История кукольного театра в Узбекистане
Наверное, нет в
Узбекском языке более объемного слова, чем «УЙИН». Буквально все разновидности
народно профессионального театра, танца и цирка: кизикчи (актеров), раккосов
(танцоров), дорбозов (канатаходцев) и так далее, называли одним словом «УЙИН».
Исполнителей звали уйинчи. В переводе на русский язык уйин- игра, уйинчи-
исполняющий игру.
Узбекский народно-профессиональный
театр кукол обозначался как «Кугирчок уйин» (кукольная игра), «кугирчокчи»-
исполнители (играющие куклами).
Уйин- как бы
объединят все народно зрелищные искусства, в основу которых положены
площадность, виртуозное мастерство, зрелищность.
Кукольный театр
органически входит в традиционную программу народных празднеств и гуляний
городов и сел Узбекистана.
Театр кукол, как
и другие виды народно зрелищных искусств, имел свою специфику свои
художественные особенности.
Театр кукол во
многом близок народно-профессиональному театру «масхара имукаллит». Близость
эта – и в устной драматургии, и в импровизационности, условности и зрелищности
представления. Театр «масхара имукаллит» был некогда театром масок. Масками-
пользуются масхарабозы и кизкчи и в наши дни. Носящие маску становились как бы
куклами, применяя выразительные средства сценических кукол, то созерцающих то
оживающих.
«Человек
надевший простую карнавальную маску,- уже наполовину как бы кукла. А если он к
тому же еще и актер, он становится потенциальным кукольником, потому что
Заиграв, он лучше всего будет играть в «в кукольном ключе», пытаясь из неживой
природы маски сотворить нечто живое» (Е.В.Сперанский)
Основная
специфика кукольного театра, состоит в том, что здесь герои- куклы, а актер,
приводящий их в движение, скрыт от взора зрителей. Наверное, нет на свете
актера скромнее чем актер-кукольник. Он лишен возможности непосредственно
демонстрировать свое актерское мастерство. Весь свой талант он отдает куклам.
Но имея привилегии, каких лишен драматический актер. В узбекском театре кукол,
например, один или два- три актера могли с успехом сыграть спектакль выступая в
разных ролях.
«Кугирчок уйин»-
театр чудес. Разве не чудо посредством не живых, ни чего не говорящих кукол
показывать панораму человеческой жизни, общественные и семейные отношения,
нравы и обычаи. Чудо это совершается мастерством народного кукольника, именно
он оживляет мертвых кукол, заставляя их жить человеческой жизнью: мыслить и
страдать, смеяться и плакать, любить и ненавидеть.
Узбекский театр
кукол все долгие века феодализма был другом трудящихся . Он не только развлекал
их но и высмеивал уродливые порядки их блюстителей. Духовенство объявило театр
кукол творением шайтана, а кукольников еретиками. Однако в трудах историков и
поэтических памятников прошлого немало сведений об узбекском народном театре
кукол. Они служат сравнительным материалом или художественным образом для
наиболее действенного и эмоционального утверждения определенных
историко-социальных, философско-эстетических, поэтико-художественных идей.
Систематизация и изучение этих сведений позволят восстановить хотя бы в общих
чертах исторический облик нашего традиционного театра кукол.
Н.П.Остроумова и
Н.С.Лыкошина впервые определили два основных вида узбекского театра кукол- «кул
кугирчок» (театр ручных кукол) и «чодир хаел» (театр марионеток) – и
засвидетельствовали что каждый показывает по одной сцене.
Первым
исследователем узбекского народного кукольного театра поправу считается Петр
Александрович Комаров, который в 1906-1909гг. изучал это искусство и собирал
коллекцию театральных кукол. Он впервые дал объективную характеристику обоим
видам узбекского театра кукол.
Существует
великое множество разновидностей и форм театра кукол. Из всего разнообразия
форм можно выделить 4-ре наиболее существенные, характерные и типичные для
искусства кукольников всего мира: театр перчаточных кукол, театр марионеток,
театр теней и театр, в котором актер и кукол выступает совместно. Народные
кукольники были по духу и по необходимости путешественниками, они свободно
передвигались преодолевая большие расстояния. В этих странствия они
встречались, влияли друг на друга, способствовали рождению кукольного
театрального искусства там где его не было. Что самое удивительное-
удивительное сходство главных героев театров разных кукол славянских,
западно-европейских и некоторых народов средней Азии.
