Историческая типология культуры
ИСТОРИЧЕСКАЯ
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Рассматриваются
проблемы исторической типологии культуры. Главными для данной темы являются
вопросы, что такое типологизация, какие критерии и принципы могут быть положены
в ее основу, какое значение она имеет в научном исследовании культуры. Ключевые
понятия этой темы - "культурно-исторический тип",
"этническая", "национальная", "западная",
"восточная культура", "европоцентризм". Особое внимание
следует уделить вопросу о своеобразии русской культуры, ее месте и роли в
мировом культурно-историческом процессе. Нужно уяснить, какое влияние на
формирование особенностей русской культуры оказали природный, этнический,
экономический, геополитический факторы. Необходимо знать, какие существуют
подходы к вопросу о цивилизационной принадлежности России, ее отношении к
Западу и Востоку, какую роль в духовной жизни России сыграла православная
религия.
1.
ПОНЯТИЕ
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТИПА.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ТИПОЛОГИИ.
Типология
изучаемых явлений - одна из важных задач науки. Поскольку объект науки
постоянно изменяется, существует в разных формах, то наука стремится открыть во
всех его проявлениях общие свойства, упорядочить многообразие вариаций. Для
этого она использует разные методы. Первый из них - классификация. Классификация -
это выделение некоторой группы (класса) явлений на основе их тождества между
собой и отличия от других явлений. Осуществляется она, как правило, на
эмпирическом уровне, на уровне наблюдаемых свойств явлений. Однако для сложных
систем классификация оказывается недостаточной, здесь становится необходим
другой метод - типологизация. Типологизация - это причисление изучаемого
предмета к какому-либо типу. Тип, к которому относят определенный круг явлений,
уже не дан в опыте.
Культурно-исторический тип - это теоретическая
конструкция, в которой выделяются существенные свойства, объединяющие одни
явления культуры и отличающие их от других.
Таким
образом, типологизация возможна только на теоретическом уровне исследования,
поскольку она связана с выделением общих и существенных свойств явлений.
Типология всегда связана с идеализацией, т.е. построением идеальной,
абстрактной модели, отвлекающейся от конкретных свойств объектов. Тип, по
определению немецкого социолога М.Вебера (1864 -
1920), является идеальным типом, теоретическим построением. Его нельзя найти в
чистом виде в реальности. Так же как не существует в реальности абсолютно
прямой линии или абсолютно твердого тела. Это лишь идеализации, которые
создаются наукой для описания мира, но в самом мире они отсутствуют. Вместе с
тем реальные явления нельзя понять и объяснить, если их не отнести к
определенному типу.
Историческая
типология органически связана с периодизацией. Культурно-исторический тип
характеризует культуру как особую ступень, стадию ее развития. Анализ и
сопоставление исторических типов культуры, выяснение их последовательности
устанавливает периодизацию культуры. Большое значение при построении
типологических понятий имеет сравнительно-исторический метод, посредством
которого устанавливается повторяемость культурных явлений, присущих различным
историческим эпохам и социальным системам. В процессе типологизации чрезвычайно
важна роль научной гипотезы, научного принципа. Именно с их помощью выделяются
существенные признаки, в соответствии с которыми осуществляется распределение и
упорядочение культурноисторического материала.
Примерами
культурно-исторических типов являются понятия Ренессанса, Реформации,
Просвещения. Они характеризуют сущность культурных явлений соответствующих
исторических эпох. Н.И.Конрад в своей
работе "Запад и Восток" разработал понятие Ренессанса как особого
культурно-исторического типа. Конрад выделил три главных черты Возрождения:
1.
Обращение к древности, возрождение старых культурных ценностей.
2.
Расцвет художественной и духовной культуры в целом.
3.
Особое внимание к человеческой личности, ее духовному миру. Гуманизм, считающий
человека высшей ценностью бытия, - важнейший признак Возрождения.
Конрад
полагал, что если в истории культуры на определенном этапе ее развития имеют
место эти признаки, то можно говорить о Ренессансе.
Типологий
может быть несколько. Типология осуществляется путем выделения какого-либо
основания, параметра, критерия, на основе которого различаются типы культуры.
Таких оснований может быть много. Выбор критерия для типологизации определяется
интересами, целями и задачами исследования.
Приведем
примеры отдельных типологических подходов и типологических теорий культуры.
