Ислам в современной Турции
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский Государственный Университет им. Ломоносова
Социологический факультет
Реферат
Ислам
в современной Турции. Основные течения
Москва 2006
В последние десятилетия в мировой политике все большее
значение приобретает исламский фактор. От имени ислама и под его знаменами
ведут деятельность страны, политические партии, международные, региональные и местные
общественные организации, экстремистские и террористические группы.
Турция является одной из немногих мусульманских стран,
в которых ислам отделен от государства. Но, несмотря на то, что Турецкая
Республика — светское государство, ислам остается одним из главных сюжетов в
картине его политической жизни.
Признаки возросшего значения ислама особенно заметны
на бытовом уровне. На улицах крупных городов сейчас можно встретить множество
девушек, головы которых покрыты платками по мусульманскому обычаю, и юношей,
носящих бороду, чего практически не наблюдалось в течение всего республиканского
периода развития Турции. Повсюду возникают и активно развиваются религиозные
ордена, мусульманские благотворительные общества, а также массовые организации
и коммерческие структуры, непосредственно связанные с исламскими партиями.
С начала 90-х гг. XX в. влияние ислама на политическую
жизнь страны стало стремительно расти. Это было связано с рядом причин, главной
из которых явилось разочарование населения в пути, выбранном для страны представителями
«светских» партий. В условиях постоянного экономического кризиса, роста
безработицы взоры простых турок обернулись к религии.
Несмотря на реформы Ататюрка, ислам остается важнейшим
элементом влияния на общество. Он сохранился и развился в форме орденов, сект и
поклонения духовным лидерам шейхам. Эти ордена и секты в той или иной степени
влияют на политику страны через своих представителей в партиях и в меджлисе
страны.
Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на
основе общности религии, но национальные противоречия в мусульманских странах
отнюдь не исчезли. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской
религии, в расколах и сектах. Можно назвать следующие основные течения в
исламе: сунниты (они являются самой большой по численности группой), шииты,
суфии, последователи хариджизма и вакхабизма.
Некоторые ученые утверждают, что различное в
зависимости от местного контекста толкование ислама в мире приводит в
результате к различным «исламам», поскольку “явно существуют серьезные
разногласия по поводу того, что является фундаментальной основой ислама, и как
ее следует трактовать”[1].
По настойчивому замечанию одного из авторов, “ разновидностей ислама существует
столь же много, сколь многочисленными являются ситуации, определяющие их
формирование”[2].
Аналогично, с точки зрения социологии в Турции
существует несколько разновидностей ислама. Попробуем осветить эти различные
сосуществующие вместе в данной стране виды неофициального и официального
ислама.
Государственный ислам: Лозаннский ислам (Лозан исламы).
Официальная государственная исламская религия и ислам населения Анатолии и
деревенских жителей даже во времена Османской империи отличались существенными
различиями. Широко распространенные религиозные практики получили
институционное выражение в виде суфийских орденов. В процессе превращения
многих районов в населенные пункты главы этих орденов были связующим звеном
между правителями и простыми людьми. Ислам играл роль объединяющего посредника
между местным обществом и политической структурой. Местные жители разделяли с
элитой религиозные убеждения, и религия создавала фундамент культуры,
формировавшей политическую законность. Таким образом, посредством ислама
оформилось единое многообразие мнений, однако взаимоотношения с исламом и,
конечно, его практики у правящей элиты и масс сложились различные.
В процессе модернизации, начатой в стране в начале ХХ
века Мустафой Кемалем Ататюрком, был установлен принцип секуляризма — религия
не вмешивается в дела государства и политику. Государство Турции взяло на себя
роль “светского муджтахида (толкователя религиозных законов)” и стало
трактовать ислам в соответствии со своими идеологическими убеждениями. Некоторые
исследователи дают название «Лозан исламы (Лозаннский ислам)» данному итогу
официальных секуляристских толкований религиозных законов, что является
государственным, то есть официальным видом ислама в Турции[3].
