Меню
Поиск



рефераты скачать Арбитражные суды РФ

Весьма широки полномочия председателя суда округа. Важно отметить, что он является судьей и в то же время, как председатель суда - процессуальной “фигурой”: осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным Процессуальным Кодексом Российской Федерации. Как руководитель суда округа - председатель: организует деятельность суда, распределяет обязанности между своими заместителями; формирует из числа судей суда судебные составы; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума; осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда; представляет  суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что федеральные арбитражные суды округов по отношению к охватываемым ими арбитражным судам субъектов Федерации вышестоящими судами являются лишь в процессуальном значении; а в организационном, кадровом и прочих значениях, вышестоящим для всех арбитражных судов субъектов Федерации является исключительно Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. 

Федеральные арбитражные суды округов позволяют перенести рассмотрения дела за пределы субъекта Федерации и на этой основе снять всякие опасения в пристрастности суда. Дают возможность они в то же время, в отличии от производства в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, приблизить рассмотрение дела к местам нахождения спорящих, что экономически не безразлично с учетом территории России.



Иные арбитражные органы.

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Высшим звеном системы является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС РФ является также организационным центром  системы арбитражных судов.

Функцию, компетенцию и полномочия Высшего Арбитражного суда Российской Федерации можно разделить на несколько групп.

Прежде всего, этого судебный орган первой инстанции. В этом качестве он рассматривает лишь две группы дел:

·     дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

·     экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся  обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. До сих пор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ни одного дела по первой инстанции не рассматривал.

Далее, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России.

Кроме того, это аналитический центр системы: изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Наконец, это организационный центр системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России (прежде всего, в части отношений с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независимых Государств); осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения, среди которых финансирование судов - своевременное и в полном объёме - занимает далеко не последнее место. Образно говоря, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации для системы арбитражных судов страны в этом плане то же, что и Министерство юстиции Российской Федерации и его органы в субъектах Федерации для системы судов общей юрисдикции.

Структура Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в настоящее время состоит из:

·     Пленума;

·     Президиума;

·     судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

·     судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений.

Каждая из названных структур Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий.

Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В настоящее время, с 1 июля 1995 года в его составе председатели арбитражных судов субъектов Федерации не входят; да  и сам Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации арбитражные дела не рассматривает ни по первой инстанции, ни в порядке надзора.

Установлено, что он, в частности:

·     рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

·     решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой;

·     об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

·     утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

·     утверждает место постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

·     утверждает по представлению председателей  арбитражных судов федеральных округов и субъектов Федерации судей, входящих в состав президиумов этих судов;

·     утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации регламент арбитражных судов и т.д.

Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а по решению Пленума в состав Президиума могут быть введены и судьи  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: 1) рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в России; 2) рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы. Если Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проводит свои заседания не реже двух раз в год, то Президиум заседает два раза в неделю.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются  заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В их функции входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных и правовых актов, анализ судебной статистики и т.д. В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации образуются судебные составы, специализирующиеся на арбитражных делах определенных категорий.

Новым органом в системе является Совет председателей арбитражных судов, действующий при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Это совещательный орган, он призван рассматривать вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов Российской Федерации. Для реализации принятых им решений Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

Одновременно при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет, задачей которого является подготовка научно-обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов по их совершенствованию. Положение об этом Совете, как и его состав, утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.


Третейские суды.

Особенностью производства в арбитражных судах является то, что по соглашению сторон экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение третейского суда.

Третейские суды создаются для рассмотрения конкретных споров, а также постоянно действующих. К последним относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, а также сходные с ними третейские суды, создаваемые  при местных торгово-промышленных палатах (например, Коммерческий арбитраж при Московской Торгово-промышленной палате).

Создаются третейские суды иногда и иными финансовыми и промышленно-предпринимательскими структурами, а также на основе некоторых межгосударственных соглашений, в которых особо оговариваются правила разбирательства предполагаемых споров. К их числу можно отнести Экономический суд Содружества Независимых Государств.

