Аудиторская деятельность согласно стандартам МСА
Вопрос 1.
Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании
аудиторской деятельности
Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (англ.
International Federation of Accounting - IFAC) является международным
объединением лиц бухгалтерской профессии. МФБ была основана 7 октября 1977 г. с
целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций
в области учета, финансовой отчетности и аудита. В настоящее время ее членами
являются 156 профессиональных организаций из 114 стран. Россия в МФБ
представлена полноправным членом — Институтом профессиональных бухгалтеров
России и членом-наблюдателем — Российской коллегией аудиторов.
В Конституции МФБ сказано, что основная ее
цель—всемерное развитие бухгалтерской профессии на основе гармонизированных; (согласованных)
стандартов с целью предоставления высококачественных услуг в интересах
общества. Для выполнения этой миссии в аудиторской области Совет МФБ учредил
Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) призванный разрабатывать
стандарты и положения в отношении аудита и сопутствующих услуг(рис.1.1).
В настоящее время функции КМАП выполняет Совет по
международным аудиторским и гарантирующим стандартам(IAASB).Принятие этих
документов будет способствовать большей однородности аудита в мире, а также
повышению качества услуг.
Методика работы над стандартами и положениями,
принятая в МФБ, следующая:
— отбор тем, предназначенных для изучения;
— создание специальных подкомитетов;
— изучение в подкомитетах исходной информации и
подготовка проектов для рассмотрения Комитетом (Советом);
в случае утверждения проекта представление его
Комитетом (Советом) на рассмотрение организациям — членам МФБ и международным
организациям;
—рассмотрение комментариев и предложений Комитетом
(Советом) для внесения изменений;
— издание утвержденной новой редакции проекта в виде
соответствующего стандарта или положения.
Вопросами регулирования аудита в МФБ занимается
также Комитет государственного сектора (КГС).
МФБ создала объединение фирм, участвующих в оказании
аудиторских услуг в международном масштабе — Форум фирм (Forum of Firms), в
который вошли представители 23 транснациональных аудиторских фирм. Цель
образования Форума фирм — надзор за разработкой нового международного режима
регулирования аудита с помощью нового глобального стандарта качества,
созданного на основе существующих Международных стандартов аудита и Этического
кодекса МФБ. В Форум фирм может вступить любая международная аудиторская
компания, которая готова соблюдать стандарты и периодически подвергаться
внешнему контролю. Исполнительным органом Форума фирм является
Транснациональный аудиторский комитет (ТАК) (англ. — ТАС). В структуру МФБ
входит также Комитет по мониторингу, призванный осуществлять надзор за
соблюдением членами федерации их обязанностей и сотрудничать с ТАК.
Для ускорения работы над Международными стандартами
аудита Совет Международной федерации бухгалтеров одобрил выделение
дополнительных ресурсов, которые направляются на финансирование работы
Комитета по международной практике аудита. Первоочередными задачами признаны:
• пересмотр отдельных -Международных стандартов
аудита (МСА) и Положений о международной аудиторской практике (ПМАП);
• разработка стандартов по услугам,
предусматривающим выдачу аудиторских гарантий (например, составление заключения
о системе внутреннего контроля), отражающих переход аудиторской практики с
«подтверждения» на «гарантирование»;
• пересмотр рекомендаций в отношении аудиторских
проверок коммерческих банков;
• публикация МСА по производным ценным бумагам
(финансовым инструментам).
Часть этих задач уже успешно выполнена: пересмотрены
МСА «Мошенничество и ошибка», «Допущение непрерывности деятельности
предприятия», принята новая редакция ПМАП «Аудит международных коммерческих
банков» и «Взаимодействие инспекторов по банковскому надзору и внешних
аудиторов», введено в действие ПМАП «Аудит производных финансовых инструментов».
Рис.1.1. Структура и функции МФБ и ее
комитетов, регулирующих отдельные аспекты аудиторской деятельности.
Президент МФБ Фрэнк Хардинг отметил
следующее: «Инвестор! и регулирующие органы настаивают на принятии более жестких
п вил аудиторской деятельности, которые способствовали бы повышению
достоверности финансовой отчетности и обеспечивали бы единство подхода к аудиту
во всем мире. Деятельность IАРС и дальнейшем будет
направлена на совершенствование подхода к аудиту и повышение качества
аудиторских проверок. Следовательно IАРС
поможет аудиторам в различных странах осуществлять аудит в интересах всего
общества.
Вопрос 7.
Установление условий договоренности с
помощью письма-обязательства о проведении аудита
Условия договоренностей об
аудите согласно МСА 210 устанавливаются в письме-обязательстве о проведении
аудита. В данном документе подтверждаются: принятие аудитором задания, цель и
масштаб аудита, обязательства аудитора перед клиентом, формы отчетов.
