Была своеобразная ирония в логике процесса.
Масштабные инвестиции требуют гарантий. Теперь у США не было другой
альтернативы, как взять на себя обязательство обеспечить оборону Европы. При
этом у существенной части экспертов и политиков было трезвое понимание
приоритетов: военный альянс необходим, но второстепенен к экономическим задачам
восстановления Европы.
5. Вступление в НАТО Западной Германии
1) Проект создания Европейского оборонительного сообщества
Канцлер ФРГ Аденауэр прилагал особые усилия для укрепления
международного положения ФРГ. Его идеалом была независимая и сильная Германия,
преодолевшая вековое отчуждение от романской и англо-саксонской культуры,
интегрированная в европейское экономическое и политическое пространство. Первым
шагом в этом направлении стало присоединение ФРГ к складывавшемуся
Североатлантическому альянсу. Благодаря холодной войне Западная Германия
стремительно превратилась из оккупированной, ограниченной в своём суверенитете
страны в активного партнёра своих недавних победителей. Уже в ноябре 1949 года
США, Великобритания, Франция и ФРГ подписали Петерсбергское соглашение,
позволяющее ФРГ самостоятельно вести внешние сношения, в том числе переговоры о
присоединении к международным организациям.
В 1950 году ФРГ стало членом Совета Европы и начала активно участвовать
в переговорах по проектам европейской интеграции. Аденауэр искусно использовал
связи с Вашингтоном для преодоления недоверия Франции к её историческому
противнику. Он активно поддержал идеи военно–политической интеграции
западноевропейских стран, увязав их реализацию с восстановлением германского
суверенитета. Переломными были переговоры о создании «Европейского
Оборонительного сообщества» по «плану Плевена». Дорогу к участию ФРГ в этом
проекте открыло подписание 26 мая 1952 года Общего, или Боннского, договора
США, Великобритании, Франции и ФРГ, заменившего Оккупационный статут. В нём
декларировалась отмена оккупационного режима, предоставление ФРГ суверенитета
во внутренних и внешних делах, но закреплялись особые права трёх держав в
области размещения их вооружённых сил на территории Западной Германии, а также
по контролю над Западным Берлином. Вступление в силу Общего договора бало
сопряжено с реализацией подписанного на следующий день договора о ЕОС. Но срыв
ратификации этого соглашения во французском парламенте отложил и вступление в
силу Общего договора. Франция опасалась возрождения германской военной мощи без
гарантирующего равновесие обязательства со стороны англичан. В результате
голосования рухнули ЕОС и все боннские и парижские соглашения 1952 года. Бонн
был разгневан, Аденауэр настаивал на том, чтобы Западная Германия все же
получила суверенитет. Недовольны были и в Вашингтоне, однако в Лондоне
действовали более конструктивно, хотя и с запозданием: Иден стал «собирать
черепки» посредством дипломатических усилий, а также сформулировал более
конкретной обязательство, чем те, которые Британия готова была взять на себя
ранее. К концу года к участию в Брюссельском договоре 1948 года были допущены
бывшие враги – Германия и Италия, и он был переименован в Западноевропейский
Союз (ЗЕС), который начал выполнять невоенные функции организации брюссельского
договора, а в военном отношении стал компонентом НАТО. Великобритания заявила,
что сохранит на континенте такие же силы, как и подчинённые Верховному
главнокомандующему Объединёнными вооружёнными силами в Европе, то есть 4
дивизии и тактические военно – воздушные силы.
2)
Отмена
оккупационного режима и присоединение к Североатлантическому альянсу
После провала с ратификацией договора во французском парламенте
Великобритания частично отказалась от своей традиционной антипатии к
объединениям мирного времени и способствовала созданию Западноевропейского
союза, членом которого также стала Германия. В соответствующий договор,
подписанный в Париже в 1954 году вошли также и основные положения Общего договора.
По Парижскому соглашению Федеративная республика Германия, а также Италия
присоединялись к договору о Западном союзе, членами которого были
Великобритания, Франция и страны Бенилюкса. Было подтверждено окончание
оккупации Западной Германии, и Федеративная Республика присоединилась к НАТО.