Третейское рассмотрение конкретных споров происходит на основании Положения о третейском суде, рассматривающего любые возникшие между гражданами споры или Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, рассматривающего экономические споры, которые могут быть подсудными арбитражным судам.

Производство в третейском суде осуществляется при наличии соглашения о передаче спора этому суду.

Количество судей должно быть нечетным, а судьей может быть физическое лицо, обладающее дееспособностью и согласный на выполнение соответствующей обязанности.

Третейский суд образуется, как правило, в составе трех судей. Каждая сторона назначает одного судью, а те назначают третьего. Этот третейский суд самостоятельно решает вопрос наличия или действительности соглашения о передаче спора третейскому суду. И если, сочтет необходимым, может передать спор на разрешение арбитражного суда.

Весь процесс разрешения в третейском суде происходит на началах равенства сторон. При этом третейский суд сам определяет необходимость присутствия сторон. Руководствуется он только действующим законодательством. Решение принимается большинством голосов всех членов суда.

Решение третейского суда исполняется добровольно и в порядке и в сроки, им установленные. При неисполнении ответчиком решения в установленный срок приказ на его принудительное исполнение выдается арбитражным судом, на территории которого находится третейский суд, по заявлению стороны, в пользу которой вынесено решение. В случае, если при рассмотрении заявления, арбитражный суд установит, что это решение не соответствует законодательству либо принято по неисследованным документам, арбитражный суд отказывает в выдаче приказа и возвращает дело на новое рассмотрение в третейский суд.   

Арбитражному суду не предоставлено право - отменять, изменять решение третейского суда, выносить новое решение, прекращать производство по делу или оставлять иск без рассмотрения, а также требовать от истца представления дополнительных документов.

Постоянно действующие третейские суды.

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате РФ действует на основании Положения о Международном коммерческом арбитражном суде, утвержденного Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 года. В его компетенцию входит разрешение споров, связанных с договорными и иными гражданско-правовыми отношениями, возникающими при осуществлении внешнеторговых и других видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споров предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споров с другими субъектами права Российской Федерации.

Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, касающихся торгового мореплавания.

Корпус арбитров МКАС и МАК формируется президиумом Торгово-промышленной палаты РФ сроком на 4 года. Арбитром назначается лицо, обладающее специальными знаниями в области разрешения споров, принимаемых указанными органами к рассмотрению. Общее количество арбитров в рассматриваемых органах определяется неоднозначно. В МКАС – 25-30, в МАК – 25. Производство в этих органах ведется по правилам, сходным с действующими в третейских судах.

Что касается решений, выносимых этими органами, то при вынесении решений может быть использовано не только российское законодательство, но и международные нормы и обычаи, а иногда и законодательство других государств. Есть разница и в последствиях вынесенных решений. Так, решения МКАС являются окончательными и обжалованию не подлежат. А решения МАК могут быть обжалованы сторонами, опротестованы Генеральным прокурором РФ и Председателем Верховного Суда РФ и их заместителями. Дела по указанным протестам рассматривает Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Решения МКАС и МАК должны быть исполнены добровольно. В ином случае, может состояться принудительное исполнение указанных решений.

Особо следует подчеркнуть Экономический суд СНГ, созданный на основании Соглашения Совета глав государств СНГ от 6 июля 1992 года, подписанного представителями десяти этих государств.

К его ведению относится разрешение межгосударственных споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, принятых в установленном порядке в рамках СНГ, а также споров, связанных с определением юридической силы для государств – участников Содружества нормативных и других актов по экономическим вопросам.

Экономический суд СНГ образуется из равного числа судей от каждого государства-участника. Назначаются они сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе. Председатель суда и его заместители избираются судьями этого суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на пять лет.

Наиболее сложные и принципиальные вопросы в данном суде рассматриваются его Пленумом. По результатам рассмотрения спора  должно приниматься решение об установлении факта нарушения государством – участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствии нарушения), и определении мер, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушений и его последствий.









