Оригинальным
способом был переход к ежедневному балансу. Такое решение открывало
возможность получать ежедневную информацию о состоянии предприятия.
Большое значение
имели графические методы учета, получившие распространение и как средство отчетной
информации (графики Ганта), и как средство организации документооборота внутри
предприятия (оперограммы).
Забвение принципов
классической бухгалтерии сопровождалось ростом внимания к технике регистрации
фактов хозяйственной жизни.
Механизация учета и
распространение счетоводства на свободных листах несколько уменьшили роль
карточки, но не упразднили ее полностью. С начала 30-х годов в стране создается
счетное машиностроение, что позволило начать в достаточно широких масштабах
применение счетно-вычислительной техники в учете.
4.
Совершенствование производственного учета, анализ его организационных структур
и распространение механизированной обработки экономической информации
(1953-1984).
В период с конца
1938-го по 1955 г. завершается создание единой системы бухгалтерского учета
исполнения бюджета в финансовых органах — в ноябре 1938 г. Наркомфин СССР издал
новую единую инструкцию по бухгалтерскому учету исполнения Государственного
бюджета СССР в финансовых органах.
В годы Великой
Отечественной войны много усилий затрачивается на восстановление и обновление
бухгалтерского аппарата финансовых органов и бюджетных учреждений. Очевидно,
что качественное изменение системы бюджетного учета в данный период не входит в
перечень первоочередных государственных задач.
В пятидесятые годы
ХХ века совершенствуется сложившаяся ранее система учета. Бюджетные учреждения
стали составлять один баланс и освободились от сложной работы по ведению
расчетов между балансами одного и того же учреждения по исполнению сметы
расходов по бюджету и внебюджетным средствам.
В 1956—1990 гг.
меняются правила учета финансирования по республиканским бюджетам автономных
республик и местным бюджетам, учета взаимных расчетов между бюджетами, учета
целевого бюджетного резерва, совершенствуются учетные регистры и первичные
учетные документы, техника ведения учета. В бюджетных учреждениях создаются
централизованные бухгалтерии и внедряются средства механизации. Разработка
методологии централизации бюджетного учета расценивается как самое крупное
достижение в развитии и практике бюджетного учета. Организация централизованных
бухгалтерий позволила оптимизировать бюджетные расходы на содержание штата
бухгалтеров в малых по численности учреждениях (детских садах, сельских школах
и т.п.) и значительно повысить качество учета (бухгалтерские работники в таких
учреждениях имели, как правило, низкую квалификацию).
2. Основные виды документов бухгалтерского
учёта в СССР
Методологическое
руководство бухгалтерским учётом в СССР осуществлялось Министерством финансов СССР,
которое по согласованию с ЦСУ СССР утверждало типовые планы счетов, типовые
формы бухгалтерского учёта и отчётности и инструкции по их применению.
Основными
нормативными документами, определяющими основные виды документы бухгалтерского
учёта в СССР и правила их составления, были последовательно:
Положение о
документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных
организаций, утвержденное Наркомфином СССР от 25 января 1946 г. N 60.
Положение о
документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных
организаций, утвержденное Министерством финансов СССР от 18.10.1961 № 343.
Положение
о документах и документообороте бухгалтерском
учете, утвержденное Минфином СССР 29 июля 1983 г. N 105 по согласованию с ЦСУ СССР.
Эти Положения
определяли, что основанием для записей в бухгалтерском учете служат надлежаще
оформленные первичные документы. Оправдательные документы могут быть как
разовыми, предназначенными для оформления отдельных хозяйственных операций, так
и накопительными (групповыми), предназначенными для оформления ряда однородных
хозяйственных операций за определенный период.[3]
К бухгалтерским
документам предъявлялись следующие требования:
- они должны быть
составлены своевременно, то есть в момент совершения операции или сразу после
ее окончания;
- документ должен
быть достоверным, а также составлен четко и иметь ясное содержание;
- документы должны
составляться доброкачественно, содержать достоверные данные;
К составлению
документов предъявлялись следующие требования:
1. документы
должны быть составлены на специальных бланках;
2. документы
должны строго соблюдать установленные формы и реквизиты;
3. в документе
должен быть четко и разборчиво написан текст и цифры;
4. незаполненные
реквизиты прочеркиваются одной чертой;
5. денежная сумма
указывается цифрой и прописью.
