«Западный
телекоммуникационный бизнес развивался десятилетиями. А управление МРК нужно
было перестраивать взрывообразно, – рассказывает директор департамента
информационных технологий «Связьинвеста» Игорь Пожидаев. – Развитие компаний
группы «Связьинвест», повышение конкурентоспособности, рост капитализации и
привлекательности для инвесторов – все это неразрывно связано с внедрением
современных информационных технологий».
Зачем все затевалось
В разработанной
консалтинговой фирмой Accenture программе по построению новой корпоративной
структуры, помимо прочего, была предусмотрена перестройка ИТ-системы компаний
«Связьинвеста». На основе проведенного в 2003 году компаниями Accenture и
«Юникон» анализа рынка информационных систем управления предприятием, которые
могут быть использованы в корпорациях масштаба МРК, было принято решение
остановиться на системе, построенной на базе Oracle Business Suite. Генеральным
подрядчиком для реализации данного проекта выбрали компанию «Открытые
технологии».
Цели проекта
состояли в следующем: повысить капитализацию компаний, улучшить качество
управления персоналом и финансами, а также структуризировать документооборот.
Во всех семи МРК
были созданы центры обработки данных. Эти данные размещаются на мощном сервере,
который может одновременно обслуживать от 5000 до 15 000 пользователей.
«Преимущество данного решения заключается в том, что у нас будет единая
система, – рассказывает Игорь Пожидаев. – С точки зрения ИТ мы получаем много
преимуществ. Самое главное – это единое место сбора и анализа информации,
полученной со всех структурных подразделений МРК. Большой плюс с точки зрения
управления бизнесом заключается в том, что обработка одной и той же информации
после полного внедрения системы не будет дублироваться – ввод данных в систему
станет осуществляться только один раз. Пока же у нас в региональных филиалах
одна и та же информация вводится несколько раз. Потом ее собирают и передают в
отчеты, а при такой технологии появляются ошибки».
К моменту начала
реструктуризации в «Связьинвесте» использовалось более 100 различных
информационных систем. Отчетность собиралась в течение нескольких месяцев. На
уровне холдинга подготовка отчета занимала примерно полгода. С точки зрения
управления бизнес-процессами прозрачность компаний «Связьинвеста», как и в
любой другой фирме, использующей много разрозненных систем, оставляла желать
лучшего.
Кроме того, перед
интеграторами стоит серьезная задача по разработке единой нормативно-справочной
информационной базы, в которой бы описывались бизнес-процессы, структура
компании, должности и т. п.
В июне 2003 года
советы директоров всех МРК рассмотрели вопрос о внедрении в своих компаниях
ERP-систем. Затем в июле этот вопрос был обсужден на совете директоров ОАО
«Связьинвест». «Реакция у МРК была неоднозначной, – вспоминает Игорь Пожидаев.
– Во-первых, проявилась боязнь перемен. Во-вторых, те, кто отчетливо
представлял себе, что такое внедрение информационной системы, относились к
этому очень осторожно. Они знали, что в результате увеличится нагрузка и на
персонал, и на руководителей. С другой стороны, могу сказать, что практически
во всех компаниях генеральным директорам удалось создать команду
единомышленников».
«Уплотнение»
времени
Первоначальные с
точки зрения бизнеса результаты внедрения ERP-системы будут получены лишь к
концу 2006 года, когда полностью завершится этап внедрения первого релиза
мастер-системы. Однако о некоторых положительных итогах можно говорить уже
сейчас. В 2003 году в «Связьинвесте» на уровне генеральной дирекции был впервые
создан департамент по информационным технологиям. Вопросами ИТ в некоторых
электросвязях занимались связисты, а не «айтишники». «Мало у кого имелось
представление об истинных обязанностях технического специалиста, который должен
обеспечивать правильное функционирование системы, правильные настройки,
достаточную мощность системы и ее бесперебойную работу», – вспоминает Игорь
Пожидаев. В 2004 году была разработана стратегия развития ИТ на уровне
«Связьинвеста». ИТ-службы стали подразделениями, которые действительно начали
принимать участие в принятии бизнес-решений.
Другим важным
результатом внедрения ERP-системы стало то, что во всех МРК появилось понимание
необходимости унификации бизнес-процессов в филиалах. Компания «Открытые
технологии» привлекла к выполнению проекта в качестве субподрядчиков ведущие
российские консалтинговые и ИТ-компании. В результате для компаний
«Связьинвеста» была создана единая нормативно-справочная документация. На плечи
специалистов «Открытых технологий» легла и координация всех подготовительных
работ проекта – определение требований к системам, сбор и оценка данных о
текущем положении, анализ учетных систем и пр.
Игорь Пожидаев
считает, что внедрение информационной системы поспособствовало перестройке
образа мышления многих сотрудников. Ведь люди полностью осознают степень
полезности той или иной новации лишь тогда, когда начинают получать от нее
отдачу: не раньше и не позже.
«Важность проекта
заключается в том, что он закладывает фундамент будущего развития компании, –
говорит генеральный директор «Уралсвязьинформа» Анатолий Уфимкин. – Созданное в
рамках проекта внедрения Oracle E-Business Suite единое информационное
пространство позволит улучшить контроль за бизнес-процессами всех структурных
подразделений МРК и значительно повысить качество и своевременность
управленческих решений. В частности, одним из самых показательных достижений
станет существенное сокращение сроков получения консолидированной отчетности.
