Первые попытки
использования электротяги на транспорте относятся к XIX веку Открытый впервые в Берлине благодаря
научным разработкам многих русских и немецких инженеров:
Ф.А. Пироцкого,
К. Сименса, В. Сименса, В.Н. Чиколева, В.А. Лачинова, трамвай
быстро распространился по миру. За 10 лет с 1881 года, когда первый
электропоезд прошел по железной дороге между Берлином и Лихтерфелдом, трамвайное
движение было открыто в 14 государствах и 274 городах. В тогдашней России трамвай
был пущен впервые в городе Киеве по инициативе инженера Струве А.Е. в 1892
году. Деятельности Подобедова и Гартмана, фирме братьев Сименс и Гальске мы
обязаны рождению трамвая в Нижнем Новгороде в 1896 году. По
предложению русских предпринимателей в 1898 году бельгийцы построили трамвай
в Курске, Орле, Витебске.
Можно сказать,
что это городская наземная электрическая железная дорога. Питание тяговых
двигателей постоянным током осуществляется обычно через подвесную
контактную сеть (обратный провод — рельсы).
Самые первые
успешные опыты Ф.А.Пироцкого по электроприводу вагона городской конки
были произведены в Петербурге в 1880 году. Однако правление Общества
конно-железных дорог Петербурга воспрепятствовало продолжению испытаний. И
только через 27 лет, в 1907 году, в городе появился новый вид транспорта,
состоящий из вагона и снабженный электродвигателем. Первый трамвай
в Петербурге пошел по линии от Александровского сада по Конногвардейскому
бульвару, далее по Кронштадтской пристани. По сравнению с конкой вагон
был очень красив и удобен. Кондуктор и вагоновожатый были одеты в добротную
форму. Публика первоначально относилась к трамваю, как к
развлечению. Но постепенно он становился основным видом пассажирского
транспорта, вытесняя извозчиков, конку и паровики. В 1912 году
длина путей электрического трамвая Петербурга составила уже 112
верст, при этом пути конки сократились до 68 верст, а паровика —
до 10 верст.
Постепенно трамваи
совершенствовались и изменялись, делаясь более мощными и быстроходными. В
1917 году на линии вышли более 710 трамвайных вагонов,
которые перевозили до 500 тысяч пассажиров в день.
Успешная
эксплуатация электрического трамвая показала достоинства электротяги.
При одинаковой с паровым локомотивом массе трамвай имел
большую (примерно в три раза) мощность, чем паровик, и скорость движения
также была в три раза больше, что увеличивало пропускную способность дороги и ускоряло транспортировку пассажиров и
грузов.
За
рубежом первая трамвайная линия длиной 2,5 км, была пущена в
Берлине в 1881 году, а в 1895 году в крупнейших городах Европы и США электрические
трамваи полностью заменили конку и паровики. К 1930-ым
годам в мире
насчитывалось почти 3200 городов с трамвайным движением.
В
годы Великой Отечественной войны трамвай был основным видом
транспорта в городе. Он не ходил всего несколько месяцев - с января по март
1942 года - тогда прекратилась подача электроэнергии, и многие вагоны даже
не успели вернуться в парки. 7 марта пошел первый грузовой вагон, а 15 апреля
1942 года - пассажирский трамвай. Пассажиры могли добраться во
все районы города по пяти маршрутам всего с одной пересадкой. Один из вагонов
трамвая, ходившего по осажденному Ленинграду, установили в городе 8
сентября в 66-ю годовщину начала блокады. Памятник установили на постаменте на
проспекте Стачек.
В
настоящее время городской электрический трамвай работает
во всех крупных городах мира. Он стал скоростным (до 70 км/ч), бесшумным, имеет низкие
полы и входы; вместимость вагонов выросла до 200 человек ; мощность приводных
электродвигателей достигла 700 кВт.
Трамвай является обязательным компонентом транспортной
системы современного города, играет важную роль в устойчивом
развитии городской инфраструктуры. Для коренных петербуржцев трамвай
стал самым любимым видом городского транспорта.
Трамвай может быть не
только наземным транспортом. В Волгограде, например, существует подземная трасса
Волгоградского скоростного трамвая.
4.2. Троллейбус.