Существует историческая (стадиальная) типология культуры, в основу которой
положен анализ временного изменения культуры. В соответствии с этим выделяются
как культурно-исторические типы культура Древнего мира, средневековая культура,
культура эпохи Возрождения, культура Нового и Новейшего времени. В зависимости
от региональной принадлежности, выделяют западный, восточный и смешанный
западно-восточный типы культуры. В зависимости от соотношения в культуре
традиций и современности различают традиционные и модернистские (современные)
культуры. В марксистской теории типы культуры выделяются в соответствии с
общественно-экономическими формациями.
В
концепции Ю.М.Лотмана деление истории культуры осуществляется по
семиотическому основанию. В соответствии с этим он выделяет два типа культуры:
дописьменную и письменную. Канадский культуролог М. Маклюэн в основу
своей типологической концепции положил тип коммуникаций. В соответствии с этим
он выделяет три исторических типа культуры: культуру устной традиции, культуру
письменной и печатной традиции и электронный тип культуры. М.Вебер
положил в основу своей типологии культуры способ активности субъекта и характер
его отношений с миром. В соответствии с этим он выделил три типа культуры:
1.
Индобуддистский, для которого характерно отстранение, уход человека от мира.
2.
Китайско-конфуцианский, который основан на приспособлении человека к миру, к
окружающей его природной и социальной среде.
3.
Христианский, которому присуща ориентация на изменение, преобразование
человеком мира.
2. ЭТНИЧЕСКАЯ
И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Важным
для построения культурной типологии является определение понятий "этническая"
и "национальная" культура. Эти понятия нередко употребляются
как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание. Этническая
(народная) культура - это культура людей, связанных между собой общностью
происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной
деятельностью. Она меняется от одной местности к другой. Местная
ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком
социальном пространстве - одна из основных черт этой культуры. Этническая
культура охватывает в основном сферу быта, обычаи, особенности одежды, народных
промыслов, фольклора. У каждого народа есть свои этнические символы: кимоно - у
японцев, клетчатая юбка - у шотландцев, рушник - у украинцев.
В
этнической культуре господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся
от поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Определяющим
механизмом культурной коммуникации здесь является непосредственное общение
между поколениями живущих рядом людей. Элементы народной культуры - обряды,
обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор - сохраняются и передаются в границах
данной культуры посредством естественных способностей каждого человека - его
памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального уха, органической
пластики. Это не требует никакой специальной подготовки и особых технических
средств хранения и записи. Такая культура не нуждается в своей трансляции и в
письменности и являются в значительной мере дописьменной культурой. Этническую
культуру можно уподобить в какой-то мере натуральному (но только духовному)
хозяйству, имеющему непосредственно коллективный, общинно-групповой характер.
Она самодостаточна, находится на полном обеспечении. Этническая культура лишена
авторства, она безымянна, анонимна. Никто не знает, кому принадлежит авторство
дошедших до нас древних мифов и произведений устного народного творчества.
Культура
этноса, с
одной стороны, обеспечивает его единство и стабильность как системы, его
выживание, т.е. выполняет интегративную функцию. Но с другой стороны элементы
этой культуры имеют и "вторую жизнь", так как выполняют
дифференцирующую функцию, противопоставляют один коллектив другому, становятся
основой для различения "мы" и "они". Потребности
дифференциации приводят к тому, что один из компонентов (язык, религия,
художественная культура) выделяется в качестве основного этнического признака.
Нередко такую роль выполняет язык. Однако иногда статус главного этнического
признака приписывают религии. Например сербы и хорваты говорят на одном языке и
вся специфика их культурного развития и этнических различий выражена в
принадлежности их к разным конфессиям: сербы - православные, хорваты -
католики. Отсюда различия в бытовой культуре и обрядах.
От
этнической следует отличать национальную культуру. Национальная культура
объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных
друг с другом кровно-родственными отношениями. Условием существования
национальной культуры является возникновение письменности. Именно посредством
письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей,
получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения.
Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его
местными диалектами и семантическими различиями. О возникновении национальной
культуры мы судим прежде всего по факту рождения письменного языка и национальной
литературы.
Национальная культура
лишена, как правило, культового характера и является продуктом преимущественно
индивидуального творчества. Национальная культура создается не этносом в целом,
а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными.
Внутренняя организация и структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у
этнической культуры. Национальная культура включает в себя наряду с
традиционно-бытовой и профессиональную культуру, наряду с обыденными имеет и
специализированные области культуры ( литература, философия, наука, право и
др.).
