журналисты
должны освещать факты такими, какими они происходят на самом деле – без
подтасовок, инсценировок, без вмешательства в личную жизнь граждан;
не
допускается добывание информации незаконным путем в форме шантажа, любых
предложений и просьб, которые могут оказать влияние на участников событий;
СМИ должны
отказаться от выдачи в эфир слухов и предположений за точные факты;
аудитория
имеет право на получение информации обо всем, что так или иначе влияет на
общественную жизнь; в конфликтных ситуациях право выступления предоставляется
всем противоположным сторонам; точка зрения журналиста должна быть по
возможности нейтральной;
СМИ не
отвечают за сведения, полученные из официальных государственных или
общественных источников; при обнародовании необходимо давать четкую ссылку на
первоисточник.
Однако СМИ не были
бы СМИ, а зрители не получали бы требуемой информации, если бы эти принципы
соблюдались в полной мере. Есть ведь одно большое НО: СМИ по природе своей
склонны к манипуляциям. Хотя бы по причине собственной встроенности в систему
массовых коммуникаций. (Кстати, не стоит рассматривать манипуляции как явление
однозначно отрицательное).
Одно из известных
определений СМИ гласит: «самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование
общественного мнения». Значит, институт масс-медиа в общем и телевидения в
частности можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как социальное
средство общения, а во-вторых, как бизнес. Живущий по специфическим законам, но
по основным показателям ничем не отличающийся от любого другого.
Рыночная система
предполагает существование множества полюсов власти. СМИ принадлежат либо
финансово-промышленным группам, либо контролируются государством. Бизнес и
государство используют привлекательную возможность – воздействовать на
информационную политику того или иного телеканала. Залог стабильности
отстаивания собственных интересов – покупка контрольных или даже небольших
пакетов акций крупных медиа-концернов.
Деньги вкладываются
– и окупаются. Пресса должна приносить собственникам прибыль, будь она выражена
в денежном эквиваленте или же в общественных настроениях.
Медийный бизнес
распоряжается особым товаром – информацией. Расчет доходности прост. Чем больше
людей увидят и услышат сообщение (а статистические опросы говорят о том, что
наиболее востребованными являются новости на темы: внутренней политики (свыше
32%), семьи (18%) и культуры (10%)), тем выше рейтинги передач, соответственно,
дороже рекламные площади. С финансовой точки зрения, для любого телеканала
рекламодатель, спонсор или владелец, чьи корпоративные интересы обслуживаются,
куда важнее зрителя.
Чтобы работать на
успех, зрительский ли, спонсорско-собственнический, нужно не только безупречно
ориентироваться в мире политической, экономической, общественной, культурной
информации, но и опережать конкурентов в телевизионном пространстве.
Как этого добиться?
А с помощью тех же «пиаровских штучек». Правила игры ведь существуют для всех
субъектов рыночного пространства, и ТВ – не исключение. Сам себя, как
говорится, не пропиаришь, никто тебя не пропиарит. Себя нужно подавать и
продавать. Все возможности – в телевизионных руках, и к посредникам обращаться
не надо...
Возьмем, к примеру,
новости – лицо любого канала. Они, как правило, занимают в реестре популярности
вторые места, после художественных фильмов. Рейтинг информационных программ на
общефедеральных каналах составляет: на ОРТ 85%, РТР – 71%, НТВ – 61%.
Стандартная схема подачи новостей – точная копия PR-формулы увеличения
информационных акций вокруг одного события: анонс – изложение новости –
комментарий – дополнительные подробности – промежуточные итоги – окончательные
итоги[10]. Анонс – пожалуйста: «смотрите через несколько минут в нашей
программе…» или «подробности в нашем следующем информационном выпуске».
Комментарий – в ежевечерней аналитической программе, или разговор с
компетентным гостем студии, или же собственные умозаключения. Дополнительные
подробности и итоги – в еженедельной обзорной информационной программе. Новость
раскручивается, заинтересованный зритель нет-нет, да и нажмет на пульте нужную
кнопку в назначенный час.
