Меню
Поиск



рефераты скачать Использование особенностей физического развития при отборе в биатлоне

Использование особенностей физического развития при отборе в биатлоне

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему


Использование особенностей физического развития

при отборе в биатлоне.










                                                                                                   Студентки

                                                                                                   32 группы

                                                                                                   Лымарь О.В.




КИЕВ,2006


Содержание

Введение   

Уровни отбора

Методики спортивного отбора

Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки

Отбор и спортивная специализация        

Заключение         

Список литературы

Введение

Тема моей работы - "спортивный отбор".

Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяю­щих определить высокую степень предрасположенности (одарен­ность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена ком­плексная методика оценки его личности, предполагающая исполь­зование различных методов исследования (педагогических, меди­ко-биологических, психологических, социологических и др.).

Другое определение спортивного отбора звучит так:

Спортивный отбор — это комплекс мероприятий по выявлению спортсме­нов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям свецифики вида спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в систему многолетней подготовки.

А также…

Спортивный отбор — это основанный на научном прогнозе про­цесс принятия и реализации решения о включении или невклю­чении в спортивную деятельность ее возможного участника.

Итак, из вышеприведенных определений уже можно сделать вывод о том, что спортивный отбор, являющийся комплексом мероприятий, применим как к детям, не занимающимся никаким спортом, так и к спортсменам.

Спортивный отбор проходят все участники спортивной дея­тельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специа­листы из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.

Уровни отбора


Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта.

Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующе­го его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориен­тации. Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для кон­кретного человека, а при отборе — человека для конкретного вида спорта.

Первый уровень — начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9—14 лет), обладающих потенциальными способно­стями к успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно от­бор проводится в три этапа. На первом—агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором — тестирование и наблюдения для оп­ределения способностей детей к данному виду спорта; на третьем, самом про­должительном — наблюдения в процессе обучения и развития физических спо­собностей с целью установления темпов осваивания учебного материала.

Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных юно­шей и девушек (возраст 16—17 лет), обладающих высоким уровнем способно­стей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.).

Третий уровень—отбор для выявления спортсменов (возраст 18—20 лет) длк зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осу­ществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной деятель­ности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследова­ния во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов.

Четвертый уровень — отбор для выявления спортсменов в различные сбор­ные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников ответственных соревнований. С этой целью анализируется информация о трени­ровочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сбор­ной команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чем­пионатах, на учебно-тренировочных сборах.

В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и груп­пы экспертов из числа ведущих специалистов данного региона.

Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей, имеющих высокую прогностическую значимость (уро­вень физических качеств, специфичных для данного вида спорта, уровень спо­собностей, лежащих в основе технико-тактических действий, морфологические данные, функциональные особенности организма, свойства высшей нервной дея­тельности и др.). Учитываются исходный уровень, изменение показателей обсле­дования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успеш­ности многолетней подготовки спортивных резервов. В процессе многолетней подготовки комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным, вследствие чего количество отсеиваемых увеличивается.

Методики спортивного отбора


Спортивный отбор проходят все участники спортивной дея­тельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специа­листы из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.

Для каждого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или отрицательному результату. Положитель­ный результат отбора может, например, заключаться в зачисле­нии в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчис­ления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основ­ного спортсмена в число запасных и т. д.

Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спор­тивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортив­ную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекра­щении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществля­ется спортивный отбор, может иметь различную величину—от не­скольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спорт­сменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные пра­вилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполне­ния соперником семиметрового штрафного броска).

Процедура спортивного отбора включает в себя три этапа:

определение специфики требований, которые предъявит будущая деятельность, прогнозирование возможностей конкретных канди­датов и принятие положительного или отрицательного решения с его последующей реализацией.

В современной теории спортивного отбора наибольшее внима­ние уделяется отбору спортсмена. При этом используются следующие термины и понятия:

спортивная ориентация — определение такого вида спорта, в котором возможности спортсмена раскроются в наибольшей сте­пени;

селекция—отбор спортсменов по мере роста пх мастерства;

комплектование команд — формирование коллектива для уча­стия в соревнованиях, в том числе непосредственное варьирование составом команды по ходу состязаний.