Если поставить
рядом итальянского Пульчинелло, французкого Полишинеля, английского Панча,
немецкого Ганцвурста, австрийского Косперле, чешского Кашпарека, русского
Петрушку, турецкого Карагезе, персидского Пахлавана Качаля и узбекского
Палвана Качаля, они окажутся удивительно похожи друг на друга и внешне и
характером. Длинный нос, рот до ушей, большая голова, скоморошья шапочка с
кисточкой или бубенчиками- их общий характерный внешний портрет.
На основе общих и
близких черт и свойств народно кукольного героя уже давно многие стали строить
догадки относительно географии его передвижения. Большинство исследователей и
теоретиков сходится на том, что это герой и вообще театр перчаточных кукол
пришли в Европу из Азии но когда дело доходит до определения предка этого героя
и пути его передвижения, то здесь все расходятся. Одни считают, что предком
петрушки и его собратьев в Европе, был не кто иной, как герой древне индийского
театра кукол Видушак, другие отдают предпочтение древне римскому комическому
герою Маккусу. Есть и другое предположение: сторонники его отдают дань
Китайскому театру кукол, считая возможным его приход в Европу через Индию,
Иран, Турцию или Россию. Однако эти предположения не имеют под собой абсолютно
не каких сколько-нибудь заслуживающих внимания аргументов. Но прежде чем
рассуждать о путях проникновения кукол с востока на запад, следует разобраться,
хотя бы в общих чертах в истории театра кукол в средней Азии. Наука располагает
убедительными данными, свидетельствующими о большом рассвете сценического
искусства, в том числе театра кукол. Народов средней Азии еще в 5-х 7-х веках.
Музыканты, актеры, танцовщицы, кукольники- выходцы их Самарканда, Бухары,
Шахриабса, Ташкента и других высокоразвитых в экономическом и культурном
отношении городов средней Азии- двигались в двух направлениях: восточном и
западном. Но деятельность этих поистине талантливых людей, путешествовавших в
восточном направлении была более активна и плодотворной.
Куклы, занесенные
из средней Азии страны в юго-восточной Азии, были деревянными и обыгрывались
они надеванием на руки и с помощью ниток. Представление, видимо шли на
тюрском, хорезмском и согдианском языках.
Завоевание
арабами средней Азии (вторая половина 7-го- первая половина 8-го вв) привело к
упадку искусства. Однако театр кукол, также как традиционный театр «Масхара» ни
исчез, он сумел приспособиться к новым социально-политическим и общественным
условия, требованием исламской религии. Но ог уже был другим и по
художественному уровню, и по идейно-тематическому содержанию; вынужден был
постепенно заменить эпические сказания, связанные в известной мере с идеями
зороастризма и буддизма, сюжетами, взятыми из реальной жизни. В новых
сюжетах, подчеркнутых из жизни, театр кукол усиливает сатирическое начало
представления.
Вместе с тем,
театральное искусство, возникшее под влиянием выходцев из средней Азии, в
отдельных странах юго-восточной Азии хорошо развивается. Этому способствовали и
наши художники, в том числе и кукольники, гастролировавшие у своих соседей.
А как и когда
возник театр кукол на территории средней Азии? Установить время возникновения
его как самостоятельного вида зрелищного искусства пока трудно. На наша взгляд,
источник зарождения театра кукол в средней Азии- народные ритуальные и обычные
представления, особенно театрализованный обряд почитания предков. Согласно
обряда, самый близкий человек (сын или брать) покойного надевает на себя маску
и начинает действовать и говорит так, как мог это сделать предок. Иногда маску
не надевали, а держали в руках. Вот тогда «исполнитель» выступал и от себя и от
предка , ведя таким образом своеобразный диалог. Эта форма со времени стала
одной из любимых форм традиционного театра «масхара» и через него легла в
основу театра кукол. Устав- рисола узбекских кукольников как бы подтверждает
нашу мысль.
«Кукла возникла
во времена его светлости Соломона- царя гурий и дивов,- читаем в
уставе-рисола.- Была у него птица-разведчица по имени Худ-худ. Однажды она донесла:
«я была в большом городе, где много солдат, а у царя есть дочь преславная было
бы великолепно если бы привезли ее в свой дворец. Его светлость Соломон объявил
войну против того царя, убил его, низверг войска взял его красавицу дочь.