Телезрителю нужны
сериалы, драмы с персонажами, пикантные детали… Предыстория (как все
начиналось?), развернутая картина события (какие еще аспекты повседневной
жизни, кроме тех, что на поверхности, случившееся затрагивает?), нужные
оживленные реакции всех сторон события.
Еще лучше – явления
из ряда вон выходящие. Сенсация – то, что нарушает традиционные представления,
выпадает из эволюционного русла развития. Интрига – информационный ребус,
разгадка которого может находится в том числе и в руках репортера, провокация –
вызов, явно задевающий чьи-то мнения.
Однако все эти
события, к сожалению или счастью, не имеют привычки случатся каждый божий день.
А информационные выпуски выходят в эфир постоянно, рейтинг нужно поддерживать
без выходных. И тут на выручку тележурналистам снова приходят пиаровские
методы. Ведь новости с равным успехом могут производить и воспроизводить не
только PR-агенты, но и телевизионщики. Сокрытие фактов или же их сенсационное
обнаружение, наведение блеска или распространение слухов, упоминание события в
ряду других фактов, «пристегивание» одного к другому…
Менеджмент новостей
становится главным бизнесом третьего тысячелетия. Телеканалы раскручивают
собственный бренд, в поте лица занимаются привлечением аудитории, и – что немаловажно!
– стараются не вступать при этом в противоречия с
собственником/спонсором/государством.
В общем, работа
ведется сразу в нескольких направлениях. Ее основа – отбор и интерпретация
информации. С отбором вроде бы все понятно. Осведомленность зрителей прямо
зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается
информация. А делается это во многом в соответствии с так называемой концепцией
«новости дня». В чем ее смысл? На большинстве телеканалов, преимущественно
региональных, в эфир идет все, что снято. Машину гоняли, бензин жгли, технику
использовали, пленку крутили, мозги напрягали… На общегосударственном уровне
дела обстоят по-другому. Предположим, тема номер один сегодня – ситуация в
Чечне. Компетентный в данном вопросе политик (назовем его условно Вася Пупкин)
открывает выставку в Третьяковкой галерее. Собираются камеры со всех
телеканалов. Искусствоведы довольно потирают руки – о выставке узнает вся
страна. А Пупкин тем временем отвечать на интересующие вопросы, естественно не
про художественную ценность картин на стенах, а по поводу Чечни, отказывается.
Телевизионного эфира на главных каналах страны эта новость, скорее всего, не
увидит. СМИ непременно нужны комментарии вовлеченного в ситуацию человека –
зритель ждет объяснений. При их наличии – общество может ненароком узнать и об
этой несчастной выставке – «в Третьяковской галерее побывал Пупкин и рассказал
о происходящем в Чечне то-то…»
Другой интересный
момент: почти в каждой программе существуют запретные темы и персоны non-grato.
Того-то не показывать, о том-то не рассказывать. Конечно, этот свод негласных
правил никто не станет афишировать: «сор из избы» выносить не принято. Но
иногда доходит до курьезов. Скажем, в одной из телевизионных программ по
каким-то соображениям никогда не показывают Аллу Пугачеву. Теперь никто из
журналистов уже и не вспомнит, почему так повелось, однако правило соблюдают –
скорее по привычке.
Интерпретация же
информации требует куда больших усилий. Возможности слова, словосочетания,
интонации, логического ударения, изображения, компоновки кадров – широки.
Например: критикующие правительство СМИ сообщает о «бомбежке населенных
пунктов» в Чечне, а проправительственные телеканалы говорят об этих же
эпизодах, как о «поддержке федеральных сил с воздуха». Одни комментаторы,
оценивая экономическую ситуацию в стране, констатируют «безработицу», другие –
«неполную занятость»…
Несомненно, у
каждого телеканала – своя информационная политика, но принципы ее осуществления
– одинаковы. О них и пойдет речь. Важная ремарка ко всему тому, что будет
сказано далее: не стоит воспринимать этот механизм как «дьявольскую кузницу» и
представлять себе демонического вида «влиятельного дядю», который сидит и
размышляет над тем, как бы так подать информацию, чтобы исковеркать ее еще
сильнее в угоду другому, еще более влиятельному дяде. Не стоит забывать о том,
что абсолютной правды не бывает, и у каждого события, как и у медали, по
меньшей мере, две стороны.