ВОПРОСЫ

II

1. Назовите характерные признаки правосудия?

2. По каким делам суды осуществляют правосудие?

3. Может ли, кроме суда, какой-либо другой орган признать лицо  виновным в совершении преступления?

4. Какие решения может вынести суд при осуществлении правосудия по уголовным и гражданским делам?

5. Назовите виды подсудности гражданских дел.


Ответы:

1.

·     Правосудие – одно из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной. Оно также относится к числу важнейших полномочий судебной власти. Роль и значение правосудия проявляется в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением правоохранительной деятельности, завершается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. 

·     Правосудие, как вид государственной деятельности, по закону может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. На сегодняшний день, правосудие – это разбирательство трех категорий дел: гражданских, уголовных и административных.

·     Правосудие, как вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонном соблюдении правил гражданского, арбитражного, административного или уголовного судопроизводства, предусмотренного соответствующим законодательством.

·     Правосудие может осуществляться только особым органом – судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность. Все это направлено на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу.




2. Суды осуществляют правосудие по:

·     гражданским делам, который охватывает широкий и многообразный круг споров или правонарушений, касающихся имущественных и некоторых неимущественных прав и законных интересов частных лиц, предприятий, учреждений и организаций.

·     уголовным делам, который касается сравнительно ограниченного круга правонарушений, а именно только тех, которые считаются преступлениями, т.е. виновно совершенными общественно опасными деяниями, запрещенными Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

·     административным правонарушениям – это дела о правонарушениях, ответственность за которые устанавливается административным законодательством, прежде всего Кодексом законов РСФСР об административных правонарушениях.


3. Нет.

Одним из основных признаков правосудия является:

Осуществление правосудия только судом  (Ст. 49 , ст. 118 Конституции РФ, ст. 13 УПК): «Íèêòî íå ìîæåò áûòü ïðèçíàí âèíîâíûì â ñîâåðøåíèè ïðåñòóïëåíèÿ, à òàêæå ïîä­âåðãíóò óãîëîâíîìó íàêàçàíèþ èíà÷å êàê ïî ïðèãîâîðó ñóäà è â ñîîòâåòñòâèè ñ çàêîíîì».

Таким образом,  только суд, дей­ствующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. При­менительно к отправлению правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ, тоже кон­кретизируется в ряде других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.

Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен названными выше законами. К ним отнесены Вер­ховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды и высшие арбитражные суды республик, краевые, област­ные, городские суды и арбитражные суды, суды и арбитраж­ные суды автономной области и автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Этот перечень явля­ется исчерпывающим. 

Требование, чтобы данный вид государственной деятельнос­ти выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобяза­тельное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судеб­ные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства.


4. Разбирательство уголовных дел является деятельностью в высшей степени ответственной, поскольку речь идет о признании или непризнании конкретного человека преступником и применении или неприменении к нему мер уголовного наказания – например,  штрафа, исправительных работ, лишения свободы, конфискации имущества.

   При решении по гражданскому делу суд принуждает соответственно ответчика или истца к должному поведению, к исполнению своих обязанностей.


5. Подсудность - распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т.е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело. В гражданском процессе различают два вида подсудности: родовую (предметную) и территориальную (местную).

   Родовая подсудность означает отнесение дела к ведению того или иного звена судебной системы – в зависимости от характера гражданского дела.

   Территориальная подсудность разграничивает компетенцию между однородными судами, т.е. различными судами одного и того же звена судебной системы.

 

    

 

  

   

 

    















Список использованной литературы:

1.    Конституция РФ.

2.    Закон о судебной системе.

3.    Закон об арбитражных судах.

4.    Арбитражный Процессуальный Кодекс РФ.

5.    Гражданский Процессуальный Кодекс.

6.    Кодекс об Административных Правонарушениях.

7.    Юридический Энциклопедический Словарь.

8.    Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1995.




Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.