Для начала следует сказать о существовавшей в то время в Европе
правовой системе. После разгрома Западной римской империи варварами знаменитая
и самая передовая правовая система, известная как “Римское право” на время
прекратила свое существование на территории Европы, по крайней мере Западной
Европы. И уступила место весьма загадочной правовой системе, характерной для
империи Каролингов . Коренным отличием империи Каролингов, от римской империи
являлось, практически полное отсутствие городов и постоянного местоположения
монарха и правительства, в отличии от жесткой системы наместничества
характерной для Рима. Императорский двор кочевал по замкам, крепостям и
поселениям в течение почти круглого года, а большая часть населения все еще
тяготела к клановому устройству. Как следствие подобной раздробленности не
возникало попыток сколько-нибудь кодифицировав разрозненные племенные нормы.
Каждый человек носил с собой нормы характерные для его племенной группы.
Следующий этап формирования европейского права начался с
момента активного градостроительства. новые коммунальные формы диктовали новый
тип права. Это время характеризуется также началом свержения католической
церковью власти крупных феодалов и государей. Наиболее образованная часть
тогдашних людей - духовенство было призвано сформировать новое право, оно
получило название “канонического”. Источниками такового послужили: местные
обычаи, повеления феодалов, постановления соборов по конкретному поводу и пр. С
течением времени подобная система привела к невообразимой путанице в
каноническом праве и это совпало с началом возрождения римского права (имеются
в виду кодификации Юстиниана).
Судебное производство Инквизиции предполагавшее в своей основе
таинственность и строжайшую секретность информации, целиком основывалось на
каноническом праве что добавляло тайны и усугубляло и без того тяжелое
положение жертв. Инквизиция показала насколько несоответствие законов реально
существующим общественным отношения может быть опасно для общества. Имей
подданные тогдашних монархов правовые гарантии прав личности они бы не стали
такой легкой жертвой в руках отцов-инквизиторов. Это отвратило сердца людей от
системы канонического права и она не рассматривалась как реальная альтернатива
Римскому праву. Также ужасы Инквизиции отвели от Европы “опасность” стать
единым теократическим государством. С моей точки зрения это оказало сильное
влияние на то, что в Англии получила распространение система прецедента. Как известно
в Англии Инквизиция не получила сильного распространения, следовательно и
каноническое и обычное право не внушало населению сильного отвращения и это
определенно сыграло свою роль формировании правовой системы на островах.
Эпоха средних веков характеризовалась, среди прочих принципов мерной
гордостью дворянства и стремлением вывести свою родословную от как можно более
славных предков. В подобных условиях дипломатия развивалась очень медленными
темпами, до тех пор, пока почти вся дипломатия не перешла в руки церкви. В
рамках церкви люди избавлялись от некоторого количества предрассудков. Общение
стало легче, а с учреждением монашеских орденов и вовсе приобрело нормальный
характер. Нищенствующие монахи не признавали государственных границ вообще. Вся
Европа была разделена на провинции, во главе с провинциалом. Границы этих
провинций зачастую не совпадали с государственными границами. Организация таких
сложных межгосударственных мероприятий, как крестовые походы, была полностью
возложена на церковные структуры.
Инквизиция сразу стала международной организацией, а
нищенствующие монахи уже на протяжении ряда лет выполняли роль неофициальных
посланников от имени Святейшего престола. Обратив монахов в инквизиторов, Папа
решил несколько проблем сразу: организовал огромную шпионскую сеть и обеспечил
безопасность со стороны реформаторов и еретиков. Монахи, свободные от
исполнения инквизиторских обязанностей, обеспечивали связь между разными территориальными
организациями инквизиторов. Перенося из государства в государство известия о
новых ересях и способах борьбы с ними они играли видную роль в развитии и
функционировании Инквизиции. Нищенствующие монахи имели очень высокий
авторитет, по крайней мере на начальном этапе своего существования и это
помогало им решать мирным путем назревавшие конфликты между крупными сеньорами
и прочие опасные разногласия.
