Религия охватывала все сферы жизнедеятельности древних
египтян. Тем не менее, наряду с магическими обрядами и религиозными культами в
Египте развивалась и наука. По большей части она служила практическим целям.
Главными хранителями религии являлись жрецы, владевшие
основами письменности, которая была окружена ореолом таинственности и считалась
даром бога мудрости Тота, «письмом божественных слов». Возникновение египетской
письменности относят к XXX веку до нашей эры. Особенности государственного
устройства требовали ведения значительного делопроизводства, что способствовало
распространению письменности. Она была буквенно-слоговой (наиболее
употребительных иероглифов насчитывалось около 700) Их впервые расшифровал в
1822 году французский ученый Ф. Шампольон..
Постепенно «на основе старой иероглифической
письменности выработалась скоропись, известная позднее как иератическое письмо.
Затем, около 700 года до нашей эры появилось новое письмо - демотическое» (5).
Заметим, что на базе египетской иероглифики возникло алфавитное письмо,
создателями которого были древние финикийцы, из последнего возник
древнегреческий алфавит, который, в свою очередь, стал основой латинской
азбуки.
Знания накапливались и передавались в специальных
школах. Это были по большей части либо придворные школы, либо особые школы,
находящиеся при центральных ведомствах, в которых готовились писцы-чиновники
для данного ведомства, например для царской сокровищницы. Учеников учили
главным образом трудной и сложной грамоте, заставляя их списывать с особых
прописей ежедневно около трех страниц. Ученик должен был твердо усвоить не только
систему правописания, но и сложную каллиграфию и стилистику. Наконец, в Египте
существовали и высшие «писцовые школы», носившие названия «дом жизни».
Потребности повседневной жизни, развитие хозяйства, торгового обмена и
наблюдения над природой привели к постепенному накоплению первых научных
знаний. Все эти знания носили еще прикладной характер.
Особое значение имела у египтян звезда Сириус, так как
ее появление на небе совпадало с началом разлива Нила. Интересно, что при
постройке пирамид египтяне ориентировали их вход на север, а к усыпальнице вел
коридор с таким углом наклона, под которым можно было видеть Полярную звезду.
Религия Древнего Египта
По представлениям древних египтян, жизнь не
заканчивалась смертью. Тело умирало, но душа продолжала жить в потустороннем
мире, представлявшем собой копию реального. И в нем "Ка", жизненная
сила, возвращалась телу. Родственники обязаны были обеспечить умершему
достойную жизнь в загробном мире. Не сделай они этого - мертвые
"возвратятся с ветром", и месть их будет страшной. К посмертным дарам
принадлежала так называемая "Книга мертвых" - сборник заклинаний,
которые должны были уберечь мертвых от опасности. Одно из почти 200 магических
заклинаний "Книги мертвых" гласит: "Плыви, о успокоившийся в
Осирисе, на ладье Ра, совершай с миром путь твой, о успокоившийся в Осирисе,
пока не станешь единым, как Маат с солнечным диском, в бесконечном объятии его
света".
Древние египтяне не верили, что после смерти человек
может занять другое социальное положение: фараон в царстве мертвых не мог стать
придворным, а подданный - царем.
В отличие от людей, боги могли перевоплощаться по
своему желанию. Многих из них представляли в виде животных - кошки, коровы,
быка. Так, бог Себек изображался с головой крокодила, богиня Хатхор - в виде
коровы или женщины с рогами коровы.
Религиозные представления древних египтян отличались,
с точки зрения современного человека, противоречивостью. В самих богах
соединялись противоречия: Осирис одновременно был богом мертвых и богом
плодородия.
Подобно чередованию восходов и закатов солнца,
постоянно чередуются смерть и рождение. Реальный и потусторонний мир относили к
разным странам света, мир живых - к востоку, мертвых - к "прекрасному
западу". Так, Луксор на левом берегу Нила предназначался для живых и для
поклонения богам, а из Фив на западном берегу фараоны отправлялись в царство
мертвых.
Мумификация
Примерно с 3400 г. до н.э. c помощью высокого
искусства мумификации готовили тела умерших к путешествию в загробный мир и к
их сохранению в вечности. 70 дней останки находились в пересыщенном содовом
растворе, далее бальзамирование продолжалось и включало очень много
технологических стадий. Так, мумии фараонов пережили тысячелетия. Но им
наносили ущерб расхитители гробниц, а также некоторые археологи.