Итак, начнем с
формы, перейдем к содержанию. Сначала ведь к новости нужно привлечь внимание, и
только потом им умело манипулировать.
Привлечение
внимания
Сомнению не
подлежит: чем внимательнее человек отнесется к информации, тем лучше он ее
запомнит. Главное условие – представление события должно быть неординарным,
отличающимся от других.
Например,
непроизвольное внимание позволяет привлечь контрастность, способ, широко
применяемый в телевизионной практике. Здесь и представления потребителям
информации полярных точек зрения, и суждение известной личности среди рядовых
мнений, и цветовое и звуковое оформление телепрограмм… Иллюстрация – передачи,
основанные на диалоге двух политических противников («Времена» Владимира
Познера на ОРТ).
Контраст – и в
основе известного прием мобилизации внимания через внезапное появление звука нового
тембра или остановку звучания вообще. Психологическая закономерность:
восприятие информации автоматически обостряется, когда после небольшой паузы
снова раздается голос диктора или музыка. Ближайшие 10-20 секунд внимание
зрителя из относительного превращается в абсолютное, а значит, хорошо
пережевывающий и неплохо усваивающий сообщение зритель у экрана телевизора
гарантирован. «Звуковые провалы» телевидение использует либо для передачи
краткого и важного сообщения, либо для привлечения внимания к начавшейся
программе.
Контрастность может
проявляться и в использовании в информационных передачах сообщений разной
длительности (новость короткой строкой в среди более подробных и долгих), и в
манере подачи материала (если среди сухого, сжатого изложения информации вдруг
проскальзывают образные выражения или «лирические отступления от темы», это
акцентирует внимание), и в цвете.
Однако не всякая
цветовая гамма вызывает у телезрителя одинаковый интерес. Напротив, неудачные
цветовые сочетания могут воздействовать на человека угнетающе. Красный и
темно-синий вместе вызывают удовольствие, а красный и желтый действуют
сомнительно, красный и фиолетовый и вовсе раздражают.
Еще один вариант
зацепить интерес аудитории – прием повторения. С его помощью увеличивается число
людей, которые узнают о некотором факте или событии. Кстати, повторение –
хороший способ превращения потенциальной аудитории в реальную.
Но и на этом
возможности повторения не исчерпываются. Оно еще и на процесс запоминания
влияет. Чем больше количество модификаций, в которых одно и то же сообщение
повторяется, тем больше шансов, что хоть что-то останется у зрителя в памяти.
Повторение неизменно вызывает ассоциативную работу психики. А ассоциации, как
известно, расширяют сферу восприятия информации, повышают ее субъективную
значимость и усиливают вероятность того, что сообщения будут приняты сознанием.
Значительную роль в
формировании установок телезрителей играет также расположение сюжета в блоке
информационных сообщений. Выделено два основных эффекта:
эффект
очередности информации: сообщению, направленному на изменение зрительского
мнения, должно предшествовать любое другое, не связанное с решением этой
задачи. Действие данного феномена основано на существующей психологической
закономерности, так называемом «краевом эффекте памяти», согласно которому
лучше всего запоминается та информация, которая располагалась в начале или
конце информационного блока. В соответствии с этим правилом строятся
практически все выпуски новостей. Первой идет «новость дня», репортаж,
направленный на создание определенного общественного мнения, а в конце выпуска
основные новости кратко повторяются.
эффект
первичности коммуникационного воздействия: если телезритель получил какое-то
важное сообщение, его сознание готово к восприятию последующей, более детальной
информации, подтверждающей первое впечатление. А если далее появятся факты,
противоречащие первому впечатлению, отказаться от того, во что уже поверил,
достаточно сложно. В связи с этим в США, например, существует строгая система
передачи материалов из районов боевых действий. Все сообщения из зоны боев
предварительно проходят проверку в специальных органах военной цензуры. Для
представителей СМИ действуют жесткие правила аккредитации.
