Меню
Поиск



рефераты скачать История становления и развития института адвокатуры

В целом можно сделать вывод, что организация русской адвокатуры основывалась на следующих принципах:

1) совмещение правозаступничества с судебным представительством;

2) относительная свобода профессии;

3) формальное отсутствие связи с магистратурой;

4)  сословная организация и отчасти дисциплинарная подчиненность судам;

5) договорное определение суммы гонорара.

В целом организационно-правовые и функциональные основы деятельности адвокатуры оставались неизменными до осени 1917 г., когда в результате политических событий были уничтожены и судебная система, и присяжная адвокатура.

Организационно-правовая характеристика деятельности советской адвокатуры. Ликвидация адвокатуры была провозглашена первым законодательным актом о суде — Декретом о суде № 1, принятым 22 ноября 1917 г. Ликвидировав институт адвокатуры, советская власть вместе с тем попыталась обеспечить каждому гражданину право иметь защитника своих интересов в суде.

Вопрос об организации защиты рассматривался и в ноябре 1918 г. па заседании ВЦИК при обсуждении проекта Положения о народном суде. Народный комиссар юстиции РСФСР Д.И. Курский в своем докладе отметил: «Человек, который попадает па суд, нуждается в защите, и для всех ясно, что это особенно необходимо в крупном деле, когда предъявляется обвинение со стороны государственной власти и когда обвиняемый лишен возможности сказать что-нибудь потому, что не имеет защитника. Если существует официальный обвинитель, то нужно быть и защитнику».

В принятом ВЦИК Положении о народном суде от 30 ноября 1918 г.2 говорилось: «Для содействия суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе», при исполнительных уездных комитетах Советов рабочих и крестьянских депутатов и при исполнительных губернских комитетах Советов рабочих и крестьянских депутатов учреждаются коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Их члены избирались исполкомами «на общих со всеми должностными лицами Советской республики основаниях» и как должностные лица получали содержание по смете НКЮ.

В годы революции было много юристов-практиков, не имевших соответствующего университетского диплома, но являвшихся активными деятелями советского правосудия. В ходе доклада по проекту Положения об адвокатуре на сессии ВЦИК докладчик сообщил, что предложение о приеме в коллегию только лиц, имеющих университетский диплом, не встретило поддержки: «Диплом не мешает, — сказал он, — но практический стаж в два-три года стоит не меньше». Поэтому Положение не устанавливало образовательного ценза для вступления в члены коллегии.

Коллективы защитников создавались в районах и городах и действовали под руководством президиума областных коллегий защитников. Деятельность коллегий осуществлялась под общим руководством и надзором областных судов и охватывала как непосредственно судебную работу, так и консультационную, ведение правовой пропаганды, повышение политических и профессиональных знаний. Все поручения по оказанию юридической помощи принимались только через коллектив, в кассу которого вносилось вознаграждение за помощь.

В Положении нашло подтверждение одно из важнейших условий обеспечения права на защиту: каждый обращающийся мог сам выбирать защитника из числа членов коллегии по своему усмотрению. Труд защитника оплачивался в зависимости от его квалификации, общественно-правовой работы и нагрузки.

Вопрос об организации адвокатуры и повышении ее роли в реализации права па защиту стал предметом оживленной дискуссии, возникшей в связи с обсуждением проекта повой Конституции СССР в 1936 г. После принятия Конституции важнейшим этапом в развитии советской адвокатуры стало Положение об адвокатуре СССР, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939 г.2 Оно разрешило основные вопросы деятельности и организации адвокатуры в соответствии с вновь принятой Конституцией и изданными на ее основе правовыми актами. Положение вернуло гражданское звание «адвокат», одно время замененное термином «член коллегии защитников».

Общее руководство деятельностью адвокатов возлагалось на союзно-республиканский Народный комиссариат юстиции СССР, обладавший рядом прав в этой области, включая право отвода кандидатур. Непосредственное руководство коллегией адвокатов осуществлял выборный президиум коллегии.

