|
Введение. Искусство один из неотъемлемых компонентов культуры. Возникнув на заре развития цивилизации, в условиях первобытной общины искусство вступает в сложное взаимодействие с философией и наукой, с политикой и правом, с моралью и религией. Причём это именно взаимодействие: отражая действительность, искусство, с одной стороны, испытывает влияние каждой из форм общественного сознания, обогащается их специфическим содержанием, не теряя при этом своей специфики как художественно-образного отражения жизни; с другой стороны, оно само активно воздействует, так или иначе, влияет на науку, философию, политику и мораль. Необходимо учитывать при этом, что духовные формы не только взаимодействуют между собой сегодня, сейчас, но и испытывают постоянное воздействие предшествующих этапов своего развития. Влияние политики, науки, философии и т.д. по-своему претворяется в каждом из искусств, даже в различных его жанрах по-разному: в художественной литературе иначе, чем в живописи; в музыке иначе, чем в архитектуре; в романе или симфонии не так как в лирическом стихотворении и т.д. Уловить это взаимодействие искусства с другими формами общественного сознания в процессе их существования в одну эпоху, а так же в ходе исторически-приемственного развития искусства в разные эпохи – дело чрезвычайно сложное. Тем более, что активно влияют друг на друга, помимо форм общественного сознания в целом, так же и виды искусства. Общеизвестна особая роль в этом отношении, которую играет художественная литература. Её воздействие постоянно испытывают на себе не только театр, кинематограф и телевидение, но и музыка, живопись, хореография. Всё это расширяет сферу содержательности искусства, увеличивает возможности художественно-эстетического воздействия. Рассмотрим теперь более конкретно взаимодействие искусства с другими компонентами культуры. Вопрос 1. Искусство как компонент культуры во взаимодействии с другими её компонентами.
Искусство и философия. Основы взаимодействия искусства и философии кроются уже в самом предмете этих двух форм общественного сознания. Искусство: Во-первых, отражает в образной форме человеческую жизнь; Во-вторых, стремиться проникнуть в сложный мир человеческих взаимоотношений; В-третьих, стремиться определить место человека в природе и обществе; В-четвёртых, стремиться найти действительный смысл человеческой жизни. Искусство тем самым, как вы сами заметили, вольно, или невольно вторгается в философскую проблематику, ставит кардинальные проблемы бытия. Философская картина мира, мировоззренческие эпохи, сложные проблемы мироздания явственно проступают не только в творениях Гомера, трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида- это более или менее очевидно даже при поверхностном взгляде, но и в архитектурных сооружениях Древней Греции: светлых, солнечных, просторных храмах, в прекрасных античных статуях, обожествлявших свободного, мудрого и прекрасного человека, изображавших даже богов не иначе, как в человеческом облике. Подлинной философской энциклопедией своей эпохи может служить итальянское искусство эпохи Возрождения. Великий гуманист Данте своей «Божественной комедией» возвестил конец мрачного средневековья, предвосхитил неукротимую энергию и жизнелюбие, хлынувшие неудержимым потоком из сонетов Петрарки и новелл Боккаччо, из бессмертных творений Леонардо да Винчи Микеланджело, Рафаэля и Тициана, Рубенса, Сервантеса, Шекспира. Великий Гёте – целая эпоха в становлении проблемы единства философии, науки и искусства. Универсальный характер дарования поэта заставлял его с равным жаром отдаваться философии, изучать физические и органические феномены природы и постигать законы человеческих страстей, гармонию мира. Но самое главное для нас то, что философская мысль Гёте, его опыты в качестве «естествосозерцателя» замечательным образом обогатили его художническое видение мира, непосредственно сказались на содержании и характере творчества, позволили создать великие произведения, глубокий смысл и значение которых будут постигать в веках все новые и новые поколения. Гётевский «Фауст» — кладезь мудрости, средоточие кардинальных проблем мироздания, накопленных веками бурления человеческой мысли. Воздействие философии на искусство и искусства на философию — обоюдное, двустороннее. Философия, вливается в творческую практику художника через мировоззрение, мироощущение и, тем самым влияет на характер творчества, выбор проблематики. Искусство «поставляет» философии бесценный материал для обобщений, обогащает философов знанием жизненных реалий. Отражая действительность сквозь призму яркой, талантливой индивидуальности художника, искусство создает свой особый мир, который живет по своим законам, но в котором, однако, наглядно, проступают