Форма формой, но и
о содержании информационных сообщений забывать нельзя. Все же внутренние
проявления важнее внешних. Нужное воздействие осуществляется на основе
простейших психологических закономерностей. Спорить с этим бесполезно, и
телевизионные СМИ, чаще всего неосознанно, работают в соответствии со всеми
ниже изложенными правилами, поскольку заинтересованы в качественном потреблении
новостных сообщений. А информация лучше принимается сознанием, если:
совпадает с
психологическими нуждами зрителей. Не случайно же практически все политические
блоки используют в предвыборных программах слова «порядок» или «стабильность»,
то есть именно то, чего, по мнению большинства населения, так не хватает
современной России.
содержание
новости согласуется с нормами референтной группы (то есть той, к которой
принадлежит человек и мнение которой является для него значимым). Например,
большинство американцев до сих пор не могут себе представить, что действия
вооруженных сил США вызывали жертвы среди мирного населения. В частности, после
нанесения ракетных ударов по Югославии американцы воспринимали подобные
сообщения как пропагандистский трюк.
источник
информации ассоциируется в сознании аудитории с носителем высокого престижа, а
также за счет высокого социального статуса, личностного обаяния, компетентности
коммуникатора. Например, во время вышеупомянутой операции НАТО в Югославии
американцы доверяли заявлениям военных руководителей блока об отсутствии
разрушений гражданских объектов больше, чем словам потерявших кров жителей в
сербских городах.
если
эмоциональное представление информации подкрепляется логическим доводом.
Сознательные и
несознательные телевизионные манипуляции
Ни для кого не
секрет, общественное мнение формируется и изменяется. Пресса не может быть пассивным
участником изменений в обществе. Средства массовой информации всегда
контролируют вектор движения, опираясь на два известных метода: убеждение и
внушение.
Убеждение – это
воздействие на сознание через обращение к критическому суждению. В основе – логическое
упорядочивание фактов и выводов согласно единой мировоззренческой концепции
человека.
Убеждению играют на
руку немало приемов распространения информации:
фрагментарность подачи: дробление информации придает ей видимость
разносторонности и оперативности подачи, дает дополнительные возможности
манипулировать аудиторией, акцентируя внимание на одних сторонах события и
умалчивая или затемняя другие аспекты. Таким же образом используется
односторонняя аргументация – в качестве единственно правильной демонстрируется
точка зрения одного оппонента, а остальные мнения блокируются. Например, в ходе
военных операций СМИ, работающие в интересах нападающей стороны, предоставляют
аудитории оправдывающие действия армии сведения, указывающие на необходимость
вмешательства. Использование этого приема прослеживается на примере
информационного обеспечения операции НАТО в Югославии. Западные СМИ передавали
сообщения о создании режимом Милошевича гуманитарной катастрофы в регионе.
Такая подача оправдывала необходимость применения силы для решения проблемы
косовских албанцев. А о том, что потоки беженцев из Косово вызваны
преимущественно не этническими чистками, а бомбардировками авиации НАТО, как-то
умалчивалось. Так же иностранные СМИ освещают проведение контртеррористической
операции в Чечне. Основной упор в телерепортажах делается на тяжелое положение
беженцев, страдания мирного населения, разрушение гражданских объектов. Вновь,
как и в Югославии, употребляется термин «гуманитарная катастрофа».
Фрагментарность подачи информации в конечном счете дезориентирует слушателей и
– несколько вариантов – либо гасит интерес к информации и вызывает апатию, либо
вынуждает целиком и полностью полагаться на оценки комментаторов.
ритуализация:
показ легкодоступных для телекамер официальных процедур, приемов, встреч,
совещаний и т.д. Зритель ощущает важность момента, значимость происходящего,
видит активные действия политических или общественных деятелей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|