На адвокатов возлагалась обязанность не только осуществлять защиту в суде, по и оказывать иную юридическую помощь гражданам, учреждениям, организациям и предприятиям путем дачи советов, справок, разъяснений, составления жалоб, заявлений и других документов.

Необходимо отметить, что в период сталинских репрессий роль адвокатов фактически сводилась к минимуму. В процессах с политической окраской их участие было исключено. Многие из адвокатов сами стали жертвами режима. Что касается уголовных дел, то в них защита играла определенную роль. Однако господствовавший в то время тезис «признание есть царица доказательств» ограничивал ее возможности. Так что адвокаты были востребованы и оказывали реальную помощь лишь в сфере гражданских правоотношений.                                       

В эпоху Н.С. Хрущева наблюдалась некоторая тенденция к усилению роли права и профессиональных юристов. В 1957 г. на сессии Верховного Совета СССР было подчеркнуто, что адвокаты должны помогать «усилению социалистической законности и отправлению правосудия»[1]. Лишь в начале 60-х годов в результате известной либерализации политической жизни в СССР стало возможным попытаться вернуть адвокатуре ее истинное предназначение, сделать ее относительно независимой.

Именно эту цель преследовало принятие в 1962 г. нового Положения об адвокатуре РСФСР[2], которое определило структуру и систему функционирования адвокатского сообщества. В основу организации адвокатуры был положен территориальный принцип ее построения. В РСФСР действовали республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские коллегии адвокатов.

 В целом, несмотря на определенные подвижки, адвокатская профессия в 60-е годы по-прежнему не соответствовала своему истинному предназначению — обеспечивать правовую защиту общества от нарушений со стороны государства, поскольку в советский период общество и государство воспринимались как единое целое.

Следующим этапом развития советской адвокатуры стало принятие Закона от 30 ноября 1979 г. «Об адвокатуре в СССР»1 и Положения об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г.2 Положение об адвокатуре устанавливало, что общее руководство коллегиями адвокатов осуществляют Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы, как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов.

Положение допускало непосредственное вмешательство органов государственной власти в деятельность адвокатских объединений, что, конечно, плохо сочеталось с принципом независимости адвокатов при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Часто адвокаты лишь изображали защиту, становясь еще одним орудием государства.

Система оплаты труда адвокатов, сориентированная на ограниченные материальные возможности советского клиента, не создавала стимулов для адвокатской деятельности3. Инструкции Министерства юстиции РСФСР не позволяли адвокатам получать вознаграждение выше определенного уровня, поэтому обычной практикой стала передача гонораров доверителями «из рук в руки», минуя кассу (так называемые миксты — «максимальное использование клиентов сверх таксы»). Лишь в 1988 г. Министерство юстиции предоставило право правозащитникам самим определять размер своих гонораров на контрактной основе по договоренности с доверителем.

Закон об адвокатуре в СССР внес существенный вклад в дальнейшее развитие и совершенствование законодательства об адвокатуре. С учетом предыдущего историко-правового опыта в нем сформулирован ряд новых положений. Так, наличие высшего юридического образования для адвокатов стало условием, не допускающим исключений (ст. 5). В Законе было предусмотрено внесение изменений в действовавшее уголовно-процессуальное законодательство в целях реального обеспечения защиты в процессе.

Закон об адвокатуре в СССР устанавливал, что адвокаты участвуют в уголовных делах в качестве защитников, а также представителей потерпевших и других лиц. Очевидно, что в данном случае речь шла о защите обвиняемых. Это вытекало и из Конституции СССР, в ст. 57 которой закреплялось, что граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество. При этом упускалась из виду защита от незаконного обвинения.

Основополагающие принципы организации деятельности адвокатуры — это: полная независимость адвоката при осуществлении адвокатской деятельности, свобода высказываний в публичных судебных и иных выступлениях, самоуправляемость адвокатских объединений, добровольное вступление в адвокатуру, право па создание ассоциаций, присоединение к международным сообществам адвокатов и участие в их работе, соблюдение норм профессиональной этики, справедливости и гуманизма. Именно эти принципы были положены в основу Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.