В процессе отбора спортсмена сначала путем прогнозирования возможно более точно определяются будущие требования к со­ревновательному потенциалу спортсмена. Эти требования могут основываться на ожидаемом через несколько лет уровне спортив­ных результатов, анализе направлений прогресса техники и так­тики ведущих спортсменов или даже на предвосхищении игровых ситуаций через несколько секунд после предлагаемой замены игрока. Иногда эти сведения представляют в виде подробных мо­дельных характеристик. Затем с помощью изучения соревнова­тельной деятельности, тестирования и т. д. делается прогноз со­ревновательного потенциала или перспектив его формирования у конкретных спортсменов (новичков), проходящих отбор. И на­конец, на основе сравнения данных, полученных на первых двух этапах, делается вывод о степени их соответствия и принимается решение о зачислении, отчислении, замене и т. д.

Даже такая обобщенная схема указывает на большие труд­ности безошибочного проведения отбора спортсмена. Особенную сложность представляет надежное прогнозирование возможностей юного спортсмена на несколько лет вперед.

Выявление стабильных показателей позволяет с уверенностью прогнозировать индивидуальное развитие юного спортсмена, по­скольку преимущество над сверстниками по таким показателям сохранится и в будущем. Например, длину тела спортсмена мож­но с достаточной надежностью предсказать уже в 9—11 лет. Напротив, прогноз массы тела будет значительно менее надеж­ным. Поэтому в каждом виде спорта определяется группа наи­более важных показателей, по которым осуществляется отбор в ходе многолетней подготовки. Например, в отборе легкоатлетов-спринтеров существенны оптимальное соотношение длины ног и гуловища, физическая подготовленность и темпы прироста двига­тельных способностей. В видах спорта со сложной координацией (гимнастика) особый интерес представляет способность спорт­смена обучаться новым движениям. По мере роста подготовлен­ности спортсмена все большее значение для отбора приобретают спортивные результаты.

Правильное осуществление спортивного отбора обеспечивает наиболее эффективное создание и реализацию соревновательного потенциала. Необходимо помнить и о гуманном аспекте отбора, позволяющем человеку найти тот вид деятельности, в котором его способности раскроются в наибольшей степени.


Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки


Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких фак­торов — отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ори­ентация.

Педагогические методы позволяют оценивать уровень разви­тия физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На осно­ве медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние ана­лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоро­вья. С помощью психологических методов определяются особен­ности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борь­бы, а также оценивается психологическая совместимость спорт­сменов при решении задач, поставленных перед спортивной ко­мандой.

Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Спортивная ориентация — система организационно-методичес­ких мероприятий, позволяющих наметить направление специали­зации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельно­сти — задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригод­ных, исходя из требований вида спорта, — задача спортивного отбора.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качествен­ных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способнос­тей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортив­ной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характер­ных для системы отбора.

Способности — это совокупность качеств личности, соответ­ствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие отно­сительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специ­альные способности (необходимые для достижения высоких ре­зультатов в конкретной деятельности, виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследствен­но обусловленных задатков, которые отличаются стабильнос­тью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спор­тивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обус­ловливают успешность будущей спортивной деятельности. По­скольку роль наследственно обусловленных признаков мак­симально раскрывается при предъявлении к организму занима­ющегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показате­лей, которые могут существенно изменяться под влиянием тре­нировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание как темпы роста показате­лей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью раз­вития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способнос­тей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчет­ливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результа­тов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта между­народного класса, протекает на фоне сложных процессов форми­рования юного спортсмена.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и заверша­ется в сборных командах страны для участия в Олимпийских иг­рах. Он осуществляется в четыре этапа.

В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учи­теля физической культуры, данные медицинского обследования, ан­тропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.

Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, со­четающих морфологические, функциональные и психические ка­чества, необходимые для дальнейшей специализации в опреде­ленном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, сле­дует использовать как ориентировочные.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплекто­вания учебно-тренировочных групп и групп спортивного совер­шенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в те­чение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполне­ние контрольно-переводных нормативов, разработанных для каж­дого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста фи­зических качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью оконча­тельного определения его индивидуальной спортивной специали­зации. В это время проводятся педагогические наблюдения, конт­рольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и сла­бых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об ин­дивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.