Звали ее гунна. Однажды к ней пробрался шайтан и нашептал ей: «эй Гунна Соломон
убил твоего отца проси теперь, что бы сделал он его изображение, получишь
утешение». Девушка умаляла его светлось Соломона об этом. Он ответил: «найди
мастера изготовим изображение». Тогда появился шайтан в облике мастера и
изготовил изображение ее отца, Войск и генералитета его. Когда девушке очень
хотелось повидать отца, тогда приходил шайтан и с помощью ниток приводил в
движение эти изображения кукол».
Конечно, как
правило, в Рисоло происхождения театра кукол трактовано религиозным, а то и
мистическом духе.
С течением
времени тетрализованный обряд почитания предка сбрасывает с себя функции
ритуала, маски попадают к талантливым представителям народных масс- масхара, и
он превращается, в обычное зрелище. Расширяется тематика, обогащается арсенал
масок и выразительность средств театра «масхара». Примерно в 5-ом веке из
театра «масхара» выделяется театр кукол. Наше предположение строится на том,
что театр «масхара» ряд веков (с 1 до нашей эры по 7 век нашей эры) был театром
масок, а человек надевший маску , становится потенциальным кукольником.
Представления театра «масхара» маску носили многие действующие лица,
следовательно, трупы его состояли из групп потенциальных кукольников. Однако мы
этим отнюдь не хотим сказать, что театр «масхара» превратился в театр кукол или
театр кукол был своего рода пародией на тер масок. На наш взгляд, в основу
театра кукол Легли те представления театров «масхара», когда они выступали с
куклой. Введение диалога между потомком и предком в священном обряде почитания
предка, выступления актера масхара с Большой куклой в традиционном театре,
наконец, кукольное представление, сочетающие выступления кукольника и куклы,-
таков путь пройденный театром кукол в средней Азии на стадии зарождения и
формирования.
В период
арабского халифата и дальнейших этапов господства ислама и феодалов в средней
Азии из всех видов театрально зрелищного, музыкального и изобразительного
искусств самым стойким живучим оказался театр кукол.
Дошедший до нас
многочисленные рукописные книги ученых, а так же археологические раскопки в
советское время на территории Узбекистана свидетельствует о том, что арабские
завоеватели уничтожали все. Многим людям искусства, в том числе и актерам,
пришлось эмигрировать соседние страны.
Конечно, гонениям
подверглись и кукольники. Но она оказались счастливее других, по причинам,
зависящим не только от их борьбы за право выступать, сколько от своеобразия их
искусства еще плато в своих «законах», доказательство своей дуалистической
философии, прибегал к примерам из театра кукол и завещал искать «золотую,
священную нить Разума». По терминам «золотая нить» и в античную пору, в эпоху
феодализма понимали нить, управляющую головой куклы марионетки. Тема эта была
подхвачена в средние века учеными-мыслителями и поэтами в странах ислама и
развита в несколько иной интерпретации. Здесь к свойствам театра кукол
обращались для наглядного и более действенного доказательства основополагающей
религиозной идеей о том, что всем светом и людьми управляет всемогущий и
вездесущий аллах, подобно кукольнику, который, оставаясь скрытым от взора
зрителей, приводит в движение массу кукол. Суфизм в пропаганде своих
философско-мистических идей так же охотно пользовался сравнениями, подчеркнутыми
из искусства играющими кукол.
Примерно в 9 веке
кукольники средней Азии узаконили свое искусство и свои общественные функции в
самостоятельном уставе-рисоло, опробированном духовенстве. Конечно, рисоло
представляла кукольникам известную свободу, но вместе с тем, она держала их в
рамках определенных догмы и ценза. Одно из непременных условий- в процессе
подготовки и показа кукольного представления, актеры должны были ни только
декламировать стихи суфийского толка но и всей душой и телом готовить себя к
постижению божественной сути мироздания, так как кукольник якобы подражает
богу. С другой стороны, кукольник своим отрешенным от мира с его состоянием и
всем ходом своего представления, должен был внушить зрителям- мусульманам идею
о бренности жизни на земле и в вечности райской жизни для тех, кто будет без
прекословно выполнять все заветы Корана и шариата, терпеливо, покорно и даже с
благодарностью переносить все удары и тяготы предопределенной господом богом
своей судьбы. «Кукла появляется из одной дыры, поиграет немного и исчезает в
другую,- читаем в ресолах; подобно тому и человек рождается поиграет малость на
этом свете и уходит в землю». Там же пишется и о том что «кукольную игру можно
смотреть лишь один раз, повторно нельзя, так как она придумана шайтаном, кто
посмотрит многократно, тот потеряет веру».
