Меню
Поиск



рефераты скачать Использование методов фактического контроля в деятельности аппаратов по борьбе с экономическими прес...

Ответственность за правильность проведения инвентаризации несут руководитель предприятия и главный бухгалтер.

Общие правила проведения инвентаризации регламентируются Мето­дическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обяза­тельств от 13.06.95 г.

Количество плановых инвентаризаций па предприятии, дата их прове­дения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем и оговаривается в приказе об учетной политике, кроме случаев обязательной инвентаризации, рассмотрен­ных выше.

При проведении инвентаризации по требованию органа дознания, сле­дователя или ревизора при проведении ревизии руководитель предприятия создает комиссию с участием ревизоров, в состав которой включаются:

1)                 представители администрации предприятия и органа, назначившего инвентаризацию;

2)                 работники бухгалтерской службы (для осуществления подсчетов при инвентаризации);

3)                 другие специалисты (инженеры, экономисты, техники);

4)                 могут быть включены представители внутренней службы аудита предприятия, независимых аудиторских организаций;

5)                 материально-ответственные и другие заинтересованные лица. Уча­стие материально-ответственного лица обязательно при проверке фактического наличия имущества. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.

Перед началом инвентаризации материально-ответственное лицо должно дать подписку о том, что им сданы в бухгалтерию все документы по операциям с инвентаризуемыми ценностями, для того чтобы исключить со­ставление бестоварных документов задним числом. Во время проведения ин­вентаризации все операции по приему и отпуску ценностей прекращаются.

По результатам фактической проверки полученные сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Описи должны со­ставляться в момент проведения инвентаризации, при этом составление чер­новиков с последующей перепиской не допускается. Наименования инвента­ризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по но­менклатуре и в единицах, принятых в учете. Исправления должны быть ого­ворены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и мате­риально-ответственными лицами. В описях не допускается оставлять не­заполненные строки. По каждой странице инвентаризационной описи должен производиться подсчет количества и сумм по указанным ценностям. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутст­вии, об отсутствии к членам инвентаризационной комиссии каких-либо пре­тензий.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственных лиц обя­зательно до открытия склада, где проводилась инвентаризация. Результаты кон­трольных проверок правильности оформления инвентаризации оформляются актом контрольной проверки и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

Результатами ин­вентаризации может быть установлено:

1)                 совпадение книжных (учетных, документальных) и фактических ос­татков. Это идеальный результат инвентаризации. Однако такое совпадение может быть вызвано заполнением описей не путем фактической проверки, а на основе книжных остатков или со слов материально-ответственного лица;

2)                 превышение учетных остатков над фактическими, в результате чего образуется недостача;

3)                 превышение фактических остатков над учетными, то есть наличие излишков товарно-материальных ценностей.

В соответствии со ст. 12 ФЗ "О бухгалтерском учете" "выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачис­ляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества или порчи цен­ностей списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации на уменьшение финансирования (фондов)".

Часть выявленной недостачи может быть списана в пределах норм ес­тественной убыли (например, усушки, утруски). Следует знать, что естест­венная убыль не может быть начислена почти по всем промышленным това­рам (инструмент, ткани, обувь и др.) и по некоторым, прежде всего штучным, продовольственным товарам (например, консервы). Начисление естествен­ной убыли производится только после инвентаризации при наличии и в пре­делах недостачи.

Следует также отличать от естественной убыли порчу ценностей, на которую материально-ответственное лицо в присутствии комиссии составля­ет специальные акты. Испорченные товары после утверждения акта руково­дителем организации должны быть реализованы (например, на корм скоту) или уничтожены, что также оформляется документально. На товары, списан­ные в результате порчи, естественная убыль не начисляется.

Если в результате инвентаризации выявлены излишки, необходимо ус­тановить истинную причину их образования. Излишки могут возникнуть вследствие ошибок в бухгалтерском учете. Однако зачастую значительные излишки создаются в результате обсчета, обмана потребителей, также путем завоза неоприходованного товара, приписок в инвентаризационных описях. Недостача или излишки могут быть также следствием пересортицы.