Конрад Марбургский приложил немало усилий, чтобы создать инквизицию в
Германии. Он был искренним преследователем еретиков, и у него имелись
основания для беспокойства, поскольку в Германии были люди, интересовавшиеся
новыми идеями и готовые их отстаивать.
К 1235 г. ереси быстро распространялись в Германии, и
Конрад был назначен папским инквизитором в этой стране. Конрад с радостью
взялся за дело выявления еретиков с помощью доминиканца Дорсо и францисканца
Люцелькольба с его слугой. Эти люди не обладали ученостью, но компенсировали ее
отсутствие фанатизмом. Теперь просто необдуманного высказывания или общения с
тем, кого подозревали в ереси, было достаточно, чтобы предстать перед папским
инквизитором.
Конрад верил: чем суровее будут гонения, тем скорее удастся
искоренить ереси. Сам немец, он все же плохо понимал немцев, людей спокойных,
но решительных, которые больше делают, чем говорят. Видя, как их друзей сжигают
на кострах, эти люди все с большей глухой ненавистыо относились к
преследователям, и, несмотря на кажущееся спокойствие, в Германии зрело
недовольство. Однажды ночью, когда Конрад и Люцелькольб возвращались из
Марбурга, их окружили люди, решившие отомстить за друзей и близких. Конрад и
его помощник были убиты.
Папа Григорий пришел в ярость и приложил все усилия, чтобы
убийцы его верных слуг были сурово наказаны. Однако по позициям инквизиции был
нанесен удар, и, хотя она продолжала формально существовать, в Германии она не
стала реальной силой. Папа Урбан V (правил в 1362—1370 гг.), недовольный
положением в Германии, направил туда доминиканцев. Боясь отлучения от церкви,
император принял новых инквизиторов с почетом и ввел цензуру печати. В XV—XVI
вв. влияние инквизиции было подорвано еще больше. Наступило время таких
выдающихся мыслителей, как Иоганн Вессель и, главное, Мартин Лютер. Он
продолжал свои проповеди, а после его смерти в 1546 г. его последователи
составили сильную оппозицию католической церкви. Инквизиция в Германии потеряла
всякую силу.
Во Франции благодаря альбигойским войнам инквизиция имела более твердые
основы. И все же, когда там появился Гильом Орно, поддерживаемый папой
Григорием IX, его жестокость так обозлила людей, что он и его помощники были
убиты, как Конрад в Германии. Однако папы были полны решимости установить
инквизицию во Франции, и началась длительная борьба между папами и французскими
королями за верховенство в этой стране.
Она достигла высшей точки при короле Филиппе IV Красивом,
занявшем трон в 1285 г. Он стремился ограничить власть и влияние церкви в своем
королевстве. Король заявил о своем желании провести реформу церковного
законодательства, и в результате в Рим было отправлено послание с заявлением о
том, что папа лишен права вмешиваться в светские дела государства. После смерти
Папы Бонифация VIII и Бенедикта XI, Филипп становился самым могущественным
человеком в Европе. Более того, новый папа, Климент V, перенес резиденцию из
Рима в Авиньон, который хотя и был папским владением, но находился во Франции,
под контролем короля. Этот период (около 60 лет) прозвали “авиньонским
пленением пап”,
Вскоре после этого французский король сообщил папе о
последнем условии — о необходимости упразднить орден тамплиеров (рыцарей
храма). Он знал, что этот орден располагает сокровищами огромной ценности, тем
более что сам пользовался убежищем в замке тамплиеров во время беспорядков в
Париже в 1206 г. Войны, которые он вел, истощили казну, а богатства тамплиеров
могли бы поправить дело. Филипп распространил слухи о преступных пороках,
которым будто бы предались тамплиеры. Сам же король делал вид, что даже не
слышал ничего об этом. Хитрый Филипп подождал еще какое-то время, а затем
встретился с папой, и они обсудили тревожные слухи о тамплиерах, после чего
король заявил, что это надо расследовать. Не трудно было получить доказательства
их вины, и в результате великий магистр ордена был арестован, как и ведущие
тамплиеры по всей Франции. Начались пытки и казни.