3.Разработка и принятие Федерального закона «Об адвокатской

деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»


Положение об адвокатуре 1980 г., действовавшее до 1 июля 2002 г., закрепляло советскую систему адвокатуры, во многом уже не соответствовавшую реалиям российской правовой системы и идеологии проводимой в стране судебно-правовой реформы. Положение не включало норм о независимости адвоката, грешило избыточной правовой регламентацией, неверно определяло взаимоотношения коллегий адвокатов с государственными органами. Концепция судебной реформы в Российской Федерации в части адвокатуры, и оказания юридической помощи предусматривает следующие основные положения.

Квалифицированная правовая помощь населению немыслима без расширения организационных и правовых возможностей адвокатуры. Необходимо было вывести адвокатуру из-под контроля Министерства юстиции, обеспечить независимость и высокий престиж судебной защиты. Предполагалось резко увеличить численность адвокатов и организовать работу таким образом, чтобы реально расширить юридическую помощь, в том числе обеспечить участие защитников в уголовном судопроизводстве с момента предъявления подозреваемому постановления об аресте или протокола задержания.                                   

 Кроме того, важно было исключить возможность корректировки    разрабатываемого в то время Закона об адвокатуре в РСФСР, всякого рода подзаконными актами, т.е. не вводить в пего отсылочные нормы. Закон должен был гарантировать независимость адвокатуры как самоуправляемой общественной организации и быть посвящен взаимоотношениям коллегий с государственными органами, их должностными лицами, гражданами.

 Концепция судебной реформы призывала привлекать адвокатов к участию в правотворческом процессе как независимых экспертов. Их знание судебной практики и постоянное общение с гражданами небесполезны для прогнозирования эффективности законопроектов. Следовало наладить официальное информирование коллегий адвокатов о подготовке нормативных актов по вопросам, затрагивающим конституционные права и свободы граждан, направлять коллегиям проекты нормативных актов на рецензирование.

Предполагалось расширить рынок юридических услуг, разрешив предоставлять их не только адвокатам, но и юридическим фирмам, кооперативам, индивидуально практикующим юристам, что породило бы между ними здоровую конкуренцию. Но непременным условием такой деятельности должна была стать выдача лицензии при наличии высшего образования у претендента, опыта работы по юридической специальности, при отсутствии судимости и т.д. Претендент должен был сдать квалификационные экзамены специальной комиссии, состоящей из судей, адвокатов, преподавателей юридических вузов, научных работников в области права. Результаты таких квалификационных экзаменов должны были, в частности, определять право юриста выступать перед судом того или иного уровня. Квалификационная дифференциация допускалась и для членов коллегий адвокатов1.

Таковы были основные идеи реформирования адвокатуры в конце XX — начале XXI вв. Однако Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» был принят лишь 31 мая 2002 г. В чем же причина того, что правовой статус адвокатуры на протяжении многих лет регулировался морально устаревшим и действовавшим лишь частично правовым актом?

Трудности юридического оформления института адвокатуры обусловлены несколькими факторами.

Прежде всего, тем, что совершенствование адвокатской деятельности должно вписываться в канву судебно-правовой реформы. Кроме того, несомненно, что деятельность адвокатуры подлежит нормативному регулированию лишь в строгих пределах (понятие, принципы, гарантии). В остальном же она должна определяться внутрикорпоративными правилами и стандартами — уставами, кодексами адвокатской этики. И самое важное — Закон об адвокатуре должен нормативно оформить складывающуюся в России систему адвокатуры как особого элемента гражданского общества — самоуправляемой, независимой корпорации профессионалов в области права, на которую возложена публично-правовая обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи. Такой подход к социальному и правовому статусу адвокатуры многим казался непривычным и потому неприемлемым.

