Меню
Поиск



рефераты скачать История бухгалтерского учёта в СССР

Оригинальным способом был пере­ход к ежедневному балансу. Такое решение откры­вало возможность получать ежедневную информацию о состоянии предприятия.

Большое значение имели графические методы уче­та, получившие распространение и как средство от­четной информации (графики Ганта), и как средство организации документооборота внутри предприятия (оперограммы).

Забвение принципов классической бухгалтерии со­провождалось ростом внимания к технике регистра­ции фактов хозяйственной жизни.

Механизация учета и распространение счетоводст­ва на свободных листах несколько уменьшили роль карточки, но не упразднили ее полностью. С начала 30-х годов в стране создается счет­ное машиностроение, что позволило начать в доста­точно широких масштабах применение счетно-вычисли­тельной техники в учете.

4. Совершенствование производственного учета, анализ его организационных структур и распространение механизированной обработки экономической информации (1953-1984).

В период с конца 1938-го по 1955 г. завершается создание единой системы бухгалтерского учета исполнения бюджета в финансовых органах — в ноябре 1938 г. Наркомфин СССР издал новую единую инструкцию по бухгалтерскому учету исполнения Государственного бюджета СССР в финансовых органах.

В годы Великой Отечественной войны много усилий затрачивается на восстановление и обновление бухгалтерского аппарата финансовых органов и бюджетных учреждений. Очевидно, что качественное изменение системы бюджетного учета в данный период не входит в перечень первоочередных государственных задач.

В пятидесятые годы ХХ века совершенствуется сложившаяся ранее система учета. Бюджетные учреждения стали составлять один баланс и освободились от сложной работы по ведению расчетов между балансами одного и того же учреждения по исполнению сметы расходов по бюджету и внебюджетным средствам.

В 1956—1990 гг. меняются правила учета финансирования по республиканским бюджетам автономных республик и местным бюджетам, учета взаимных расчетов между бюджетами, учета целевого бюджетного резерва, совершенствуются учетные регистры и первичные учетные документы, техника ведения учета. В бюджетных учреждениях создаются централизованные бухгалтерии и внедряются средства механизации. Разработка методологии централизации бюджетного учета расценивается как самое крупное достижение в развитии и практике бюджетного учета. Организация централизованных бухгалтерий позволила оптимизировать бюджетные расходы на содержание штата бухгалтеров в малых по численности учреждениях (детских садах, сельских школах и т.п.) и значительно повысить качество учета (бухгалтерские работники в таких учреждениях имели, как правило, низкую квалификацию).

2. Основные виды документов бухгалтерского учёта в СССР


Методологическое руководство бухгалтерским учётом в СССР осуществлялось Министерством финансов СССР, которое по согласованию с ЦСУ СССР утверждало типовые планы счетов, типовые формы бухгалтерского учёта и отчётности и инструкции по их применению.

Основными нормативными документами, определяющими основные виды документы бухгалтерского учёта в СССР и правила их составления, были последовательно:

Положение о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных организаций, утвержденное Наркомфином СССР от 25 января 1946 г. N 60.

Положение о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных организаций, утвержденное Министерством финансов СССР от 18.10.1961 № 343.

Положение о документах и документообороте бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР 29 июля 1983 г. N 105 по согласованию с ЦСУ СССР.

Эти Положения определяли, что основанием для записей в бухгалтерском учете служат надлежаще оформленные первичные документы. Оправдательные документы могут быть как разовыми, предназначенными для оформления отдельных хозяйственных операций, так и накопительными (групповыми), предназначенными для оформления ряда однородных хозяйственных операций за определенный период.[3]

К бухгалтерским документам предъявлялись следующие требования:

- они должны быть составлены своевременно, то есть в момент совершения операции или сразу после ее окончания;

- документ должен быть достоверным, а также составлен четко и иметь ясное содержание;

- документы должны составляться доброкачественно, содержать достоверные данные;

К составлению документов предъявлялись следующие требования:

1. документы должны быть составлены на специальных бланках;

2. документы должны строго соблюдать установленные формы и реквизиты;

3. в документе должен быть четко и разборчиво написан текст и цифры;

4. незаполненные реквизиты прочеркиваются одной чертой;

 5. денежная сумма указывается цифрой и прописью.

В документе должны быть подписи должностных лиц с указанием должности.

Реквизиты документа - это необходимая исходная информация, которая содержится в документах.

К числу обязательных реквизитов документов относят:

а) название (приходный ордер, лимитно-заборная карта, расходный ордер, накладная, наряд, рапорт о выработке, маршрутный лист, акт и пр.);

б) дату составления;

в) содержание хозяйственной операции и ее основание;

г) измерители операций (в количественном и ценностном выражении);

д) подписи лиц, ответственных за совершение операции и за правильность ее оформления.

В необходимых случаях в документе должны быть приведены его номер, название и адрес предприятия (организации) и указание сторон, участвовавших в совершении хозяйственной операции, оформленной данным документом (например, в накладной, акте о приемке материалов и т.п.), а также дата записи в накопительный документ хозяйственной операции в тех случаях, когда дата составления документа и дата записи в него хозяйственной операции не совпадают (например, в лимитно-заборной карте и др.).

