Ислам в новое и новейшее время
Ислам в новое и новейшее время. Жизнь и деятельность Магомета
Ислам в новое и
новейшее время Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились
важным переломным моментом в эволюции Ислама. Изменения в социально-экономических
структурах стран Востока, становление нового класса - национальной буржуазии,
развитие национально-освободительного движения, распространение идей марксизма
- все это в совокупности не могло не повлечь за собой перемены во взглядах на
роль Ислама в обществе, так и в самой исламской мотивации новых религий общественного
бытия.
Процесс адаптации
религиозно-философских и правовых норм ислама к новым историческим условиям,
начавшимся в середине XIX века и продолжающийся и поныне, многие исследователи
обозначают термином “мусульманская реформация” , хотя он принципиально отличен
от реформации христианской. Отличие заключается, во-первых, в том, что эти
процессы происходили в различные эпохи, в различных конкретно-исторических условиях.
Во-вторых, “мусульманская реформация” выражалась прежде всего в пересмотре
(или попытке пересмотра) религиозных мотиваций различных аспектов светской
жизни и лишь в незначительной мере затрагивала собственно богословские вопросы.
В-третьих, отсутствие в Исламе института церкви и духовенства, аналогичных
христианским, наложило весьма существенный отпечаток на характер реформ в Исламе.
Существенные
изменения претерпела мусульманская судебная система, сложившаяся в средневековье,
и в определенной мере - сама система мусульманского права: происходило
постепенное ограничение юрисдикции шариатских судов; к середине XIX века на
территории Османской империи были окончательно разграничены сферы компетенции
шариатских и светских судов (процесс этот начался значительно ранее) .
Одновременно с этим осуществляется кодификация норм мусульманского права (свод
положений ханафисткого права Манджалла - был составлен в 1869-1876 годах) , в
ряде стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы, не предусматриваемые
шариатом. Определенные изменения роли Ислама в общественной жизни (хотя и
весьма ограниченные) произошли в связи с реформами Мухаммада “Али в Египте и
политикой танзимата в Османской империи. Потребности социально-экономического
развития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью
нового осмысления целого ряда традиционных положений Ислама. Однако этот
процесс оказался весьма болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в
полемике по поводу допустимости (или греховности) создания в мусульманских
странах банковской системы.
Полемика
разворачивалась, с одной стороны, вокруг положения о взимании ссудного процента
(риба) , а с другой - в связи с шариатским запретом на омертвение капитала.
Наиболее ярко выраженную форму она приобрела в Египте, где муфти Мухаммад Абдо
в 1899 году издал фатву, разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них
процентов не являются ростовщичеством и, следовательно, не относятся к
категории осуждаемого риба. Эта фатва способствовала приведению существовавшей
системы в соответствие с интересами национальной буржуазии. Расширение
практики капиталистического предпринимательства в мусульманских странах
влекло за собой не только пересмотр шариатских положений (как в случае с риба)
, но и оживление некоторых традиционных принципов, имевших широкое распространение
в период мусульманского средневековья, например мушарака и кирад (принципы
торгового сотрудничества) . С другой стороны, не редко новые по содержанию
явления воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции:
таковы, например, коммерческие объединения, действовавшие в различных частях
мусульманского мира на религиозно-общинное основе (торговые дома и финансовые
предприятия исмаилитов ходжа и бохра, меманов) , воспринимавшиеся как
продолжение средневековой традиции создания мусульманских торговых домов, но
которые по сути свей имели уже капиталистический или полукапиталистический
характер.