Де Моле и два других руководителя ордена были сожжены 11
марта 1314 г. Под пытками они сделали нужные признания, но, когда их повели на
казнь, отказались от признаний. Добиваясь богатств тамплиеров, король Филипп
одновременно установил власть французских королей над папами.
В 1334 г. Филипп VI подтвердил привилегии инквизиции, при
условии, что она будет выполнять волю французской короны. Жестокие
преследования еретиков и заподозренных в ереси продолжались. При Франциске I
произошла кровавая расправа с вальденсами, но и прежде были казни еретиков. В
1534—1535 гг. в Париже были сожжены 24 человека, а многих других ожидала не
лучшая участь. Сам Франциск при всем том не был моралистом. Его жестокости
диктовались политическими соображениями, в остальных случаях преследования
инакомыслящих были не столь частыми. Его гонения на вальденсов получили
особенно неприятную известность. Папа Павел III обратил внимание Франциска на
этих людей, представлявших опасность для католической церкви. В результате
многие из них были арестованы и 13 марта 1536 г. сожжены.
Но и то, что было совершено в отношении вальденсов,
бледнеет перед Варфоломеевской ночью в августе 1572 г. — резней гугенотов,
устроенной католиками. Это преступление никогда не забудется.
Все эти гонения и убийства во Франции отвратительны и
преступны, но совершены они были не инквизицией. “Огненная палата” (особый суд
при Генрихе II) была учреждена государством. Со времен борьбы Филиппа Красивого
с папством Священная палата инквизиции уже не имела прочных позиций во Франции.
В Италии инквизиция первоначально обрела большую силу. Ее
оплотами стали Рим, а также Флоренция. Было и там немало ревностных
преследователей еретиков, в том числе Петр Мученик и Райнерио Саккони.
Но в Италии суть конфликта не сводилось к борьбе за
твердость католической веры, так как он там осложнялся политическим
противоборством между двумя партиями — гибеллинами и гвельфами. Гибеллины
стояли за господство в Италии германских императоров, а гвельфы желали
независимости Италии и верховенства в ней папского престола.
Петр Мученик способствовал воцарению гвельфов во Флоренции,
а значит, инквизиция могла действовать там свободно. Но он так фанатично делал
свое дело, что был убит разъяренной толпой. Впоследствии его провозгласили
святым патроном инквизиции. Райнерио Саккони в юности принадлежал к катарам и
даже стал одним из их пресвитеров. Но, говорят, познакомившись с проповедями
Петра Мученика, этот человек оставил свою секту и стал доминиканцем. Пойдя по
стопам Петра, он стал инквизитором в Ломбардии и также навлек на себя ненависть
местных жителей. Убить его не удалось, но Райнерио был настолько непопулярен,
что сочли за благо удалить его в изгнание.
Венеция отказалась учредить у себя инквизицию, и туда стали
стекаться беглецы из других государств. Вскоре папа потребовал покончить с
этим, и власти Венеции сочли за благо не идти на конфликт. Правда, там
инквизиция подчинялась городским законам, и имущество, конфискованное у
еретиков, поступало в городскую казну, а это ослабляло рвение инквизиторов.
Карл Анжуйский, захватив Неаполь, создал там инквизицию, но дал понять, что там
она будет под контролем государства, что также ограничило влияние папства.
Однако в Италии инквизиция имела более прочные корни и
действовала более продолжительный срок, чем во Франции. Даже в 1448 г. был
организован крестовый поход против еретиков. Но он не имел успеха, и вальденсы
продолжали процветать в горных районах. Инквизиция в Италии была, все же
ослаблена из-за противодействия населения, из-за побегов из районов, ею
контролируемых, а также из-за позиции светских правителей, как, например, в
Неаполе или Венеции.
Известен лишь один пример деятельности инквизиции в Англии.