истинные закономерности действительного мира. Поэзия философичнее, серьезнее истории (это утверждал в своей «Поэтике» еще Аристотель), так как если историк говорит о действительно случившемся, а поэт — о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном. Художник, поэт, музыкант, создавая свою «модель действительности», в известном смысле ставят опыт, «экспериментируют». Причем этот эксперимент осуществляется очень свободно, гораздо свободнее, чем то, что позволено ученому, философу, ибо в искусстве нет рабской привязанности к материалу. Материал свободно изыскивается художником при помощи его творческого вымысла, художественного воображения, фантазии. Проследить влияние философии на искусство легче всего, конечно же, на примере художественной литературы. Не забудем, что язык — универсальное средство общения людей. Философская позиция поэта, прозаика, драматурга обнаруживает себя в произведении более или менее непосредственно. Она проступает в отборе жизненного материала, в отображаемых конфликтах и их интерпретации, в прямых авторских рассуждениях, в монологах действующих лиц (как у Шекспира, Шиллера, Островского). В искусствах, не связанных со словом, философское содержание произведения обнаруживает себя не столь явно и требует от воспринимающего определенной художественной и мыслительной культуры, так как преломляется через специфику данного вида искусства. Современное искусство, все его виды, все более характеризуется повышением роли интеллектуального начала, использует смелые и неожиданные ассоциации, требующие и от читателя, и от зрителя, и от слушателя умения эти ассоциации уловить. Примечательно в этом отношении то, что происходит в современной хореографии, предельно расширившей традиционные рамки своего содержания, активно ищущей новые формы, смело вторгающейся в круг сюжетов большой классической и современной литературы, стремящейся найти адекватное пластическое воплощение известных литературных образов, будь то Шекспир или Л. Н. Толстой, Арбузов или Сент-Экзюпери. В поле внимания хореографов не только широкий спектр человеческих переживании, но и пытливая ищущая мысль, глобальные проблемы человеческой жизни. Поистине хореографии оказывается доступным все: «Маленький принц» и «Анна Каренина», «Чаика» и «Дама с собачкой». Не случайно в своих поисках балетмейстеры все чаще обращаются к симфоническим жанрам музыки, заимствуют в музыкальном искусстве принципы симфонизации звуковой ткани, трансформируя их в образы пластики. Философия и музыка. Две, казалось бы, несовместимые духовные формы. Одна предельно абстрактна, оперирует отвлеченными категориями. Другая - «непосредственный язык души» (А. Н. Серов) - воплощает богатейшую гамму человеческих переживаний. И, тем не менее, точки соприкосновения музыки с философией налицо. Предельная эмоциональная определенность музыки органично сочетается в ней со способностью глубоких обобщений, и передачей определенных общезначимых состояний души, состояний мира в целом, что позволяет говорить о философском содержании музыки. Она способна замечательно передавать становление, движение чувства, выражать динамику, сложную борьбу, смену эмоциональных состояний, иначе говоря - их диалектику и логику развития. Философский смысл музыки заключается в ее способности не просто выражать те или иные эмоциональные состояния и оттенки чувства такие как радость или печаль, упоение счастьем или безысходное отчаяние, но ставить и разрешать кардинальные проблемы бытия — цель и смысл жизни, смерть и бессмертие, человечность и зло, страдание и борьба. Исследуя эмоциональное содержание, например, пятой симфонии Бетховена, русский музыкальный критик Серов следующим образом охарактеризовал логику становления и развития ее образов: «Чрез мрак к свету, тяжелая борьба с судьбой и победа в результате». Говоря о «родстве» музыки и философии, проводя определенные параллели между ними, конечно, не следует упрощать вопрос. Речь может идти о способности музыкального искусства косвенно воспроизводить в звучащих образах те или иные стороны всеобщего процесса развития, о специфически эмоциональном преломлении в ней, как, впрочем, и в искусстве в целом, наиболее общих закономерностей бытия. Таким образом, вбирая в себя и укрупняя человеческие представления о красоте, формируя эстетические идеалы, искусство на этом пути не может игнорировать накопленную в веках мудрость, олицетворяемую философией, которая через мировоззрение художника органически входит в искусство. Философия, в свою очередь, обогащается сконцентрированным в искусстве опытом образного отражения действительности, обретает способность предвидения, предвосхищает назревшие потребности вечно развивающейся жизни. Искусство и наука.
