В качестве безвозмездной гуманитарной помощи наша страна
намерена поставить в Афганистан 3 тыс. тонн пшеницы.
Казахстан также готов поставлять цемент, шифер, трубы,
рубероид, окна, двери, необходимые для возведения объектов жилья и
инфраструктуры.
Среди участников конференции распространен официальный
документ делегации Республики Казахстан с указанием объемов возможных поставок
и списком казахстанских специалистов, которые могут быть задействованы в
восстановительном процессе Афганистана.
В заключении К.Абусеитов отметил, что настоящая конференция,
состав ее участников является позитивным примером реализации новых подходов в
мировой политике, концептуально основанных на необходимости развития диалога
цивилизаций.
После пленарных заседаний делегация Казахстана планирует
принять участие в работе специальной сессии, связанной с вопросами военных сил
и полиции.
12-15 января с.г. состоялся официальный визит делегации
Казахстана в Кабул. Делегацию, в которую входили представители
внешнеполитического ведомства и министерства обороны, возглавил Вице-Министр
иностранных дел К.Абусеитов.
Основная цель визита заключалась в установлении политических
контактов с новым руководством страны и налаживании двусторонних отношений.
Важно подчеркнуть беспристрастный подход Республики Казахстан к урегулированию
в Афганистане и чистые намерения нашего государства способствовать продолжению
межафганского диалога по государственному строительству, достижению мира и
согласия в стране.
В ходе визита состоялись переговоры казахстанской делегации с
главой Временного правительства Афганистана Х.Карзай, руководителями
министерств иностранных дел, обороны, внутренних дел, планирования,
восстановительных работ. Также проведены встречи с главами дипломатических
миссий США, России, Ирана, Турции, Китая, Великобритании и специальным
представителем Генерального секретаря ООН по Афганистану – главой специальной
миссии ООН в Афганистане Л.Брахими.
В ходе переговоров и встреч афганское руководство было
ознакомлено с ходом политических и социально-экономических преобразований в
Казахстане, подходами Республики Казахстан к урегулированию ситуации в
Афганистане, изложенными в «Позиции Казахстана в урегулировании ситуации в
Афганистане» от 24.12.2001 и распространенном в качестве официального документа
в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности ООН. Отмечалась важность для
Казахстана вопроса борьбы с международным терроризмом, религиозным
экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, нелегальной миграции.
Состоялся заинтересованный обмен мнениями о дальнейшем развитии афганского
общества, планах и намерениях руководства Временного правительства Афганистана,
в том числе относительно перспектив взаимоотношений с международными
миротворческими силами и международного сотрудничества в постконфликтный
период. В этой связи отмечалась возможность участия казахстанского
миротворческого батальона «Казбат» в рамках международных сил содействия
безопасности в Афганистане. Предположительно в состав Казбата войдут
инженерно-саперный, медицинский взвода и взвод связи.
Также в ходе встреч обсуждался вопрос об открытии
дипломатического представительства Республики Казахстан в Кабуле.
Одной из главных тем состоявшихся переговоров и встреч
являлось участие Казахстана в оказании гуманитарной помощи Афганистану.
Как известно, Республика Казахстан приглашена для участия в
Токийском форуме, посвященном вопросам будущего государственного обустройства
страны и оказанию гуманитарной помощи Афганистану международным сообществом.
Республика Казахстан исходит из того, что Афганистан стоит на
грани гуманитарной катастрофы и мировому сообществу, наряду с завершением
антитеррористической операции, необходимо приложить максимум усилий для решения
этого аспекта афганской проблемы. При этом акцентировалось внимание на территориальной
близости к Афганистану и потенциальных возможностях нашей республики. В
частности, практическим вкладом Казахстана в действие коалиции в Афганистане,
особенно в их экономической и гуманитарной фазах, могут быть поставки
продовольствия, топлива, стройматериалов, отечественной промышленной продукции
и товаров, направление гражданских специалистов, подготовка кадров для
Афганистана.