Новый вид
общественного транспорта, составившего серьезную конкуренцию трамваю, — троллейбус
появился в СССР в 1933 году. Свое название троллейбус получил от
английского “trolleybus” (от trolley — контактный провод, роликовый
токоприемник и bus —автобус) Это вид безрельсового
городского транспорта. Постоянный ток для питания тяговых двигателей поступает от контактной
сети через подвесные (троллейные) провода
Первый троллейбус
появился в Москве,15 ноября 1933 года. В Ленинграде первый троллейбус
был пущен в 1936 году. Троллейбусы быстро завоевывали
популярность у ленинградцев, разъезжая по центральным улицам города. Троллейбус
относится к числу экономичных и экологически безопасных видов транспорта. Электрический
двигатель работает бесшумнее ДВС. Способен трогаться с места и быстро
набирать скорость без переключения передач. Электрический двигатель
надежнее ДВС поскольку в нем нет перепадов давления.
Троллейбусной
столицей мира
можно смело назвать Москву, которая обладает самой крупной в мире
троллейбусной сетью (еще с советских времен).
Троллейбус, сочетая в себе, многие положительные качества,
получил широкое развитие и является одним из перспективных видов городского
пассажирского транспорта.
5.
Автомобильный транспорт.
5.1.
Автобус.
Предшественником
автобуса, способного перевозить большое количество пассажиров был
автомобиль, в то время называемый повозкой.
Опытами
по созданию транспорта (повозок) с двигателями внутреннего сгорания
занимался в 60—70 гг. в Мекленбурге, а потом в Вене 3. С. Маркус (1831—1899).
Результаты мало обнадеживали. Его тяжелые неуклюжие повозки развивали
максимальную скорость 8 км/ч. За дурной запах выхлопных газов австрийские
власти запретили строить вторую повозку Маркуса.
В 1885—1886
гг. Готлиб Даймлер изобрел более эффективный, быстродействующий бензиновый
двигатель и установил его на четырехколесной повозке. Она стала первым
автомобилем в нынешнем смысле этого слова. Ее испытания начались в 1887
г.
Тогда
же началось создание автомобилей и в других странах. В Дании первый
автомобиль с бензиновым двигателем был построен в 1886 г. А. Хаммелем и X.
Иохансеном, в Англии — в 1888 г. Э. Батлером, во Франции — в 1889—1890 гг. А.
Пежо, работавшим по лицензии фирмы «Панар и Левассор», в США — в 1896 г. Г.
Фордом.
Автомобиль с ДВС не сразу
занял ведущее положение среди механических средств безрельсового транспорта.
Однако, вскоре было доказано преимущество «бензинок» перед паровыми
автомобилями. На автогонках 1894 г. во Франции к финишу пришло 13
автомобилей с бензиновыми двигателями и лишь два — с паровыми.
Таким
образом, в 90-е гг. возникают новый вид механического безрельсового транспорта
и автомобилестроение как особая отрасль машиностроения.
Успеху
автомобиля в немалой мере содействовало введение в 1890 г. пневматических
резиновых шин шотландцем Дж. Б. Дан-лопом и его сыном.
К
массовому поточному производству автомобилей приступил в 1912—1913 гг. Г. Форд.
К началу первой мировой войны, т. е. менее чем через 30 лет после появления
автомобилей с бензиновым мотором, число их во всем мире достигло 2 млн. штук.
Наиболее быстро автомобилестроение развивалось в США.
Европейские
страны располагали несравненно меньшими автомобильными парками,
измеряемыми лишь десятками тысяч машин. Особенно неблагоприятные условия для
развития автотранспорта сложились в России. Попытки отдельных
конструкторов и предпринимателей наладить в стране производство автомобилей
долго не получали поддержки ни властей, ни капиталистических кругов. Известным
конструктором ДВС и автомобилей в России был инженер Б. Г. Луцкой. В
1901 г. он спроектировал грузовой автомобиль, который назвал «моторной
телегой». Машина была построена на Ижорском заводе и в последующие годы
испытывалась на практике.
Грузовик
Луцкого весил 1,3 т и имел грузоподъемность 5 т. Двигатель был мощностью 12 л.
с. Скорость автомобиля составляла 10 км/ч. Несмотря на благоприятные
результаты испытаний автомобиль Луцкого не был принят к производству.
Сам конструктор вынужден был уехать за границу;
До
Революции 1917 года автомобильной промышленности в нашей стране так и не было
создано. Спрос на машины удовлетворялся за счет импорта.
Слово
«автомобиль» появилось во французском языке в последней четверти XIX
века, как сложение греческого “autos” — сам и латинского “mobilis” —
движущийся. В России оно было позаимствовано на рубеже XIX и XX вв. и вначале
употреблялось наряду с синонимами «моторный экипаж» или «мотор». Последнее
выражение сохранялось в разговорной речи вплоть до 1917 г., а иногда и позже.
