Меню
Поиск



рефераты скачать Арттерапия и ее связь с народно-художественным творчеством

Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:

1.  Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4. Повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

•  катарсис - эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

•  облегчение осознания собственных переживаний;

•  конфронтацию с жизненными проблемами;

•  повышение социальной активности;

•  приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

•  облегчение формирования новых отношений и установок.

В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапия может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда клиентам предлагают только прослушать музыку. [9]

Активная музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Активная музыкотерапия может быть индивидуальной (вокалотерапия) и групповой (вокальный ансамбль, хор) или же в форме игры на музыкальных инструментах или музыкального творчества.

Активное прослушивание подразумевает дискуссию в группе. Поэтому необходимо фиксировать внимание клиента на исполняемом произведении. Можно предварительно рассказать о характере и содержании пьесы, ее авторе, предлагая все это запомнить с целью облегчения запоминания музыки, пьесы должны быть контрастными по темпу и ритмическому рисунку. Занятия могут иметь вид музыкальных викторин, с помощью которых легче удается вовлекать клиентов в беседу, фиксируя их внимание на предмете обсуждений.

Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. В комплексных коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах. Различают три формы рецептивной психокоррекции: коммуникативную, реактивную и регулирующую:

1 Коммуникативная - совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия, это наиболее простая форма музыкотера-пии, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом.

2. Реактивная, направленная на достижение катарсиса.

3. Регулятивная, способствующая снижению нервно-психического напряжения

Рецептивная музыкотерапия может проводиться в форме пассивного и активного прослушивания, что определяется особенностями групповой дискуссии, возникающей в процессе музыкотерапии.

При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Клиентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Исполнение музыкальных произведений имеет хороший коррекционный   эффект,   способствуя   созданию   доверительной теплой атмосферы.

Для использования активного варианта музыкотерапии нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, маракасы, цимбалы и пр. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка, например трудный разговор с кем-либо из лиц ближайшего окружения. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.

Обсуждение идет таким же образом, как и при проведении других техник. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Целью использования данного приема является создание соответствующей эмоциональной атмосферы, необходимой для функционирования группы, снижения уровня напряжения, скованности, отчужденности, создание сплоченности, формирование сотрудничества, взаимопонимания, эмоционального контакта

Групповая пассивная музыкотерапия проводится в форме регулярного (2 раза в неделю) группового (6-8 человек) прослушивания произведений инструментальной классической музыки. Цель прослушивания - изменить настроение клиентов, отвлечь их от переживаний, уменьшить тревогу. Программа прослушивания составляется с учетом предварительного апробирования пьес на групповых сеансах, анализов самоотчетов клиентов и наблюдения за ними во время прослушивания. Коррекционное воздействие музыкотерапии является симптоматическим, т.е. снижающим в определенной степени психические проявления, но не устраняющим источник их возникновения. Поэтому этот метод является дополнительным по отношению к другим методам коррекционного воздействия.

Групповая вокалотерапия, пение - важный метод активной музыкотерапии. Преимущество этого метода заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере (функциям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и, по существу, всего организма) с ориентацией на группу.

Вокальное пение также берет свои корни из народного коллективного исполнения песен, без аккомпанемента или под сопровождение какого-либо одного музыкального инструмента, например гармошки или балалайки. Вокальное пение народных песен позволяет во-первых как и любое групповое пение ощутить единство группы, ее целостность; во-вторых наполнить себя аурой положительного настроения, положительными эмоциями, царящими в группе.

Численность группы вокалотерапии 15-20 человек, длительность занятий - 25 мин. Используются песни предпочтительно оптимистические, жизнерадостного характера, но также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроением группы. Размещение группы - замкнутый круг. Руководители группы включены в круг и поют вместе со всеми.

