Исполнительная власть
Содержание
Введение 3
1. Исполнительная
власть ФРГ 4
2. Исполнительная
власть Испании 6
3. Исполнительная
власть США 7
4. исполнительная власть Италии 9
5. Исполнительная
власть Великобритании 10
6. Исполнительная
власть Франции 11
7. Исполнительная
власть Японии 13
Заключение 14
Список
использованной литературы 15
Введение
Для
демократического общества особо важно и значимо разделение властей. Оно
выражает деление государственной власти на законодательную, исполнительную и
судебную, и предполагает, что все три ветви власти одинаковы, равноценны по
силе, служат противовесами друг другу и могут сдерживать одна другую, не
допускать доминирования одной из них.
Первые
конституции США и Франции закрепили, хотя и в разных вариантах, разделение властей,
видя в нем важный элемент равновесия трех основных ветвей государственной
власти для осуществления главной функции государств: охрана прав и свобод
человека и гражданина.
Декларация прав и
свобод человека и гражданина 1789 года включает бессмертные строки:
"Всякое общество, в котором не обеспечивается пользование правами и не
проведено разделения властей не имеет конституции".[5;56] Указанный
принцип оказался жизнеспособным и нашел воплощение в конституциях
цивилизованных стран.
Являясь органами
государства, все ветви власти должны взаимодействовать между собой, ибо в
противном случае становится невозможным нормальное функционирование
государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать
друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное ограничение их
полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные
вопросы государственной политики.
Исполнительная
власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых
норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться
в рамках закона.
Исполнительные органы
и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные
акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности
граждан и организаций.
Исполнительная власть
носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью,
действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается
также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными
органами государственной власти.
В правовом государстве
каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов
и должностных лиц в судебном порядке.
Насколько эта
методика соответствует реальному положению вещей в современных зарубежных
странах я попытаюсь проанализировать на примерах исполнительной ветви власти
наиболее развитых и значимых зарубежных стран.
Работа состоит из
введения, семи вопросов, заключения и списка использованной литературы.
1.
Исполнительная власть ФРГ
Исполнительную
власть в ФРГ осуществляют Канцлер, Правительство и Президент.
Федеральное
Правительство ФРГ состоит из Федерального канцлера и федеральных министров.
Правительство формируется после избрания депутатов Бундестага, которые в свою
очередь избирают Канцлера, принимающего непосредственную роль в формировании
кабинета министров. Министры назначаются Президентом по предложению Канцлера.
Правительство
находится в прямой зависимости от Бундестага и несет перед ним ответственность:
Бундестаг может вынести вотум недоверия Правительству в лице Канцлера, что в
конечном итоге приводит к отставке Канцлера и Правительства.
С другой стороны,
Канцлер может поставить вопрос о доверии Бундестагу и в случае если не получит
большинства голосов, Президент может распустить Бундестаг, а Правительство
досрочно уходит в отставку. Кроме этого, Бундестаг может быть распущен
Президентом, если на заключительном туре выборов Бундестаг не утверждает
кандидатуру на пост Канцлера, выдвинутую Президентом.
К функциям
Правительства можно отнести:
·
воплощение
в жизнь законов, принятых Парламентом;
·
планирование
политического развития страны;
·
осуществление
руководство государственными делами, а также другие вопросы;
·
контроль
за деятельностью органов управления в землях.
Бундестаг вправе
делегировать законодательство Правительству. Правительство вправе издавать
постановления общего характера, издавать постановления по исполнению законов,
издавать постановления, имеющие силу законов, но только по отдельным вопросам и
с согласия Бундестага. Также правительство обладает правом законодательной инициативы.
Правительство
находится у власти в течение 4 лет. Однако есть случаи досрочного прекращения
его полномочий:
·
в связи с
уходом в отставку или смертью Федерального канцлера;
·
с момента
утверждения нового Бундестага;
·
в
результате вотума недоверия, выраженного Бундестагом Федеральному канцлеру;
·
при
отклонении Бундестагом поставленного Федеральным канцлером вопроса о доверии и
роспуске Бундестага Президентом.