Другие реквизиты определяются характером документируемых хозяйственных операций.

При применении счетно-клавишных, счетно-перфорационных и других вычислительных машин документы, служащие основанием для бухгалтерских записей, должны также содержать необходимые реквизиты, расположенные в порядке, отвечающем требованиям механизации учета. При этом наряду с текстовым содержанием операций допускается применение установленного в соответствующем порядке шифра (цифрового обозначения).

Вся документация, составленная при помощи средств механизации на основании оправдательных документов и служащая основанием для последующих записей в бухгалтерском учете, должна иметь заголовок, определяющий ее содержание, и подписи лиц, отвечающих за соответствие данных, содержащихся в документации, составленной механизированным способом, данным оправдательных документов. Если оправдательным документом является непосредственно перфокарта, она должна иметь все реквизиты, установленные для аналогичного оправдательного документа при составлении его ручным способом.

Записи в документах производятся чернилами, химическим карандашом, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин, средств механизации и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве. Использовать для записи простой карандаш запрещается. Свободные строки в первичных документах подлежат обязательному прочерку.

Приходные и расходные кассовые документы оформляются в порядке, установленном Положением о ведении кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями. Порядок оформления банковских документов устанавливается правилами банка.

 Все документы, служащие основанием для записей в бухгалтерском учете, должны представляться в бухгалтерию или на машиносчетные установки в порядке и в сроки, устанавливаемые главным (старшим) бухгалтером предприятия или хозяйственной организации.

Распоряжения главного (старшего) бухгалтера в части правильного и своевременного оформления операций и представления требуемых документов и сведений являются обязательными для всех работников данного предприятия или хозяйственной организации.

За достоверность содержащихся в документе данных, а также за доброкачественное его составление несут ответственность должностные лица, подписавшие этот документ (начальник цеха, нормировщик, кладовщик и др.).

Представленные документы подвергаются проверке как с точки зрения законности операций, так и по форме (полнота заполнения реквизитов, наличие соответствующих подписей и т.д.), а также правильности арифметических вычислений и подсчетов, после чего принимаются к учету.

Все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам после получения или выдачи денег, подлежат обязательному гашению штампом или надписью "Получено" или "Оплачено" с указанием даты. Подлежат также гашению штампом "Погашено" все банковские документы, а также документы, по которым произведены начисления заработной платы или другие выплаты (авансовые отчеты, наряды и др.).

При журнально-ордерной форме счетоводства накапливание и систематизация данных, содержащихся в документах, принятых к учету, производится непосредственно в журналах-ордерах, ведомостях и других учетных регистрах. На документах, данные которых включены в журналы-ордера и ведомости, должны указываться номера соответствующих регистров и порядковые номера записи.

Предприятия и хозяйственные организации, еще не перешедшие на журнально-ордерную форму счетоводства и применяющие мемориально-ордерную форму учета, принятые к учету данные документов оформляют путем составления мемориальных ордеров, как правило, на группы документов, систематизированных по признаку однородности операций.

Мемориальные ордера регистрируются в специальном журнале, в котором приводятся порядковые номера, дата и сумма по мемориальным ордерам. В конце месяца в регистрационном журнале подсчитываются итоги сумм за истекший месяц.

Для контроля за правильностью бухгалтерских записей и составления бухгалтерского баланса ежемесячно составляются оборотные ведомости: одна - по оборотам всех синтетических счетов и отдельные - по оборотам каждой группы аналитических счетов, объединяемых соответствующим синтетическим счетом.

По данным оборотных ведомостей производится сверка итогов оборотов по синтетическим счетам и итога по регистрационному журналу, а также итогов оборотов и сальдо аналитических счетов с объединяющими их синтетическими счетами.

Для отражения итоговых данных по синтетическим счетам применяется книга синтетического учета - главная книга. Записи в этой книге производятся только по счетам первого порядка. При этом при мемориально-ордерной форме учета в главной книге регистрируются лишь текущие обороты.

В предприятиях и организациях, где при учете хозяйственных операций по мемориально-ордерной форме счетоводства применяется небольшое количество синтетических счетов бухгалтерского учета, допускается с разрешения вышестоящей организации совмещение хронологической регистрации мемориальных ордеров с записями по синтетическим счетам в одной книге "Журнал-Главная".

В "Журнале-Главной" выводятся итоги оборотов за месяц в целом, а также по дебету и кредиту каждого счета.

В соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах бухгалтерские отчеты и балансы должны составляться на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвержденных оправдательными документами.

План счетов - система бухгалтерских счётов, предусматривающих их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учета. В Плане счетов включаются как синтетические (счета первого порядка), так и связанные с ним аналитические счета (субсчета или счета второго порядка). Построение плана счетов обеспечивает согласованность учетных показателей с показателями действующей отчетности.[4]

История плана счетов

·                     1960-1968 - действовал План счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций союзного, республиканского и местного подчинения, утвержденный Письмом Минфина СССР от 28.09.1959 №295

·                     1969-1985 - действовал План счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций, утвержденный Письмом Минфина СССР от 30.05.1968 №130

·                     1986-1992 - действовал План счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций и Инструкции по его применению, утвержденный Приказом Минфина СССР от 28.03.1985 года №40

·                     с 1989 - действует План счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках (кредитных учреждениях) Российской Федерации, первая редакция которого утверждена Письмом Госбанка СССР от 21.12.1989 №254.