За время проведения судебно-правовой реформы в России было подготовлено свыше 20 вариантов проекта Закона об адвокатуре. В связи с перспективами принятия нового Закона развернулись бурные дискуссии1. Разногласия наметились даже между руководителями объединений адвокатов2, что не позволило прийти к единодушному мнению относительно принципов устройства адвокатуры.

В 1992 г. на парламентских слушаниях в Верховном Совете обсуждались два проекта Закона. В соответствии с первым проектом, предлагаемым Министерством юстиции РФ, традиционные коллегии адвокатов упразднялись, рынок юридических услуг объявлялся открытым, а его регулирование передавалось Минюсту РФ и его органам на местах. Второй законопроект, разработанный Комитетом по законодательству Верховного Совета РФ, исходил из того, что коллегии адвокатов доказали жизнеспособность, имеют богатые традиции, четкие понятия об адвокатской этике, устоявшуюся систему отношений, справляются с задачей обеспечения юридической помощи нуждающимся (в предусмотренных законом случаях — бесплатно), а введение свободного рынка адвокатских услуг делает ее проблематичной. В качестве компенсации коллегиям назывались налоговые льготы и возможность оплачивать арендуемые адвокатами помещения по ставкам, установленным для судов и прокуратуры. Предлагалось создать различные организационные формы адвокатской деятельности (юридические фирмы, бюро, кабинеты) вне адвокатских коллегий. Такие адвокаты, получив лицензию, вольны выбирать себе доверителей, отказываясь от невыгодных дел, но должны исправно платить налоги. Решения по этим законопроектам так и не были приняты.

В январе 1995 г. Президент РФ внес в Государственную Думу законопроект «Об адвокатуре в Российской Федерации». Коллегии адвокатов определялись как негосударственные, независимые, самоуправляемые некоммерческие организации профессиональных юристов, добровольно объединившиеся для оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам и создаваемые без предварительного разрешения государственных органов. Права адвоката расширялись благодаря предоставлению возможности самостоятельно собирать доказательства, создавать в рамках коллегий наряду с традиционными юридическими консультациями адвокатские бюро, фирмы, кабинеты, практиковать индивидуально. Были расширены возможности получения гражданами бесплатной юридической помощи. Проект предусматривал действие па территории субъекта Федерации одной коллегии адвокатов и возможность создания межтерриториальных специализированных коллегий. При этом существовавшие параллельные коллегии адвокатов временно сохраняли легитимность. В течение двух лет адвокаты различных коллегий должны были объединиться или выбрать иную организационную форму деятельности. Законопроект был одобрен Всероссийским федеральным союзом адвокатов, принят Государственной Думой в первом чтении в апреле 1996 г., затем год пролежал без движения. В июне 1997 г. Президент РФ отозвал проект для доработки.

На вопрос, почему появление нового Закона так затянулось, одни правоведы отвечали, что «основные положения действующего закона не устарели и проверены многолетней практикой, они продолжают содействовать нормальной деятельности адвокатуры в Российской Федерации»1.

Другие юристы отмечали: когда действующий закон устарел, а новый никак принять не удается, это значит, на его пути стоят чьи-то достаточно мощные интересы. Действительно, существуют несовпадающие интересы адвокатов и некоторых категорий граждан — их реальных и потенциальных доверителей, не однородны и мнения самих адвокатов — интересы разнятся уже внутри адвокатской корпорации. Не во всем идентичны взгляды рядовых адвокатов и руководителей адвокатских объединений. Конфликтны, как известно, отношения между традиционными и новыми, параллельными коллегиями. Вопрос о том, какой быть адвокатуре, значим и для гражданского общества, и для государства, а согласовать их интересы непросто. Никак нельзя отождествлять интересы государства и чиновничьего аппарата. Небезразличны к проблеме построения адвокатуры и «силовики» — процессуальные противники адвокатов в уголовном судопроизводстве. Наконец, закон об адвокатуре — карта, разыгрываемая в политической игре, в частности, разных думских фракций2.

