Международная
экономическая интеграция в своём развитии проходит ряд ступеней:[8]
·
Зону
свободной торговли (ЗСТ);
·
Таможенный
союз, (ТС);
·
Единый
рынок (ЕР);
·
Полная
экономическая интеграция.
У всех этих
ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит
в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции,
устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах
интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где
развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов - цен,
процентов и т.д. - на этом едином пространстве возникает более эффективная
территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны
выигрывают на повышении производительности труда, а также на экономии расходов
на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая
ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.
Таблица 2. СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ[9]
|
Ступени
|
Сущность
|
Примеры
|
1.
Зона свободной торговли
|
Отмена
таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной
группировки
|
ЕЭС
в 1958–1968
ЕАСТ с 1960
НАФТА с 1988
МЕРКОСУР с 1991
|
2.
Таможенный союз
|
Унификация
таможенных пошлин в отношении третьих стран
|
ЕЭС
в 1968–1986
МЕРКОСУР с 1996
|
3.
Общий рынок
|
Либерализация
движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами –
участниками интеграционной группировки
|
ЕЭС
в 1987–1992
|
4.
Экономический союз
|
Координация
и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к
единой валюте
|
ЕС
с 1993
|
5.
Политический союз
|
Проведение
единой внешней политики
|
Пока
примеров нет
|
Центростремительные
интеграционные тенденции развиваются не только в Западной Европе. Аналогичные
процессы наблюдаются в Северной Америке.
Так, начиная с
1988 года в Северной Америке усиливаются процессы международного экономического
сотрудничества, в частности создаётся зона свободной торговли США - Канада.[10]
Создание такой
зоны ставило перед собой следующие цели: отменить тарифы в торговли двух стран
в десятилетний период; снять национальные преференции на все правительственные
контракты стоимостью 25.000 долларов США (вместо 171.000 долл. США); запретить
ограничения в торговле топливом и энергией, за исключением тех, которые связаны
с национальной безопасностью и исчерпыванием энергетических ресурсов; отменить
тарифные и либерализовать нетарифные барьеры в торговле двух стран
сельхозпродукцией; создать национальные режимы для взаимного инвестирования,
которые оценивались в 58 млрд. долл. США; снять ограничения при создании новых
фирм и др.
Будучи логическим
продолжением и развитием зоны свободной торговли между США и Канадой, с 1
января 1994 г. началась реализация соглашения США, Канады и Мексики о
Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), заключенного 17
декабря 1992 г. НАФТА открывает путь к созданию целостного рыночного
пространства континентального масштаба. Речь идет о демонтаже не только чисто
торговых барьеров, но и о либерализации режима иностранных инвестиций, миграции
рабочей силы и других аспектах обеспечения прозрачности границ между тремя
государствами Северной Америки. Уже к концу нынешнего века в значительной мере
сформируется зона свободной торговли с населением свыше 375 млн. человек и
совокупным валовым продуктом порядка 8 трлн. долл. в год (в современных ценах).[11]
Таким образом,
решающая роль в развитии североамериканской интеграции принадлежит,
естественно, США: и в плане тихой интеграции с соседними странами, и с точки зрения
инициирования и эволюции организационно-политических форм межгосударственного
сотрудничества в этих целях. США на протяжении многих лет через свои компании
активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего преимущества
американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых
рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем
континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую
задачу.
Важное изменение
вносит договор в режим миграции капиталов. В отношениях между США и Канадой
последний уже достаточно либерализован. С 29 декабря 1993 г. в Мексике введен
закон, расширяющий возможности иностранных инвесторов. В ряде отраслей
промышленности и сельского хозяйства разрешается вкладывать капиталы в любых
пропорциях, финансировать принципиально новые виды экономической деятельности,
производство новых товаров и услуг. Правда, иностранцам запрещается пока
инвестировать в разведку и добычу энергоносителей и радиоактивных руд,
транспортную и коммуникационную инфраструктуру. В дальнейшем долевое участие в
тех сферах, где оно ограничено, намечается расширить: с 1 января 2001 г. -до
51, а с 1 января 2004 г. - до 100%. В предприятиях по сборке автомобилей,
изготовлению узлов и деталей к ним, а также в строительных фирмах 100
процентное участие разрешено уже с 1 января 1999 г.