После ратификации этих соглашений в мае 1955 года ФРГ стала почти полноправным
членом западного альянса. Она отказывалась от производства ядерного,
бактериологического и химического оружия и соглашалась на некоторые виды
инспекции её промышленных концернов. Взамен она получила повторное обещание
относительно воссоединения, признание правительства в Бонне как правительства
всей Германии и право поставить 12 дивизий в вооружённые силы НАТО.
Против такого развития событий выступал Советский союз, пытаясь помешать
Федеративной Республике присоединиться к НАТО. В 1952 году он был согласен на
некоторое перевооружение Германии, если оно будет сопровождаться её
нейтрализацией; прелагалось также провести обоюдный вывод войск из Германии,
однако после смерти Сталина в 1953 году и восстаний в восточном секторе Берлина
и в других городах восточной зоны в июне того же года дискуссии по данным
вопросам сошли на нет.
Аденауэр обязался не производить атомного, бактериологического или
химического оружия, ракет дальнего действия или управляемых ракет,
бомбардировщиков и военных кораблей, кроме как по рекомендации Верховного
главнокомандующего и с согласия 2/3 членов совета ЗЕС; Западная Германия должна
была стать полноправным членом НАТО, и она стала таковым официально на
следующий год. Была залатана и другая европейская «прореха»: Франция и Западная
Германия договорились о том, чтобы Саар, который Франция после 1945 года так
или иначе аннексировать, представлял собой особую автономную территория в
рамках ЗЕС, но саарцы отклонили эту договорённость путём плебисцита в октябре
1955 года, и в начале 1957 года Саар стал частью Западной Германии. Таким
образом, к концу первого послевоенного десятилетия существовало НАТО,
распространявшее защиту США на Западную Европу, Великобритания как самый
надёжный и действенный из европейских членов альянса и возрождавшееся
Германское государство, снова получившее признание в Западной Европе.
Великобритания активно содействовала ремилитаризации Западной Германии и ее
включению в НАТО. В мае 1955 г. СССР аннулировал англо-советский договор 1942
г., как утративший силу вследствие вступления Англии в военный союз с ФРГ.
6. Первые годы существования НАТО
Европейские члены нового альянса в
начале были сравнительно пассивными получателями помощи; хотя они и
предоставляли 80 % войск в Европе, но там не менее зависели от более
существенного вклада США, без которого их собственный вклад никак не отвечал их
основным потребностям и не снимал их опасения. Хотя формально договор
представлял собой соглашение о коллективной безопасности, на деле это было
нечто вроде прежних договоров о протекторате, согласно которым крупная держава
брала под своё крыло более слабые территории. Договор учреждал постоянную
организацию НАТО (организация Североатлантического договора) для политических
дискуссий и военного планирования и некоторые её основатели, а впоследствии
верные сторонники ожидали, что она перерастёт в нечто большее, чем простой
военный альянс, в некое дружеское соглашение, сообщество или союз. Но ничего
подобного не случилось по целому ряду причин:
·
Огромная
разница в потенциалах Соединённых Штатов и любого другого участника договора;
·
Неспособность
европейских стран – членов образовать политическое объединение под стать
Соединённым Штатам;
·
Необъятность
просторов Атлантического океана;
·
Бесспорная
приверженность США принципу суверенитета, который представлялся им чем – то
старомодным, если дело касалось других;
·
Возрождение
мощи Европы и её уверенности в себе и исчезновение угрозы со стороны СССР
примерно к середине срока действия договора.
Почти полвека НАТО был главным орудием холодной войны. Театром её
действий была Западная Европа, Атлантика, а также Средиземноморье. Европейские
члены организации предоставляли основную часть войск, американцы – основную
часть техники и большую часть денег. Европейцы проявляли осторожность, избегая
любых форм военного союза между собой, в котором можно было бы усмотреть подрыв
евро-американских связей. Кроме того, им было гораздо труднее, чем американцам,
признать, что антисоветский альянс означает прекращение вражды с немцами и
включение Западной Германии в их союз. Этот самый грандиозный в истории НАТО
шаг, который вызвал некоторую растерянность в то время, когда советская угроза
почти полностью исчезла, был ускорен событиями, происходившими за тысячи миль,
в Азии – войной в Корее. Вспыхнувшая через год после подписания
Североатлантического договора война потребовала от Соединённых штатов новых
значительных ресурсов и вызвала опасения относительно возможности подобных
военных действий в Германии. Поэтому, Вашингтон стремился превратить своих
союзников из пассивных протеже в младших партнёров и создать в самой Европе в
противовес советским армиям контрсилу, отделённую от американской авиации
дальнего действия, хотя и базировавшейся. В Европе, но подчинявшейся
исключительно американскому командованию даже после того, как было создано
объединённое командование НАТО. Однако союзники оставались всё ёще слабыми.