В 1998 г. некоторые положения законопроекта начала дорабатывать рабочая группа из представителей Президента РФ, Государственной Думы и Правительства. В октябре 1999 г. проект был принят в первом чтении, в ноябре — одобрен Советом Государственной Думы. Комитет Государственной Думы по государственному строительству высказал мнение, что многие положения проекта противоречат Конституции РФ, и предложил вернуть его в первое чтение. Эта позиция нашла поддержку в заключении Правового управления Государственной Думы. 12 апреля 2000 г. проект был возвращен к процедуре первого чтения.

25 мая 2001 г. Президент РФ В. Путин внес в Государственную Думу новый проект Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В этот же день состоялся VI Чрезвычайный съезда федерального союза адвокатов России, принявший резолюцию, в которой высказана позиция адвокатского сообщества в отношении повой инициативы Президента.

В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, ч го в соответствии со ст. 48 Конституции Российской Федерации и с общепризнанными принципами и нормами международного права в Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной — в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г., устарело и не отражает перемен, происходящих в обществе. В Положении не учтены современные тенденции развития адвокатуры, связанные с созданием новых организационных структур адвокатской деятельности, с параллельным развитием сети организаций, оказывающих правовые услуги.

В соответствии с пояснительной запиской президентский проект Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в ходе осуществления в Российской Федерации судебной реформы был призван обеспечить правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами, гарантировать их независимость как профессиональных некоммерческих организаций. Порядок учреждения и работы организаций и лиц, оказывающих правовые услуги в качестве предпринимателей, находился вне сферы правового регулирования проекта.

На данный законопроект было получено заключение Правительства Российской Федерации, которое в целом его поддерживало. Правительством был сделан ряд замечаний. В частности, предлагалось исключить для адвокатов, их организаций и объединений льготы по тарифам, налогам, сборам, а также положение об установлении для них ставки арендной платы, оплаты коммунальных услуг и услуг связи на уровне ставок, предусмотренных для судов общей юрисдикции.

В первом чтении за предложенный Президентом законопроект проголосовали 382 депутата, что свидетельствовало о поддержке документа представителями всех фракций и депутатских групп1.

От положений действовавшего на тот момент законодательства о регулировании института адвокатуры законопроект, предложенный Президентом, отличался следующим:

— вводил нормативное определение адвокатской деятельности и адвокатуры, понятия «адвокат», его полномочий и прав;

—   гарантировал независимость адвоката и адвокатской деятельности;

— расширял права адвоката при оказании юридической помощи, предоставлял ему возможность самостоятельно собирать необходимые сведения и предметы, которые могут быть признаны доказательствами в соответствии с законодательством РФ;

—  признавал права адвоката па выбор формы организации: осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро);

— расширял возможности граждан РФ получать бесплатную юридическую помощь;

— определял органы адвокатского самоуправления и их основные функции; 

— увязал независимость адвоката с требованием об оказании квалифицированной, в том числе в некоторых случаях бесплатной, юридической помощи и с особым режимом налогообложения  предполагал объединение всех разрозненных отрядов адвокатов | по принципу: один субъект Федерации — одно адвокатское сообщество. Эти сообщества объединяются в единую самоуправляемую адвокатскую корпорацию, возглавляемую Федеральной палатой адвокатов.

Необходимость принятия Закона признавалась повсеместно, но единого мнения относительно того, каким же ему все-таки быть, не было. Определенная часть общества, в том числе многие руководители адвокатских объединений, были настроены против президентского варианта.

VI Чрезвычайный съезд адвокатов 25 мая 2001 г. поддержал отдельные концептуальные положения законопроекта, в частности о гарантиях адвокатской деятельности, о единой структуре, действующей в субъекте Федерации, о недопустимости межтерриториальных адвокатских образований, об адвокатской тайне, о правовом статусе адвоката как субъекта оказания юридической помощи. Вместе с тем съезд отметил, что законопроект, предусматривая коренное изменение организационных структур адвокатуры, разрушает испытанные временем и практикой принципы обеспечения юридической помощью и выполнения обязательных поручений на участие адвокатов в уголовном судопроизводстве. Существенной ошибкой разработчиков законопроекта было отсутствие в нем четких гарантий получения гражданами России квалифицированной юридической помощи. Если по действующему законодательству президиумы коллегий адвокатов могут создавать юридические консультации по согласованию с органами юстиции па местах, то в проекте адвокатским палатам такое право предоставлено не было.

