APAKTIAS
BOREAS
THRASKIAS MESES
ARGESTESK
AIKIAS
OLYMPIAS
HELESPONTIAS
SKIRON
ZEPHYROS
APELIOTES
LIPS
T EUROS
PHOENIKIAS
NOTOS
Рис. 1. Греческая
роза ветров.
Аристотель пытался понять процессы, происходящие в
атмосфее. Так, например, он писал, что «… жидкость, окружающая землю,
испаряется лучами солнца и теплом, которое приходит сверху, и поднимается
вверх… Когда тепло, которое ее подняло, ослабевает, …охлаждающийся пар
сгущается и снова становится водою».
Он полагал, что
вода замерзает в облаках «…потому, что из этой области выпадает три вида тел,
образованных охлаждением, - дождь, снег и град». Аналогично он отметил, что
град более част летом в жарких местностях, потому что «тепло там отталкивает
облака дальше от земли».
Можно сказать без
колебания, что первым камнем фундамента науки о погоде была старая идея о
тесной связи погоды с направлением ветра. Об этой связи Аристотель писал:
«Апарктий, Траский и Аргест (примерно северный, северо-северо-западный и
западно-северо-западный ветры, рис.1), рассеивая плотные облака, приносят ясную
погоду, по крайней мере когда они не слишком плотны. Их действие иное, если они
не столь сильны, сколь холодны, ибо они вызывают сгущение (паров) раньше, чем
они рассеют другие облака. Аргест и Эвр (востоко-юго-восточные) – сухие ветры,
последний сух лишь вначале и влажен в конце. Мез (северо-северо-восточный) и
более всех Апарктий приносят снег, ибо они самые холодные. Апарктий приносит
град, так же как Траский и Аргест, Нот (южный), Зефир (западный) и Эвр горячи.
Кайкий (востоко-северо-восточный) покрывает небо мощными облаками, при Липсе
(западо-юго-западным) облака не так мощны…».
Аристотель
пытался дать объяснение этим свойствам ветров; «…бывает больше ветров,
приходящих из северных стран, чем ветров, приходящих с полуденных. Гораздо
больше дождя и снега приносится от этих последних, ибо они под солнцем и
расположены под его путем».
Идея о ветрах как
о правителях погоды приняла художественную форму в так называемой «Башне
ветров», сооруженной в Афинах Андроником Киррестом во II в. до н.э. На скульптурной фризе восьмиугольной
башни изображены соответствующие ветры в виде мифологических фигур с
атрибутами, характеризующими приносимую этими ветрами погоду. На башне железный
флюгер с жезлом указывал откуда дует ветер.
В эпоху
последовавшую за веком Аристотеля, завоевания его воспитанника Александра
Македонского открыли для греков целый новый мир на востоке – до границ Индии и
берегов Сыр-Дарьи, где была построена Александрия Дальняя. В своих походах
греки познакомились с восточными морями (Персидским заливом и Аравийским морем)
и с их муссонами, которые впервые описал полководец Александра. Преемники
Александра основали в Египте, в Александрии, второй центр эллинистической
науки, где была создана своеобразная академия того времени – александрийский
«Мусейон» (музей). Здесь зародились современная география и составление
географических карт. Глава Мусейона Эратосфен из Кирены (275 – 194 гг. до н.э.)
первый определил размеры земного шара, причем настолько правильно, что его
измерения были уточнены лишь в конце XVIII в. Здесь же Ктезибий (около 250 г. до н.э.) и Герон Александрийский
(около 120 – 100 гг. до н.э.) впервые изучили упругую силу воздуха и
использовали ее для многих мелких механизмов – воздушных насосов и пр.
Наблюдали они также тепловое расширение воздуха и водяного пара.
В эту эпоху не
прекращались и наблюдения за ветрами в различных местах бассейна Средиземного
моря. Плиний Старший (23 –79 гг. н.э.) упоминал о двадцати греческих ученых,
собравших наблюдение за ветрами.