Англия и Франция, чьи армии были связаны обязательствами в основном вне Европы,
не могли быстро оказать существенной помощи, и поэтому их было легче заставить
согласиться с экстренным решением США вновь вооружить немцев. Антисоветский
альянс, появления которого опасалась Москва в период между двумя мировыми
войнами, теперь оформился, и к концу 1950 года генерал Эйзенхауер возвратился
Европу как главнокомандующий силами нового огромного альянса. В том же году
Греции и Турции было предложено сотрудничать с союзниками в защите Средиземноморья,
хотя полноправными союзниками они стали лишь в начале 1952 года: их
сотрудничество помогло укрепить восточный фланг для защиты центрального сектора
и создать угрозу для СССР с юга. В начале 1951 года стал действовать новый штаб
(Штаб Верховного главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами НАТО в
Европе - SHAPE), а через год в Лиссабоне Совет
НАТО утвердил план придания этому командованию к 1954 году 96 боевых и
резервных дивизий, включая 50 в центральном секторе, и 9000 самолётов и вертолётов.
Хотя эти показатели так и не были достигнуты, принятые в Лиссабоне решения
придали альянсу ту форму, которую он сохраняет до сих пор: последующие
дискуссии касались стратегической доктрины новых вооружений и их развёртывания.
Было одно исключение. В 1959 году оставалась нерешенной германская
проблема, т.е. вопрос о статусе Западной Германии как политического образования
и о её роли в планировании и операциях НАТО. С началом корейской войны трудно
было противостоять американскому давлению с целью ускорить предоставление
суверенитета Западной Германии и осуществить её перевооружение, но Франция
особенно настойчиво стремилась не допустить возрождения германской военной
мощи. Министр обороны Франции Рене Плевен предложить формировать немецкие
подразделения и включать их в состав многонациональных дивизий, но не разрешать
Западной Германии иметь собственную армию, генеральный штаб или министерство
обороны. Взяв за образец Европейское сообщество угля и стали, которое было
образовано по инициативе Франции и вскоре должно было начать действовать,
Плевен задумал создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) со своим
советом министров, ассамблеей и европейским министром обороны. Франция ставила
целью свести до минимума размеры немецкого военного контингента и одновременно
интегрировать военный вклад Германии – как в оперативном, так и в политическом
плане – в международную организацию. Едва ли не самым важным было участие
Великобритании, поскольку без нее предлагаемая международная организация
состояла бы лишь из Франции и Германии с некоторыми сравнительно мелкими
участниками. Для Франции участие Великобритании было единственно действенным
противовесом опасностям, связанным с перевооружением Германии и с появлением
суверенного германского государства, но за 4 года, в течение которых обсуждался
вопрос о создании ЕОС, Британия так и не взяла на себя каких-либо существенных
обязательств.
7. Проблема распределения власти в Североатлантическом
альянсе в 50-е годы
Ослабление советской угрозы и опасений по поводу экономического краха, а
также достижение главных целей НАТО и осуществление «плана Маршалла» придали
европейцам новую уверенность, которая вылилась в желание вести свои дела
самостоятельно. Поскольку американцы спасали Западную Европу от русского
господства, новый настрой был антиамериканским, так как на присутствие именно
американцев, а не русских, натолкнулась волна национализма, который в 60-е годы
ещё более обострился в результате возмущения и тревоги в связи с экономическим
проникновением американцев – оборотной стороной американских инвестиций,
позволивших американцам контролировать европейские предприятия и, таким
образом, распоряжаться наймом и увольнением рабочей силы.
