Меню
Поиск



рефераты скачать Аудит. Его сущность и функции

ж)      заключение – заключение аудитора – это документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов; в случае поручения государственных органов оно приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ (п.17);

з)       мнение – этот термин не встречается;

и)      степень соответствия этой информации установленным критериям – факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и соответствия финансового отчетности, влияющих на ее достоверность.

А также нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц (п.18»б»).

Как видим, по своей сущности отечественный аудит уже приближается к сущности аудита на Западе, хотя ни о выработке устоявшейся русской терминологии для аудита, ни о полном совадении этих понятий говорить пока не приходится: слишком рано. Значение и задачи аудита в условиях РФ, если рассматривать их в целом, еще кое в чем отличаются от аналогичных задач аудита в зарубежных системах управления хозяйствующими субъектами. Например,[[5]] как подметили многие авторы, «существенным упущением определения, данного Временными правилами, является отсутствие обозначение результата проделанной аудиторской работы. Результатом аудита может быть только выражение мнения независимого аудитора о достоверности информации об объекте аудита, предоставленной организацией, в которой проводилась проверка».

Анализ сущности, значения и задач аудита показывает, что это не просто «карающий меч» в руках «новой революции», а особо сложный социально нейтральный экономический инструмент.

Современный аудит начал свое бурное развитие примерно со второй половины XIX в. вместе с бурным развитием акционерных обществах формы капитала, адекватной крупной промышленности. Сельскому хозяйству и торговле. Это случилось в силу тех объективных обстоятельств, что в новых условиях система отношений инвестора с наемной администрацией акционерных обществ претерпела существенные, коренные изменения:

·        имущественная дифференциация населения, а также развитие фиктивного капитала вызвали принципиальный сдвиг в составе и в самом облике инвесторов;

·        принятие хозяйственных решений, основанных на необъективной информации, нередко приводило к отрицательным экономическим последствиям и даже к банкротствам некоторых акционерных обществ;

·        потребовались особые специальные знания для людей, способных высказать профессиональное суждение о достоверности их отчетности;

·        произошел существенный отрыв администрации акционерных обществ от непосредственных собственников в связи с резким расширением их числа;

·        объективно разделились интересы администрации компании как составителей отчетности и их инвесторов, а также других пользователей этой отчетности;

·        началось становление и развитие фондового рынка в качестве современной формы движения капитала.

Все перечисленные факторы по существу имеют непосредственное отношение к современным процессам в российской экономике.

Со времен окончательного становления современного аудита (30-е годы) существовал и существует разрыв между ожиданиями клиентов и тем, как понимают свои обязанности аудиторы. Естественно, были случаи недобросовестной работы и даже подкупа. Почти всегда после крупных банкротств возникал вопрос: почему аудитор, проверявший бухгалтерскую отчетность, не предостерег своих клиентов? Но, тем не менее, все участники фондового рынка сходятся во мнении, что фактор неопределенности слабеет, если инвесторы будут достаточно уверенными в надежности информации о конкретных компаниях, акции которых котируются на бирже. А для этого они должны опираться на функцию засвидетельствования аудиторов.

1.2 Значение и принципы аудита


Большинство стран-участниц аудиторской деятельности (в том числе и Россия) имеют проверенные мировой практикой принципы ведения аудита:

1. Независимость аудита от государства, его различных министерств и ведомств, куда входят Министерство финансов, Росстрахнадзор, Государственная налоговая служба и Центральный банк России.

2. Обеспечение системы, при которой сами специалисты оценивают уровень подготовки и моральные качества другого специалиста:

·     с выдачей разрешения на право заниматься аудиторской деятельностью только тем лицам, которые способны подтвердить свою квалификацию;

·     с обеспечением профессиональной защищенности аудиторов.

3. Финансовая независимость аудитора от клиента:

·     достаточный размер уставного капитала и чистых активов;

·     самострахование;

·     безусловное соблюдение аудиторами и независимости собственной позиции, и коммерческих интересов клиента;

·     оплата, поступающая из другого источника, от каждого клиента, должна иметь незначительный удельный вес в общем потоке доходов от уплаты услуг аудиторов;

·     фирма ограничивает оказание других услуг клиенту, чтобы избежать конфликтов интересов.

4. Ротация аудиторов: каждые несколько лет происходит смена аудитора, что дает возможность избежать слишком глубокой зависимости аудиторов от клиента.

