Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе
Содержание
Содержание
2
Введение
3
1. Описание экономико-организационной
сущности задачи 5
2. Описание входной
информации 8
3. Описание выходной
информации 11
4. Описание алгоритма решения
задачи 16
5. Описание используемой
условно-постоянной информации 17
Заключение
21
Список использованной
литературы 22
Приложение
Введение
Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в
систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и
Правительству Российской Федерации.
Основной задачей Государственной налоговой
службы Российской Федерации является контроль за
соблюдением законодательства о налогах, правильностью их
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующие бюджеты государственных налогов и других
платежей, установленных законодательством.
Целью системы управления налогообложением
является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия
субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве
объектов управления выступают предприятия и организации
различных форм собственности и население. Субъектом
управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие
осуществляется через систему установленных законодательством
налогов.
Эффективное функционирование налоговой
системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной
технике. С этой целью в органах
налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации
функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и
внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по
налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней
налоговых служб достоверной информацией.
Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе — это совокупность
методов, информационных процессов и
программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку,
обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение
и отображение информации с целью снижения трудоемкости
процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности
Информационное
обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов,
кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в
процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте
система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее
основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие
классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и
базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия
пользователями и т.д.
Система
показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют
объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое
состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом
и т.д.
Организационно-экономическая
сущность задачи.
Наименование
задачи: обработка и принятие документов по налогу на добавленную стоимость.
Место решения
задачи:
·
организации;
·
индивидуальные
предприниматели;
·
лица,
перемещающие товар через таможенную границу;
·
Государственная
налоговая служба.
Цели
решения задачи:
·
повышение оперативности получения информации
для быстрого принятия мер по обеспечению
эффективного сбора налогов;
·
снижение трудоемкости и сроков сбора, поиска,
обработки информации в структурных подразделениях налоговых
инспекций;
·
упорядочение внутренних и внешних потоков
информации с целью исключения дублирования процессов их обработки;
·
автоматизация планово-учетных, финансовых и
статистических работ;
·
повышение полноты и достоверности
представляемой информации, что необходимо для объективной
оценки состояния дел в районе и регионе в целом, а также для возможности
комплексного прогнозирования динамики поступления налогов;
·
улучшение качества и оперативности
бухгалтерского учета, углубленный анализ динамики поступления сумм налогов и
возможность прогноза этой динамики;
·
обеспечение полной и своевременной
информированности налоговых инспекций всех уровней о
налоговом законодательстве на любую дату учета, начиная с текущей
и ранее;
·
своевременное информирование администрации
обслуживаемой территории о поступлении налогов и соблюдении налогового
законодательства;
·
сокращение объема бумажного документооборота;
·
совершенствование оперативности и качества принимаемых решений по управлению налогообложением с целью повышения
эффективности его функционирования.
Периодичность и
сроки решения задачи: ежемесячно, но не позднее 20-го числа месяца, следующего
за отчётным периодом либо ежеквартально, но не позднее 20-го числа месяца,
следующего за отчётным периодом, если сумма выручки от реализации товаров
(работ, услуг) без НДС не превысила 2 млн. руб. ежемесячно (в течение
квартала).
Рис. 1. Источники
информации и её адресаты
Информационные
связи с другими задачами: на данной схеме отражена четкая взаимосвязь входной и
выходной информации.
Входная
информация
Выходная
информация
Рис.2.
Взаимосвязь водной и выходной информации.
Описание входной
информации
Входная
информация-это информация, на основе которой может быть получена выходная
информация. Определение перечня
входной информации производится
с учётом методов анализа и характера анализируемого объекта.
В данной задаче
по определению суммы НДС входной информацией являются документы, которые
установлены налоговым законодательством. Их ведение обязательно, т.к. именно
они составляют информационную базу для начисления суммы НДС, подлежащей уплате
в бюджет:
· журнал учёта полученных и
выставленных счётов-фактур;
· книга покупок;
· книга продаж.
Специальная
система учёта НДС обеспечивает отражение текущих расчётов по НДС на счетах
бухгалтерского учёта, формирование счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.
Подсистема
автоматизирует все необходимые процедуры, в частности формирование главного
документа – счёта-фактуры (приложение 1).
Счёт-фактура – это первичный учётный документ,
который оформляется продавцом продукции, направляется покупателю продукции и
служит основанием для принятия суммы НДС. Счет-фактура
- это документ, на основании которого покупатель (заказчик) сможет принять к
вычету НДС, который он уплатил своему поставщику (исполнителю).
Таким образом,
счет-фактура является документом налогового учета и применяется исключительно
для целей правильного исчисления и уплаты НДС. Составлять счета-фактуры должны все
налогоплательщики НДС.