В документе должны
быть подписи должностных лиц с указанием должности.
Реквизиты
документа - это необходимая исходная информация,
которая содержится в документах.
К числу
обязательных реквизитов документов относят:
а) название
(приходный ордер, лимитно-заборная карта, расходный ордер, накладная, наряд,
рапорт о выработке, маршрутный лист, акт и пр.);
б) дату
составления;
в) содержание
хозяйственной операции и ее основание;
г) измерители
операций (в количественном и ценностном выражении);
д) подписи лиц,
ответственных за совершение операции и за правильность ее оформления.
В необходимых
случаях в документе должны быть приведены его номер, название и адрес
предприятия (организации) и указание сторон, участвовавших в совершении
хозяйственной операции, оформленной данным документом (например, в накладной,
акте о приемке материалов и т.п.), а также дата записи в накопительный документ
хозяйственной операции в тех случаях, когда дата составления документа и дата
записи в него хозяйственной операции не совпадают (например, в лимитно-заборной
карте и др.).
Другие реквизиты
определяются характером документируемых хозяйственных операций.
При применении
счетно-клавишных, счетно-перфорационных и других вычислительных машин
документы, служащие основанием для бухгалтерских записей, должны также
содержать необходимые реквизиты, расположенные в порядке, отвечающем
требованиям механизации учета. При этом наряду с текстовым содержанием операций
допускается применение установленного в соответствующем порядке шифра
(цифрового обозначения).
Вся документация,
составленная при помощи средств механизации на основании оправдательных
документов и служащая основанием для последующих записей в бухгалтерском учете,
должна иметь заголовок, определяющий ее содержание, и подписи лиц, отвечающих
за соответствие данных, содержащихся в документации, составленной
механизированным способом, данным оправдательных документов. Если
оправдательным документом является непосредственно перфокарта, она должна иметь
все реквизиты, установленные для аналогичного оправдательного документа при
составлении его ручным способом.
Записи в
документах производятся чернилами, химическим карандашом, пастой шариковых
ручек, при помощи пишущих машин, средств механизации и другими средствами,
обеспечивающими сохранность этих записей в течение времени, установленного для
их хранения в архиве. Использовать для записи простой карандаш запрещается.
Свободные строки в первичных документах подлежат обязательному прочерку.
Приходные и
расходные кассовые документы оформляются в порядке,
установленном Положением о ведении кассовых операций предприятиями,
учреждениями и организациями. Порядок оформления банковских документов
устанавливается правилами банка.
Все документы,
служащие основанием для записей в бухгалтерском учете, должны представляться в
бухгалтерию или на машиносчетные установки в порядке и в сроки, устанавливаемые
главным (старшим) бухгалтером предприятия или хозяйственной организации.
Распоряжения
главного (старшего) бухгалтера в части правильного и своевременного оформления
операций и представления требуемых документов и сведений являются обязательными
для всех работников данного предприятия или хозяйственной организации.
За достоверность
содержащихся в документе данных, а также за доброкачественное его составление
несут ответственность должностные лица, подписавшие этот документ (начальник
цеха, нормировщик, кладовщик и др.).
Представленные
документы подвергаются проверке как с точки зрения законности операций, так и
по форме (полнота заполнения реквизитов, наличие соответствующих подписей и
т.д.), а также правильности арифметических вычислений и подсчетов, после чего
принимаются к учету.
Все документы,
приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам после получения или
выдачи денег, подлежат обязательному гашению штампом или надписью
"Получено" или "Оплачено" с указанием даты. Подлежат также
гашению штампом "Погашено" все банковские документы, а также
документы, по которым произведены начисления заработной платы или другие
выплаты (авансовые отчеты, наряды и др.).
При
журнально-ордерной форме счетоводства накапливание и систематизация данных,
содержащихся в документах, принятых к учету, производится непосредственно в журналах-ордерах,
ведомостях и других учетных регистрах. На документах, данные которых
включены в журналы-ордера и ведомости, должны указываться номера
соответствующих регистров и порядковые номера записи.