На сегодняшний день Казахстан заключил контракты с ООН на
поставку в Афганистан 70 тысячи тонн пшеницы, из которых уже поставлено 25
тыс.тонн. В качестве безвозмездной продовольственной гуманитарной помощи
Казахстан поставит в Афганистан 3 тысячи тонн пшеницы. В перспективе возможно,
и это отмечалось в ходе переговоров, участие Афганистана в специальной
программе ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА), нацеленной на укрепление
экономических связей между центральноазиатскими государствами и экономическую
интеграцию стран региона с Европой и Азией, с выделением сельского хозяйства в
качестве приоритетного направления афганской экономики.
Следует подчеркнуть, что несмотря на представительство во
Временном правительстве Афганистана различных фракций и группировок и
существующие между ними противоречия, их лидеры едины в необходимости
установления мира и спокойствия в стране, консолидации всех сил афганского
общества. Первостепенной задачей Афганистана в настоящее время является
обеспечение безопасности, что включает в себя послевоенное восстановление и
искоренение угроз для мирного развития.
Для Казахстана мир в Афганистане означает мир вне
Афганистана, то есть в этом заключен основной фактор устойчивого мира и
стабильности в региональном и глобальном контекстах. Именно поэтому Казахстан
будет продолжать активное содействие в благополучном разрешении афганской
проблемы. В целом визит казахстанской делегации – первой официальной делегации
из стран региона - вновь подтвердил неизменность позиций РК по вопросам
региональной безопасности и нашу готовность оказать всемерное содействие
становлению мирного и процветающего Афганистана.
Со времени вторжения советских войск в Афганистан в конце
декабря 1979 г. интерес международного сообщества к проблемам Афганистана и
Средней Азии неизменно возрастал. После беспрецедентных террористических актов
в ряде городов США 11 сентября 2001 г. отношение мирового сообщества к этой
отдаленной части азиатского континента в корне изменилось. Напомню вкратце
основные события, благодаря которым возросло значение как Афганистана, так и
пяти среднеазиатских республик.
Взятие Кабула крупным контингентом советских
воздушно-десантных войск возвестило захват Советским Союзом этого со всех
сторон окруженного сушей азиатского государства, зажатого между Ираном,
среднеазиатской частью СССР, Китаем и Пакистаном[9]. Мир воспринял
советскую наступательную операцию в Афганистане как уверенный шаг для
достижения давно вынашиваемых Москвой имперских планов расширения своих границ
в сторону Юго-Восточной Азии для получения выхода к Индийскому океану. Поэтому
не только ближайшие соседи Афганистана, такие, как Пакистан и Иран, но и более
или менее отдаленные участники событий в регионе, например, Саудовская Аравия и
США, закачивали в Афганистан огромные суммы денег, оружия и опыта для
противодействия советскому продвижению.
14 апреля 1988 г., почти десятилетие спустя со времени своего
неудачного, но чрезвычайно дорогостоящего, кровавого и разрушительного
вторжения, начался вывод советских войск из Афганистана. Он знаменовал
крупнейшее международное поражение советской военной машины. В то же время, это
военное поражение также было и важнейшим политическим провалом колониального
владычества Москвы над многими национальными республиками СССР и странами
Варшавского договора. Таким образом, афганская авантюра ускорила распад
Советского Союза и крах коммунистических режимов в находившихся под пятой
Москвы странах Восточной Европы.
Хотя многие республики Советского Союза провозгласили
независимость в 1991 г., официальное объявление о прекращении существования
Советского Союза относится к 25 декабря 1991[10]. В марте 1992 г.
пять республик Средней Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и
Узбекистан), наряду с другими бывшими советскими республиками, стали членами
ООН. Огромные энергетические ресурсы (нефти и природного газа) государств
Центральной Азии привлекли внимание многих стран, в том числе США, стран ЕС, Японии,
Китая, России, Ирана и Турции. Такие крупнейшие нефтяные компании США, как
"Шеврон" и "Юнокал", приобрели значительные доли акций
нефтяных месторождений, соответственно, Казахстана и Туркменистана. Несмотря на
появление на международной политической арене новых независимых государств
Центральной Азии, Афганистан глубоко увяз в гражданской войне между различными
этническими вооруженными группировками, в основном выступавшими под знаменами
Ислама. В эти затяжные внутренние афганские раздоры в той или иной степени были
вовлечены Пакистан (поддерживаемый США и Саудовской Аравией), Иран, Россия,
Китай, Индия и Турция.