Вначале упражнение сводится к основным музыкальным элементам: воспроизведение звука закрытым ртом, воспроизведение гласных в сочетании с движениями рук и всего тела и т.д. Преимущество групповой вокалотерапии заключается в том, что при ней каждый участник вовлекается в процесс. [11]


3.2. Связь арттерапии с НХТ через танец

Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.

Использование этого метода требует от специалиста достаточно глубокой подготовки, так как этот вид взаимодействия может будить сильные эмоции. Танцевальные движения в сочетании с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием могут вызывать очень глубокие и сильные чувства.

Народный танец, как составляющая народного художественного творчества является одним из главных методов арттерапевтического воздействия на людей с эмоциональными расстройствами, нарушением общения и межличностного взаимодействия.

Ярмарки, народные гулянья, народные праздники никогда не обходились без танцев и веселья, в котором принимали участие все собравшиеся, и тот задор и положительный настрой, который присутствовал у участников гулянья полностью пропитывал всех окружающих и наполнял их. Человек стоящий в стороне не мог отнестись к этому равнодушно и волей-неволей вливался в «веселую толпу», где соответственно он находил и общение и положительную атмосферу, и межличностное взаимодействие.

Цель танцевальной терапии - развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.

Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность и укрепляет силы, как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.

Главная установка формулируется следующим образом, движения отражают, черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер движений. [16]

Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач.

1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое, эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них. В начале первого занятия специалист наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны двигательного репертуара каждого, затем определяет, какие движения подойдут каждому клиенту лучше всего.

2 Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Клиенты с серьезными нарушениями могут испытывать затруднения при проведении границы между собственным телом и объектами окружающей среды. В таких группах танцевальная терапия имеет своей целью создание участниками адекватного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я»

3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. Танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.

4. Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении клиента к движениям под музыку танец  приобретает  экспрессивность,   позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Здесь психодинамическое понятие «катарсиса» распространяется на танец, поскольку его движения высвобождают скрытые чувства, а это имеет прямой коррекционный смысл Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности, если они включают раскачивание и растяжку.

5. Создание «магического кольца». Занятия в группе подразумевают совместную работу участников, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс - «магическое кольцо».

Наряду с названными решаются также задачи:

•  повышения двигательной активности; коммуникативного тренинга и организации социотерапевтического общения;

•  получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пациента и его самопознания;

•  раскрепощения пациента.

Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, перемещение по помещению строго определенным образом.

На первом этапе, занимающем несколько минут, занятия танцевальной терапией обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе подобно тому, как перед выступлением музыкант настраивает свой инструмент Разминочные упражнения имеют физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов) аспекты.

Одним из вариантов начала занятий предусматривается выполнение спонтанных движений свободной формы под попурри из разных мелодий. Здесь встречаются упражнения, включающие встряхивание, растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые, начиная с кистей рук, распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреется как следует. [20]

На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема «встреч и расставаний». На уровне движений могут «встречаться» и «расставаться» отдельные части тела. Кисти рук и локти могут «встретиться», чтобы тут же «расстаться», или они могут «встретиться», чтобы «вступить в драку» или чтобы «обнять» друг друга. Взаимодействию между членами группы могут способствовать встречи ладоней одного с локтями другого и т.д.

На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет.

Руководитель группы может быть: партнером по танцам, распорядителем (организатором), катализатором развития личности участников через движение.

Он создает в группе обстановку спокойствия и доверия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражает и развивает спонтанные движения участников группы.

Руководитель группы применяет определенным образом структурированные упражнения, способствующие расслаблению, правильному дыханию, изменению тела в пространстве и усилению самоконтроля.

Танцевальная терапия используется для улучшения физического состояния, выхода эмоций, совершенствования навыков межличностного взаимодействия, для получения позитивных эмоций, расширения самосознания. Обычная продолжительность занятия - 40-50 мин. Занятия могут быть ежедневными, еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет).

В профилактических целях возможно проведение одноразовых танцевальных марафонов. Оптимальный количественный состав группы - 5-12 человек.