Сначала бальзамировщики рассекали тело и удаляли из
него внутренности, чтобы замедлить процесс разложения. Мозг крючьями вытягивали
через нос. Очищенные и обернутые в пелены внутренности в дальнейшем хранились в
четырех сосудах (канопах) в той же гробнице, что и сама мумия. Только сердце
оставляли в теле. После пеленания мумию посыпали порошком соды. При дешевом
способе внутрь тела через кишечник вводили едкие растворы, а затем после
растворения внутренностей раствор откачивали. Обработка содой уродовала тело,
щеки проваливались, мышцы исчезали. Искусство возвращения телу его
первоначального вида непрерывно развивалось. Для того чтобы придать объемность
утончившимся тканям, пытались использовать опилки и жиры - взрывчатую смесь, от
вспучивания которой по прошествии тысячелетий кожа растрескивалась.
Под конец умащенное благовониями тело обертывали
полотняными бинтами, пропитывая их маслами и смолами. Поэтому мумии имеют такую
темную окраску. Между повязками закладывали амулеты для защиты покойника. На
амулетах были записаны магические формулы типа: "Пусть смерть своими
крылами погубит того, кто нарушит покой фараона".
Боги Древнего Египта.
Амон: покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая,
творец мира; изображался в виде человека (иногда с головой барана) со скипетром
и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.
Апис: символ плодородия, бог в образе быка с солнечным
диском; в некоторые периоды Апис почитался как бог, воплощающий душу Осириса.
Атон: бог солнца; изображался в виде солнечного диска,
лучи которого заканчивались раскрытыми ладонями.
Баст: богиня любви, радости, праздников; женщина с
головой кошки или львицы с корзинкой в руках.
Хор: бог неба и света, покровитель фараонов, которые
считались его земным воплощением;
Имхотеп: божественный покровитель зодчих, ученых
писцов, врачей; его символизирует сидячая фигура ученого с развернутым
папирусным свитком на коленях.
Исида: богиня-мать, сестра и супруга Осириса; женщина
с рогами коровы и солнечным диском на голове, в руке стебель папируса.
Осирис: бог ежегодно умирающей и возрождающейся
природы, позднее бог загробного мира и судья умерших;
Птах: первоначально бог-творец и бог мертвых в
Мемфисе; изображался в виде мумии, стоящим на иероглифе правды.
Хатхор: богиня любви и судьбы, богиня неба, кормилица
фараонов и властительница дальних стран;
Древний Китай:
При династии Шан-Инь (16-11 века до н.э.) достигли
высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные
надписи и бронзовые сосуды.
На рубеже ІІ-І тыс. до н.э. государство Шан было
завоевано чжоусцами, пришедшими с запада. Созданная ими цивилизация носит
название «Западного Чжоу», это было не единое государство, а совокупность
отдельных, более или менее крупных государств. Династия «Западная Чжоу» (11 век
- 770 г до н.э.) была сравнительно развитым обществом. Процветало сельское
хозяйство, были усовершенствованы земледельческие орудия труда, появилось
множество сельскохозяйственных культур. Создано много высокохудожественных
памятников литературы и искусства, а также трудов по философии политике и
истории («Книга песен»). Регулярная хроника событий не велась вплоть до 841 г
до н.э., когда правящий дом Западной Чжоу стал вести и сохранять ежегодные
записи событий.
Из-за частых военных конфликтов с полукочевыми
племенами жунов (родственных чжоусцам), которые особенно обострились в начале
VIII в. до н.э., правитель Пин-ван переносит столицу государства в 770 г. до
н.э. на восток, и этот период получил название - «Восточное Чжоу». Период
правления династии «Восточная Чжоу» (770-221 гг до н.э.) был отмечен упадком
рабовладельческого строя. В это время были изобретены технологии выплавки
железа (топоры, плуги и др. орудия труда). Зародился обычай использовать
рогатый скот при обработке земли. На смену рабовладельческому пришел феодальный
строй.
