|
В марте из наблюдаемых групп непродовольственных товаров опережающими темпами росли цены на печатные издания, которые за месяц подорожали на 1,8%, в том числе еженедельные газеты - на 4,8%. Кроме того, на 0,9-2,9% увеличились цены на отдельные виды одежды и обуви весенне-летнего ассортимента, парфюмерно-косметических товаров, строительных материалов, медикаментов, табачных, чулочно-носочных изделий, сумки дамские из кожзаменителя, а также на шины для легковых автомобилей и электрические осветительные лампы. В то же время снижение цен на 0,3-0,7% отмечалось на отдельные виды зимней обуви, телерадиотоваров, медицинских товаров, а также на телефонные аппараты сотовой связи, мониторы для персональных компьютеров, бензин марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) и дизельное топливо. Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды платных услуг населению представлены ниже[21]: Таблица 2.4. Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды платных услуг населению в процентах | |||||||||||||||||||
|
К предыдущему |
Март 2007г. к |
Справочно март |
|||||||||||||||||
февраль |
март |
марту |
декабрю |
|||||||||||||||||
Жилищно-коммунальные |
101,3 |
100,2 |
114,9 |
112,7 |
115,6 |
|||||||||||||||
жилищные |
101,5 |
100,2 |
113,5 |
110,0 |
114,1 |
|||||||||||||||
оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов |
101,1 |
100,2 |
112,5 |
110,2 |
115,4 |
|||||||||||||||
содержание и ремонт жилья для граждан собственников жилья в результате приватизации |
101,4 |
100,1 |
112,7 |
110,4 |
115,2 |
|||||||||||||||
услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ |
102,9 |
100,5 |
117,4 |
112,1 |
115,7 |
|||||||||||||||
вывоз мусора |
101,3 |
100,5 |
115,5 |
111,9 |
113,3 |
|||||||||||||||
коммунальные |
101,2 |
100,2 |
115,7 |
114,1 |
116,4 |
|||||||||||||||
водоснабжение и канализация |
101,7 |
100,2 |
116,7 |
115,1 |
118,0 |
|||||||||||||||
отопление |
101,2 |
100,2 |
115,1 |
113,4 |
116,3 |
|||||||||||||||
водоснабжение горячее |
101,8 |
100,4 |
116,8 |
115,8 |
117,7 |
|||||||||||||||
газоснабжение |
100,8 |
100,0 |
120,3 |
115,9 |
110,7 |
|||||||||||||||
электроснабжение |
100,1 |
100,0 |
111,7 |
111,5 |
116,5 |
|||||||||||||||
Медицинские |
101,0 |
101,6 |
113,4 |
104,4 |
104,7 |
|||||||||||||||
Пассажирского транспорта |
104,2 |
100,8 |
115,2 |
106,7 |
105,8 |
|||||||||||||||
Связи |
110,3 |
100,1 |
112,3 |
110,4 |
100,5 |
|||||||||||||||
Организаций культуры |
101,1 |
100,6 |
114,1 |
103,3 |
104,7 |
|||||||||||||||
Санаторно-оздоровительные |
101,0 |
100,5 |
113,4 |
103,7 |
105,4 |
|||||||||||||||
Дошкольного воспитания |
100,8 |
101,4 |
123,9 |
105,4 |
109,4 |
|||||||||||||||
Образования |
100,9 |
100,5 |
116,3 |
102,6 |
101,9 |
|||||||||||||||
Бытовые |
100,9 |
101,6 |
112,6 |
103,9 |
104,4 |
|||||||||||||||
Зарубежного туризма |
100,1 |
100,3 |
106,0 |
100,3 |
98,6 |
|||||||||||||||
Физкультуры и спорта |
101,4 |
100,9 |
116,5 |
105,4 |
105,2 |
|||||||||||||||
Страхования |
100,6 |
101,1 |
109,0 |
103,3 |
100,4 |
В марте отмечалось значительное замедление темпов роста тарифов на все виды жилищных и коммунальных услуг. В то же время услуги гостиниц стали дороже на 1,8%, а аренда квартир у частных лиц - на 0,8%.