Дискуссионным является вопрос о характере музыкального сопровождения занятий. Одни руководители предпочитают стандартные магнитофонные записи народной и (или) танцевальной музыки, другие - собственное (или своих ассистентов) импровизированное музыкальное сопровождение. Во всех случаях подчеркивается, что индивидуально-культурная значимость предлагаемой для клиента музыки не должна перекрывать значимости и удовольствия собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать незнакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиологически ориентированные ритмы, способствующие формированию трансовых состояний сознания.

Может использоваться в качестве вспомогательного или основного метода коррекции в группах детей и подростков, в санаторно-курортных условиях, при коррекции дисгамий в супружеских парах, для социально-психологического и двигательного тренинга людей с нарушениями слуха и зрения или в реабилитационном периоде (после кардиооперации, переломов конечностей и др.).

 Таким образом, можно подчеркнуть следующее, что то, что заложено в народном танце в настоящее время и стало одним из направлений арттерапии, которая направлена на психо-эмоциональное и психо-физическое оздоровление человека и группы лиц через народный танец, а в наши дни – через современный эстрадный танец, который берет свою основу из народного художественного творчества. [17]



Заключение


Многочисленные научные работы, связанные с изучением терапии искусством и показывающие ее эффективность, перспективность в области интегративной медицины, общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления.

Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т.д.); библиотерапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику — лечебное воздействие движениями) т. д.

Существует заметная связь арттерапии с народным художественным творчеством, которая в основном проявляется через музыку и вокальное пение, а также через танец. Именно танец и музыка являются самыми эффективными методами лечебного и коррекционного воздействия искусства на человека и берут свое начало и зарождение из глубин народного художественного творчества.



Список использованной литературы


1.                 Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. — М., 1995.

2.                 Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. — М., 1980.

3.                 Античная музыкальная эстетика. — М., 1960.

4.                 Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1994.

5.                 АсмоловА Психология, искусство, образование // Искусство в школе. - 1993 -№6.

6.                 Бечак Б. А. Воспитание искусством. — М., 1981.

7.                 Блинов О. А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы // Психол. журнал. — 1998. — № 3.

8.                 Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. — М., 1985.

9.                 Вальчихина М.Д. Почему музыка лечит?//Химия и жизнь. — 1987. — №11.

10.             Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. — М., 1974.

11.             Вольпер И.Е. Психотерапия. — Л., 1972.

12.             Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968.

13.             Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения // Психол. журнал. — 1998. — Т. 9. - № 2.

14.             Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание дошкольников. — М., 1963.

15.             Каган М.С. Музыка в мире искусств // Сов. музыка. — 1987. — № 3.

16.             Каган М.С. Философия культуры. — СПб., 1996.

17.             Казарисова А.С. Музыка в системе психопрофилактики // Тр. Ленингр. НИИ психоневр. ин-та. — 1976. — Т. 70.

18.             Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.

19.             Комиссарова Л.Н. Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки // Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1989.

20.             Комиссарова Л.Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М., 1986.

21.             Копытин А.И. Основы Арттерапии. — СПб., 1999.

22.             Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.

23.             Медведева Е. А., Комиссарова Л.Н. Методика музыкального развития, коррекционная ритмика: Программа по спец. 0318 — «Специальное дошкольное образование». — М., 1999.

24.             Медведева Е.А. Пути формирования творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. — 2000. — № 1.

25.             Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981.

26.             Мухина B.C. Возрастная психология. — М., 1997.

27.             Орлов А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1963. — Вып. 2.

28.             Петрушин В. И. Теоретические основы музыкальной психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1991. — № 3.

29.             Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. — М., 1999.

30.             Полунина Е. Катарсис в музыке // Сов. музыка. — 1991. — № 11.

31.             Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. тр.: В 2 т. - М, 1985. - Т 1.

32.             Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы. — Новосибирск, 1989.

33.             Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.