Важнейшую роль
сыграли изменения, происходившие в сфере общественного сознания. Это касается
прежде всего процесса становления национального самосознания и возникновения
буржуазного национализма. В русле этого процесса получилось новое осмысленное
традиционное положение Ислама о единстве всех мусульман. Джамал ал-дин
ал-Афгани формулирует идею солидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию
панисламизма и получившую широкое распространение по всему мусульманскому
миру. Параллельно с панисламизмом, направленным на объединение всех мусульман
на конфессиональной основе, развивается и мусульманский национализм, сторонники
которого выступают за обособление мусульманских общин от представителей других
конфессий. Мусульманские религиозно-националистические идеи имели объективно
двойственный характер: с одной стороны, они на определенном этапе
способствовали развитию национально-освободительного движения, с другой - в
конечном счете, оказывались орудием в руках наиболее реакционных сил. В целом
влияние национализма ощущалось в той или иной мере почти во всех направлениях
мусульманской общественной мысли конца XIX начала XX века. В этот период
религиозно-обновленческие процессы в Исламе были связаны в первую очередь с
проблемой освоения научно-технических достижений Запада. Сторонники реформаторского
направления высказывались за модернизацию установлении Ислама, тормозивших
процесс внедрения достижений Запада. Им противостояли традиционалисты,
выступавшие за возрождение норм и ценностей раннего Ислама, противясь
нововведениям западного образца. По мере развития национального
самосознания и
национально-освободительного движения все более отчетливо стала проявляться
политизация Ислама (хотя на протяжении всей истории Ислам никогда не был
оторван от политики) , выражавшаяся в широком использовании исламских лозунгов
в политической борьбе. Религиозно-политические движения, возникавшие в шиитской
среде (например, бабизм) , вели к отпочкованию “сектантских” общин, в суннитском
же Исламе они в большинстве своем не сопровождались пересмотром положений
догматики. Антиколониальные выступления нередко сопровождались обращением к
мессианским идеям, объявлением их лидеров махди. Для рассматриваемого периода
характерна также активизация участия в политической борьбе суфийских братств;
на базе некоторых из них возникают мощные новые исламские религиозно-политические
движения, как, например, движение сануситов в Северной Африке. С братством
кадирийа тесно связано антиколониальное движение в Алжире в середине XIX века
под руководством Абд ал-Кадира, принявшего титул аимр ал-муминин. В конце XIX
и особенно в начале XX века большой размах по всему мусульманскому миру приобретает
движение за реформацию Ислама, представители которого вступают в острую
полемику и с мусульманскими традиционалистами, и со сторонниками светских
концепций общественного развития. Одновременно начинает складываться и
международное исламское движение, основанное на концепции исламской
солидарности: в 1926 году была создана первая международная мусульманская
организация Всемирный исламский конгресс (Мутамар ал-алам ал-ислами) .
Качественно новый этап в истории Ислама - вторая половина XX векаОсвобождение
мусульманских народов от колониальной зависимости, создание мировой системы
социализма, углубление кризисных явлений в капиталистическом мире поставили
принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской общественной
мысли. Это отразилось прежде всего в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы
выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются
многочисленные концепции так называемого “третьего пути” , отличного как от
капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным
ценностям Ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и
светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно
приемлемом для стран распространения Ислама. На его основе создаются концепции
“исламского государства” , “исламского правления” , исламской экономики” ,
“исламского социализма” и т.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга
в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу -
буржуазную либо мелкобуржуазную. Концепции “исламского государства”
подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели
политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась
светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника
власти) , осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов,
регулирования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д. В целом
эти концепции представляют собой модернизацию политической и
социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики
развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде,
носящие название “исламизации” , осуществляются как “сверху” - путем
законодательного введения тех или иных норм (например в Пакистане - введение
ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране провозглашение
“исламского правления” ) , та и “снизу” - в результате давления религиозно-политических
организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют
“Братья-мусульмане” . Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения
числа последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде
всего в регионе к югу от Сахары) , который нередко искусственно стимулируется
активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых
преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.
Современный Ислам
- вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия.
По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре
достигает 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты) , из
которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов
населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов
населения континента) . Из более чем 120 стран мира, в которых существуют
мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения свыше
80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за
исключением Кипра, Ливана, Израиля) , в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали,
Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде стран
последователей Ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей
(Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан) , в Малайзии и Нигерии - почти половина, в
некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун,
Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.) . Наиболее крупным по абсолютной численности
мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш;
значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на
Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ,
Франция и др.) , Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам,
Тринидад и Тобаго) , в Астралии, на островах Фиджи. В 28 афро-азиатских
государствах Ислам признан государственной (или официальной) религией, Это
Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах
слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская Республика
Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др. Во
многих странах распространения Ислама действуют мусульманские партии, играющие
нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране,
Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в
Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане. В ряде стран распространены
религиозно-политических организации (в том числе и находящиеся вне закона,
например “Братья-мусульмане” , Партия исламского освобождения и др.) ,
функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические
школы, мадраса, мусульманские университеты) , исламские общества, миссионерские
организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании) .
Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй
половине 70-х начале 80-х годов делались попытки возрождения некоторых норм
шариата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введение
определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные преступления
в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри) , аравийских монархиях. В
конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали играть
международные мусульманские организации, действующие как на правительственном,
так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них -
Организация исламской конференции (Муназзамат ал-мутамар ал-ислами) ,
созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также
Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней
главами государств и правительств. Свою деятельность, направленную на
осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный
секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд специализированных
организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская
организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.) .
Для деятельности ОИК характерна двойственность политических решений: с одной
стороны, выдвигаются антиимпериалистические лозунги, принимаются решения,
направленные против международного империализма и сионизма, с другой -
нередко звучат антикоммунистические призывы, получают поддержку реакционные
силы в странах распространения. Среди неправительственных мусульманских
международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира
(создана в 1962 году в Мекке) , Всемирный исламский конгресс, Всемирная
исламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в
деятельности этих организаций реакционные, антикоммунистические элементы играют
значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены
преимущественно на пропаганду и распространение Ислама, организацию
международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским
общинам в различных странах.
МУХАММАД (Мухаммед,
Магомет)
Ахмад Абд Аллах
(около 570-632) из рода хашим родоплеменной группы курайш основатель религии
ислама и первой общины мусульман. По представлению мусульман - пророк Аллаха и
его посланник, через которого был передан людям текст Корана.
Родился в Мекке в
небогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье. Его отец умер во
время торговой поездки до рождения Магомета, мать - через несколько лет.
Магомет воспитывался в доме своего деда Абд ал-мутталиба. С молодых лет он был
знаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. Магомет
нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на
которой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, Магомет не брал себе
других жен. Она родила ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том
числе Касима, по которому Магомета звали Абу-л-Касим, и четырех дочерей:
Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Магомет любил одиночество и благочестивые
размышления, часто удалялся в соседние с Меккой горы; был знаком с основами
иудаизма и христианства, со взглядами аравийских монотеистов-ханифов. Когда
Магомету было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали
являться видения, а затем - речения извне, позднее записанные по памяти с его
слов и составившие священную книгу мусульман - Коран. Первоначально Магомет
испугался начавшихся “откровений” , но затем уверился, что избран божеством в
качестве посланника (расул) и пророка (наби) , чтобы нести людям слово божье.
Первые “откровения” , которые Магомет пытался передать своим сородичам,
провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное
в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда и
наказаний в аду всех, кто не верует в Аллаха.
Проповедь
Магомета была встречена в Мекке с насмешкой, однако постепенно вокруг него
собралась группа сторонников, частью из знатных родов, частью - из низов
мекканского общества. Мекканская верхушка начала преследовать и притеснять
последователей Магомета - мусульман. Сам Магомет находился под защитой своего
рода и его главы - Абу Талиба, многие же из мусульман, спасаясь от гонений
уехали из Мекки в Эфиопию. Проповедь Магомета, якобы передававшая прямую речь
Аллаха, в это время доказывала всемогущество Аллаха, часто именовавшегося
Милостливым (Рахман) , его величие, полную зависимость от него человека. При
этом Магомет отсылал слушателей к известным им историям о пророках прошлого и
о погибших древних народах. Коран как бы показывал, что пророчество Магомета
явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к
наказанию неверующих. В какой-то момент (около 618-620 гг.) возникла
возможность компромисса с мекканцами. Магомет якобы согласился признать особое
положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь - ал-Лат, ал-уззы и Манат, а
мекканцы - пророческую миссию Магомета и первое место Аллаха среди богов.
Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения - строгое
единобожие, не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хандиджа,
умер Абу Талиб. Магомет лишился значительной части моральной поддержки и
защиты. Ставший главой рода Абу Лахаб отказал Магомету в покровительстве.
Магомет стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедями к людям,
приезжавшим в город по торговым делам, совершил в безрезультатных поисках
убежища поездку в Таиф. Наконец, около 620 года он вступил в тайное соглашение
с группой жителей Йасриба - крупного землевладельческого оазиса примерно в 400
км. к северу от Мекки. Жившие там изыческие и принявшие иудаизм арабские
племена находились в состоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из
которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного
и беспристрастного третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили
Магомета, признав его пророческую
миссию как основу
его авторитета. Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Магомет
переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби I, т.е. 24 или 22 сентября
622 года. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при Умаре I)
стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году переселения Магомета и
Мекки в Йасриб, который стал называться Мажинат ан-наби (“город Пророка” ) или
просто ал-Мадина (Медина) . Магомет превратился из простого проповедника в
политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман.
Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Магомета
были пришедшие с ним из Мекки мусульмане мухаджиры и мединские мусульмане -
ансары. Магомет надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у
иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они
отказались признать в Магомете мессию из неиудеев, более того высмеивали
пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами Магомета - мекканцами. К
ним присоединились и часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан,
первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против Магомета. Эта
внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем
“лицемеров” (мунафикун) . Внутреннее размежевание помогло развитию
представления об исламе как об отдельной религии, усилению ее аравийских черт.
Магомет все отчетливее говорит об особой роли ислама, о себе как о последнем
пророке - “печати пророков” , иудеи и христиане порицаются как плохие верующие,
ислам объявляется исправление допущенных ими искажений воли Аллаха. В
противовес субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы -
пятница, объявляется о святости ал-Кабы и первостепенном значении
паломничества к ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся
начинают обращаться во время молитвы (кибла) . В Медине строятся первая мечеть,
дом Магомета, устанавливаются основы мусульманского ритуала - правила молитвы,
омовения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т.д. В
проповедях Магомета стали фиксироваться правила жизни общины - принципы
наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино,
свинину и азартные игры. Начинает особо выделяться положение Магомета как
посланника Аллаха. В “откровениях” появляются требования особого почтения к
Магомету, ему “ниспосылаются” исключения из некоторых запретов, обязательных
для других. Таким образом, в Медине Магомет сформировал основные принципы
религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены
в “откровениях” и частично - в высказываниях, решениях и поступках самого
Магомета. Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала мединского
периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 году начинаются нападения
мусульман на мекканские караваны, в 624 году при Бадре мусульмане,
возглавляемые Магометом, победили мекканский отряд, и эта победа была
воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах - на стороне
мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с мусульманским
войском около горы Ухуд. В бою Магомет был легко ранен в голову, мусульмане понесли
большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем
году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у
специально выкопанного рва. Тесные связи внутренней мединской оппозиции с
мекканцами, ее попытки покушения на жизнь Магомета и упорный отказ от полного
ему подчинения вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были
изгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть бану
курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники и
соперники Магомета. Затем были собраны большие силы для решительной борьбы с
Меккой. В 628 году большое войско, к которому присоединились некоторые кочевые
племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа, на
самой границе священной территории Мекки. Переговоры между мекканцами и
мусульманами завершились перемирием. Ровно через год Магомет и его сподвижники
совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра) . Тем временем
крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы Северной Аравии Хайбар
и Фадак, союзниками Магомета становились все новые и новые племена. В этих
условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с Магометом, многие мекканцы
принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке
в 630 году мусульманское войско беспрепятственно вошло в город. Магомет
совершил поклонение ал-Кабе, очистил ее от языческих идолов. Магомет, однако,
продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 году) еще совершив паломничество,
называемое прощальным (хиджжат ал-вада) . Победа над Меккой еще более укрепила
уверенность Магомета в себе и подняла его политический и религиозный авторитет
в Аравии. Он посылает различным царям и вождям Аравии и наместникам
пограничных с Аравией областей Византии и Ирана
послания с
предложением принять ислам. Мекканские военные отряды захватывают новые оазисы
в Северной Аравии, появляются в Йемене. В Мекку приезжают представители
различных племен и областей полуострова. Многие из приезжавших договариваются с
Магометом о союзе. В сражении при Хунайне в 630 году мусульмане и их союзники
отбили большое наступление на Мекку враждебных кочевых племен. В 631-632 гг.