К концу 50-х годов проблемы, связанные с распределением власти и
вооружений в альянсе, стали очевидными и привели к появлению ряда причудливых
проектов. Предложения де Голля о создании «директората» НАТО в составе трёх
держав, выдвинутые в 1958 году, не нашли поддержки в США и Великобритании, так
как, во – первых, это привело бы к утрате связей с другими союзниками, а,
во-вторых, на том этапе Лондон и Вашингтон не считали Францию достаточно
серьёзным партнёром.
Через год между странами – участниками НАТО возникли дискуссии по поводу
возможного размещения на территории Европы баллистических ракет средней
дальности, а также создания многонационального ядерного органа, а в 1960 году
США предложили установить 300 ракет «Поларис», которые находились бы под
американским контролем. Эти дискуссии, хотя и безрезультатные, показали, что
НАТО не сможет бесконечно опираться на американскую ядерную монополию. Либо
сами европейцы создадут силы сдерживания, примерно эквивалентные американскому
ядерному вкладу в альянс, тем самым получив более равное партнёрство, либо
следует найти пути создания американо-европейских ядерных сил. Первое решение –
создание отдельных европейских сил – предполагало наличие европейского
политического органа для контроля над ними, и хотя европейцы были бы рады иметь
такие силы, они ничего не делали для создания центрального органа управления.
Поэтому решение приходилось искать на путях американо-европейского
сотрудничества, и возникли два направления мысли: доктрина
«многонациональности» и доктрина «многосторонности». Сторонники
«многонациональности» соглашались с суверенным национальным контролем и
выступали лишь за передачу национальных сил в ведение командующего НАТО (с
возможностью их отзыва), а также за расширение участия всех союзников в
стратегическом планировании и политических консультациях. Сторонники
«многосторонности» разработали схему создания «смешанных» сил, в рамках которых
ядерным оружием распоряжались бы подразделения с личным составом, набранным в
различных государствах. В 1962 году американская администрация Приняла
концепцию «многосторонности»; вскоре после этого британское и французское
правительства продемонстрировали свою неизменную приверженность идее
«многонациональности»: Великобритания – в американском понимании, а Франция –
без участия американцев. Однако, поскольку американцы надеялись, что «многосторонность»
позволит ответить на вопрос относительно Германии, как предоставить немцам
достаточную долю в ядерных операциях, не встревожив русских, они настаивали на
ней, несмотря на возражения других своих главных союзников. В марте 1963 года
они предложили создать многосторонние силы (МСС) в составе 25 надводных
кораблей со смешанными экипажами, каждый из которых имел бы на борту по восемь
ракет «Поларис», причём ¾ расходов должны были оплатить Соединённые
штаты и Западная Германия, причём немцы приветствовали эту схему как средство
восстановления тесных отношений с Соединёнными Штатами.
III Заключение
Меньше двух лет (лето 1947 - весна
1949) потребовались Западу для того, чтобы определиться с основными формами и
средствами для реализации своей стратегии. Был взят курс на экономическое
сотрудничество на многосторонней основе, которое постепенно переросло в процесс
европейской интеграции. В качестве необходимой страховки был создан механизм
коллективной обороны, в основу которой были положены военные гарантии со
стороны США. Сотрудничества между союзниками по антигитлеровской коалиции,
пусть и продиктованного достаточно прагматичными интересами, было похоронено,
освобожденная от фашизма Европа была разделена на два враждебных лагеря.
IV Список использованных
источников:
1)
Питер
Кальвокоресси: «Мировая политика после 1945 года», 1 том; Москва; Международные
отношения; 2000 г
2)
Загладин
Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т., Мунтян М.А.: «Мировое политическое развитие:
ХХ век»; Москва; Аспект Пресс; 1995 г
3)
Гаджиев
К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарёв М.В.: «Новейшая история стран
Европы и Америки ХХ век», 2 том (1945-2000); Москва; Владос; 2001 г
4)
Материалы
журнала «Современная Европа»; Москва; издательство Института Европы РАН; № 1
2001 года
5)
Материалы
сайта http://nato.cirp.info/ - NATO Анатомия Альянса; Институт
международных отношений; Санкт-Петербург
Страницы: 1, 2
|