Использование особенностей физического развития при отборе в биатлоне
Национальный университет
физического воспитания и спорта Украины
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
на
тему
Использование
особенностей физического развития
при
отборе в биатлоне.
Студентки
32 группы
Лымарь О.В.
КИЕВ,2006
Содержание
Введение
Уровни отбора
Методики спортивного отбора
Спортивный отбор в процессе
многолетней подготовки
Отбор и спортивная специализация
Заключение
Список литературы
Введение
Тема моей работы -
"спортивный отбор".
Спортивный отбор — это комплекс мероприятий,
позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность)
ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).
Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый
процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах
многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его
личности, предполагающая использование различных методов исследования
(педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и
др.).
Другое определение спортивного
отбора звучит так:
Спортивный отбор — это комплекс мероприятий
по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих
требованиям свецифики вида спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в
систему многолетней подготовки.
А также…
Спортивный отбор — это основанный на научном
прогнозе процесс принятия и реализации решения о включении или невключении в
спортивную деятельность ее возможного участника.
Итак, из вышеприведенных определений
уже можно сделать вывод о том, что спортивный отбор, являющийся комплексом
мероприятий, применим как к детям, не занимающимся никаким спортом, так и к
спортсменам.
Спортивный отбор проходят все
участники спортивной деятельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные
врачи, специалисты из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение
определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на
спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.
Уровни отбора
Вовлечение людей в систематические
занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия
индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта.
Выбор каждым человеком вида спорта, в
наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет
сущность спортивной ориентации. Спортивная ориентация связана прежде всего с
детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация
повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора
едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного
человека, а при отборе — человека для конкретного вида спорта.
Первый уровень — начальный отбор для
выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9—14 лет), обладающих
потенциальными способностями к успешному овладению конкретным видом спорта.
Организационно отбор проводится в три этапа. На первом—агитационные
мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором — тестирование и
наблюдения для определения способностей детей к данному виду спорта; на
третьем, самом продолжительном — наблюдения в процессе обучения и развития
физических способностей с целью установления темпов осваивания учебного
материала.
Второй уровень — углубленный отбор
для выявления перспективных юношей и девушек (возраст 16—17 лет), обладающих
высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностями к
определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.).
Третий уровень—отбор для выявления
спортсменов (возраст 18—20 лет) длк зачисления в коллективы спортсменов высокой
квалификации. Отбор осуществляется на основе изучения тренировочной и
соревновательной деятельности в детско-юношеском спортивном коллективе,
тестирования и обследования во время специально проводимых для этого
учебно-тренировочных сборов.
Четвертый уровень — отбор для
выявления спортсменов в различные сборные команды (страны, регионов, ведомств
и др.), для определения участников ответственных соревнований. С этой целью
анализируется информация о тренировочной и соревновательной деятельности
спортсмена в своем клубе, в сборной команде, изучается соревновательная
деятельность на национальных чемпионатах, на учебно-тренировочных сборах.
В отборе участвуют тренеры,
работающие с данным контингентом, и группы экспертов из числа ведущих
специалистов данного региона.
Конкретное содержание методики отбора
обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе педагогических,
медико-биологических и психических показателей, имеющих высокую прогностическую
значимость (уровень физических качеств, специфичных для данного вида спорта,
уровень способностей, лежащих в основе технико-тактических действий,
морфологические данные, функциональные особенности организма, свойства высшей
нервной деятельности и др.). Учитываются исходный уровень, изменение
показателей обследования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих
показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием
успешности многолетней подготовки спортивных резервов. В процессе многолетней
подготовки комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более
углубленным, вследствие чего количество отсеиваемых увеличивается.
Методики спортивного отбора
Спортивный отбор проходят все
участники спортивной деятельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные
врачи, специалисты из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение
определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на
спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.
Для каждого кандидата отбор в
конечном счете сводится к положительному или отрицательному результату.
Положительный результат отбора может, например, заключаться в зачислении в
группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а
отрицательный реализуется в виде отчисления, исключения, удаления,
дисквалификации, перевода основного спортсмена в число запасных и т. д.
Спортивный отбор продолжается
постоянно в процессе спортивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в
спортивную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по
каким-либо причинам не принимается решения о прекращении занятий. Отрезок
времени, в течение которого осуществляется спортивный отбор, может иметь
различную величину—от нескольких секунд до нескольких лет. Так, например,
начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую
многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спортсменов по ходу
соревновательной деятельности, разрешенные правилами некоторых видов спорта,
нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение
нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполнения
соперником семиметрового штрафного броска).
Процедура спортивного отбора включает
в себя три этапа:
определение специфики требований,
которые предъявит будущая деятельность, прогнозирование возможностей конкретных
кандидатов и принятие положительного или отрицательного решения с его
последующей реализацией.
В современной теории спортивного
отбора наибольшее внимание уделяется отбору спортсмена. При этом используются
следующие термины и понятия:
спортивная ориентация — определение такого вида
спорта, в котором возможности спортсмена раскроются в наибольшей степени;
селекция—отбор спортсменов по мере
роста пх мастерства;
комплектование команд — формирование коллектива для
участия в соревнованиях, в том числе непосредственное варьирование составом
команды по ходу состязаний.