значительная часть Аравии оказывается в той или иной степени включенной в
политическое объединение, возглавляемое Магометом. В последние годы жизни
Магомет определяет цель этого объединения - распространение власти ислама на
север; он деятельно готовит военную экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 года в
возрасте 60-63 лет Магомет неожиданно для своих сподвижников скончался после
непродолжительной болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен
он в главной мечети Мединны (Мечети Пророка) . Со смертью Магомета прекратился
прямой “контакт” общины с Аллахом, ею стали управлять халифы - заместители
Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Магометом и
изложенных в Коране. За право выдвижения на пост халифа своего представителя
соперничали разные группы мусульман. Первым халифом стал один из ближайших
соратников Магомета - Абу Бакр. После смерти Хадиджи Магомет заключал большое
количество браков. Право Пророка перевысить разрешенное для мусульманина число
жен (четыре) было специально обосновано кораническим “откровением” . В
большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи
Магомета с различными родо-племенными группами. Любимой женой Магомета предание
считает Аишу, дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть
политическую роль в качестве хранителя и толкователя его заветов. Особой
любовью Магомета также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему
сына Ибрахима, умершего в младенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно
преданию, у Магомета было 11 официальных жен, девять из которых были живы в
момент его кончины. Магомет не оставил мужского потомства. Дочь Магомета Фатима
вышла замуж за его двоюродного брата и верховного друга Али б. Аби Талиба. От
потомков их сыновей - ал-Хасана и ал-Хусайна - происходят все довольно
многочисленные в сегодняшнем мусульманском мире потомки “семьи Пророка” -
саййиды и шарифы. В современной науке существует общее мнение, что Магомет
действительно жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих
Коран, обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В
жизнеописании Магомета (сира) , в преданиях о его словах и поступках (хадис) ,
в комментариях к Корану (тафсир) и т.д. наряду с исторически достоверными
сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе
они и составляют известную всем мусульманам биографию Пророка. Ислам в принципе
не наделяет Магомета никакими сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно
подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Тем не менее вокруг его
фигуры постепенно возник цикл легенд о чудесах. Некоторые из них развивают
намеки Корана, как, например, легенда о том, что ангелы рассекли молодому
Магомету грудь и омыли его сердце, или легенда о его ночном путешествии на
волшебном животном ал-Бураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса.
Сложился ряд легенд о чудесах, сотворенных Магометом, - в его присутствии
недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т.д. В
целом, однако, подобного материала в преданиях о Магомете сравнительно мало. В
европейской культуре образ Магомета был первоначально объектом разных нападок и
обвинений в коварстве, жестокости, любострастии, возникали и волшебные
легенды, притягивавшие христианских завоевателей, как например, о висящем в
воздухе гробе Магомета. Причудливым образом он становился
порой объектом
тайного поклонения, например у тамплиеров. Просветители считали Магомета
обманщиком, использовавшим религию в целях собственного благополучия. Ученые и
публицисты Европы видели в Магомете и революционера, и реформатора, и
пламенного политического вождя, и вдохновенного пророка, и ученика иудейских
раввинов или христианских монахов, и крупного политика и т.д. Успех ислама как
религии и как социальной системы был обеспечен и объективными и субъективными
факторами. В ряду последних одно из ведущих мест занимает личность Магомета,
вдохновенного оратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя, умного
и гибкого политика, умевшего соединять идеал с реальностями жизни, верность
традиции с решительными новшествами, принципиальность с гибкостью, “демократизм”
с единовластием, мягкость с суровостью и решительностью. Реальные результаты
деятельности Магомета и тот образ пророка и правителя, основу для которого он
создал своей жизнью, определяют значение роли и личности Магомета в
средневековой истории Востока и Запада.
|