В Петербурге первые
автомобили появились в конце XIX века, а затем и автобусы — большие и вместительные машины.
Слово
«автобус» вошло в России в обиход в начале XX в. Оно возникло
путем прибавления к «авто» окончания «бус», о котором стоит сказать особо.
Старый термин «омнибус» означал по-латыни «для всех», подразумевалось:
«карета». Можно поэтому перевести «омнибус» как «карета общего пользования».
Окончание слова «бус» не имело смысла, как в только что приведенной русской
фразе конец слова «пользования». Но оно приобрело в западных языках устойчивое
значение «карета общего пользования», а в английском языке даже сделалось
самостоятельным именем существительным. В русской литературе слово «автобус»
впервые употребил поэт Игорь Северянин в 1912 г.
Именно автобус
был призван разгрузить трамвайные линии, а
также связать отдельные части города с центром. К
1900 г. в Петербурге действовало 90 автобусов
с ДВС разного типа, которые соединяли центр города с его
“спальными” районами.
Сегодня автобус
наиболее массовый вид наземного городского транспорта. Его линии проходят
во всех районах города: как в центре, так и на окраинах. Именно автобус
всегда приходит первым в новые районы растущего мегаполиса. Большую роль играет
то, что автобус не привязан ни к рельсам, ни к проводам: при
ремонтах дорог, авариях и других чрезвычайных обстоятельствах автобус
почти всегда может объехать любое препятствие.
Современные
автобусы
внешне мало похожи на своих предшественников. Они стали высокоскоростными,
удобными как для пассажиров, так и для водителей, очень вместительными. Хотя автобусный
транспорт не выделяется среди прочих своей экологичностью, за последние годы
стали поступать машины удовлетворяющие требованиям Евро-1 и Евро-2. В
дальнейшем предусматривается переход подвижного состава, удовлетворяющего
Евро-3, а так же использующего в качестве топлива природный газ.
5.2.
Такси.
Такси. Это cлово знакомо каждому человеку, живущему в
городе, большом и не очень. Cколько раз нам приходится вcпоминать про этот, по
истине беcценный транспорт. Опаздываем ли мы на работу или важную встречу,торопимся
в аэропорт или спешим на поезд, не можем сесть за руль по какой-либо причине
— нас всегда выручает такси.
История
такси начинается, когда машин еще не было, а были ямщики
и извозчики. Еще в далеком восемнадцатом веке, один очень предприимчивый
француз организовал постоялый двор конных экипажей недалеко от церкви
святого Фиакра, покровительствующего садоводам. Поэтому первые экипажи и
получили такие своеобразные названия – “Фиакры”. Они стали
первыми в мире общественными экипажами. Кареты в счет не берем, так как
это была привилегия исключительно вельмож и знатных особ. Автомобильный клуб
Франции, еще в 1896 году заявил, что столица мира должна обладать фиакрами
с моторами – без лошадей. Мотивировали это на тот момент исключительно соображениями
эстетики. Были сняты оглобли, рядом с сидением извозчика установили рычаги
управления и руль, а сзади установили бензиновый двигатель.
Как ни странно, на первых порах успеха эта идея не приобрела, поскольку не
знали по какому тарифу оплачивать труд шофера. Счетчик, изобретенный в 1905
году, решил все проблемы. Назывался он таксометр и в дальнейшем породил новый
вид транспорта – таксомоторы или такси. Устройство таксомоторов
отличалось от обычных автомобилей: водитель сидел отдельно от пассажиров
– в открытой передней части, а сами пассажиры сидели в закрытой, «каретной» части. Это делалось для того, чтобы
не мешать пассажирам, а также для более удобного обзора улицы водителем и
общения с пешеходами и полицейскими. Облик водителя тоже изменился: он был
одет в длинное непромокаемое пальто и фуражку военного образца.
В
России история такси начиналась сто лет назад. В Москве один из
немногих тогда владельцев автомобилей разместил на крыше своего авто рекламный
плакат с надписью “Извозчик. Такса по соглашению”, что ознаменовало
собой новый этап в развитии отечественной индустрии перевозок. В течение
периода с 1907 по 1917 год на улицах Москвы появилось немало таких извозчиков.
Новая сфера услуг развивалась очень активно до тех пор, пока такси
не было признано революционерами «излишним роскошеством». После этого в течение
8 лет никто не занимался извозом на автомобилях. В 1925 году было решено
вновь начать использовать такой вид перевозок для нужд населения.