Пересортица товарно-материальных ценностей имеет место, если однородные товары окажутся одновременно в недостаче и в излишках, на­пример, куры I категории будут в недостаче, а куры II категории - в излишке. Причинами пересортицы могут быть:

1) ошибки материально-ответственного лица при приемке или отпуске ценностей (случайные, по неопытности);

2) злоупотребления материально-ответственного лица (искусственное создание пересортицы за счет обмана покупателей);

3) ошибочные записи в бухгалтерском учете – в этом случае на винов­ное лицо накладывается административное взыскание;

4) умышленное внесение неверных записей в первичные документы и до­кументы бухгалтерского учета в целях запутывания сортового учета товаров.

Образующаяся в результате пересортицы суммовая разница (суммовая недостача) должна быть взыскана с виновных лиц. Суммовая разница от про­дажи товара при пересортице должна быть возвращена покупателю.

К документам, представляемым для оформления списания недостач имущества сверх норм естественной убыли, должны быть приложены реше­ния следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие ви­новных лиц, либо заключение внутренней или внешней экспертизы о причи­нах порчи ценностей.

Выявленные в ходе инвентаризации факты пересортицы, могут быть урегулированы путем взаимного зачета излишков и недостач. Но это допус­кается в виде исключения только у одного и того же проверяемого лица в от­ношении имущества одного и того же наименования и в тождественных ко­личествах.

По истечении 10 дней после окончания инвентаризации все данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с данными инвентаризации.

Таким образом, инвентаризация является одним из условий правильно­сти ведения бухгалтерского учета. Она способствует реализации охранитель­ной функции бухгалтерского учета. Нарушение порядка про­ведения инвентаризации в ряде случаев может рассматриваться как условия, способствовавшие совершению преступления.


Вопрос 4 Методы фактической проверки и комплексный анализ

сомнительных хозяйственных операций в правоприменительной

 деятельности.


Право требовать проведение инвентаризации при наличии для этого достаточных оснований закреплено п.25 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции".

При назначении и при решении вопроса о проведении ревизии там, где у подозреваемых лиц имеются в подотчете товарно-материальные ценности, в обязательном порядке должна проводиться инвентаризация и снятие де­нежных остатков. Одновременно инвентаризация проводится и в местах (складах, магазинах), имеющих производственный контакт с подозреваемыми лицами.

В качестве оснований для назначения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов могут выступать данные:

1)     о фактах обсчета, обмеривания, обвешивания потребителей, превы­шения установленных тарифов, то есть действий, за которые предусмотрена ответственность по ст.200 УК РФ "Обман потребителей";

2)     о фактах сокрытия доходов и имущества предприятия, то есть дейст­вий, за которые предусмотрена ответственность по ст. 195 УК РФ "Неправо­мерные действия при банкротстве" (сокрытие имущества или имуществен­ных обязательств, сведений об имуществе, его размере и местонахождении, передача имущества в иное владение, отчуждение имущества, фальсифика­ция бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономиче­скую деятельность предприятия, совершенные при банкротстве или в пред­видении банкротства и причинившие крупный ущерб), ст. 196 "Преднаме­ренное банкротство" (умышленное создание или увеличение неплатежеспо­собности предприятия), ст.197 "Фиктивное банкротство" (заведомо ложное объявление о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кре­диторов), ст. 198, 199 "Уклонение от уплаты налогов";

3)     о хищениях товарно-материальных ценностей и денежных средств; при сигналах о хищениях, связанных с пересортицей продукции;

4)     при наличии информации о реализации неучтенных товаров пред­приятиях торговли и общественного питания, особенно если эти товары при­нимали не на "свободное место" и их можно выявить сопоставлением данных приходных документов и ярлыков на товаре;

5)     при получении информации об изготовлении на предприятии неуч­тенной продукции, если она еще не вывезена со склада;

6)     если имеются достоверные данные о наличии товаров, оборудова­ния, материалов, поступление которых не подтверждено приходными доку­ментами (ст. 174 "Легализация (отмывание) денежных средств и иного иму­щества, приобретенных незаконным путем", ст. 175 "Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем») и др.

Этап подготовительных действий, направленный на обеспечение внезапности и эффективности проверки, начинается с организации рабочей группы, члены которой примут участие в контроле или работе инвентариза­ционной комиссии в качестве представителей общественности (как правило, это внештатные сотрудники милиции, возможно, налоговые инспекторы).

Непосредственное проведение инвентаризации начинается с прекра­щения кассовых операций, прекращения дальнейшего отпуска и приема де­нежных средств и товаров, изъятия всех приходно-расходных бухгалтерских документов в присутствии руководителя подразделения.