·                     1987-1993 - действовал План счетов, содержащийся в Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной Минфином СССР от 10.03.1987 №61

Заключение


История бухгалтерского учета в СССР органи­чески продолжила тра­диции старой дореволюционной России, а зачатки но­вого учета можно проследить с первых недель фев­ральской революции, которая привела к огромным социально-экономическим измене­ниям, которые не могли не отразиться на ведении уче­та.

До 20-х гг. ХХ века в условиях гражданской войны, интервенции и военного коммунизма еще не была отлажена система государственной власти, бюджетное устройство претерпевает кардинальные изменения. Нет единой, четко выстроенной системы бюджетного учета — разные ведомства и разные территориальные образования, разные учреждения применяют разные правила учета. Товарно-распределительные отношения в государственной экономике не требуют какой-либо серьезной учетной системы.

В 20—30-е гг. ХХ века происходит упорядочивание как бюджетных процедур, так и учета исполнения бюджета. В марте 1920 г. было принято решение о переходе от военного коммунизма к НЭПу; в 1922—1924 гг. была проведена денежная реформа. Экономика государства перешла на товарно-денежные отношения. В таких условиях значительно усилилась роль государственного бюджета как формы образования общественных финансов. Это стало стимулом для развития и бюджетного учета. В систему бюджетного учета были введены элементы, обеспечивающие целевое использование средств, усиление контроля за оборотами по межбюджетным расчетам.

В 1936—1938 гг. впервые в истории советского бюджетного учета вводится раздельный учет операций по исполнению сметы по бюджетным и внебюджетным средствам, учреждения стали формировать два бухгалтерских баланса.

В 1956—1990 гг. меняются правила учета финансирования по республиканским бюджетам автономных республик и местным бюджетам, учета взаимных расчетов между бюджетами, учета целевого бюджетного резерва, совершенствуются учетные регистры и первичные учетные документы, техника ведения учета.

С распадом СССР и выделением России как нового государства в ее экономической политике произошли значительные изменения. Переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе бухгалтерского учета. Произошел переход к приятой во всем мире системе Международных стандартов.

Основные задачи бухгалтерского учета в СССР : формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, обеспечение контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно - финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

Основные виды документов бухгалтерского учёта в СССР:

По назначению:

1. оправдательные (накладная, счет, кассовый ордер);

2. бухгалтерского оформления (бухгалтерская справка, расчеты);

3. распорядительные (платежные поручения, кассовый ордер, приказ о приеме на работу и зачисление в штат)

4. комбинированные (расчетно-платежные ведомости).

По объему содержания:

1. первичные (кассовый ордер, требование, накладная, чек)

2. сводные (авансовый отчет, расчетно-платежная ведомость).

По способу составления:

1.                 разовые (требования, накладные);

2.                 накопительные (лицевой счет, лимитно-заборная карта).

По месту составления:

1. внутренние (накладные-требования);

2. внешние (платежные требования или поручения, выписка банка).

Библиографический список литературы


1.           Приказ Минфина СССР от 10.03.1987 n 61 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете СССР».

2.           Положение о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных организаций, утвержденное Наркомфином СССР от 25 января 1946 г. N 60.

3.           Положение о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных организаций, утвержденное Министерством финансов СССР от 18.10.1961 № 343.

4.           Положение о документах и документообороте бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР 29 июля 1983 г. N 105 по согласованию с ЦСУ СССР.

5.           Атлас З.В. Денежное обращение и кредит СССР (учебное пособие дня вузов по специализациям) "Финансы я кредит" и "Бух. учет". – М.: Финансы, 1976.

6.           Алексеенко М.М., Берков Н.Т., Галь И.М. и др. Финансы и кредит СССР. Учебник. – М., 1986.

7.           Безруких П. С. Организация бухгалтерского учета на предприятии. -М., 1966.

8.           Дьяченко В.П. История финансов СССР (1917-1950 гг.). – М.: Наука, 1978.

9.           Макаров 3. Г. Теория бухгалтерского учета. -М., 1966.

10.      Маргулис А. Ш., Бухгалтерский учет в отраслях народного хозяйства. - М., 1966.

11.      Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 1991.

12.      Щенков С.А. Система счетов и бухгалтерский баланс предприятия. М.: Финансы, 1983.


[1] Дьяченко В.П. История финансов СССР (1917-1950 гг.). – М.: Наука, 1978. 

[2] Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 1991.

[3] Алексеенко М.М., Берков Н.Т., Галь И.М. и др. Финансы и кредит СССР. Учебник. – М., 1986.


[4] Щенков С.А. Система счетов и бухгалтерский баланс предприятия. М.: Финансы, 1983.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.