Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими
счетами. Например, по счету «Товары отгруженные» следует установить, не
числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других
счетах («Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.), или суммы за
материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.
Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся
в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах
других организаций.
В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной
отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость,
дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти
ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.
В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в
срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя,
наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки
и номер расчетного документа.
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций,
заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей.
В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт,
стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения,
номера и даты документов.
В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой
организации, указываются наименование перерабатывающей организации,
наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата
передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации,
инвентаризуются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на
хранении у которых они находятся.
Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи
малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в
соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете. При
инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в
индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных
описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты
личные карточки.
Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны
записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей- накладных или
квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.
Тара заносится в описи по видам и целевому назначению.
2.1.4 Инвентаризация незавершенного производства и расходов
будущих периодов.
При инвентаризации незавершенного производства налогоплательщиков,
занятых промышленным производством, необходимо:
– определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не
законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;
– определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);
– выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам,
а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации
материально ответственным лицам необходимо сдать на склады все не нужные цехам
материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и
агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.
Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится
путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.
Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению
(цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени
их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам — с
указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым
комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым
осуществляются после полного их окончания.
Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не
подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а
инвентаризуются и фиксируются в отдельных описях.
Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а
по ним составляются отдельные описи.
По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу
или смесь сырья (в соответствующих отраслях промышленности), в описях, а также
в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество
этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным
наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов
определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми
инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости
продукции (работ, услуг). При необходимости могут привлекаться эксперты.
По незавершенному капитальному строительству в описях указываются наименование
объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду
работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п. При этом проверяется:
а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование,
переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.
По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для
их консервации.
На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию
полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены
надлежащими документами, составляются особые описи.
Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные
в эксплуатацию объекты.
На прекращенные строительством объекты, а также на
проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи,
в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости. Для
этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи,
сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета
выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую
отражению на счете расходов будущих периодов и отнесению на издержки
производства и обращения (либо на соответствующие источники средств
организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с
разработанными в организации расчетами и учетной политикой.
2.1.5 Инвентаризация денежных средств, денежных документов и
бланков документов строгой отчетности. Инвентаризация расчетов.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в
кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы
(почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в
дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков
документов строгой отчетности производится по их видам (например, по акциям:
именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом начальных
и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и
материально ответственным лицам.
Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки
числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения
банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки
инкассаторам банка и т.п.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном
(текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков
сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии
налогоплательщика с данными выписок банков.
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по
ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами,
работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в
проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с
поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в
согласовании с корреспондирующими счетами.
По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по
оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и
причины возникновения переплат работникам.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по
выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных
авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).
Инвентаризационная комиссия должна также установить:
а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными
фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями
организации, выделенными на отдельные балансы;
б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы
задолженности по недостачам и хищениям;
в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и
депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской
задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
2.2 Инвентаризация имущества индивидуальных
предпринимателей
При инвентаризации налоговыми органами имущества индивидуальных предпринимателей
применяется тот же порядок, что и для юридических лиц.
Инвентаризация имущества, используемого индивидуальным предпринимателем в
целях осуществления предпринимательской деятельности, производится по месту
осуществления им предпринимательской деятельности, а также местонахождению
указанного имущества.
Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку,
в жилые помещения, помимо или против воли проживающих в них индивидуальных
предпринимателей, не допускается. Инвентаризацию имущества индивидуального
предпринимателя, используемого для осуществления предпринимательской
деятельности, следует проводить в его присутствии. Индивидуальный предприниматель
должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического
наличия имущества в установленные сроки.
При проведении инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя
при выездной налоговой проверке применяются формы, приведенные в Приложениях №
4–13 к Положению № 20н/ГБ–3–04/39. До начала проверки фактического наличия
имущества проверяющим надлежит получить последние (на день проверки) приходные
и расходные документы о движении имущества, которые должны быть завизированы
председателем инвентаризационной комиссии в порядке, установленном п. 2.4
указанного Положения.
Имущество индивидуального предпринимателя (за исключением движения имущества
в день проведения инвентаризации) должно быть отражено в Книге учета доходов и
расходов для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица
и регистрах учета (ведомостях учета), ведущихся в соответствии с установленным
порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными
предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического
лица, и подтверждаться первичными документами. Описи подписывают все члены инвентаризационной
комиссии и индивидуальный предприниматель. В конце описи индивидуальные
предприниматели дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их
присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.