В IV-III вв. до н.э. обостряется борьба за власть
между различными царствами. В результате в 230 г. до н.э. царство Цинь наносит
сначала серьезное поражение царству Хань и захватывает его территорию, а в 228
- 221 гг. до н.э. захватывает и другие царства (Чжао, Вэй, Чу и т.д.).
Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая. В
его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на
административно-территориальные округа, создание централизованных органов
управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и многие
другие. В этот же период начинается строительство Великой китайской стены.
Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем
пала в результате народного восстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял
мелкий чиновник Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская
династия была свергнута. В междоусобной борьбе между руководителями повстанцев
в конечном итоге одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он получил титул «вана
Хань» и стал основателем новой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э.
До VI в . длится период раздробленности, называемый
обычно Южные и Северные династии. На Севере наиболее сильным государственным
образованием было царство Северная Вэй (386-535 гг.), а на юге - экономическим
и духовным центром стал город Цзянькан.
В конце VI в. происходит объединение Севера и Юга под
властью династии Суй (589-628 гг.).
В VII в. возникает могущественная Танская империя
(618-907 гг.).
За падением Танской династии последовала новая
50-летняя эпоха раздробленности, затем произошло еще одно объединение - уже при
династии Сун (960-1279 гг.). Эпохи Тан и Сун - это время наиболее яркого
расцвета средневековой китайской культуры.
В конце XIII в. Китай был завоеван монголами,
основавшими династию Юань (1280-1368 гг.), впервые в истории Китая он оказался
подчиненным чужеземцам. Однако китайцам удалось «китаизировать» своих
захватчиков, которые в значительной степени переняли не только нравы и обычаи,
но и систему государственного управления, законодательство. Столицей Юаньской
империи стал Пекин (Дада).
В конце XIV в. китайцам удалось освободиться от
иностранного владычества, начинается период Мин (1368-1644 гг.). В XVI - XVII
вв. ситуация в стране была очень сложной, одно за другим следовали массовые
крестьянские восстания. После того, как одним из восставших удалось захватить
столицу, правители были вынуждены обратиться за помощью к маньчжурам, признав
свою вассальную зависимость от них.
Минская династия пала, воцарилась маньчжурская
династия Цин (1644-1911 гг.).
Сведения о религии китайцев эпохи династии Шан и более
древнего периода очень скудны. Сохранилось большое количество лопаток жиотных и
черепашьих панцирей с гадательными надписями. На основании задаваемых вопросов
можно считать, что уже в это время сложились представления о богах (по
видимому, племенных). В названиях племен прослеживаются и следы тотемизма, так
как встречаются названия «племя лошади», «племя собаки» и т.п. В шанскую и чжоускую
эпоху совершались массовые человеческие жертвоприношения богам, духам предков и
природы, в жертву в основном приносились пленные. Богатые захоронения знатных
людей позволяют сделать вывод о существовании веры в загробную жизнь: помимо
различного инвентаря, одежды, пищи и т.п. в погребениях людей даже среднего
достатка обнаружены и останки похороненных вместе с ними их слуг или рабов,
которые должны были сопровождать своего господина на тот свет.
В чжоускую эпоху складываются религиозно-философские
учения - даосизм и конфуцианство, которые довольно быстро трансформировались в
религии.
Конфуцианство.
Известный философ того времени Конфуций (551-479 гг до
н.э.) - основатель конфуцианства. Характерной чертой учения Конфуция является
антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало
внимания духам и потустороннему миру…, хотя и считает небо не только частью
природы, но и высшей духовной силой в мире, а жертвоприношения предкам -
важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания - проблемы
человека, его умственного и нравственного облика. Кофуций первым разработал
концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа - не по
происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры,
- который прежде всего должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью,
любовью к людям; проявления жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д.
Особое место заняла концепция сяо - сыновней почтительности, уважения к
родителям и старшим вообще. Конфуций считал сяо основой жэнь и других
добродетелей и самым эффективным методом управления страной (ибо страна - это
большая семья). Наконец, Конфуций придавал большое значение юе - музыке,
лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль
отводил ли - этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение
человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком
иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин - выпрямления
(исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием…
Даосизм.