Таким образом,
судьба Правительства во многом зависит от Канцлера, а его отставка означает
отставку всех федеральных министров, а тем самым и всего Правительства.
Система органов
исполнительной власти трехступенчатая:
·
Министерства,
наделенные политическими функциями;
·
Ведомства
среднего звена, имеющие функции надзора;
·
Ведомства
низшего звена, осуществляющие сугубо исполнительные функции.
Министры
назначаются Президентом по предложению Канцлера. Министры действуют
самостоятельно в рамках своей компетенции и несут за это ответственность перед
Канцлером, который имеет право их уволить.
Канцлер занимает
особое положение в системе органов исполнительной власти, именно поэтому ФРГ
часто называют «канцлерской» республикой. Фактически Канцлер является главой
исполнительной власти, так как он возглавляет Правительство, формирует его
состав, а также вправе увольнять министров. Президент же занимает
посредническую роль между Канцлером и Правительством, так как без одобрения
Президента Канцлер не вправе назначать министров.
Наиболее
существенное полномочие Президента заключается в том, что он выдвигает
кандидатуру на пост Канцлера Бундестагу. А если в заключительном туре кандидат
не получит большинства голосов, то Президент праве распустить Бундестаг. В
действительности, это право является формальным и на практике таких случаев не
было. Президент находится в устойчивой связи с партией, победившей на выборах.
Именно поэтому он выдвигает кандидатуру на пост главы Правительства и Канцлером
становится лидер победившей партии. Голосование по данной кандидатуре может
проходить в три тура. Если кандидат получит абсолютное большинство голосов
членов Бундестага, то Президент назначает его на пост Канцлера.
К функциям
канцлера относится:
·
определение
основных направлений внутренней и внешней политики;
·
формирование
Правительства;
·
руководство
работой Правительства;
·
увольнение
министров, а также другие вопросы.
Президент ФРГ
избирается Федеральным Собранием путем косвенных выборов на 5 лет. Как правило,
победившая партия выдвигает кандидатуру на пост главы государства.
Президентом может
стать лицо, достигшее 40-летнего возраста и обладающее пассивным избирательным
правом. Выборы проходят в 3 тура: первые два тура требуют абсолютного
большинства голосов, а третьи – относительного.[1;514]
Президент может
осуществлять свои функции два срока подряд. Президент не может быть членом
Парламента, Правительства, Ландтага земель, он также не может занимать другую
оплачиваемую должность.
К наиболее
значимым полномочиям Президента можно отнести:
·
подписание
федеральных законов;
·
выдвижение
кандидатуры на пост федерального канцлера;
·
назначение
министров;
·
назначение
судей.
Причем эти и
многие другие полномочия требуют контрасигнатуры Канцлера. Но контрасигнатура
не требуется в 2-х случаях: для акта об увольнении Канцлера и для роспуска
Бундестага. Предусмотрена процедура отречения Президента от должности. Для
этого нужно, чтобы Бундестаг и Бундесрат выдвинули обвинение и направили его в
Конституционный суд.
2.
Исполнительная власть Испании
Закрепленная в
конституции структура государственных органов Испании относительно проста. Она
строится на принципе разделения властей. Полномочия главы государства
принадлежат Королю, законодательная власть - Генеральным кортесам,
исполнительная - правительству, Конституционный суд - орган конституционной
юстиции.
Правительство —
высший орган исполнительной власти, в ведении которого находится руководство
внутренней и внешней политикой страны, гражданской и военной администрацией и
обороной. Во времена франкизма, до издания органического закона 1967г., ни один
акт не регламентировал правовое положение исполнительной власти. Конституция
1978г. посвящает этой "ветви" власти целый раздел.
Испанское
правительство включает председателя, его заместителей и министров, а также
других лиц, которые установлены законом.
Председатель Правительства
осуществляет официальное представительство этого государственного органа. Он
руководит деятельностью Правительства и координирует деятельность всех его
членов. Председатель Правительства скрепляет своей подписью акты, издаваемые
Королем, передает Королю для санкционирования законы, одобренные Генеральными
кортесами в соответствии с нормами, установленными Конституцией.