Печь шла об «очищенной» религии, свободной от мистики
и святых, и присутствия самостоятельных религиозных учреждений. Это позволяло
жестко контролировать религию. Чтобы подчинить религию политической надстройке,
государство в течение длительного периода времени пыталось создать свой
собственный вариант ислама. В государственном варианте ислама уже не
существовало конфликта между религией и турецким модернизмом, включавшим в себя
модернизированное национальное государство, секуляризм, демократию и отсутствие
для религии роли в общественной жизни. Целью Управления по вопросам религии
было создание смоделированного под Турцию национального и модернизированного
ислама, однозначно ограничивающего межнациональные связи и их роль, не
поддерживающего международных или межнациональных отношений с другими
государствами, и конкретно ограниченного официальными границами национального
государства, установленными Лозаннским договором от 1924 г. между Турцией и
Европейскими державами. Статья 27 Лозаннского договора гласила: «Правительство
Турции или государственные органы не могут ни по какой причине осуществлять ни
власть, ни юрисдикцию в политических, законодательных или административных
вопросах за пределами территории Турции по отношению к гражданам территории,
находящейся под суверенитетом или протекторатом другой державы, подписавшей
настоящий Договор, или по отношению к гражданам территории, отделенной от
Турции»[4].
Турецкое государство стремилось превратить религию в
свою “помощницу”. Такое представление о религии рассматривало ее в свете
ответственности за моральное состояние нации.
Образование и обучение вопросам религии и этики должно
происходить под контролем и наблюдением государства. Обучение религиозной
культуре и образование в вопросах морали должны быть обязательными предметами
программы начальной и средней школы. Любое иное религиозное образование и
обучение является предметом выбора индивидуума, а в отношении малолетних детей —
просьбы их законного представителя.
В результате религиозные учреждения были привязаны к
системе государственной бюрократии. Впоследствии на протяжении всего
республиканского периода государство начало вмешиваться в вопросы религии.
Одним из инструментов этого вмешательства и контроля было Управление по делам
религии, созданное в 1923 г. В более поздних конституциях, разработанных после
государственных переворотов 60-х и 80-х годов прошлого века, его место в
системе государственной власти было еще раз подтверждено.
Вскоре после создания Управления по делам религии
государство предприняло попытку установить контроль посредством данного
государственного органа над всей исламской деятельностью. В результате
религиозные учреждения оказались привязанными к государственной бюрократии и
потеряли автономию.
Управление имеет разветвленную организацию. Оно
контролирует все 86 тысяч мечетей и нанимает на работу имамов, муфтиев и
муэдзинов, которые становятся в результате государственными служащими с
соответствующей оплатой. Муфтии служат в качестве связующего звена между
местными верующими и государством. Они также осуществляют управление за
имамами, прикрепленными к каждой мечети, и обеспечивают их утвержденными сверху
текстами проповедей и другими материалами. Имамы не только являются составной
частью административной структуры, но они также идеологически подвластны
решениям, принимаемым главенствующими над ними, которые отражаются в
объявлениях, что они делают, и читаемых ими проповедях.
Такая жесткая структура надзора оставляла имамам
весьма незначительную свободу собственного трактования религии. Учителя,
учебники и учебные программы всех религиозных школ находятся под
непосредственным контролем Генерального директора управления по вопросам
религиозного образования, являющегося самостоятельным подразделением Министерства
образования.
За последние годы место гражданского ислама в жизни
турецкого общества и его влияние на нее изменилось. После смерти Мустафы Кемаля
Ататюрка в 1938 г. начался период изменений, и к началу 40-х годов правящая
элита была вынуждена сдаться под давлением демократизации. В 1950 г.
Республиканская народная партия, которую основал Мустафа Кемаль Ататюрк,
проиграла на выборах, и Турция начала испытывать рост новых исламских
настроений. Присутствие конкурирующих политических партий означало, что стало
возможным проявлять в сфере общественной жизни иные интересы, что также значило
послабление возрождению ислама. Стали открываться исламские школы, и было
разрешено религиозное обучение частным образом.
Хотя гражданский ислам официально изъят из общественной
жизни, он по-прежнему остается глубоко укоренившимся в сердце и разуме
турецкого народа. Несмотря на то, что государство продолжает следить за бывшими
религиозными лидерами, их преемниками и религиозными деятелями, тем в
определенной мере все-таки удалось восстановить свое влияние на общественную
жизнь путем вовлечения в религиозную атмосферу широких масс.