Описания свойств
различных ветров Плиний в известной мере заимствовал у Аристотеля (рис.2).
однако он уже ясно представлял себе, что эти свойства зависят от широты. «Есть
два ветра, - писал он, - которые изменяют свою природу, попадая и иные страны.
В Африке Аустер (южный ветер) приносит теплую погоду. Аквилон – облачную» ( в
Италии их свойства как раз обратны).
SEPTENTRIO
CINCIUS
AQUILO
CORUS
CAECIAS
FAVONIUS
SUBSOLANIUS
AFRICUS
VOLTURNUS
LIBONOTHUS PHOENIX
AUSTER
Рис.2 Римская роза ветров.
Уже в первом или
во втором столетии нашей эры наметился огромный упадок античной науки. Причины
его были общественного порядка. Рабовладельческий строй, сосредоточивший всю
власть над огромной империей в руках небольшой горстки аристократов, шел по
пути распада и растущего бессилия. Бесправие рабов, бедность римского
пролетариата, нищета угнетенных провинций, упадок торговли и производства
вели к упадку ремесел. Стимула для прогресса науки почти не было, и ее
развитие, можно сказать прекратилось. Это произошло еще задолго до того, как
сама римская империя погибла под ударами нашествий готов и вандалов.
В последовавшие
затем века центр цивилизации и культуры переместился далеко на восток, в
арабские страны, Индию, Хорезм и Иран. Особенно велики были успехи математики.
В Индии они были связаны с именами Вараха-Михира, Ариабхата (V в.н.э.) и Брамагупты (VII в.н.э.). В мусульманском мире
прославились ал-Хорезми (IX в.), ал-Бируни (973 – 1048
гг.), Омар Хаям (1048 – 1122 гг.), Туси (1201 – 1274 гг.). Большое внимание
уделялось также химиии и астрономии. Арабы в далеких плаваниях проникли на
восток до Зондских островов, на север до Балтийского моря и Среднего Поволжья,
на юг до Мадагаскара. Везде они собирали географические сведения о климатах и
ветрах.
К сожалению,
вклад, который сделали страны Востока в первом тысячелетии нашей эры в развитие
науки об атмосфере еще очень мало изучен. Мы имеем о нем только весьма
отрывочные несистематизированные сведения. Это тем более достойно сожаления,
что, несомненно, многочисленные факты из этой области науки уже были известны и
ученые Востока делали попытки их объяснить и привести в систему.
II.II. Средние века.
Когда сумерки
средневековья сменили яркий день расцвета античной цивилизации, в Европе
надолго были забыты науки греко-римского мира. Забыты были многочисленные
сделанные тогда наблюдения за явлениями природы, приметы о погоде, изречение
народной мудрости и научные трактаты греческих и римских ученых. В эпоху
раннего средневековья были забыты и творения Аристотеля. Они остались жить на
Востоке в переводах на арабский и армянский языки и лишь значительно позднее через
посредство арабов вернулись в Европу. Самым печальным для судеб цивилизации
оказалось то, что был отвергнут научный метод, основанный на наблюдении явлений
природы и на попытках их правильного истолкования. Науку ранних веков сменила
схоластика средних веков, скованная авторитетом буквы священного писания.
Мистическая философия Библии крепко владела умами ученых и целых народов в
течение столетий. Церковь заставляла верить, что все явления природы – лишь
проявление воли божества, пользующегося ими для того, чтобы выразить свой гнев
или свое благоволение.
Пышным цветом
расцвело в средние века особое «учение», ныне уже основательно забытое, -
астрометеорология. Это был раздел астрологии, очень популярной тогда.
Астрологией называлось фантастическое учение о «предсказании» событий в жизни
человека и природных явлений по движению планет среди звезд. Раздел этой
«науки», называвшийся «натуральной астрологией», или астрометеорологией,
занимался специально предсказанием погоды наряду с другими явлениями природы.
Астрометеорология пользовалась большим вниманием арабов.
