Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими
счетами. Например, по счету «Товары отгруженные» следует установить, не
числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других
счетах («Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.), или суммы за
материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути. 
Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся
в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах
других организаций. 
В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной
отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость,
дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти
ценности учтены на счетах бухгалтерского учета. 
В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в
срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя,
наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки
и номер расчетного документа. 
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций,
заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей.
В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт,
стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения,
номера и даты документов. 
В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой
организации, указываются наименование перерабатывающей организации,
наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата
передачи ценностей в переработку, номера и даты документов. 
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации,
инвентаризуются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на
хранении у которых они находятся.  
Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи
малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в
соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете. При
инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в
индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных
описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты
личные карточки. 
Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны
записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей- накладных или
квитанций организаций, осуществляющих эти услуги. 
Тара заносится в описи по видам и целевому назначению. 
 
2.1.4 Инвентаризация незавершенного производства и расходов  
будущих периодов.  
При инвентаризации незавершенного производства налогоплательщиков,
занятых промышленным производством, необходимо: 
– определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не
законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве; 
– определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов); 
– выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам,
а также по заказам, выполнение которых приостановлено. 
В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации
материально ответственным лицам необходимо сдать на склады все не нужные цехам
материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и
агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена. 
Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится
путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания. 
Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению
(цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени
их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам — с
указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым
комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым
осуществляются после полного их окончания. 
Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не
подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а
инвентаризуются и фиксируются в отдельных описях. 
Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а
по ним составляются отдельные описи. 
По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу
или смесь сырья (в соответствующих отраслях промышленности), в описях, а также
в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество
этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным
наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов
определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми
инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости
продукции (работ, услуг). При необходимости могут привлекаться эксперты. 
По незавершенному капитальному строительству в описях указываются наименование
объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду
работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п. При этом проверяется: 
а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование,
переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом; 
б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов. 
По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для
их консервации. 
На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию
полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены
надлежащими документами, составляются особые описи. 
Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные
в эксплуатацию объекты. 
На прекращенные строительством объекты, а также на
проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи,
в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости. Для
этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи,
сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета
выполненных работ на объектах строительства и другая документация. 
Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую
отражению на счете расходов будущих периодов и отнесению на издержки
производства и обращения (либо на соответствующие источники средств
организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с
разработанными в организации расчетами и учетной политикой. 
 
2.1.5 Инвентаризация денежных средств, денежных документов и  
бланков документов строгой отчетности. Инвентаризация расчетов. 
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в
кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы
(почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в
дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.). 
Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков
документов строгой отчетности производится по их видам (например, по акциям:
именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом начальных
и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и
материально ответственным лицам. 
Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки
числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения
банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки
инкассаторам банка и т.п. 
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном
(текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков
сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии
налогоплательщика с данными выписок банков. 
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по
ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами,
работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в
проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. 
Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с
поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в
согласовании с корреспондирующими счетами. 
По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по
оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и
причины возникновения переплат работникам. 
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по
выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных
авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение). 
Инвентаризационная комиссия должна также установить: 
а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными
фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями
организации, выделенными на отдельные балансы; 
б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы
задолженности по недостачам и хищениям; 
в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и
депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской
задолженности, по которым истекли сроки исковой давности. 
 
2.2 Инвентаризация имущества индивидуальных  
предпринимателей 
 
При инвентаризации налоговыми органами имущества индивидуальных предпринимателей
применяется тот же порядок, что и для юридических лиц. 
Инвентаризация имущества, используемого индивидуальным предпринимателем в
целях осуществления предпринимательской деятельности, производится по месту
осуществления им предпринимательской деятельности, а также местонахождению
указанного имущества. 
Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку,
в жилые помещения, помимо или против воли проживающих в них индивидуальных
предпринимателей, не допускается. Инвентаризацию имущества индивидуального
предпринимателя, используемого для осуществления предпринимательской
деятельности, следует проводить в его присутствии. Индивидуальный предприниматель
должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического
наличия имущества в установленные сроки. 
При проведении инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя
при выездной налоговой проверке применяются формы, приведенные в Приложениях №
4–13 к Положению № 20н/ГБ–3–04/39. До начала проверки фактического наличия
имущества проверяющим надлежит получить последние (на день проверки) приходные
и расходные документы о движении имущества, которые должны быть завизированы
председателем инвентаризационной комиссии в порядке, установленном п. 2.4
указанного Положения. 
Имущество индивидуального предпринимателя (за исключением движения имущества
в день проведения инвентаризации) должно быть отражено в Книге учета доходов и
расходов для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица
и регистрах учета (ведомостях учета), ведущихся в соответствии с установленным
порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными
предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического
лица, и подтверждаться первичными документами. Описи подписывают все члены инвентаризационной
комиссии и индивидуальный предприниматель. В конце описи индивидуальные
предприниматели дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их
присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий. 
3 Результаты инвентаризации имущества налогоплательщиков 
 
Результаты инвентаризации имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
оформляются ведомостью результатов, выявленных инвентаризацией (Приложение № 3
к Положению № 20н/ГБ–3–04/39), которая подписывается председателем комиссии.
Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте
документальной проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой
проверки. 
Формы по отражению процедуры инвентаризации и ее результатов приведены, а
также направления проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены (см.
главу 14 ст. 62 Налогового кодекса РФ) ниже в табличной форме. 
 