В счёт-фактуру в
обязательном порядке должны вводиться обязательные реквизиты. Как правило, атрибуты продавца не вводятся, так как они уже присутствуют
на экране.
Вводу подлежит следующая информация:
·
порядковый номер и дата выписки
счета-фактуры;
·
наименование, адрес и
идентификационные номера покупателя;
·
наименование и адрес грузоотправителя и
грузополучателя;
·
номер платежно-расчетного документа — в
случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок
товаров, выполнения работ либо оказания услуг;
·
наименование поставляемых (отгруженных)
товаров либо описание выполненных работ, оказанных услуг и
единица измерения (при возможности ее указания);
·
количество (объем) поставляемых по счету-фактуре товаров, работ, услуг исходя из принятых по нему единиц измерения
(при возможности их указания);
·
цена (тариф) за единицу измерения
·
сумма акциза по подакцизным товарам;
·
налоговая ставка;
·
страна происхождения товара и номер грузовой
таможенной декларации — в отношении товаров, страной происхождения которых не
является РФ (налогоплательщик, реализующий такие товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах);
·
номер таможенной декларации;
·
подписи и печати продавца и покупателя.
При регистрации в информационной базе
документов поступления товаров и услуг, сумма НДС рассчитывается автоматически.
После завершения отчётного периода
рассчитывается сумма НДС, причитающаяся к перечислению в бюджет.
Первый
экземпляр счета-фактуры отдается покупателю, второй экземпляр – продавцу. Все
выписанные счета-фактуры поставщиком заносятся в книгу продаж. Полученные счета-фактуры
регистрируются в книге покупок. Данные записи являются основанием для
составления бухгалтерских проводок. Такое отражение в документах необходимо для
проверки правильности расчета НДС. После завершения отчётного
периода рассчитывается сумма НДС, причитающаяся к перечислению в бюджет.
Таблица 1.
Структура входного документа (ввод
счёта-фактуры)
Наименование поля
|
Тип данных
|
Разрядность
|
Порядковый номер
|
Числовой
|
8
|
Дата
|
Числовой
|
8
|
Наименование покупателя
|
Символьный
|
30
|
Адрес
|
Символьный
|
30
|
ИНН
|
Числовой
|
12
|
Наименование товара
|
Символьный
|
20
|
Единица измерения
|
Символьный
|
2
|
Количество
|
Числовой
|
4
|
Цена, сумма
|
Числовой
|
8
|
Налоговая ставка
|
Числовой
|
2
|
Страна происхождения
|
Символьный
|
10
|
Данная структура
заполнения счёта-фактуры поможет проконтролировать процесс создания документа.
Это называется контролем разрядности – каждой строке документа соответствует
свой реквизит, который может вводиться либо с помощью цифр, либо букв, но
количество цифр или букв ограничено. Это поможет быстро, а главное правильно
заполнить документ.
Описание выходной
информации
Выходная информация - это информация,
полученная на основе входной информации. Выходная документация
включает сводные данные, полученные в результате автоматизированной
обработки. Данный этап технологического процесса обработки информации является завершающим этапом работы и связан с получением
различных форм документов на запрос клиента.
Выходной
информацией по данному примеру-уплате НДС в бюджет является налоговая
декларация по НДС (приложение 2).
Налоговая
декларация по НДС является документом исчисления и учёта поступления налога и документом
регламентной отчётности.
Для определения правильности
расчета НДС налогоплательщик предоставляет в налоговую службу декларацию по
налогу на добавленную стоимость. В ней отражается налоговая база по НДС,
ставка налога, сумма НДС, определяется сумма налога, подлежащая вычету, общая
сумма НДС, начисленная к уплате. Декларация заполняется автоматически на
основании данных книги покупок и книги продаж.
Налоговую декларацию нужно представить в
налоговый орган в тот же срок, что установлен для представления декларации
налогоплательщиками. То есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за
истекшим налоговым периодом.
Декларация по НДС включает в себя титульный
лист, разделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и приложение.
Обязательными для налогоплательщика являются:
·
титульный лист;
·
раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в
бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика».
Разделы 2 - 9, а
также приложение к декларации включаются в состав представляемой в налоговые
органы декларации при осуществлении налогоплательщиками соответствующих
операций.
При отсутствии
операций, облагаемых налогом, и операций, освобожденных от налогообложения,
налогоплательщики представляют декларацию в налоговые органы по месту своего
учета за налоговый период. Указанные налогоплательщики заполняют титульный лист
и раздел 1 декларации. При заполнении раздела 1 декларации в строках данного
раздела ставятся прочерки.
Титульный лист декларации
заполняется налогоплательщиком, кроме раздела "Заполняется работником
налогового органа".
Нумерация страниц
декларации производится путем заполнения ячеек, начиная с наименьшего разряда
числа, справа налево. В остальных ячейках указываются нули (000001).
Страницы: 1, 2
|