Переводчик с
арабского языка Иоанн Севильский (VII в.) был в то же самое время автором обширного сводного астрологического
тарктата (изданного позднее, в 1518 г., в Нюрнберге), в котором шестая глава
говорит о «предрасположении воздуха», а восьмая – непосредстенно о предсказании
погоды. Иоанну Севильскому приписывают также рукопись «Предсказание различных
погод (собственно бурь)». За Иоанном последовал длинный ряд астрометеорологов –
Леопольд Австрийский, Гвидо Бонатти, Фирмин де Боваль и др. Уже в XIV в. астрологи стали составлять на
основании движения светил предсказания на целый год, содержащие иногда очень
короткие, иногда детализированные по месяцам прогнозы погоды. В «Практике»
Ганса Энгеля был впервые дан прогноз характера погоды на каждый день (1488 г.).
Господство
астрологии, в том числе в области предсказания погоды, продолжалось очень
долго, до начала XVII в.
Во все времена
«крестьянин зорко всматривался во все явления окружающей его природы, чтобы по
ним судить о том, что сулит ему ближайшее или даже более или менее отдаленное
будущее» и «соответственно ему направлять так или иначе свою
сельскохозяйственную деятельность».приметы передававшиеся из поколения в
поколение, заключали наряду с отзвуками суеверий нередко результаты долгого и
внимательного наблюдения за природой.
Приметы иной раз
весьма древние, зафиксированные в различных произведениях античной и
средневековой литературы, можно разделить на несколько групп: 1) основывающиеся
на небесных явлениях, в том числе на возрасте и движении луны, 2) связанные с
определенными календарными датами, 3)относящиеся к поведению животных и птиц и
пр. и 4) основанные на самих явлениях погоды.
Первая группа
идет из глубокой древности. Весьма многочисленными всегда были приметы,
связанные с луной. Народное мнение всегда упорно приписывало луне весенние
заморозки. Здесь причина, очевидно, смешивалась со следствием – безоблачная
ночь весной всегда опасна в смысле понижения температуры.
Вторая групп
примет связана с календарем, или (по церковной традиции) с днями определенных
святых. Календарные приметы иногда охватывают длительный срок. Но ценность всех
календарных примет, в особенности относящихся к длинным периодам, невелика.
Третья группа
примет основана на поведении животных, птиц и пр. Она очень стара. В своих
«Постоянных эфемеридах погоды» (1554 г.) А.Мизо приводит 46 признаков
наступления плохой погоды, из которых 42 основаны на поведении животных, птиц и
насекомых. Многие подобные приметы известны и в наше время (например, о
ласточках, летающих перед дождем низко над землей), но об их правильности или
ошибочности судить нелегко из-за отсутствия необходимых систематических
наблюдений.
Несравненно
большее значение имеют приметы четвертой группы, исходящие из наблюдений самих
явлений погоды. Несмотря на свою многовековую давность, они весьма интересны и
для нас; некоторые из них хорошо укладываются в схемы современной метеорологии.
Все приметы,
возникшие из внимательного наблюдения за природой, имеют определенное значение
для науки.
Наиболее ценный и
интересный материал, относящийся к средним векам, дошел до нас в виде
летописей, которые составлялись либо официальными историками, либо частными
лицами. Наряду с историческими событиями летописец отмечал из года в год бури,
наводнения, снегопады и др.
Встречаются также
упоминания о полярных сияниях. Больше всего внимание летописца привлекали такие
необыкновенные явления, как, например, снегопад 26 апреля 1498 г., после
которого снег толщиной «в полголени» пролежал семь дней. Напомним, что в
средней полосе России в мае бывает примерно один день с небольшим снегопадом,
но снег, конечно, лишь в редчайших случаях образует толстый слой. Сравнительно
часто в летописях отмечались засухи (например, в 1024, 1060, 1092, 1124, 1161,
1193-1194, 1298, 1325 гг. и особенно великая засуха 1365 г., когда произошел
большой пожар в Москве).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|