В процессе отбора спортсмена сначала
путем прогнозирования возможно более точно определяются будущие требования к соревновательному
потенциалу спортсмена. Эти требования могут основываться на ожидаемом через
несколько лет уровне спортивных результатов, анализе направлений прогресса
техники и тактики ведущих спортсменов или даже на предвосхищении игровых
ситуаций через несколько секунд после предлагаемой замены игрока. Иногда эти
сведения представляют в виде подробных модельных характеристик. Затем с
помощью изучения соревновательной деятельности, тестирования и т. д. делается
прогноз соревновательного потенциала или перспектив его формирования у
конкретных спортсменов (новичков), проходящих отбор. И наконец, на основе
сравнения данных, полученных на первых двух этапах, делается вывод о степени их
соответствия и принимается решение о зачислении, отчислении, замене и т. д.
Даже такая обобщенная схема указывает
на большие трудности безошибочного проведения отбора спортсмена. Особенную
сложность представляет надежное прогнозирование возможностей юного спортсмена
на несколько лет вперед.
Выявление стабильных показателей
позволяет с уверенностью прогнозировать индивидуальное развитие юного
спортсмена, поскольку преимущество над сверстниками по таким показателям
сохранится и в будущем. Например, длину тела спортсмена можно с достаточной
надежностью предсказать уже в 9—11 лет. Напротив, прогноз массы тела будет
значительно менее надежным. Поэтому в каждом виде спорта определяется группа
наиболее важных показателей, по которым осуществляется отбор в ходе
многолетней подготовки. Например, в отборе легкоатлетов-спринтеров существенны
оптимальное соотношение длины ног и гуловища, физическая подготовленность и
темпы прироста двигательных способностей. В видах спорта со сложной
координацией (гимнастика) особый интерес представляет способность спортсмена
обучаться новым движениям. По мере роста подготовленности спортсмена все
большее значение для отбора приобретают спортивные результаты.
Правильное осуществление спортивного
отбора обеспечивает наиболее эффективное создание и реализацию
соревновательного потенциала. Необходимо помнить и о гуманном аспекте отбора,
позволяющем человеку найти тот вид деятельности, в котором его способности
раскроются в наибольшей степени.
Спортивный отбор в процессе
многолетней подготовки
Целенаправленная многолетняя
подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это сложный процесс,
качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких факторов —
отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ориентация.
Педагогические методы позволяют
оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и
спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе
медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности,
уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма
спортсмена и состояние его здоровья. С помощью психологических методов
определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение
индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также
оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач,
поставленных перед спортивной командой.
Социологические методы позволяют
получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные
связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным
достижениям.
Спортивная ориентация — система организационно-методических
мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в
определенном виде спорта.
Спортивная ориентация исходит из
оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор
наиболее подходящей для него спортивной деятельности.
Выбрать для каждого занимающегося вид
спортивной деятельности — задача спортивной ориентации; отобрать наиболее
пригодных, исходя из требований вида спорта, — задача спортивного отбора.
Большое разнообразие видов спорта
расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной
деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей
применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие
спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной
деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую
результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных
способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или
группе видов, исходя при этом из общих положений, характерных для системы
отбора.
Способности — это совокупность качеств
личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной
деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение
как общие способности (обеспечивающие относительную легкость в овладении
знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности),
так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов
в конкретной деятельности, виде спорта).
Спортивные способности во многом
зависят от наследственно обусловленных задатков, которые отличаются стабильностью,
консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует
обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки,
которые обусловливают успешность будущей спортивной деятельности. Поскольку
роль наследственно обусловленных признаков максимально раскрывается при
предъявлении к организму занимающегося высоких требований, то при оценке
деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших
достижений.
Наряду с изучением консервативных
признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показателей,
которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом для
повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание как темпы
роста показателей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью развития
отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия
в структуре проявления способностей спортсменов в разные возрастные периоды.
Особенно отчетливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически
сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результатов достигают уже в
детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от
новичка до мастера спорта международного класса, протекает на фоне сложных
процессов формирования юного спортсмена.
Спортивный отбор начинается в детском
возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх.
Он осуществляется в четыре этапа.
В группы начальной подготовки ДЮСШ
принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида
спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя
физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические
измерения и их оценка с позиций перспективы.
Спортивная практика свидетельствует о
том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих
морфологические, функциональные и психические качества, необходимые для
дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные
индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно
затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует
использовать как ориентировочные.
На втором этапе отбора выявляются
одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования
учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР,
УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной
подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение
контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и
изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения;
выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.
В ходе второго этапа отбора
осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с
целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации.
В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания,
медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения
сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа
результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной
спортивной ориентации занимающегося.
Страницы: 1, 2
|