Предприятия и
хозяйственные организации, еще не перешедшие на журнально-ордерную форму
счетоводства и применяющие мемориально-ордерную форму учета, принятые к учету
данные документов оформляют путем составления мемориальных ордеров, как
правило, на группы документов, систематизированных по признаку однородности
операций.
Мемориальные ордера
регистрируются в специальном журнале, в котором приводятся порядковые
номера, дата и сумма по мемориальным ордерам. В конце месяца в регистрационном
журнале подсчитываются итоги сумм за истекший месяц.
Для контроля за
правильностью бухгалтерских записей и составления бухгалтерского баланса
ежемесячно составляются оборотные ведомости: одна - по оборотам всех
синтетических счетов и отдельные - по оборотам каждой группы аналитических счетов,
объединяемых соответствующим синтетическим счетом.
По данным оборотных
ведомостей производится сверка итогов оборотов по синтетическим счетам и итога
по регистрационному журналу, а также итогов оборотов и сальдо
аналитических счетов с объединяющими их синтетическими счетами.
Для отражения
итоговых данных по синтетическим счетам применяется книга синтетического
учета - главная книга. Записи в этой книге производятся только по счетам
первого порядка. При этом при мемориально-ордерной форме учета в главной книге
регистрируются лишь текущие обороты.
В предприятиях и
организациях, где при учете хозяйственных операций по мемориально-ордерной
форме счетоводства применяется небольшое количество синтетических счетов
бухгалтерского учета, допускается с разрешения вышестоящей организации
совмещение хронологической регистрации мемориальных ордеров с записями по
синтетическим счетам в одной книге "Журнал-Главная".
В
"Журнале-Главной" выводятся итоги оборотов за месяц в целом, а также
по дебету и кредиту каждого счета.
В соответствии с
Положением о бухгалтерских отчетах и балансах бухгалтерские отчеты и балансы
должны составляться на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвержденных
оправдательными документами.
План счетов - система бухгалтерских счётов, предусматривающих их количество,
группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учета. В
Плане счетов включаются как синтетические (счета первого порядка), так и
связанные с ним аналитические счета (субсчета или счета второго порядка). Построение
плана счетов обеспечивает согласованность учетных показателей с показателями
действующей отчетности.[4]
История плана счетов
·
1960-1968 - действовал
План счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности
предприятий, строек и хозяйственных организаций союзного, республиканского и
местного подчинения, утвержденный Письмом Минфина СССР от 28.09.1959 №295
·
1969-1985 - действовал
План счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности
предприятий, строек и хозяйственных организаций, утвержденный Письмом Минфина
СССР от 30.05.1968 №130
·
1986-1992 - действовал
План счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности
объединений, предприятий и организаций и Инструкции по его применению,
утвержденный Приказом Минфина СССР от 28.03.1985 года №40
·
с 1989 - действует План счетов бухгалтерского учета
в коммерческих банках (кредитных учреждениях) Российской Федерации, первая
редакция которого утверждена Письмом Госбанка СССР от 21.12.1989 №254.
·
1987-1993 - действовал План счетов, содержащийся в
Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на
Государственном бюджете СССР, утвержденной Минфином СССР от 10.03.1987 №61
Заключение
История
бухгалтерского учета в СССР органически продолжила традиции старой
дореволюционной России, а зачатки нового учета можно проследить с первых
недель февральской революции, которая привела к огромным
социально-экономическим изменениям, которые не могли не отразиться на ведении
учета.
До 20-х гг. ХХ
века в условиях гражданской войны, интервенции и военного коммунизма еще не
была отлажена система государственной власти, бюджетное устройство претерпевает
кардинальные изменения. Нет единой, четко выстроенной системы бюджетного учета
— разные ведомства и разные территориальные образования, разные учреждения
применяют разные правила учета. Товарно-распределительные отношения в государственной
экономике не требуют какой-либо серьезной учетной системы.
В 20—30-е гг. ХХ
века происходит упорядочивание как бюджетных процедур, так и учета исполнения
бюджета. В марте 1920 г. было принято решение о переходе от военного коммунизма
к НЭПу; в 1922—1924 гг. была проведена денежная реформа. Экономика государства
перешла на товарно-денежные отношения. В таких условиях значительно усилилась
роль государственного бюджета как формы образования общественных финансов. Это
стало стимулом для развития и бюджетного учета. В систему бюджетного учета были
введены элементы, обеспечивающие целевое использование средств, усиление
контроля за оборотами по межбюджетным расчетам.