Кроме
того, современные национальные общества состоят из множества классовых,
профессиональных, демографических групп. Многие нации неоднородны и по
этническому признаку, включают в себя различающиеся по генезису и формам
существования этнические группы. Особенно неоднородны "молодые нации"
Нового Света - американская, аргентинская, бразильская. Американская
национальная культура включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую,
японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. В
Великобритании до сих пор существуют различия между собственно англичанами,
уэльсцами и шотландцами, во Франции - между бретонцами и эльзасцами. Таким
образом, большинство современных национальных культур полиэтничны. Однако
национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она
имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры,
возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность
к новой нации. Например, африканцы и белые одинаково восторженно исполняют гимн
США и чтут американский флаг, уважают законы этой страны и национальные
праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к
территории своего расселения, общенациональному литературному языку,
национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.
Нация - образование более высокого
порядка, чем этнос. В ней достигается гораздо более высокая плотность
коммуникаций. Именно усиление интенсивности коммуникаций приводит к
формированию общего национального языка, распространяемого как художественной
литературой, так и периодикой, школами и академиями, словарями и энциклопедиями.
Это способствует преодолению разнородности населения, внутренних границ,
различий между хозяйственными регионами, коренным населением и мигрантами.
Напротив, возникает общий рынок и общее государство, а значит - и постоянное
общение, всеобщая заинтересованность в понимании друг друга. Для этого и нужен
общий язык, достаточно разнообразный по словарю и средствам выражения, но
вместе с тем единый для всей нации. Язык становится важнейшим средством
национальной интеграции культуры. Так, во Франции на протяжении нескольких
веков центральное правительство предпринимало энергичные меры для утверждения
единого языка на основе парижского диалекта. Еще кардинал Ришелье в
середине XVII века основал французскую академию, главной обязанностью которой
стала забота о "здоровье" французского языка. Уже в наше время в 1994
году французское правительство приняло законы, запрещающие чрезмерное
использование иностранных терминов или выражений, их введение, если существует
французское слово, имеющее тот же смысл. Аналогичные требования выдвигают
многие национальные движения в других странах, добивающиеся консолидации своей
нации. Конечно, чрезмерная настойчивость в борьбе за чистоту языка может
привести к его обеднению или появлению искусственных терминов, создающих ограничения
в межкультурном взаимопонимании.
Из
наличия специфических черт национальной культуры неправомерно делать
однозначный вывод о том, что эти черты уникальны. Так, английский язык является
литературным и государственным языком для американской, австралийской и
новозеландской наций, а испанский для большинства стран Центральной и Южной
Америки. В силу взаимодействия национальных культур некоторые их особенности
относительны и характеризуют сразу несколько национальных образований.
Отношения
между этнической и национальной культурой весьма сложны и противоречивы.
Этническая культура является источником народного языка, сюжетов, образов для
искусства. Но этническая культура консервативна, ей чужды перемены, в то время
как национальная культура постоянно находится в движении. И чем больше открыта
национальная культура для связи, диалога с другими культурами, тем она богаче,
выше развита. И если этнические культуры стремятся сохранить различия между
локальными, местными особенностями культуры, национальные их нивелируют.
Кроме
того, до определенного времени национальная культура может оставаться чуждой
народу, далекой от него и непонятной ему (хотя бы в силу его неграмотности).
Она может нести на себе печать кастовой, сословной или элитарной
обособленности. Хотя творцы национальной культуры, как правило, говорят от
имени народа и часто действительно обращаются к сокровищнице народной мудрости
и опыта, дистанция между ними и народом поначалу еще слишком велика. Может
сложиться такая ситуация, что национальная культура уже формируется, а нации
как таковой еще не существует. В этих условиях нация предстает скорее, как
духовная, идеальная общность, как лишь национальная идея (подобно, например,
русской идее), но еще не как реальная общность.
Такая
ситуация имела место в русской истории. У нас существовало противостояние
интеллигенции и народа, стихийно-бытовой культуры народных, преимущественно
крестьянских масс, замкнутых в пределах "мира" своей деревенской
общины, и городской культуры европейски просвещенной прослойки из среды
дворянства и разночинства. Не случайно в России возникло такое явление, как
народничество. Это было хождение в народ русской интеллигенции с тем, чтобы
понять его жизнь, просвещать его, улучшать его экономическое положение. В
России возникает и такое духовное явление, как почвенничество - стремление
объединить высшие слои общества с почвой, т.е. русским народом, который
воспринимался русской интеллигенцией как носитель религиозно-нравственных
начал.
Страницы: 1, 2, 3
|