Как подтверждает одно из недавних исследований по
Турции, «активное присутствие ислама отличает практически все области турецкой
жизни… Этот ислам является не заменой или альтернативой современному миру, а
составной частью жизни»[5].
Изменения, наблюдаемые на общественном уровне,
являются еще более значительными. Примером может служить возвращение в среде
исламских кругов к фетвам (религиозные тексты). Сборники «фетва» превратились в
бестселлеры.
В 90-е годы усилилось движение радикального ислама. Деятельность
радикальных исламских организаций в Турции была ориентирована на установление в
стране исламского строя, и во многом предопределялась влиянием иранского
примера. Получив в эти годы широкое распространение в условиях глубоких
социальных и политических проблем, сторонники радикальных исламских
преобразований, развернув насилие и террор, усугубляли негативные тенденции,
имевшие место в турецком обществе. Эти группы пользовались достаточно широкой
иранской поддержкой и часто действовали движимые иранскими региональными
политическими и стратегическими интересами. В силу того, что реакция турецких
властей на террористическую деятельность исламских группировок в прошлом была
относительно вялой и ограничивалась лишь временными мерами, в следствие чего
лидеры этих групп и их спонсоры резко активизировались в надежде свергнуть
светский демократический режим в Турции.
По началу считалось, что маргинальность сильных
исламских групп в Турции, в отличие от энергичной вооруженной оппозиции в
Египте или Алжире, не представляют особой опасности. Однако, в свою очередь,
лидеры и спонсоры этих экстремистских организаций полагали, что насилием против
светских символов турецкого государства они действительно смогут установить в
стране исламскую форму правления.
Сторонники исламских реформ относительно их отношений
с соседним Ираном и влияния, оказываемого на них идеями иранской революции,
отмечают, что Иран следует рассматривать как пример и руководящий принцип,
однако программа, стратегия и тактика исламских преобразований заложена в
Коране и не исходит от конкретного исламского государства.
Стратегические цели радикальных религиозных движений
должны реализовываться в три этапа. Первая стадия, называемая “таблиг”
заключается в необходимости доведения до населения исламского призыва, в ходе
которой следует убеждать людей принять исламскую религию, установить исламское
государство и шариатское правление. Вторая стадия носит название “джамаат” и
призывает к реструктурированию действующих исламских общин в соответствии с
требованиями первой стадии. Третья заключительная стадия, в ходе которой
объявляется “джихад”, подразумевает призыв к вооруженной борьбе для защиты
исламского образа жизни.
Итак, можно сделать некоторые выводы. Ислам в
современной Турции, несмотря на проводимую в начале века политику модернизации
общества, по-прежнему оказывает значительное влияние на повседневную жизнь
общества. Это проявляется в том, что некоторые религиозные группы и ордена
поддерживают вполне светские партии; в том, что происламские партии действуют в
рамках закона и пользуются демократическими средствами для достижения своих
целей; а также в том, что исламские ордена и религиозные группы, в основной
массе, не подрывают своими действиями принципы светского характера государства.
1. Азиз Аль-Азмех. Исламы и современности. — М., 1999.
2. Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после
Второй мировой войны. Автореф… канд. полит. Наук. — М., 1999.
3. Ихсан Йылмаз. Государство, право, гражданское общество и ислам в
современной Турции // Журнал «The Muslim World» («Мусульманский мир»), #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Кинг М. Закон бога против закона государства: строительство исламской
личности в Западной Европе. — Лондон, изд-во Grey Seal, 1995. С. 3.
[2] Азиз Аль-Азмех. Исламы и современности. — М., 1999. С. 9.
[3] Ихсан Йылмаз. Государство, право, гражданское общество и ислам в
современной Турции // Журнал «The Muslim World» («Мусульманский мир»),
#"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Ихсан Йылмаз. Государство, право, гражданское общество и ислам в
современной Турции // Журнал «The Muslim World» («Мусульманский мир»),
#"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Мардин Ш. Религия и социальные изменения в современной Турции: дело
Бадиуззамана Саида Нурси. — Элбани, изд-во State University of New York Press,
1989. С. 229.
|