Вызывало сожаление участников съезда и то, что подавляющее число адвокатов страны до внесения нового проекта закона в Государственную Думу не принимали участия в его подготовке. Не направлялся он для обсуждения и в адвокатские объединения.

При дальнейшей работе над законопроектом его концепция в целом была сохранена, но были учтены многие из отмеченных представителями адвокатуры замечаний. 26 апреля 2002 г. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в его окончательной редакции был принят Государственной Думой, 15 мая 2002 г. одобрен Советом Федерации, 31 мая 2002 г. подписан Президентом РФ. Закон вступил в силу на всей территории Российской Федерации с 1 июля 2002 г. (за исключением подп. 6 п. 1 ст. 7, который вступает в силу с 1 января 2007 г.). Пока бедна практика действия этого Закона, но уже сейчас очевидны его преимущества перед Положением об адвокатуре 1980 г.


Нормативно-правовые акты и литература

Основная


1.                 Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 (111) Генеральной ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Права человека: Сборник международных договоров. Том 1 (часть первая): Универсальные договоры. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций, 1994.

2.                 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

3.                 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в российской Федерации» № 63 от 31. 05. 2002 г.

4.                 Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник. — М.: Юристъ, 2004. — С. 64-112.

5.                 Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. Серия «Высшее образование» — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. —  С. 21-57.

 
Дополнительная

1.                 Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А.   Адвокатура в Российской Федерации   Учеб.   пособие / Под ред.  А. В. Гриненко – М.:   ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 – 192 с.

2.                 Барщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры в России: Научно-практическое пособие. – М.: Юристъ, 1997. – 320 с.

Гессен И.В. История русской адвокатуры. Адвокатура, общество и государство (1864–1914 гг.). – М., 1997.


1    См.: Российское законодательство X—XX веков. Т. 1. Законодательство Древней Руси. М, 1984. С. 321.

2    См. там же.

3  См.- Российское законодательство X—XX веков. Т 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. С. 54, 97.

4    Цит. по: Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969. С. 172.

5    Судебные Уставы 1864 г. Официальное издание 1864 г. Т. III. С. 30.

2СП СССР. 1939. № 49. Ст. 394.                                                                                    

[1] См.: Стецовский Ю.И. Советская адвокатура. М., 1989. С. 18.

2    ВВС РСФСР. 1962. № 29. Ст. 450.


1     ВВС СССР. 1979. № 49. Ст. 846

2    ВВС РСФСР. 1980. № 48. Ст. 1596.

3  В дореволюционной России на душу населения приходилось больше адвокатов, чем в СССР в 1989 г. В 1897 г. на одного адвоката приходилось 29 800 человек, к 1910 г. — 17 900 человек (для сравнения: в Англии на адвоката приходится на 684 человека).

1     Подробнее см.: Издание Верховного Совета РФ. М, 1992.

1     См.: Пухова Т. Одним адвокатам нельзя болеть, другим — рожать // Российская юстиция. 2001. № 11. С. 27; Самошкин С. Готовых к употреблению законопроектов не бывает// Российская юстиция. 2001. № И. С. 28.

2    Федеральный Совет адвокатуры (президент А.П. Галоганов); Профессиональный союз адвокатов России (председатель С. Кривошеее); Федеральный союз адвокатов Рос­сии; Гильдия российских адвокатов; Международный союз (содружество) адвокатов; Ассоциация адвокатов России.

1     Сухарев И. Подготовка нового закона об адвокатуре затянулась // Российская юстиция. 1997. № 12. С. 26.

2   См, там же.

1    См.: Закон об адвокатуре: четвертая попытка. // Бизнсс-адпокат. 2001. № 15


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.