Вооруженная группировка талибов, на которую ранее мало кто
обращал внимание, 5 ноября 1994 г. взяла город Кандагар на юге Афганистана и с
удивительной быстротой захватила многие другие города, а затем 27 сентября 1996
г. взяла столицу - Кабул. Позднее стало известно, что за созданием движения
"Талибан" и его приходом к власти в Афганистане стоял Пакистан. Устав
от затяжной борьбы группировок в Афганистане, США взяли курс на поощрение
пакистанского плана предоставления широкой военной поддержки талибам и прихода
к власти в Кабуле зависимого от Пакистана режима. В то время считалось, что
талибы - единственная сила, которая может обеспечить единство Афганистана.
Американская нефтяная компания "Юнокал" активно спонсировала режим
талибов в надежде провести безопасный нефтепровод от месторождений в
Туркменистане через территорию Афганистана и Пакистана к Индийскому океану.
Явным поворотным моментом в политике США в Афганистане стали
взрывы, прогремевшие 7 августа 1998 г. в посольствах США в столице Танзании
Дар-Эс-Саламе и в столице Кении Найроби, предполагаемый организатор которых -
Осама бин Ладен. С этого дня США отмежевались от пакистанского плана поддержки
режима талибов, но не смогли добиться от пакистанского руководства эту
поддержку прекратить. 26 февраля 2001 верховный глава Мулла Мухаммед Омар
объявил о планирующемся уничтожении всех скульптур до-исламского периода на
территории контролируемых талибами районов Афганистана.
Среди подлежавших уничтожению скульптур находились две
огромные статуи стоячего Будды, высеченные в скале у Бамийана, которые были
взорваны 2 марта 2001 г. после пятничных молитв. Ни взрывы американских
дипломатических учреждений в Африке, ни уничтожение гигантских буддийских
статуй в Афганистане не смогли открыть международному сообществу глаза на
опасность, которую представляли для всего мира режим талибов и его главный
защитник Осама бин Ладен.
Лишь после потрясших весь мир нападений террористов на башни
нью-йоркского Международно-торгового центра и Пентагона в г. Вашингтоне США
резко изменили свой курс в отношении Афганистана, приняв смелое решение
покончить с режимом талибов и схватить Осаму бин Ладена. Массированное вторжение
США в регион обернулось развертыванием американских войск в Афганистане,
Узбекистане и Кыргызстане, а также отправкой вооруженных частей либо военных
советников США в Таджикистан и Грузию. Таким образом, после российского
(Таджикистан) и китайского (Синцзянь-Уйгурская автономная область) военного
присутствия США превратились в третью военную державу в Центральной Азии.
Если мировое сообщество прислушается к предупреждениям этих и
множества других мудрых ученых, то поймет, что афганская дилемма - дело рук как
внутренних, так и внешних сил, превративших эту прекрасную землю (джаннат) в ад
(джаханнам)[11]. Поэтому для мирного
решения этого затянувшегося конфликта требуется подлинная добрая воля со
стороны всех сторон по трем нижеследующим пунктам:
1. Признание Афганистана многоэтнической страной, которое не
приведет к ее фрагментации по этническому признаку, но сохранит ее единство,
обеспечив всем национальным группам равное участие в государственных делах на
всех уровнях. Говоря о национальных группах Афганистана, один немецкий ученый
указывает на то, что "они ведут борьбу за сохранение своей культурной и
религиозной автономии на местном уровне, а не за дезинтеграцию" страны.
2. Переход к федеративной структуре управления, основанной на
демократических принципах, который способен предоставить всем национальным
группам полное самоуправление, тем самым сохранив единство страны и
способствовав уменьшению раздоров между этими группами.