В группе бытовых услуг цены на малярные работы увеличились на 2,8%, на пошив и ремонт одежды - на 1,7-2,4%, шиномонтаж колес легкового автомобиля - на 2,0%.
Из услуг пассажирского транспорта более всего возросла стоимость комбинированного билета для проезда в городском транспорте - на 1,9%, а также тарифы на проезд в пригородном поезде и трамвае - соответственно на 1,8% и 1,2%.
Среди остальных наблюдаемых видов услуг цены на отдельные виды услуг стоматологии, а также плата за начальный курс обучения вождению легкового автомобиля увеличились на 2,0-2,7%, стоимость отдельных видов страховых услуг, цены на экскурсионные услуги, билеты в музеи и на выставки, на доступ в Интернет - на 1,1-1,8% [21].
Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, в марте составил 100,5% (с начала года - 101,7%) (см. Приложение 1).
Подводя итог данному вопросу, необходимо подчеркнуть, что темпы снижения инфляции на современном этапе развития Российской Федерации свидетельствуют о качественном изменении российской экономики в лучшую сторону. Хотя нам далеко до европейского уровня по темпам инфляции, снижение ощутимо. В то же время в снижении инфляции в нашей стране есть определенные нюансы, а именно возможное негативное воздействие на экспорт при более существенных темпах снижения инфляции.
Сопоставление уровня инфляции с уровнем рентабельности в промышленности свидетельствует о готовности российской экономики к расширенному воспроизводству.
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
Антиинфляционная политика является важнейшей составляющей экономической стратегии в большинстве стран мира.
Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).
В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.
Одним из основных механизмов, стимулирующих потребительский и инвестиционный спрос, в рыночной экономике является функциональная экономическая система (ФЭС), регулирующая размеры денежной массы в обращении и уровень инфляции.
Структурообразующими элементами ФЭС по регулированию количество денежной массы в обращении и уровня инфляции является денежно-кредитная политика центральных банков или аналогичных им учреждений, которые наиболее активно используют такие инструменты регулирования, как:
- политика обязательных резервов;
- уровень процентной ставки Центрального банка;
- регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков;
- операции на открытом рынке. [6, c.11]
В этой связи условно функциональную экономическую систему по регулированию количества денежной массы в обращении и уровня инфляции можно изобразить в виде следующей схемы (рис. 3.1)
Рис. 3.1. Система регулирования уровня инфляции
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
В развитии Российской Федерации выделяют четыре различных периода антиинфляционной политики.
Первый (1992-1994 г.г.) - это период гиперинфляции или почти полного отсутствия антиинфляционной политики, в следующий период (1995-1996 гг.) происходит резкое и многократное снижение инфляции, явно свидетельствующее об осуществлении в Российской Федерации некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) - антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодно возрастают, и, наконец, нынешний период активизации антиинфляционной борьбы, начавшейся в 2000 году, характеризуется ежегодным снижением инфляции.
Реализация комплекса антиинфляционных мер позволила существенно замедлить рост потребительских цен в стране.
Можно выделить следующие направления антиинфляционной политики в Российской Федерации:
1. Выдавать кредиты исключительно после возврата старых. Однако это осуществимо только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства. [6, c.8]
2. Восстановление доверия к государственным облигациям. Исследования показывают, что замещение кредитов Центрального банка на покрытие дефицита бюджета государственными краткосрочными облигациями - существенный фактор снижения инфляции.
3. Повышение эффективности банковского сектора путем снижения затрат, ранняя санация и банкротство неэффективных банков и консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Снижение эмиссии и инфляции снизит доходность банковского сектора, что создаст значительные проблемы с ликвидностью у не слишком хорошо работающих банков.
4. Центральному банку очень важно удерживать намеченную траекторию обменного курса и инфляции. Ценообразование предприятий ориентированно на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, на момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него. [2, с.5]
5. Поощрение конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынка. Решительные сдвиги в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечение инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.