Письмо-обязательство
применимо как при аудите финансовой отчетности, так и для сопутствующих услуг.
Письмо направляется клиенту до начала проведения аудита. В содержании этого
документа обычно раскрываются следующие аспекты:
1. Цель аудита
финансовой отчетности.
2. Ответственность руководства
клиента за составление и предоставление финансовой отчетности.
3. Объем аудита со
ссылками на нормативные положения.
4. Форма и способ
сообщения результатов аудита.
5. Предупреждение о наличии
риска необнаружения существенных и несущественных искажений из-за различных
ограничений (тестовый характер аудита; ограничения, присущие системам бухгалтерского
учета и внутреннего контроля).
6. Требование свободного
доступа к информации, необходимой для проведения аудита.
Аудитор может отразить
в письме:
· мероприятия, связанные с планированием аудита (основные элементы общего
плана, сроки проведения работ, виды процедур);
· перечень ожидаемых от руководства письменных заявлений, сделанных в
ходе аудита (о достоверности утверждений, приведенных в отчетности, о наличии
связанных сторон и др.);
· предложение о подтверждении клиентом условий договоренности;
· перечень писем или отчетов, которые предполагается составить для
клиента;
· основу для исчисления гонорара.
При необходимости в
письме оговариваются:
• возможности
привлечения других аудиторов и экспертов; внутренних аудиторов, других
сотрудников клиента;
·
координирование работы с предшествующим аудитором;
·
ограничение ответственности аудитора там, где это
возможно;
·
ополнительные соглашения между аудитором и клиентом
(например, одновременно с проверкой может быть достигнута договоренность об
оказании согласованных услуг).
Если аудитор должен проверить
компанию, имеюшую филиалы, дочерние общества и т.п., то в адрес руководства
этих подразделений тоже может быть направлено письмо-обязательство. При
принятии решения о составлении такого письма аудитор учитывает следующие
обстоятельства;
— руководящий орган,
назначающий аудитора подразделения;
— необходимость составления
отдельного заключения по отчетности подразделения;
— наличие требований
законодательства, определяющих специфику аудита подразделения;
— объем работы,
выполненной другими аудиторами;
— размер доли материнской
компании в уставном капитале подразделения и степень независимости руководства
подразделения.
При повторных аудиторских
проверках новое письмо-обязательство составляется в следующих случаях:
— неправильное
понимание клиентом цели и объема аудита;
— пересмотр или
дополнение условий договоренности;
— изменение в составе
руководящих органов субъекта или его собственников;
— значительные изменения
характера и масштаба деятельности клиента;
— наличие специальных требований законодательства.
МСА 210 содержит
рекомендации по согласованию условий договоренности с клиентом и составлению
ответа в случае, если клиент просит изменить условия договоренности на
понижающие уровень уверенности аудитора (например, клиент просит провести не
аудит финансовой отчетности, как было установлено в письме-обязательстве, а ее
обзор, при котором обеспечивается более низкий уровень уверенности в том, что
отчетность не содержит существенных искажений).
Причины возникновения просьбы
клиента к аудитору по поводу изменения условий договоренности могут быть
обоснованными и необоснованными. К обоснованным причинам относятся:
·
изменение обстоятельств, влияющих на необходимость
оказания услуги (например, потенциальный инвестор в течение периода
аудиторской проверки пояснил клиенту аудитора, что он не требует подтверждения
достоверности всей финансовой отчетности, а интересуется только реальностью
данных отчета о прибылях и убытках);
·
неправильное понимание клиентом характера услуги
(так, в ряде случаев клиент под аудитом понимает проверку отдельного участка
бухгалтерского учета, и это выясняется при проведении аудиторской проверки);
·
ограничение объема договоренности, вызванное
объективными обстоятельствами (к примеру, один из филиалов клиента превращен
в самостоятельную организацию и передан другому собственнику, вследствие чего
отпадает необходимость в проверке его информации, проводившейся согласно
установленной несколько лет назад договоренности с аудитором).
Необоснованным считается
изменение условий договоренности по причине ограничения аудита из-за неточной,
неполной и неудовлетворительной информации. Аудитор должен рассмотреть любые
юридические последствия изменения условий аудита.
Действия аудитора в случае
согласия с изменением условий договоренности:
— согласование новых условий
(в том числе с помощью вновь составленного письма-обязательства);
— составление отчета в
соответствии с пересмотренными условиями.
В отчет не включаются
ссылки на первоначальную договоренность и на процедуры, выполненные в
соответствии с нею. Исключением являются случаи изменения договоренности в
сторону проведения согласованных процедур, в которых ссылка на проведенные
процедуры представляет собой обычный элемент отчета.