Инвентаризация расчетов 
 
  | 
   № 
   | 
  
   Содержание
  операции 
   | 
  
   Источник
  информации 
   | 
  
 
  | 
   1 
   | 
  
   наличие
  подтверждающих документов на приобретение товарно-материальных ценностей 
   | 
  
   договоры,
  письма 
   | 
  
 
  | 
   2 
   | 
  
   своевременность
  предъявляемых претензий по качеству и количеству товаров 
   | 
  
   письма 
   | 
  
 
  | 
   3 
   | 
  
   правильность
  изъятия поставщиками НДС 
   | 
  
   счета- фактуры 
   | 
  
 
  | 
   4 
   | 
  
   соответствие
  занесения данных 
  счетов
  поставщиков в учетные регистры 
   | 
  
   счета- фактуры,
  регистры бухучета 
   | 
  
 
  | 
   5 
   | 
  
   реальность
  кредиторской и дебиторской задолженности 
   | 
  
   регистры
  бухгалтерского учета, проведение встречных проверок 
   | 
  
 
  | 
   6 
   | 
  
   правильность
  оприходования материальных ценностей материально ответственными лицами 
   | 
  
   счета,
  приходные акты, накладные, данные складского учета 
   | 
  
 
  | 
   7 
   | 
  
   проверка
  правильности составленных корреспонденции счетов 
   | 
  
   регистры
  бухгалтерского учета, счета, платежные поручения 
   | 
  
 
 
Инвентаризация позволяет на практике выявлять значительное количество
нарушений. Приводим в табличной форме основные виды нарушений, допускаемых при
ведении кассовых операций и методы получения доказательств (см. главу 14 ст. 82
Налогового кодекса РФ). 
 
 
  | 
   № 
   | 
  
   Основные виды
  нарушений, допускаемые при ведении кассовых операции 
   | 
  
   Методы
  получения доказательств 
   | 
  
 
  | 
   1 
   | 
  
   2 
   | 
  
   3 
   | 
  
 
  | 
   1 
   | 
  
   хищение
  денежных средств из кассы 
   | 
  
   инвентаризация,
  наблюдение за выполнением хозяйственных пли бухгалтерских операций 
   | 
  
 
  | 
   2 
   | 
  
   хищение
  денежных средств, замаскировывание неоформленных документов и расписок 
   | 
  
   опрос, проверка
  документов. подготовленных в организации, документов, полученных от третьих
  лиц (наличие на приходных и расходных кассовых ордерах подписи главного бухгалтера
  или уполномоченного лица; наличие на расходных кассовых документах подписей
  руководителя предприятия или уполномоченного лица, расписок получателей
  денег) 
   | 
  
 
  | 
   3 
   | 
  
   неоприходование
  и присвоение денежных сумм, поступивших из 
  банка 
   | 
  
   получение
  письменных подтверждений, проверка документов, подготовленных в организации 
   | 
  
 
  | 
   4 
   | 
  
   неоприходование
  и присвоение поступивших от различных 
  физических и
  юридических лип по приходным ордерам денежных средств 
   | 
  
   опрос,
  получение письменных подтверждении, проверка документов, подготовленных в
  организации, документов. полученных от третьих лип (проверка чековой книжки
  организации на полноту оприходования денежных средств в кассу организации,
  полученных из банка по чеку) 
   | 
  
 
  | 
   5 
   | 
  
   неоприходование
  и присвоение поступивших от различных физических и юридических лиц по
  доверенностям денежных средств 
   | 
  
   получение
  письме иных подтверждении, проверка документов, подготовленных в организации
  (своевременность расчетов сотрудников организации по командировочным
  расходам: средствам, выданным на хозяйственные нужды; соответствие приходных
  кассовых ордеров записям в журнале регистрации приходных кассовых ордеров:
  одновременность оформления кассовых ордеров и движения денег по ним) 
   | 
  
 
  | 
   6 
   | 
  
   повторное
  использование одних и тех же документов для списания денег по кассе 
   | 
  
   наблюдение за
  выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций, проверка 
  документов,
  подготовленных в организации 
  (правильность
  первичных приходных. расходных кассовых документов. 
  приложенных к
  отчету кассира) 
   | 
  
 
 
  | 
   7 
   | 
  
   неправильный
  подсчет итогов в кассовых документах и кассовых отчетах 
   | 
  
   проверка
  документов, подготовленных в организации, арифметических расчетов (совпадение
  входящего остатка по кассе на каждый день с конечным остатком по кассе за
  предыдущий день: итоги кассовых отчетов) 
   | 
  
 
  | 
   8 
   | 
  
   списание
  денежных средств, сумы без оснований или по подложным документам 
   | 
  