6. Снижение норм обязательных резервов и их формирование в белорусских рублях. В этом случае банки не заинтересованы в спекулятивном понижении курса белорусского рубля, так как выигрыш на курсовых спекуляциях будет съеден необходимостью пополнения резервов, снижение которых резко уменьшит разрыв между стоимостью ресурсов и ставками кредитов. [16, c.13]
Подводя итог, отметим, что антиинфляционная политика находится в настоящее время на четвертом этапе развития, когда необходимо дальнейшее использование мер противодействия инфляции. Система мер должна включать решение таких задач, как повышения эффективности банковского сектора, определение либеральной тактики в области валютной, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политик и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проведенного курсового исследования необходимо сделать следующие выводы.
Инфляция является одной из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Это один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.
Инфляция представляет собой обесценение бумажных денег; в рыночной экономике этот процесс, как правило, связан с ростом цен; в командно-директивной экономике или в экономике, в которой продолжают большую роль играть нерыночные факторы, инфляция выражается и в росте цен, и в дефиците многих товаров и услуг. Инфляция, понимаемая таким образом, носит многофакторный характер: на ее оказывают воздействие и факторы денежного обращения и факторы производства и предложения товаров.
В зависимости от различного размера роста цен различают три вида инфляции: ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.
Истоки инфляционных явлений коренятся: в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений, стереотип хозяйственных мотиваций экономических агентов; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни и т.д.
Отличительной чертой переходного периода в России, как и в большинстве стран с транзитивной экономикой, являются мощные инфляционные процессы, сопровождающиеся соответствующими негативными социально-экономическими последствиями. Поэтому снижение инфляции на протяжении ряда лет является стратегической целью проводимой в России политики.
Проведенный анализ показывает, что наметилась устойчивая тенденция к снижению уровня инфляции и приближению ее к допустимому уровню, что свидетельствует об определенных успехах государства в реализации мер антиинфляционной политики.
Тем не менее, рассматриваемая проблема еще не решена в полной мере и поэтому сохраняется необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране. Управление инфляцией по-прежнему представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции, в основе которой лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Список использованных источников
1. Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / А.Я. Лившиц, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др.; Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высш. шк., 1995. – 447с.
2. Домбровский М. и др. Инфляционные последствия девальвационного кризиса в России и на Украине. // Вопросы экономики. – 1999. - №8, с.27-48
3. Гаврилов В. Факторы инфляции в Российской Федерации // Вопросы экономики. -2004. -№ 5. -C.4-12.
4. Гнездовский Ю.Ю., Мороз Е.П. Инфляция в условиях реформирования экономики Российской Федерации // Вопросы статистики. -2003. -№ 6. -C.22-27.
5. Костин Л. Занятость, заработанная плата и инфляция. // Человек и труд. – 1999. - № 2, с.33-36
6. Ковалев М. Как обуздать инфляцию. // Банковский вестник. -2001. -№4. -С.8-15.
7. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. -М.: Инфра-М, 1997. -725с.
8. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. -В 2-х томах. -Т.1,2. -М.: Республика, 1992. -412с.
9. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций. -М.: Инфра-М, 1997. -345с.
10. Ореховский П.А. Общая экономическая теория. -Ч.2. -Обнинск: МАСЗ, 2000. -303с.
11. Орлов А. О социально-экономической природе современной инфляции // Общество и экономика. -2005. -№ 4. -C.95-105.
12. Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2006 год // Деньги и кредит. -2005. -№ 11. -C.3-29.
13. Сидоренко А. Пять лет сплошных побед // Вопросы экономики. -2001. -№3. -С.5.
14. Сошникова Л.А., Гнездовский Ю.Ю. Моделирование и анализ инфляции в Российской Федерации // Вопросы статистики. -2005. -№ 4. -C.31-33.
15. Тарасевич Л.С., Гребенников П. Макроэкономика: Учебник. -М.: Высшее образование, 2005. - 654с.
16. Тарасов В., Крылович И. Сезон инфляции. // Вопросы экономики. -2002. -№3. -С.13.
17. Тарханов О. Инфляция // Общество и экономика. -2004. -№ 10. -C.136-156.
18. Тимошенко Л.М. Инфляционное таргетирование: сущность и условия реализации // Вопросы экономики. -2003. -№3. -С.52-62.
19. Тихонов А. Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность. // Банковский вестник. -2002. -№5. -С.2-6.
20. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. -М.: БЕК, 1996. -678с.
21. Сайт государственного комитета статистики www.gsk.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.