3 Результаты инвентаризации имущества налогоплательщиков
Результаты инвентаризации имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
оформляются ведомостью результатов, выявленных инвентаризацией (Приложение № 3
к Положению № 20н/ГБ–3–04/39), которая подписывается председателем комиссии.
Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте
документальной проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой
проверки.
Формы по отражению процедуры инвентаризации и ее результатов приведены, а
также направления проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены (см.
главу 14 ст. 62 Налогового кодекса РФ) ниже в табличной форме.
Инвентаризация расчетов
№
|
Содержание
операции
|
Источник
информации
|
1
|
наличие
подтверждающих документов на приобретение товарно-материальных ценностей
|
договоры,
письма
|
2
|
своевременность
предъявляемых претензий по качеству и количеству товаров
|
письма
|
3
|
правильность
изъятия поставщиками НДС
|
счета- фактуры
|
4
|
соответствие
занесения данных
счетов
поставщиков в учетные регистры
|
счета- фактуры,
регистры бухучета
|
5
|
реальность
кредиторской и дебиторской задолженности
|
регистры
бухгалтерского учета, проведение встречных проверок
|
6
|
правильность
оприходования материальных ценностей материально ответственными лицами
|
счета,
приходные акты, накладные, данные складского учета
|
7
|
проверка
правильности составленных корреспонденции счетов
|
регистры
бухгалтерского учета, счета, платежные поручения
|
Инвентаризация позволяет на практике выявлять значительное количество
нарушений. Приводим в табличной форме основные виды нарушений, допускаемых при
ведении кассовых операций и методы получения доказательств (см. главу 14 ст. 82
Налогового кодекса РФ).
№
|
Основные виды
нарушений, допускаемые при ведении кассовых операции
|
Методы
получения доказательств
|
1
|
2
|
3
|
1
|
хищение
денежных средств из кассы
|
инвентаризация,
наблюдение за выполнением хозяйственных пли бухгалтерских операций
|
2
|
хищение
денежных средств, замаскировывание неоформленных документов и расписок
|
опрос, проверка
документов. подготовленных в организации, документов, полученных от третьих
лиц (наличие на приходных и расходных кассовых ордерах подписи главного бухгалтера
или уполномоченного лица; наличие на расходных кассовых документах подписей
руководителя предприятия или уполномоченного лица, расписок получателей
денег)
|
3
|
неоприходование
и присвоение денежных сумм, поступивших из
банка
|
получение
письменных подтверждений, проверка документов, подготовленных в организации
|
4
|
неоприходование
и присвоение поступивших от различных
физических и
юридических лип по приходным ордерам денежных средств
|
опрос,
получение письменных подтверждении, проверка документов, подготовленных в
организации, документов. полученных от третьих лип (проверка чековой книжки
организации на полноту оприходования денежных средств в кассу организации,
полученных из банка по чеку)
|
5
|
неоприходование
и присвоение поступивших от различных физических и юридических лиц по
доверенностям денежных средств
|
получение
письме иных подтверждении, проверка документов, подготовленных в организации
(своевременность расчетов сотрудников организации по командировочным
расходам: средствам, выданным на хозяйственные нужды; соответствие приходных
кассовых ордеров записям в журнале регистрации приходных кассовых ордеров:
одновременность оформления кассовых ордеров и движения денег по ним)
|
6
|
повторное
использование одних и тех же документов для списания денег по кассе
|
наблюдение за
выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций, проверка
документов,
подготовленных в организации
(правильность
первичных приходных. расходных кассовых документов.