3. Региональное сотрудничество вместо регионального
соперничества: вражда между Ираном и Пакистаном, Ираном и США, Пакистаном и
Индией вокруг Афганистана и республик Центральной Азии неизменно оборачивается
бедой - как в прошлом, так и в настоящем. Афганистан мог бы стать опытным
полигоном сотрудничества между США, Пакистаном, Ираном, Туркменистаном,
Узбекистаном, Таджикистаном, Китаем, Индией, Саудовской Аравией, Турцией,
Россией, а, возможно, и другими странами в восстановлении страны.
После того, как афганские авантюры Советского Союза и
Пакистана на тяжком опыте доказали, что вмешательство на стороне лишь одной из
сил в долгосрочном плане не способно никому принести выгоды, сегодня у стран,
причастных к афганской трагедии, имеется реальная возможность направить ход
истории по пути долгожданного регионального сотрудничества и безопасности на
азиатском континенте. Будем надеяться, что прозвучавшая в словах
афгано-таджикского лидера Ахмада шаха Масуда убежденность впервые станет
реальностью: "Мы не будем пешками в чужой игре, мы всегда будем
Афганистаном!"[12].
События прошлого могут помочь в решении сегодняшних проблем,
если мы извлечем уроки из истории. Центральноазиатский регион связан с
Афганистаном географически, этнически, исторически, политически и экономически.
На протяжении последней четверти века после советского вторжения в Афганистан
политические судьбы Центральноазиатских республик и Афганистана были в
определенной степени взаимосвязаны.
Последние два года продемонстрировали угрозы для безопасности
республик Центральной Азии исламских повстанцев, базирующихся на афганской
земле и поддерживаемых талибами. Сотрудничество между государствами Центральной
Азии и Афганистаном жизненно необходимо для обеспечения обоюдной безопасности и
развития в различных сферах, включая политическую, экономическую и культурную.
Во-первых, обе стороны на протяжении древней и средневековой
истории были связаны знаменитым Шелковым путем. Земли Афганистана и Центральной
Азии породили множество царств и империй - Белых гуннов, Саманидов,
Караханидов, Газневидов, Тимуридов, Бабура. Сегодня имеющиеся у государств
Центральной Азии гигантские запасы нефти и природного газа требуют наличия
многочисленных путей, включая афганский. Экономическое сотрудничество -
назревшая необходимость для обеих сторон.
Второй жизненно важный аспект национального вопроса в
Афганистане заключается в том, что у многих национальных групп этой страны есть
собратья в Центральной Азии: ближайшие родичи афганцев - таджики, узбеки и
туркмены - проживают в трех независимых государствах Центральной Азии, граничащих
на севере с Афганистаном (Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан). В силу этого
северные районы Афганистана веками в культурном и языковом отношении тесно
связаны с южными районами Центральной Азии. Этот факт чрезвычайно важен для
установления сотрудничества между двумя регионами в различных областях.
Политически, государства Центральной Азии на ранней стадии
советской власти были созданы как многонациональные республики. Затяжная
гражданская война в Афганистане, развернувшаяся во время и после советского
вторжения, в политическом плане способствовала обострению этнического
самосознания всех населяющих страну групп. Поэтому государства Центральной Азии
могли бы послужить для сегодняшнего Афганистана очень хорошим образцом
достижения равновесия этнических сил в многоэтническом контексте.
В то время как в государствах Центральной Азии процесс
национального строительства продолжается со времени распада бывшего Советского
Союза, в пост-талибском Афганистане он только начинается. Развитие этих
процессов в ближайшем будущем зависит от соотношения двух "наборов"
игроков. К первому из них, разумеется, относятся народы Центральной Азии и
Афганистана, которые должны сами распорядиться своей судьбой. Ко второму -
внешние силы, действующие как в самих Афганистане и Центральной Азии, так и
вокруг них, которые будут стремиться к реализации собственных интересов в обоих
регионах. На самом деле оба они нуждаются друг в друге. Однако, Афганистан и
государства Центральной Азии испытывают потребность в значительно более тесном
взаимодействии. Но необходимое сотрудничество между Афганистаном и Центральной
Азией может строиться лишь на взаимном доверии и уважении, а также на основе
демократии и прав человека.