Когда Климент V, руководствуясь указаниями своего хозяина короля Филиппа
Красивого, начал преследование тамплиеров, он хотел распространить его на все
европейские страны. В 1309 г. в Лондоне была оглашена папская булла, в которой
он сообщал епископу Лондонскому, что все рыцари храма, находящиеся в Англии,
должны быть задержаны и подвергнуты дознанию.
Король Англии Эдуард II, будучи зятем Филиппа Красивого,
решил исполнить требование тестя. Тамплиеры были арестованы, и в Англию прибыла
папская комиссия для следствия. Но тамплиеры твердо стояли на своей
невиновности. Пытки при таких обстоятельствах в Англии не применялись, и
инквизиция мало чего добилась. Папа и король Франции потребовали от Эдуарда
посодействовать инквизиции, и слабый король разрешил инквизиторам поступать с
арестованными по церковным правилам. Это принесло свои результаты, против
тамплиеров были найдены улики, и их осудили, но вовсе без жестокости,
характерной для их процесса во Франции. Их приговорили к пожизненному заточению
в монастыри, а имущество было конфисковано. Король, однако, милостиво выделил
небольшие суммы на содержание осужденных в заточении. Их имущество он
распределил между фаворитами. Инквизиторы в Англии постоянно чувствовали
враждебность населения. Этот процесс рыцарей храма является единственным
примером деятельности инквизиции в Англии. Это не значит, что в Британии не
было религиозных гонений, но они не отличались таким фанатизмом, как на
континенте.
В 1581 г. Филипп II присоединил Португалию к Испании и,
конечно, сразу обратил внимание на инквизицию. Он пожелал подчинить ее Великому
инквизитору, но папа Григорий XIII не согласился на это. Все же активность
инквизиции в Португалии в это время возросла, и с 1581-го по 1600 г. состоялось
пятьдесят аутодафе. Теперь, когда обе страны объединились, многие иудеи, жившие
в Португалии, решили перебраться в куда более богатую Испанию, надеясь найти
там более широкое поле для своих предприятий. После изгнания 1492 г. Хуан II
разрешил иудеям жить в Португалии за большую плату, но лишь временно. Многие из
них приняли христианство, чтобы им разрешили остаться. Эти-то люди теперь
вернулись в Испанию. К концу XVI в., после двадцати лет испанского господства,
Португалия сильно обеднела. Богатые купцы покинули Лиссабон, и некогда
многолюдный город опустел. Португальская инквизиция отличалась еще большей
жестокостью, чем испанская.
Когда Изабелла финансировала экспедиции по открытию новых
земель, она заявляла (и сама верила в это), что ее цель — распространение
католицизма по всему миру. Конечно, Филипп II разделял эти чувства своей
прабабки, хотя для многих авантюристов, отправлявшихся в такие путешествия,
главной целью являлось не спасение душ, а богатая добыча. До учреждения
инквизиции в испанских владениях доставка еретиков в метрополию была делом
дорогостоящим. Конечно, было бы проще и дешевле справиться с этими делами,
создав инквизицию непосредственно в колониях.
Император Карл хорошо понимал это и в 1519 г. назначил в
Вест-Индию Великим инквизитором кардинала Адриана и дал ему в помощь епископа
Пуэрто-Рико и доминиканца Педро де Кордо. За ними последовал и францисканец
Мартин де Валенсиа с дюжиной своих собратьев по ордену. В Мексике судебные
дела решали не чиновники Святой палаты, а просто представители церковных судов,
которые во всех серьезных случаях обращались за инструкциями в испанскую
инквизицию. В начале 1569 г. было решено создать автономную инквизицию
непосредственно в испанских колониях, и через год, после обычных проволочек, 3
января 1570 г., доктор Морейя де Контрерас был назначен Великим инквизитором
Мексики. Он не жаждал принимать подобное назначение, расценивая его как своего
рода ссылку, и его заверили, что это лишь временное поручение и он будет
вознагражден за это саном архиепископа Мексики. Он согласился, а его преемникам
в дальнейшем всегда обещали ту или иную почетную награду за это назначение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|