Задачи, решение которых раньше требовало нескольких недель, будут выполняться
за считанные часы».
Как избежать шока
Для помощи в
развертывании мастер-системы во всех компаниях «Связьинвеста», а также в
материнской компании был создан глобальный центр компетенции. Единая
мастер-система создается для всех семи МРК. Генеральная лицензия, которая была
приобретена у Oracle, включает в себя 13 модулей (управление персоналом,
раздельный учет затрат, учет основных средств, дебиторы, кредиторы, движение
денежных средств, управление договорами и т. д.). Весь функционал разбит на три
этапа – релизы.
В 2004 году была
закончена разработка мастер-системы первого релиза, который включает в себя
управление персоналом и учет основных средств – незначительную часть от всего
функционала. Для внедрения мастер-системы первого релиза в МРК были созданы
организационные структуры управления, в настоящее время ведутся работы по
построению системы дистанционного обучения.
Мастер-система
создана, исходя из общих требований МРК с точки зрения бизнес-процессов, чтобы
доработки в компаниях во время внедрения были минимальными. «Иначе нам потом
будет сложно поддерживать эту систему», – поясняет Игорь Пожидаев.
Внедрение первого
релиза началось в январе 2005 года – во всех семи МРК проекты стартовали в
соответствии с графиком. Внедрение осуществляется в два этапа: подготовка
мастер-системы на базе центров обработки данных и развертывание в структурных
подразделениях. «Программа внедрения Oracle в МРК предполагает длительное
отвлечение от оперативной работы большого количества самых квалифицированных
сотрудников, – говорит Дмитрий Самойлов, заместитель гендиректора по
корпоративному развитию «Уралсвязьинформа», директор проекта внедрения. – Это
вносит некоторые сложности в процессы управления. Однако одновременная
реализация всех функций потребовала бы гораздо большего времени и стала бы для
нашей компании, включающей семь филиалов, шоком, способным парализовать всю ее
деятельность».
Развертывание, в
свою очередь, выполняется по «волнам». «Волны» – это группы филиалов, которые
объединены по принципу очередности проведения в них работ по установке
ERP-системы. В каждой МРК сформированы группы филиалов, которые относятся к
«первой волне», «второй волне» и «третьей волне». В одну «волну» входит от трех
до пяти региональных филиалов. Уже к концу 2005 года на Урале и в Сибири будет
завершено развертывание «первой волны» – мастер-системы первого релиза.
Развертывание «третьей волны» планируется закончить к середине 2006 года.
Тест-драйв
Для поэтапного
тестирования мастер-системы, которое в обязательном порядке предшествует ее
внедрению, в каждой МРК создан локальный центр компетенции. Помимо их
представителей в тестировании принимают участие и представители материнской
компании.
Если вопросы,
которые возникают на этапе внедрения, являются общими для всех МРК, то они
обрабатываются централизованно на уровне глобального центра компетенции.
Первый этап
тестирования в МРК заключается в том, что на месте проверяется готовность
технического и программного комплекса. Этот этап все компании «Связьинвеста»
уже прошли.
В настоящее время
идет второй этап тестирования. На этом этапе со стороны МРК выдвигаются
дополнительные требования с точки зрения приспособленности ERP-системы к
локальным условиям. После второго этапа тестирования систему ждет еще
«страховочный» финальный этап.
Из-за того, что
бизнес-процессы в каждой МРК были выстроены по-разному, требования по доработке
мастер-системы исчисляются сотнями. Только на начальном этапе тестирования
таких требований набралось более 400. Правда, после квалифицированной оценки
большая часть из них была признана несостоятельными: проверку на актуальность
прошли лишь 80 требований. Специалистам глобального центра пришлось объяснять
управленцам МРК, в каком виде каждое их требование уже учтено в готовой
системе.
Параллельно с
внедрением должны быть определены старые системы, которые будут сохранены в
МРК. А от тех систем, функции которых будет выполнять новая, естественно,
избавятся.
«Раньше каждый
руководитель электросвязи был самостоятельной единицей. После реструктуризации
они стали руководителями филиалов. Это серьезный психологический фактор, –
рассказывает Пожидаев. – Только сейчас, спустя полтора года, появилось
понимание, что внедрение новой системы стало катализатором преобразований в
компаниях».
Компания «Аква+»
автоматизирует свой бизнес с помощью комплексного решения на базе Microsoft
Project 2003 и Microsoft Small Business Server 2003
При относительно небольшой численности
сотрудников компания «Аква+» ведет значительное количество длительных по
времени проектов, ведение каждого из которых и портфеля проектов в целом
превращалось в непростую задачу, требующую значительного напряжения сил
компании. Для наведения порядка в проектной деятельности и повышения
эффективности бизнеса в компании было внедрено комплексное решение на основе
продуктов Microsoft Office Enterprise Project Management и Microsoft Windows
Small Business Server 2003. Решение позволило повысить конкурентоспособность
компании на рынке проектирования автоматизированных систем управления
технологическими процессами.
О компании
ЗАО «Аква+» —
одна из ведущих инжиниринговых компаний, занимающаяся проектированием,
созданием и вводом в эксплуатацию автоматизированных систем управления
технологическими процессами (АСУ ТП). ЗАО «Аква+» образована в 1996 году как
совместное предприятие, учредителями которого являются МГП «Мосводоканал» и
корпорация Emerson Electriс, США.
Основными
направлениями деятельности компании являются:
|