1.
Назарбаев
Н. А. Критическое десятилетие. - Алматы: Атамура, 2003. - 240 стр.
2.
Токаев К.
Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации.- Алматы: АО «САК», НП ПИК
«GAUHAR» 2000.- 584 с.
3.
Решение
от 22 января 1993 года «О мерах по стабилизации обстановки на участке
государственной границы Республики Таджикистан с Афганистаном»
4.
Соглашение
о совместной деятельности по розыску и освобождению граждан бывшего Союза ССР,
попавших в плен и пропавших без вести в период войны в Афганистане и военных
конфликтов в других странах (Минск, 28 апреля 1993 г.)
5.
Соглашение
о государственной социальной помощи членам семей военнослужащих, погибших в
Афганистане и других государствах, в которых велись боевые действия (г. Москва,
24 сентября 1993 года)
6.
Постановление
Верховного Совета Республики Казахстан от 28 февраля 1995 года № 315-XIII «О
ратификации Соглашения о государственной социальной помощи членам семей
военнослужащих, погибших в Афганистане и других государствах, в которых велись
боевые действия»
7.
Протокол
рабочей встречи Председателя Таможенного комитета Министерства государственных
доходов Республики Казахстан М. Нукенова с
Поверенным в делах Исламского государства Афганистан в г. Алматы г-ном
Азизуллой (г. Астана, 28 июня 2000 г.)
8.
Указ
Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года №855 «Об открытии
Дипломатической миссии Республики Казахстан в Афганистане»
9.
Постановление
Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2002 года № 1353 «О создании
Межведомственной комиссии по выработке предложений по оказанию помощи
Афганистану»
10.
Постановление
Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2003 года № 261 «О заключении
Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством
Переходного Исламского Государства Афганистан о торгово-экономическом
сотрудничестве»
11.
Проект
Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством
Переходного Исламского Государства Афганистан о торгово-экономическом
сотрудничестве (18 марта 2003 года)
12.
Американцы
и не могли за год решить все проблемы Афганистана // Известия, 2 декабря 2002
13.
Верстяков
В. «Афганский дневник» - Москва, Воениздат. 1993 г.
14.
Вестад О.
А. Накануне ввода советских войск в Афганистан. / Новая и новейшая история, №
2, 1994 г.
15.
Виноградов
Б., «Афганистан после нас» // Известия 1995. 11.11.
16.
Высказывание Ахмада Шаха Масуда // “Quotes from Afghan Personalities of Yesterday and
Today”
17.
Д. Гай,
В. Снегирев «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны» - Москва СП
«ИКПА» 1991;
18.
Гареев
«Моя последняя война» - Москва, ИНСАН, 1996. 432 стр.
19.
Давыдов
А. Талибы стремятся к власти. / Азия и Африка сегодня, № 7, 1996 г.
20.
Документы
советского руководства о положении в Афганистане. / Новая и новейшая история, №
3, 1996 г.
21.
Г.
Егорова, Ю. Филатов. «Афганистан в нашей судьбе» - Москва, Издательство
Агенства печати Новости, 1989 г.
22.
Жданов Н.
В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. - М., 1989
23.
Из
ответов А. Д. Сахарова на вопросы корреспондентов после возвращения из
Горького в Москву. // Известия. 20.12.89.
24.
История
Афганистана с древнейших времен до наших дней. / Отв. ред. Ю. В. Ганковский. -
М., 1982
25.
Коргун В.
«Страна, уставшая от войн» // Азия и Африка сегодня – 1995 г. № 10.
26.
Корниенко
Г. М. Как принималось решение о вводе советских войск в Афганистан и их выводе.
/ Новая и новейшая история, № 3, 1993 г.
27.
Кузьмин
О. Не столь таинственные талибы. / Азия и Африка сегодня, № 2, 1996 г.
28.
Международная
жизнь" 1992 г. №2
29.
Международные
экономика и международные отношения" 1988 г. №7
30.
Меримский
В. А. Война в Афганистане. Записки участника. / Новая и новейшая история, № 3,
1995 г.
31.