Основателем даосизма был Лао Цзы , собственное его имя
Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако
историчность его личности вызывает сомнения. К основным идеям даосизма
относятся следующие: Дао - это невидимый вездесущий закон природы. Дао
бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и
неисчерпаемо. В соответствии с Дао взаимодействуют два противоположных начала -
инь и ян, достигая своего предела. они переходят друг в друга. Во II в. даосизм
оформляется организационно, начало ему положила школа «Путь небесных
наставников», основанная полулегендарным Чжан Лином. В начале V в. оформляются
ритуал и вероучение, даосизм становится государственной религией, затем
распадается на множество сект и направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм
предложил оригинальную концепцию наилучшего государственного управления -
недеяния: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами
наладятся. И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.
Распространение письменности и возрастание ее
общественной роли потребовало унификации начертания иероглифов. Первый
известный опыт кодификации китайской графики - это список иероглифов Ши Чжоу
пянь, написанный придворным историографом Ши Чжоу (IX - VIII вв до н.э.). Затем
в эпоху Цинь и Хань происходят реформы письменности, приведшие в результате к
появлению стандартного стиля письма - «кайшу» (уставное письмо), которое
сохранилось вплоть до реформы китайской письменности в 1956 - 1959 гг. В
иероглифическом письме всегда используется большое количество знаков. Для
чтения книг конфуцианского канона необходимо знать около 10 000 иероглифов. В
современных китайских словарях содержится порядка 100 000 иероглифов.
Каллиграфия считается в Китае видом искусства и высоко
ценится, живописные полотна часто украшаются каллиграфическими надписями.
Китайская письменность еще в древности широко
распространилась по всей Юго-Восточной Азии.
Не менее интересна и литература Китая. Древнейшая
дошедшая до нас библиография китайской литературы принадлежит Бань Гу (32-92 гг
н.э.). В своей работе «описание искусств и словестности» (являющейся частью его
же «Истории династии Хань»), он выделяет основные имеющиеся виды литературы:
канонические философские книги (включая исторические), стихи и поэмы, сочинения
по военной науке, книги по астрологии, медицинские книги.
Говоря о поэзии Древнего Китая можно отметить, что
наиболее древними дошедшими до нас памятниками являются фольклорные поэтические
произведения, собранные в Шицзин (одну из книг конфуцианского «пятикнижия»).
Шицзин - это древнейшее в Китае собрание песен и гимнов, созданных с XII по V
вв. до н.э. В конце I тыс. до н.э. в Китаэ развивается авторская поэзия, в
основном в двух жанрах песни и поэмы, причем последние писались ритмической
прозой и были предназначены для скандирования. Наиболее известными поэтами
древности (по словам Бань Гу) являлись Сюнь Цин, Цуй Юань, Сян Юй, Тап Лэ, Мэй
Шэн, Сыма Сян-жу и Ян Сюн.
Из прозаиеских сочинений (кроме философских трактатов)
необходимо особо отметить исторические труды. Они интересны не только сами по
себе, но и потому, что жанр жизнеописаний, присутствующий уже у «отца китайской
историографии» Сыма Цяня (II в. до н.э.), повлиял на создание повествовательной
прозы, зарождающейся, в I - II вв. н.э. Еще одним источником этой прозы были
так называемые «малые (пустячные) речения» - уличные рассказы, которые
специально записывались особыми чиновниками для доклада государю, чтобы он мог
знать об умонастроении народа. Эти рассказы практически не сохранились.
Китайская средневековая литература чрезвычайно богата
по содержанию. Высокая оценка литературы в самой китайской культуре сказывается
уже в том, что в государственных экзаменах на должность чиновника требовалось в
первую очередь знание классической литературы. Большое влияние на китайскую
литературу оказали религиознае идеи конфуцианства и даосизма, а позднее и
буддизма, особенно чань-буддизма. Китайская беллетристика возникает в ІІІ - VI
вв. в форме так называемых «рассказов о чудесном жанре, который был ведущим в
эпоху Сун в Китае возникает повесть, для эпохи Юань характерен расцвет
драматургии, в эпоху Мин достигает расцвета повествовательная проза в форме
эпопеи и романа.
Главенствующее место в китайской литературе всегда
занимала поэзия, поэтому даже проза всегда насыщается стихами, которые, по
мнению китайцев лучше всего могут выразить человеческие чувства.
Страницы: 1, 2
|