Долгое
время такси можно было встретить только на улицах Москвы и
Ленинграда, а весь таксомоторный парк страны не превышал нескольких
сотен автомобилей. Абсолютно все перевозки контролировались государством, и
понятия конкуренции в этой сфере услуг просто не существовало. В 1936 году
появились «эмки» и такси стало действительно массовым средством
передвижения. Менее чем через 15 лет, в 1950 году в Москве в общей сложности
работало более 2 тыс. такси, за 10 лет это количество выросло
более чем в два раза, и к началу 60-х по столице разъезжало уже 4,5 тыс.
автомобилей с шашечками. Кстати, шашечки для обозначения такси
были введены только в 1948 году, а «огонек», позволявший определить,
свободен таксист или занят появился в 1946 году.
После
приватизации в России монополия государства на оказание услуг такси
была утрачена, и появилось множество частных такси. Долгое
время этот рынок оставался полулегальным. Ближе к 2000 году ситуация в сфере
перевозок с помощью такси выправилась — появились организации,
предоставляющие населению такие услуги по фиксированным тарифам, с приемлемым
уровнем обслуживания.
Такси за границей,
пожалуй, еще более востребованный вид транспорта, чем в России.
Хотя можно сказать, что в последнее время все больше российских горожан
пользуются услугами этого вида транспорта. Поскольку такси
является неотъемлемой частью жизни большого города, порою, оно является даже
фирменным стилем самого города.
6. Подземный транспорт — метрополитен.
В
условиях больших городов с насыщенным уличным движением самым перспективным
пассажирским транспортом становится метро.
Метрополитен
— это
подземная городская железная дорога большой пропускной способности. Свое
название метрополитен получил от французского “metropolitain” — столичный (от греч. “metropolis” — главный город, столица).
Первая
в мире линия метрополитена в Лондоне длиной в 3,6 км
строились 8 лет и была открыта 9 января 1863 года. Она соединяла Bishop's
Road, Paddington, и Farringdon Street. Изначально метро строили открытым
методом: рыли канавы сообразно габаритам поезда, а потом накрывали их
"крышей". Вскоре его вытеснила другая метода, давшая имя подземке
британской столицы - Tube (тоннель, труба): под землей прорубался
тоннель диаметром 3,4 м, который укрепляли сначала лесами, a затем железными
полукруглыми пластинами.
В конце 60-х годов позапрошлого века метро появилось
в Нью-Йорке, чуть позднее — в Чикаго. Первое метро в Европе
появилось в Будапеште в 1896 году. В 1900 году первую линию метро
запустили в Париже.
История
развития метро в России сопряжена с множеством трудностей, интересными
событиями и фактами. К первым проектам метрополитена в России
можно отнести проект подземной магистрали между Балтийским и Финляндским
вокзалами в нашем городе. Этот проект разрабатывался еще в 1889 году инженером
П. Балинским. В 1893 году он был утвержден. Однако непосредственное решение о
строительстве метрополитена в городе на Неве было принято в конце
1930-х годов. Широкая деятельность по подготовке к походу тоннелей развернулась
в 1941 году, но приступить к строительным работам удалось лишь после окончания
Второй Мировой войны. 15 ноября 1955 года состоялось торжественное открытие
первой линии метрополитена — Кировско-Выборгской линии,
состоящей на тот момент из 8 станций. Для оформление первых станций метро было
использовано около 22 тыс.м2 мрамора, 10 тыс.м2 гранита;
около 700 светильников, торшеров, бра и люстр изначально было использовано для
освещения. На сегодняшний день метрополитен объединяет 58
станций, составляющих 4 линии, по которым свободно курсируют до 130 электропоездов ( 1200
вагонов ), которые в сутки перевозят до 2,5 млн. человек.
Линия
первой очереди Московского метро была открыта для движения 15 мая
1935 года в 7 часов утра. Движение началось от станции «Сокольники» до станции
«Охотный ряд».
В
годы Великой Отечественной войны под надежными сводами московского метро не
редко находили защиту от налетов фашистской авиации женщины, дети, старики. И
сейчас еще на некоторых станциях можно увидеть в конце перрона бетонные уступы
или металлические опоры для помостов и сходней, по которым спускались в тоннели
тысячи москвичей, укрываясь на целую ночь от бомбежек.
Каждый день миллионы людей едут через весь город по делам, на
работу, домой, в гости. Обычно для поездки используется метро
- самый быстрый и удобный вид городского транспорта. Во время поездки
многие спят, читают или просто ждут, когда же, наконец, закончится получасовая
утомительная поездка. Но можно поступить иначе. Посмотрите вокруг: сколько
интересных вещей можно увидеть на станциях, в переходах, в поездах, в тоннелях!