5. Наличие достаточно развитой методики аудита для работы с высокотехнологичными системами клиента.

6. Система проверки (третьей стороной, аналогичной аудиторской фирмой) качества процессов аудита.

7. Внедрение стандартов аудиторской деятельности с адаптацией для этих целей международного опыта к экономической реальности. (Приложение А)[[6]]

2. Виды аудита

 

Выделяют следующие виды аудита:

1.                 Обязательный аудит – обязательная ежегодная проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

2.                 Добровольный аудит – проводится по инициативе высших органов организации (администрации, совета директоров). Целью его может быть подготовка к обязательному аудиту или помощь в организации бухгалтерского учета.

3.                 Принудительный аудит – аудиторская проверка по требованию государственных правоохранительных органов.

По направления деятельности  различают:

·        аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);

·        аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

·        аудит банков и других кредитных учреждений (банковский аудит);

·        аудит иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (общий аудит).

Эти виды аудита отличаются по методике проведения, по содержанию и объекту проверки. На каждый из этих видов аудита выдается отдельный аттестат аудитора.

По отношению к объекту контроля, аудит бывает:

o       Внутренний

o       Внешний

Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите воз­никает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достовер­ность отчетов менеджеров. Необходимость во внутреннем аудите обусловлена:

·     усложнением организационной структуры предприятий;

·     разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;

·     удаленностью подразделений, филиалов от головного предприятия;

·     стремлением администрации экономического субъекта получить достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управление;

·     повышением степени доверия к предприятию со стороны деловых партнеров.

Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия. (таблица 1)

Таблица 1. Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита[[7]]


Отличия

Внутренний аудит

Внешний аудит

Субъект

Осуществляется специалистами по учету, контролю, анализу, работающими в данной организации (штатные сотрудники)

Осуществляется специалистами, выполняющими свои функции на договорной основе за гонорар

Задачи, цель

Определяются администрацией организации и заключаются в обеспечении эффективности системы управления предприятием

Убедить третьих лиц в достоверности бухгалтерской отчетности и положительных прогнозах развития организации

Объект

Хозяйственные операции, использование, сохранность ресурсов, состояние учета, отчетности и контроля, соблюдение правовых норм

Состояние учета и отчетности, эффективность использования ресурсов, уровень контроля, компетентность специалистов

Квалификация

Определяется по усмотрению управленческой структуры

Строго определяется ФЗ (образование, стаж работы, аттестат)

Независимость

Независим от проверяемых объектов

Независим от проверяемой организации как в организационном, так и в финансовом плане

Методы

Более детальные и точные проверки

Менее детальные и точные проверки (понятия «существенности» и «риска» в аудите).

Отчетность

Перед руководством и/или собственником

Перед сторонними лицами либо перед руководством организации, если аудит добровольный

По времени проведения

Текущий, постоянный

Периодический (ежегодный)


Аудит, проводимый в организации с определенной периодичностью (ежегодно), называется повторяющимся, а проводимый впервые в данной организации – первоначальным.

Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ре­визорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчи­ненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

1)      контроль за состоянием активов и недопущение убытков; под­тверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;

2)      подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

3)      анализ эффективности функционирования системы внутрен­него контроля и обработки информации;

4) оценку качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно различаются. Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита представлена в таблице (Приложение В).

Функции внутреннего аудита могут выполнять не только работ­ники предприятия, но и приглашенные независимые аудиторы.

Некоторые виды внутреннего аудита называются управленчес­ким, или производственным аудитом.

Основными задачами данного аудита являются проверка и со­вершенствование организации и управления предприятием, качест­венных сторон производственной деятельности, оценка эффектив­ности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудитора­ми, является одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Довольно близок к управленческому аудиту аудит хозяйствен­ной деятельности, т. е. систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хо­зяйственной деятельности предполагаются объективное обследова­ние и всесторонний анализ определенных видов деятельности.

Этот вид аудита преследует три цели:[8]

*              оценка эффективности управления;

*              выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельнос­ти;

*              внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности или дальнейших действий.

Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.


3. Классификация аудита

 

Аудит на соответствие требованиям.


Этот аудит заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам.[[9]] Если такие условия, например внутренние правила контроля, установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капи­талом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполне­ние этих условий часто находят отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.

Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.


Аудит финансовой отчетности и специальный аудит.


Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку от­четности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета[[10]]. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Специальный аудит — это проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.