Новые кукольники
не очень то придерживались правил и догм устава-рисола. Они работали на базе
устной драматургии. А устная традиция трудно подается контролю и управлению.
Поэтому кукольники очень часто занимали диаметрально противоположную писаному
уставу позицию, пропагандируя не аскетизм и суфизм, а полнокровное
оптимистическое восприятие жизни. Такие вольность и не послушания все же не
оставались не замеченными блюстителями религии. Кукольников не редко подвергали
штрафу и телесному наказанию, плоть до установления советской власти в
Туркестане их воспринимали как людей, находившихся на самой низкой ступени
общественной иерархии.
В 11-12 веках
театр кукол развивается в средней Азии довольно интенсивно. Среди узбеков и
таджиков, которые вели оседлый способ жизни, занимались ремеслом и земледелием,
были популярны почти все виды этого искусства. Вспомним рубаи великого мастера
персидско-таджикской литературы Омара Хаяма (1040-1123гг):
Мы- послушные
куклы в руках у творца
Это сказано мною
не ради словца.
Нас по сцене
всевышний на ниточках водит
И пихает в
сундук, доведя до конца.
Нас в этом рубаи
интересует не идея поэта, а фактические данные, свидетельствующие о добротном,
профессиональном деле кукольников (куклы на нитках сундук) Омар Хаям учился в
Балхе, Самарканде и Бухаре, много ездил по средней Азии и поэтому хорошо знал
искусство местных народов.
В другом рубаи
Омар Хаям хорошо описывает театр тенй:
Этот мир- эти
горы, долины, моря-
Как волшебный
фонарь. Словно лампа-заря.
Жизнь твоя- на
стекло нанесенный рисунок,
Неподвижно
застывший внутри фонаря.
Здесь,
собственно, довольно примитивное устройство, так сказать, эмбрион театра. Судя
по описанию, стенка фонаря с разными рисунками, видимо, из повседневного быта,
служила своеобразной сценой, при освещении эти рисунки-сценки выглядели
«волшебными».
Монгольское
нашествие парализовало всю социальную, общественную и художественную жизнь
народов средней Азии. Многие ученые, поэты, актеры и музыканты вынуждены были
эмигрировать в соседние страны, особенно в Индию. В одном из рубаи Пахлаван
Махмуд (1247-1326) из Хорезма свидетельствует о том, что в этот период, хотя и
в жалком состоянии, театр кукол существовал:
Фалак чархи ичра
бизлар хайронмиз,
Фонуз мисол хаел
килиб сарсонмиз.
Куеш чарок булса,
жахон бир фонуз,
Кугирчокдек тунда
биз саргардонмиз.
(Мы растеряны,
кружась в карусели мира сего,
Погружаемся в
размышление как фонус хаел.
Если солнце- свет
то мир- лишь фонарь,
Как куклы, мы
ищем дорогу во тьме ночной).
Благодаря этому
написанному по традиции в духе суфизма рубаи мы можем догадываться о технике
представления театра теней: экран-фонарь стоял неподвижно, а тени-фигурки
двигались и кружились. Здесь мы встречаемся из понятия «фонус хаел», которая
стала в дальнейшем наименованием театра теней.
Все формы и жанры
искусства, в том числе и театр кукол получают большое развитие со второй
половины 14-го века в эпоху господства Тимура и тимуридов. В произведениях,
трактатах и путевых очерков поэтов, историков и ориенталистов Мирхонда, Алишера
Навоий Захриддина Мухаммада Бобура, и многих других мы находим описания и
факты, свидетельствующие о рассвете музыкальных, декоративно-прикладных и
театрально зрелищных искусств. Что касается конкретного театра кукол,
представаление о нем можно составить, обратясь к произведениям великого
узбекского поэта и мыслителя Алишера Навои и его современника Хусейна Воиза
Кошефи.
Страницы: 1, 2
|