   проверка
  документов, подготовленных в организации, документов, полученных от третьих
  лип (совпадение расходных кассовых ордеров и информации о них. содержащейся в
  журнале регистрации расходных кассовых ордеров; достоверность первичных
  документов: обоснованность включения лиц в расчетно-платежные ведомости) 
   | 
  
 
  | 
   9 
   | 
  
   подлог в
  законно оформленных 
  документах с
  увеличением суммы списания 
   | 
  
   проверка
  документов, подготовленных в организации, арифметических расчетов (полнота
  регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей в журнале регистрации
  платежных (расчетно-платежных) ведомостей, проверка соответствия данных
  аналитического и синтетического учета по расчетам с персоналом) 
   | 
  
 
  | 
   10 
   | 
  
   присвоение
  (отсутствие) денежных средств, начисленных разным лицам и организациям 
   | 
  
   проверка
  документов, подготовленных в организации (проверка соответствия платежных
  (расчетно-платежных) документов реестрам депонированных сумм, своевременности
  сдачи в банк депонированных сумм и их оприходования на расчетный счет,
  соответствия данных синтетического и аналитического учета денежных средств,
  соответствия выписанных расходных кассовых ордеров журналу регистрации
  депонентов) Получение письменных подтверждений (проверка достоверности
  доверенностей от других предприятий) 
   | 
  
 
  | 
   11 
   | 
  
   расчеты
  наличными деньгами, превышающими предельный размер, с другими юридическими
  лицами 
   | 
  
   проверка
  документов, подготовленных в организации (соблюдение установленного банком
  лимита остатка в кассе, соблюдение организацией предельных сумм расчетов
  между юридическими лицами наличными денежными средствами, поступающими в
  кассу, своевременность постановки на учет в налоговом органе
  контрольно-кассовых машин) 
   | 
  
 
  | 
   12 
   | 
  
   некорректное
  отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета 
   | 
  
   проверка
  документов, подготовленных в организации (соответствие котировки,
  проставленной на первичных кассовых документах, записям в журнале-ордере № i
  «Касса») 
   | 
  
 
ЛИТЕРАТУРА 
 
1. Альбом
унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций
при продаже товаров в кредит, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998
№ 132. 
2. Альбом
унифицированных форм первичной учетной документации по учету документов в общественном
питании, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132. 
3. Бородина В.В.
Бухгалтерский учет в общественном питании. М., 2002. 
4. Бородина В.В.
Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле: Учебное и практическое пособие.
М., 2003. 
5. Бородина В.В.
Бухгалтерский учет для руководителя: Практическое пособие. М., 2002. 
6. Бородина В.В.
Бухгалтерский учет: Учебное пособие. М., 2002. 
7. Бородина В.В.
Все о кассовых операциях. Изд. 2-е, переработ. и дополн. М., 2004. 
8. Бородина В.В.
Документирование и документооборот в бухгалтерском учете: Практическое пособие.
М., 2002. 
9. Бородина В.В.
Как правильно исправлять ошибочные записи в бухгалтерском учете // Финансовая
газета. 2000. № 1. 
10. Бородина В.В.
Методические рекомендации по изучению курса «Теория бухгалтерского учета». М.,
2001. 
11. Бородина В.В.
Оформление кассовых операций // Финансовая газета. 2000. № 2. 
12. Бородина В.В.
Совершенствование форм бухгалтерского учета // Бухгалтерский бюллетень. 1999. №
2. 
13. Бородина В.В.
Совершенствование форм бухгалтерского учета // Консультант. 1999. № 7. 
14. Бородина
В.В., Свиридова Е.А. Новые требования по оформлению кассовых операций // Консультант.
1999. № 22. 
15. Гражданский
кодекс Российской Федерации. 
16. Кирьянова
З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник. Изд. 2-е, переработ. и дополн. М., 1998. 
17. Методические
рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров
в организациях торговли, утв. письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 № 1- 794/32-5. 
18. Методические
указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом
МФРФ от 13 июня 1995 г. № 49. 
19. Михайлов А.В.
Бухгалтерский учет многопрофильных предприятий: Практическое пособие. М., 2000. 
20. Налоговый
кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2. 
21. ПБУ 1/98
«Учетная политика организации». 
22. Письмо МНС РФ
от 27 августа 1999 г. № ВГ-6-16/685 «Об унифицированных формах первичной
учетной документации». 
23. План счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция
по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н. 
24. Положение по
бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв.
приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (настоящий приказ вводится в
действие начиная с бухгалтерской отчетности 2000 г.). 
25. Положение по
бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в
иностранной валюте» (ПБУ 3/2000). 
26. Положение по
бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ
15/01). 
27. Положение по
бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). 
28. Положение по
бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000). 
29. Положение по
бухгалтерскому u1091 учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). 
30. Положение по
бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02). 
31. Положение по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
/ Приказ МФ РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. изм. и доп.). 
32. Пошерстник
Е.Б., Мейксин М.С. Бухгалтерский учет современной производственной компании.
М.; СПб., 1998. 
33.
Реформирование бухгалтерского учета РФ в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности: Практич. пособие. 1999. 
34. Федеральный
закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». 
     
Страницы: 1, 2 
   
 |