На земле
Афганистана. Сост. И.М. Дырин, - Москва, Воениздат 1988.
32.
"Независимая
газета", 1999г., 10 февраля.
33.
О
международной конференции в Токио. // Казахстанская правда, (21.01.02)
34.
В.
Островский, А. Уткин «История России 20 век» - Москва «Дрофа» 1999;
35.
Пивоваров
С. Талибский орнамент на исламском ковре. / Итоги, 8 октября 1996 г.
36.
Пономарев
В. А. Ислам в Узбекистане, 1989-1995. / Полис, № 2, 1996 г.
37.
США делят
мир - "Коммерсант-Daily", 1998г., №35.
38.
"США
и региональные конфликты." - М.:Наука, 1990 г.
39.
Советская
военная энциклопедия Москва Воениздат 1976;
40.
Тойнби А.
Цивилизация перед судом истории. - Спб, 1996
41.
Умнов
А. «Больше, чем ошибка» // Независимая газета 25.04.1998 г. 4. 09.1998 г.
42.
Хантингтон
С. Столкновение цивилизаций? / Полис, № 1, 1994 г.
43.
"Figaro",
13.08.1998г.
44.
Foreign
Affairs 1979 №3
45.
Ian Bremmer and
Ray Taras, New States New Politics: Building the Post-Soviet Nations. Cambridge: Cambridge
University Press, 1997, p. 82.
46.
Sreedhar & Mahendra Ved, Afghan Buzkashi: Power Games and Gamesmen, Vol. 1. Delhi: Wordsmiths, 2000, p.
116.
47.
Timur Kocaoglu,
“Could Afghanistan Be A Key For Asian Cooperation And Security?” Perceptions
(Journal of International Affairs), Volume V, Number 4 (Dec. 2000-Feb. 2001), pp. 106-115.
[1] Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации.-
Алматы: АО «САК», НП ПИК «GAUHAR» 2000.- с.64.
[2] "Figaro", 13.08.1998г.
[3] США делят мир - "Коммерсант-Daily", 1998г.,
№35.
[4] "Независимая газета", 1999г., 10 февраля.
[5] Назарбаев Н. А.
Критическое десятилетие. - Алматы: Атамура, 2003. - 240 стр.
[6] Из ответов А. Д. Сахарова на вопросы
корреспондентов после возвращения из Горького в Москву. // Известия. 20.12.89.
[7] Американцы и не могли за год решить все проблемы Афганистана //
Известия, 2 декабря 2002
[8] О международной конференции в Токио. // Казахстанская правда,
(21.01.02)
[9] Территория Афганистана составляет
647,500 кв. с общей протяженностью границ 5,529 км. - с Пакистаном (2,430 км.),
Ираном (936 км.), Туркменистаном (744 км.), Узбекистаном (137 км.),
Таджикистаном (1,206 км.) и Китаем (76 км.). См. “UN Non-Paper: A Review of the Options on Embargo of Military Supplies
to the Warring Factions in Afghanistan”, цитируемый в: Sreedhar & Mahendra Ved, Afghan Buzkashi: Power Games and
Gamesmen, Vol. 1. Delhi: Wordsmiths, 2000, p. 116.
[10] 25 декабря в Кремле был спущен Советский флаг и поднят трехцветный
российский. Произошедшая в тот же день отставка Михаила Горбачева означала
официальный распад Советского Союза. Российский парламент проголосовал за
изменение названия республики с РСФСР на Российскую Федерацию. Россия заняла место СССР в Совете Безопасности ООН. См. Ian Bremmer
and Ray Taras, New States New Politics: Building the Post-Soviet Nations.
Cambridge: Cambridge University Press, 1997, p. 82.
[11] Timur
Kocaoglu, “Could Afghanistan Be A Key For Asian Cooperation And Security?”
Perceptions (Journal of International Affairs), Volume V, Number 4 (Dec. 2000-Feb.
2001), pp. 106-115.
[12] Высказывание Ахмада Шаха Масуда // “Quotes from Afghan
Personalities of Yesterday and Today”
Страницы: 1, 2, 3
|