Заместитель
председателя Правительства принимает на себя функции председателя в случае
смерти последнего, отсутствия в связи с зарубежной поездкой или болезни.
В Испании, как и
в ФРГ, вопрос о формировании правительства - это вопрос о назначении его главы.
Остальные члены правительства назначаются и отстраняются от должности Королем
по представлению его председателя.
Конституция
устанавливает значительную власть председателя правительства в отношении
министров. Согласно статье 100 основного закона министры назначаются и
отзываются Королем по предложению председателя. Отставка или смерть последнего
означает прекращение функций правительства. Председатель правительства
руководит его деятельностью и координирует действия других министров.
Испанское
правительство - собрание министров, "солидарных" друг с другом,
поскольку оно несет солидарную политическую ответственность перед Конгрессом
депутатов.[6;239]
Правительство -
вершина исполнительной власти, в которую входят государственная администрация,
армия, полиция, корпус безопасности. Функции испанского правительства в целом
не выходят за рамки традиционных в государстве, имеющем форму парламентарной
монархии.
Оно руководит
внутренней и внешней политикой страны, исполняет законы, издает в этих целях
различные административные акты, назначает гражданских и военных чиновников.
Правительство обладает законодательной инициативой; проекты законов должны быть
одобрены Советом министров. Он может получать от Генеральных кортесов право
издавать законодательные декреты в порядке делегирования законодательной власти
в течение определенного отрезка времени по указанному кругу вопросов. В равной мере
правительство может принимать декреты-законы без предварительной делегации
парламента.
Государственный
совет является консультативным органом правительства и административных органов
по юридическим вопросам.
Счетная палата - высший
контрольный орган в финансовой области и экономической деятельности государства
и государственного сектора экономики. На членов палаты распространяются
положения о независимости и несменяемости судей. В своей деятельности палата
подчиняется Генеральным кортесам.
Совет экономического
планирования занимается разработкой проектов планов экономического развития с
учетом предложений астономных сообществ, профсоюзов, патрональных и других
организаций экономического характера.
3.
Исполнительная власть США
В основу
формирования правительственной власти США положен принцип разделения властей.
Согласно этому принципу, законодательная власть принадлежит конгрессу, исполнительная
- президенту, судебная - Верховному и нижестоящим федеральным судам.
По конституции,
все три ветви власти формируются различным образом. Конгресс избирается
непосредственно населением, президент - коллегией выборщиков, Верховный суд -
совместно президентом и сенатом. Различны сроки их полномочий. Представители
избираются на два, сенаторы - на шесть, президент - на четыре года; федеральные
судьи пребывают в должности пожизненно.
По логике
Конституции, подобный порядок формирования должен был закрепить независимое
положение каждой из трех ветвей власти и утвердить за ними в определенных и
жестко очерченных рамках соответствующую функциональную компетенцию. Однако
развитие пошло по другому пути. В самой Конституции были заложены нормы,
трансформирующие традиционную схему разделения властей. В дальнейшем они были
наполнены новым содержанием, изменившим ту модель, которая представлялась
“отцам-основателям”. Это касается как сфер деятельности, так и форм
взаимоотношений трех ветвей власти.
Собственно, в
настоящее время не может идти речи о каком-либо абсолютном разделении властей
либо о четком разделении их компетенции. Конгресс утратил исключительное право
законодательствовать. За президентом и многими ведомствами закреплено право на
принятие нормотворческих актов. Оно выводится либо из присущих президенту
полномочий, либо делегируется самим конгрессом.
Не остается неприкосновенной
и сфера функциональной деятельности исполнительной власти. Так, например, суды
имеют право издавать приказы, обязывающие административные органы выполнить
либо воздержаться от выполнения тех или иных действий. В свою очередь,
конгресс, принимая резолюции или частные билли, осуществляет в некоторой
степени функции управления и распоряжения в отношении как подчиненных, так и не
подчиненных ему органов и лиц.
Страницы: 1, 2
|