В 1936—1938 гг.
впервые в истории советского бюджетного учета вводится раздельный учет операций
по исполнению сметы по бюджетным и внебюджетным средствам, учреждения стали
формировать два бухгалтерских баланса.
В 1956—1990 гг.
меняются правила учета финансирования по республиканским бюджетам автономных
республик и местным бюджетам, учета взаимных расчетов между бюджетами, учета
целевого бюджетного резерва, совершенствуются учетные регистры и первичные
учетные документы, техника ведения учета.
С распадом СССР и
выделением России как нового государства в ее экономической политике произошли
значительные изменения. Переход от командно-административной системы управления
к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе бухгалтерского учета.
Произошел переход к приятой во всем мире системе Международных стандартов.
Основные задачи
бухгалтерского учета в СССР : формирование полной и достоверной информации о
деятельности организации и ее имущественном положении, обеспечение контроля за
использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с
утвержденными нормами, нормативами и сметами, своевременное предупреждение
негативных явлений в хозяйственно - финансовой деятельности, выявление и
мобилизация внутрихозяйственных резервов.
Основные виды
документов бухгалтерского учёта в СССР:
По назначению:
1. оправдательные
(накладная, счет, кассовый ордер);
2. бухгалтерского
оформления (бухгалтерская справка, расчеты);
3. распорядительные
(платежные поручения, кассовый ордер, приказ о приеме на работу и зачисление в
штат)
4. комбинированные
(расчетно-платежные ведомости).
По объему содержания:
1. первичные
(кассовый ордер, требование, накладная, чек)
2. сводные
(авансовый отчет, расчетно-платежная ведомость).
По способу
составления:
1.
разовые (требования, накладные);
2.
накопительные (лицевой счет, лимитно-заборная
карта).
По месту составления:
1. внутренние
(накладные-требования);
2. внешние
(платежные требования или поручения, выписка банка).
Библиографический список литературы
1.
Приказ Минфина СССР от 10.03.1987 n 61 «Об
утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях,
состоящих на государственном бюджете СССР».
2.
Положение о документах и записях в бухгалтерском
учете предприятий и хозяйственных организаций, утвержденное Наркомфином СССР от
25 января 1946 г. N 60.
3.
Положение о документах и записях в бухгалтерском
учете предприятий и хозяйственных организаций, утвержденное Министерством
финансов СССР от 18.10.1961 № 343.
4.
Положение о документах и документообороте бухгалтерском
учете, утвержденное Минфином СССР 29 июля 1983 г. N 105 по согласованию с ЦСУ СССР.
5.
Атлас З.В. Денежное обращение и кредит СССР
(учебное пособие дня вузов по специализациям) "Финансы я кредит" и
"Бух. учет". – М.: Финансы, 1976.
6.
Алексеенко М.М., Берков Н.Т., Галь И.М. и др.
Финансы и кредит СССР. Учебник. – М., 1986.
7.
Безруких П. С. Организация бухгалтерского учета на
предприятии. -М., 1966.
8.
Дьяченко В.П. История финансов СССР (1917-1950
гг.). – М.: Наука, 1978.
9.
Макаров 3. Г. Теория бухгалтерского учета. -М.,
1966.
10.
Маргулис А. Ш., Бухгалтерский учет в отраслях
народного хозяйства. - М., 1966.
11. Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и
статистика, 1991.
12. Щенков С.А. Система счетов и бухгалтерский баланс предприятия. М.:
Финансы, 1983.
[1] Дьяченко В.П. История финансов СССР (1917-1950 гг.). – М.: Наука,
1978.
[2] Соколов Я.В. Очерки по
истории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 1991.
[3] Алексеенко М.М., Берков
Н.Т., Галь И.М. и др. Финансы и кредит СССР. Учебник. – М., 1986.
[4] Щенков С.А. Система счетов и
бухгалтерский баланс предприятия. М.: Финансы, 1983.
Страницы: 1, 2
|