приложенных к
отчету кассира)
|
7
|
неправильный
подсчет итогов в кассовых документах и кассовых отчетах
|
проверка
документов, подготовленных в организации, арифметических расчетов (совпадение
входящего остатка по кассе на каждый день с конечным остатком по кассе за
предыдущий день: итоги кассовых отчетов)
|
8
|
списание
денежных средств, сумы без оснований или по подложным документам
|
проверка
документов, подготовленных в организации, документов, полученных от третьих
лип (совпадение расходных кассовых ордеров и информации о них. содержащейся в
журнале регистрации расходных кассовых ордеров; достоверность первичных
документов: обоснованность включения лиц в расчетно-платежные ведомости)
|
9
|
подлог в
законно оформленных
документах с
увеличением суммы списания
|
проверка
документов, подготовленных в организации, арифметических расчетов (полнота
регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей в журнале регистрации
платежных (расчетно-платежных) ведомостей, проверка соответствия данных
аналитического и синтетического учета по расчетам с персоналом)
|
10
|
присвоение
(отсутствие) денежных средств, начисленных разным лицам и организациям
|
проверка
документов, подготовленных в организации (проверка соответствия платежных
(расчетно-платежных) документов реестрам депонированных сумм, своевременности
сдачи в банк депонированных сумм и их оприходования на расчетный счет,
соответствия данных синтетического и аналитического учета денежных средств,
соответствия выписанных расходных кассовых ордеров журналу регистрации
депонентов) Получение письменных подтверждений (проверка достоверности
доверенностей от других предприятий)
|
11
|
расчеты
наличными деньгами, превышающими предельный размер, с другими юридическими
лицами
|
проверка
документов, подготовленных в организации (соблюдение установленного банком
лимита остатка в кассе, соблюдение организацией предельных сумм расчетов
между юридическими лицами наличными денежными средствами, поступающими в
кассу, своевременность постановки на учет в налоговом органе
контрольно-кассовых машин)
|
12
|
некорректное
отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета
|
проверка
документов, подготовленных в организации (соответствие котировки,
проставленной на первичных кассовых документах, записям в журнале-ордере № i
«Касса»)
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбом
унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций
при продаже товаров в кредит, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998
№ 132.
2. Альбом
унифицированных форм первичной учетной документации по учету документов в общественном
питании, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132.
3. Бородина В.В.
Бухгалтерский учет в общественном питании. М., 2002.
4. Бородина В.В.
Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле: Учебное и практическое пособие.
М., 2003.
5. Бородина В.В.
Бухгалтерский учет для руководителя: Практическое пособие. М., 2002.
6. Бородина В.В.
Бухгалтерский учет: Учебное пособие. М., 2002.
7. Бородина В.В.
Все о кассовых операциях. Изд. 2-е, переработ. и дополн. М., 2004.
8. Бородина В.В.
Документирование и документооборот в бухгалтерском учете: Практическое пособие.
М., 2002.
9. Бородина В.В.
Как правильно исправлять ошибочные записи в бухгалтерском учете // Финансовая
газета. 2000. № 1.
10. Бородина В.В.
Методические рекомендации по изучению курса «Теория бухгалтерского учета». М.,
2001.
11. Бородина В.В.
Оформление кассовых операций // Финансовая газета. 2000. № 2.
12. Бородина В.В.
Совершенствование форм бухгалтерского учета // Бухгалтерский бюллетень. 1999. №
2.
13. Бородина В.В.
Совершенствование форм бухгалтерского учета // Консультант. 1999. № 7.
14. Бородина
В.В., Свиридова Е.А. Новые требования по оформлению кассовых операций // Консультант.
1999. № 22.
15. Гражданский
кодекс Российской Федерации.
16. Кирьянова
З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник. Изд. 2-е, переработ. и дополн. М., 1998.
17. Методические
рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров
в организациях торговли, утв. письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 № 1- 794/32-5.
18. Методические
указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом
МФРФ от 13 июня 1995 г. № 49.
19. Михайлов А.В.
Бухгалтерский учет многопрофильных предприятий: Практическое пособие. М., 2000.
20. Налоговый
кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2.
21. ПБУ 1/98
«Учетная политика организации».
22. Письмо МНС РФ
от 27 августа 1999 г. № ВГ-6-16/685 «Об унифицированных формах первичной
учетной документации».
23. План счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция
по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.
24. Положение по
бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв.
приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (настоящий приказ вводится в
действие начиная с бухгалтерской отчетности 2000 г.).
25. Положение по
бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в
иностранной валюте» (ПБУ 3/2000).
26. Положение по
бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ
15/01).
27. Положение по
бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01).
28. Положение по
бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000).
29. Положение по
бухгалтерскому u1091 учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01).
30. Положение по
бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02).
31. Положение по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
/ Приказ МФ РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. изм. и доп.).
32. Пошерстник
Е.Б., Мейксин М.С. Бухгалтерский учет современной производственной компании.
М.; СПб., 1998.
33.
Реформирование бухгалтерского учета РФ в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности: Практич. пособие. 1999.
34. Федеральный
закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Страницы: 1, 2
|