По этим документам материально-ответственные лица составляют по­следний к моменту начала инвентаризации товарный (материальный, кассо­вый) отчет. При необходимости просматриваются и изымаются все учетные документы (книги, журналы, ведомости). Необходимым мероприятием при подготовке к инвентаризации является пломбирование складских помеще­ний.

Следователь или оперативный сотрудник никогда не является членом инвентаризационной комиссии и не подписывает документы, оформляемые инвентаризационной комиссией. Вместе с тем по его требованию в состав инвентаризационной комиссии может быть включен ревизор или другой спе­циалист (бухгалтер, аудитор, экономист).

Инвентаризацию следует начинать с кассы предприятия, проверяя фак­тическое наличие денег, ценных бумаг, чековых книжек, документов строгой отчетности и данные последнего кассового отчета, составленного кассиром перед началом инвентаризации.

При перерывах в работе инвентаризационной комиссии необходимо замыкать и опечатывать помещение (ключ находится у материально-ответственного лица, печать - у председателя инвентаризационной комис­сии). Оперативный работник или следователь вправе дополнительно опеча­тать дверь личной печатью.

Материалы инвентаризаций являются важнейшими доказательствами при выяснении ряда обстоятельств в процессе расследования хищений, а именно: сумм недостач и излишков имущества, структуры недостач и из­лишков товар но-материальных ценностей; периода их образования. Для вы­яснения перечисленных обстоятельств к материалам дела приобщаются ма­териалы инвентаризаций, проведенных за весь период работы обвиняемого. По результатам инвентаризации, проведенной в ходе ревизии, ревизор дол­жен получить от заинтересованных лиц письменные объяснения. В приоб­щенных к делу материалах инвентаризацией следователь проверяет:

1) правильность их оформления, наличие подписей всех членов инвен­таризационной комиссии в описях и сличительных ведомостях, подписей ма­териально ответственных лиц. Причины формальных нарушений выясняются в ходе допросов обвиняемых и свидетелей;

2) содержание материалов инвентаризации путем сопоставления ре­зультатов инвентаризации с другими собранными по делу доказательствами.

Наиболее распространенными способами сокрытия недостач при про­ведении инвентаризации являются следующие:

1. Внесение в опись несуществующих товаров или предъявление про­дукции в пустой таре и упаковке. Основные методы обнаружения таких под­логов - контрольное сличение остатков, восстановление количественно-суммового учета, допросы лиц, принимавших участие в инвентаризации.

2. Последующие дописки количества товаров в инвентаризационные описи. Дописки наблюдаются чаще всего в случаях, когда не ведется постра­ничный подсчет количества в инвентаризационной описи. Подобные подлоги можно обнаружить путем:

- сопоставления разных экземпляров описи;

- сопоставления записей об остатках одних и тех же наименований то­вара в описях на начало и конец учетного периода, если за данный период не было движения ценностей (метод контрольного сличения остатков).

3. Составление бестоварных расходных накладных. Оно возможна при соучастии работника другого предприятия, которому якобы передается пар­тия товара. Соучастник расписывается в накладной, хотя фактически товара не получает. После инвентаризации соучастник выписывает встречную на­кладную на возврат этих же товаров либо получает причитающиеся ему по бестоварной накладной ценности без всяких документов. В некоторых случа­ях бестоварные операции используются для создания суммовых разниц с по­следующим их присвоением. Наиболее эффективное средство раскрытия по­добного сговора - проведение встречной проверки и сквозной инвентариза­ции у взаимосвязанных материально-ответственных лиц.

4. Несвоевременное оприходование товаров. Этот способ временного сокрытия недостачи связан с неправильным составлением товарного отчета в день, предшествующий инвентаризации Сущность подлога сводится к тому, что преступник не отражает в отчете поступление товара, хотя товар включа­ется в инвентаризационную опись. После инвентаризации он приходует то­вар и прилагает накладную к очередному отчету за последующий период Пе­ред последующей инвентаризацией такая махинация повторяется. Обнару­жение такого подлога возможно путем проверки первичных документов, приложенных к отчетам после инвентаризации, и установления видов това­ров, которые по ним оприходованы. Если будет установлено, что некоторые из этих товаров включены в инвентаризационную опись, необходимо прове­рить, не применялся ли данный способ сокрытия недостачи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.