Поездка сразу же перестанет быть скучной и утомительной, вы увидите много
красивого и интересного, время поездки пролетит быстрее. А еще можно совершить
прогулку по метро в свободное время, когда вы никуда не торопитесь, обратив
внимание на красоту станций.
7. Роль и значение транспорта.
Транспортное
обеспечение
имеет огромное экономическое значение в жизни мегаполиса. Взаимодействие
промышленных предприятий, сфер обслуживания и торгово-потребительского рынка
напрямую зависит от транспорта. Подобно кровеносным сосудам, транспортные
артерии оплели города и области основными своими преимуществами: быстротой,
доступностью и коммуникабельностью. Экономика страны в целом напрямую зависит
от способности транспортно-промышленного комплекса удовлетворить запросы
внутреннего и внешнего рынка.
Нельзя забывать,
что помимо экономического значения транспорта эта отрасль в
огромной степени удовлетворяет потребности населения. Различные виды транспорта
позволяют в кратчайшие сроки обеспечить доставку населения. Транспортная
инфраструктура города в развитом государстве обеспечивает потребности
различных социальных групп населения.
Посещаемость,
изучение и ознакомление с исторической и духовной жизнью города напрямую
зависит от транспорта. И здесь важную роль играют перевозки людей
и из-за границ, и из других регионов страны. Учитывая потребности данной
категории людей (туристов), транспортная отрасль обеспечивает им
посещение исторических и памятных мест наземным и водным туристическим транспортом.
8.
Отрицательное влияние транспорта.
Несмотря на то,
что транспорт играет немаловажную роль в жизни города, с его
возникновением стали появляться множество проблем, решить которые не всегда
удается. Наш город издавна принято называть «Северной Венецией» и
действительно, он похож на этот красивый Итальянский город-музей, но есть и
существенная разница. В Венеции не бывает уличных ”пробок’’, которые замучили
петербуржцев, потому что основные транспортные магистрали там – каналы. Чтобы
решить эту проблему и избавить Петербург от пробок, администрация вкладывает
немалые деньги в строительство наземных дорог, объездных трасс, новых мостов и
различных путепроводов. Сейчас основной причиной заторов считаются тяжелые
грузовики и автопоезда, а самым узким местом для них – мосты через Неву. Для
этого строится КАД (кольцевая автомобильная дорога) вокруг Петербурга: она
должна отвести поток транзитных грузовиков и снизить нагрузки на мосты.
Перенасыщенность транспортных средств на дорогах повлекла за собой увеличение
дорожно-транспортных происшествий, в которых страдает техника, а зачастую и
гибнут люди. Как и в любом крупном мегаполисе, жители Северной столицы страдают
от загрязнения атмосферы. Количество автомашин в городе ежегодно растет, а
вместе с этим увеличивается валовой выброс вредных продуктов в атмосферу.
Заключение.
Изучив историю
транспорта , поняв его роль и значение в Санкт-Петербурге , мы смогли
убедится в том, что он проходил поэтапное развитие. С каждым годом появлялись
все новые виды транспорта, а старые еще более усовершенствовались. Это
было продиктовано изменяющимися потребностями населения: увеличением
численности населения, развитием торгово-экономических отношений.
Несмотря на необходимость
и выгодность развития транспорта, отдельные его виды наносят огромный урон
экологии, культурно-историческим памятникам, строениям и главное – здоровью
населения. К этому можно отнести, например разрушение уличных покрытий
трамвайным движением, нарушение нормальной работы механизма разводных мостов,
задымление и сильную загазованность атмосферы города, что порождает такое
явление, как смог, загрязнение акватории Невы и Финского залива транспортным
топливом, а также осадка зданий в местах прохождения линий
метрополитена.
Все чаще ученые
всего мира и нашего города обращаются к теме перехода к экологически чистым
видам транспорта. Все большее применение в работе транспорта получает
электричество и природный газ. Хочется верить, что в будущем с развитием
новых видов транспорта, наш город станет красивее, чище и сохранит вокруг
себя природные богатства, которые так необходимы для будущих поколений.
Список
используемой литературы:
1. Д.А. Засосов, В.И. Пызин «Из жизни Петербурга
1890 – 1910 годов»,
1999 г. — 415 стр.
2. Л.Б.Ганзбург, В.Л.Вейц «История техники», учебное
пособие, СПб,СЗПИ, 1998 г. — 182 стр.
3. Г.А.Любош «Ленинградский
метрополитен имени В.И.Ленина» — Л.: Лениздат, 1980г. — 72 стр.
Страницы: 1, 2
|