Сказанное о связях искусства и философии во многом может быть распространено на искусство и науку вообще. Ведь философия — это тоже наука, но наука особая, мировоззренческая, дающая, как об этом говорилось выше, целостный взгляд на мир, рассматривающая наиболее общие законы его развития. В отличие от философии частные общественные и естественные, фундаментальные и прикладные науки изучают специфические закономерности, присущие той или иной конкретной сфере действительности, изучают мир, так сказать, по частям. Связь искусства и науки наиболее ярко реализуется в познавательной функции искусства. А что их различает? Различает искусство и науку форма отражения действительности. Кроме единой объективной действительности, ни у ученого, ни у художника не было и нет какого-либо другого предмета познания, предмета отображения. Но эстетика усматривает специфику искусства в наличии у него специфического жизненного содержания. Многое может быть отображено в искусстве — картины природы, жизнь животных, вещный мир, — но главным, специфическим предметом познания искусства в целом всегда является Человек, человеческая жизнь, сложный мир человеческих переживаний. Здесь не место вдаваться в существо давних споров о предмете искусства. Важно лишь констатировать, что искусство дает о человеке и человеческой жизни такие знания, каких не может дать ни одна наука, даже специально избирающая человека своим предметом познания, — история, психология или анатомия. И если человеческая мысль вполне выразима на языке науки или философии или даже на простом разговорном языке, то эмоциональное состояние, тонкое движение души подчас остается неуловимым. Искусство раскрывает человеческие взаимоотношения и связи с такой стороны, которая недоступна ни физику, ни биологу, ни историку. Поэтому искусство и наука не конкурируют, не соперничают, но взаимно дополняют наши знания о человеке, помогают высветить его сущность с разных сторон. Никакая самая совершенная наука не может «заменить» искусство по крайней мере в силу следующих обстоятельств. Во-первых, отражая объективно существующую действительность, наука утрачивает субъективное видение этой действительности живым, конкретным человеком. Искусство, наоборот, воплощает в себе, сохраняет единство объективного и субъективного; объективная действительность отражается в искусстве сквозь призму личности художника, его неповторимой творческой индивидуальности. Во-вторых, понятие в науке рассчитано на чисто рациональное восприятие, не требует к себе эмоционального отношения; в искусстве «понять, значит почувствовать» (Станиславский); художественный образ воплощает органическое единство эмоционального (того, что волнует, приводит в движение человеческие чувства) и рационального (того, что заставляет вдумываться, осмысливать полученные впечатления). Таким образом, искусство — не придаток науки, не более или менее приятное к ней «добавление», не простое украшение, развлечение или средство времяпрепровождения. Наряду с наукой искусство необходимое, исторически утвердившееся и постоянно взаимодействующее с другими формами общественного сознания средство познания действительности, воздействия на жизнь и совершенствования самого человека. Последнее имеет прямое отношение и к той категории людей, которые именуются учеными, инженерами, врачами — работниками умственного труда. Не случайно, поэтому многие выдающиеся, да и не только выдающиеся, ученые не мыслят свою жизнь без общения с искусством, без постоянного соприкосновения с художественными ценностями, являются тонкими ценителями и знатоками поэзии, театра, музыки, балета и т. д., сами занимаются художественным творчеством в качестве любителей или даже поднимаясь до высот профессионализма. Что касается современной научно-технической революции, ее влияния на все сферы материальной и духовной жизни общества, в том числе и на искусство, то её не приходится недооценивать. Научные открытия XX в., широкое внедрение новейшей техники во все отрасли общественного производства, все это меняет привычный уклад жизни, сказывается на поведении, мышлении, мироощущении человека, что, естественно, не может не находить своего отражения в искусстве — в его тематике, образном строе, формах и способах отображения действительности. Конечно, разные виды искусства в различной степени связаны с достижениями науки и техники, по-разному отражают воздействие научно-технического прогресса. В художественной литературе, например, прямо поднимается научная проблематика, раскрывается суть научных открытий, воссоздается нравственный облик ученого, его человеческие качества, образ жизни, исторические судьбы людей науки. Эта тема всегда привлекала и привлекает деятелей театрального искусства, актеров, режиссеров, которые при постановке пьес из жизни ученых тоже, конечно, не задаются целью постичь суть научных открытий и посвятить в них зрителей. Успех спектакля, например, обеспечивает не научная проблема сама по себе, сколь бы значима и интересна она ни была, а яркость и образная глубина раскрытых на ее материале человеческих характеров и судеб, нравственные проблемы, сопряженные с ее решением. По мере развития науки и техники обогащается «технологическая вооруженность» традиционных искусств, например сценическая техника в театре. Органически входят в архитектуру, скульптуру новые материалы - алюминий, стекло, бетон, синтетические материалы. Появляются новые музыкальные инструменты — электроорган, синтезатор, электрогитара. Для получения записей на магнитофонную пленку без участия музыкантов-исполнителей используются электронные средства, которые позволяют сегодня имитировать человеческий голос, звучание традиционных музыкальных инструментов. Так называемая электронная музыка, широко используется в прикладной, иллюстративной сфере, для создания звуковых эффектов в театральных и радиопредставлениях, в кино и т.д. Страницы: 1, 2 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.