строке документа соответствует
свой реквизит, который может вводиться либо с помощью цифр, либо букв, но
количество цифр или букв ограничено. Это поможет быстро, а главное правильно
заполнить документ. 
 
Описание выходной
информации 
 
Выходная информация - это информация,
полученная на основе входной информации. Выходная документация
включает сводные данные, полученные в результате автоматизированной
обработки. Данный этап технологического процесса обработки информации является завершающим этапом работы и связан с получением
различных форм документов на запрос клиента. 
 Выходной
информацией по данному примеру-уплате НДС в бюджет является налоговая
декларация по НДС (приложение 2).  
Налоговая
декларация по НДС является документом исчисления и учёта поступления налога и документом
регламентной отчётности.  
   Для определения правильности
расчета НДС налогоплательщик предоставляет в налоговую службу декларацию по
налогу на добавленную стоимость. В ней отражается налоговая база  по НДС,
ставка налога, сумма НДС, определяется сумма налога, подлежащая вычету, общая
сумма НДС, начисленная к уплате. Декларация заполняется автоматически на
основании данных книги покупок и книги продаж. 
Налоговую декларацию нужно представить в
налоговый орган в тот же срок, что установлен для представления декларации
налогоплательщиками. То есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за
истекшим налоговым периодом. 
Декларация по НДС включает в себя титульный
лист, разделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и приложение. 
Обязательными для налогоплательщика являются: 
·       
титульный лист; 
·       
раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в
бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика». 
Разделы 2 - 9, а
также приложение к декларации включаются в состав представляемой в налоговые
органы декларации при осуществлении налогоплательщиками соответствующих
операций. 
При отсутствии
операций, облагаемых налогом, и операций, освобожденных от налогообложения,
налогоплательщики представляют декларацию в налоговые органы по месту своего
учета за налоговый период. Указанные налогоплательщики заполняют титульный лист
и раздел 1 декларации. При заполнении раздела 1 декларации в строках данного
раздела ставятся прочерки. 
Титульный лист декларации
заполняется налогоплательщиком, кроме раздела "Заполняется работником
налогового органа". 
Нумерация страниц
декларации производится путем заполнения ячеек, начиная с наименьшего разряда
числа, справа налево. В остальных ячейках указываются нули (000001). 
Страницы: 1, 2 
   
 |