Если просьба клиента об
изменении условий договоренности не имеет разумного обоснования, аудитор должен
продолжать выполнение первоначальной договоренности. В случае невозможности
продолжения работы аудитор должен отказаться от проведения аудита, а иногда
доложить органам управления субъекта о причинах отказа от задания (при наличии
такого условия в договоренности).
Необходимо отметить
следующие особенности, касающиеся составления письма-обязательства при
проведении аудита организаций государственного сектора:
— аудиторы организаций
госсектора, как правило, назначаются, поэтому использование
письма-обязательства не является в отношении данных клиентов общепринятой
практикой, но тем не менее его применение может быть полезным для обеих сторон
(для разъяснения характера договоренности или включения условий, не предусмотренных
законодательством);
— при аудите
предприятий госсектора аудитора могут попросить представить отчет
непосредственно министру, законодательному органу или общественности, если
руководство проверяемого лица пытается необоснованно изменить условия
договоренности в сторону понижения уровня уверенности и тем самым ограничить
объем аудита.
Вопрос 13.
Аудиторские процедуры, обусловленные оценкой
рисков
Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской
деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита,
устанавливает единые требования к действиям аудитора при планировании и к
последующему выполнению аудиторских процедур на основе оценки рисков
существенного искажения информации как на уровне финансовой (бухгалтерской)
отчетности в целом, так и на уровне конкретных предпосылок подготовки
финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Основные положения настоящего правила (стандарта)
сгруппированы по следующим направлениям:
а) основные действия, выполняемые на основе оцененных
рисков (требования к аудитору в части разработки основных ответных действий на
выявленные риски существенного искажения информации на уровне финансовой
(бухгалтерской) отчетности и указания в отношении характера ответных действий);
б) аудиторские процедуры, выполняемые на основе оценки
рисков существенного искажения информации на уровне предпосылок подготовки
финансовой (бухгалтерской) отчетности:
требования к аудитору в части разработки и выполнения таких
аудиторских процедур, как тесты операционной эффективности средств контроля,
если это уместно и необходимо;
требования к аудитору в части разработки и выполнения
аудиторских процедур проверки по существу, характер, временные рамки и объем
которых соответствуют оцененным рискам существенного искажения информации на
уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;
проблемы, с которыми аудитор сталкивается при определении
характера, временных рамок и объема аудиторских процедур;
в) оценка достаточности и надлежащего характера полученных
аудиторских доказательств (требования к аудитору в отношении определения
верности сделанных ранее оценок рисков, а также основы выводов аудитора
относительно достаточности и надлежащего характера полученных аудиторских
доказательств);
г) документирование (требования, предъявляемые к подготовке
рабочей документации аудитора).
Чтобы понизить аудиторский риск до приемлемо низкого
уровня, аудитор должен определить основные действия, выполняемые на основе
оценки рисков на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом и
разработать и в дальнейшем выполнить аудиторские процедуры на основе оцененных
рисков на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Основные действия, выполняемые в ответ, а также характер, временные рамки и
объем аудиторских процедур являются вопросом профессионального суждения
аудитора. В дополнение к требованиям данного правила (стандарта) аудитор должен
учитывать также требования правила (стандарта) аудиторской деятельности № 13
«Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе
аудита».
Основные действия, выполняемые на основе оценки рисков
Аудитор обязан определить основные действия, выполняемые на
основе выявленных рисков существенного искажения информации на уровне
финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом. Такие ответные действия могут
включать:
а) обращение внимания участников аудиторской группы на
необходимость соблюдения принципа профессионального скептицизма при сборе и
оценке аудиторских доказательств;
б) привлечение к аудиторскому заданию более опытного
персонала или персонала со специальными знаниями или использование работы
экспертов (привлечение конкретных сотрудников к заданию отражает оценку
аудитором рисков, основанную на полученном аудитором знании и понимании
деятельности аудируемого лица);
в) усиление надзора и контроля за членами аудиторской группы
в ходе выполнения аудиторского задания;
г) планирование аудиторских процедур, учитывающих
возможность наличия труднопредсказуемых и неопределенных особенностей
аудируемого лица.
Кроме того, аудитор в качестве ответных действий может
внести изменения в характер, временные рамки и объем аудиторских процедур,
например, выполнить процедуры проверки по существу по отношению к учетным
данным на конец отчетного периода, а не на промежуточные даты.
Понимание аудитором контрольной среды оказывает влияние на
оценку рисков существенного искажения информации на уровне финансовой
(бухгалтерской) отчетности в целом.
Страницы: 1, 2, 3
|