Кроме того,
Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное участие в банках и
страховых компаниях, что позволит американскому и канадскому финансовому
капиталу взять в свои руки до 1/3 мексиканского страхового рынка.
Экономика Канады
тесно связана с экономикой США.
Доля США во
внешнеторговом обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады -
20%.[12]
Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной
группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет
менее 20%, а доля Франции - чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в конце 80-х годов
канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для
углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что
эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для
американских. Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных
барьеров была предварительно, скрупулезно подсчитана, в частности, для
обрабатывающей и добывающей промышленности.
В настоящее время
в Латинской Америке и Карибском бассейне осуществляется ряд инициатив в области
региональной интеграции, отчасти в результате охватившей этот регион в
последние годы волны либерализации торговли и отчасти в ответ на соглашение
стран Севера о создании Североамериканской зоны Свободной торговли.
Некоторые из этих
инициатив являются строго двусторонними. Например, Чили подписала в апреле 1992
года соглашение о свободной торговле с Венесуэлой, уже являющейся её третьим
крупнейшим торговым партером в Латинской Америке.
Аргентина и Чили
сокращают препятствия на пути своей двусторонней торговли и объём их
трансграничной торговли в середине 90-х годов составил свыше 1 млрд. долл. США.
Боливия и Мексика договорились провести либерализацию 60% своей взаимной
торговли в 1993 году, а оставшихся 40% - к 1997 году. В свою очередь, Мексика
подписала в 1991 году договор о свободной торговле с Чили, который
предусматривает поэтапное устранение всех барьеров в двусторонней торговле к
1998 году и стал причиной 80% увеличения объёма торговли Чили с Мексикой в 1992
году. Перу заключила с Боливией и Венесуэлой двусторонние соглашения,
отменяющие тарифы и ограничения на импорт из этих стран. [13]
С учетом мирового
опыта развития страны Латинской Америки выдвинули новую концепцию региональной
интеграции, которая представляет собой не альтернативу интеграции в мировое
хозяйство, а наилучшую, на их взгляд, основу для развития связей Латинской
Америки с другими районами мира. Для этого была поставлена задача изменения
прежнего стиля интеграции, нацеленной первоначально на замену импорта в рамках
региональных рынков, что не соответствовало новой модели развития
латиноамериканских стран. Стала разрабатываться четко сформулированная
концепция так называемого открытого регионализма, т.е. интеграция, основанная
на низких таможенных барьерах и более открытая для мирового рынка.
Существует
несколько причин, которые привели к ускорению интеграции в Латиноамериканском
регионе.[14]
Первая причина - усиливающаяся конкуренция
в торговле, с одной стороны, и рост доходов от использования новых технологий и
инвестиций, с другой - побуждали к созданию более крупных и открытых рынков.
Стало ясно, что ограниченность и даже закрытость рынка неизбежно ведет к
замедлению темпов развития по всем направлениям.
Второй
причиной
ускорения интеграционных процессов стала предпринятая южноамериканскими
странами в конце 80-х годов либерализация внешней торговли. Реализация программ
по введению единых тарифов и снятию нетарифных ограничений создала условия для
подписания двух- и многосторонних соглашений о либерализации торговли, что было
невозможно осуществить в условиях закрытых экономик. Установление льготных
тарифов или их полная отмена в определенных секторах экономики стимулировали
товарообмен в регионе.
Третья причина состоит в радикальном
пересмотре механизмов интеграции в регионе. Как известно, в 1960 г. был
подписан Договор Монтевидео о создании зоны свободной торговли, включающей
страны-члены Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), а с 1980
года - Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ). Согласно договору была
создана жесткая тарифная система, в ряде случаев себя не оправдывавшая, а с
позиции сегодняшнего дня - невыгодная. Страны должны были предоставить режим
наибольшего благоприятствования для всех стран ЛАСТ, а не только своим
партнерам, что в дальнейшем привело бы к обоюдной выгоде. На практике страны
перестали предлагать своим приоритетным партнерам товары по льготным тарифам,
поскольку это автоматически распространялось и на других членов ЛАСТ. Это стало
наносить, в конечном счете, ущерб национальным экономикам со стороны
конкурирующих производителей третьих стран. Договор Монтевидео через двадцать
лет был пересмотрен и согласно новым условиям он допускал заключение торговых
соглашений с несколькими или даже с одной страной. Было констатировано, что
общее снижение тарифов не служит целям латиноамериканской интеграции, которая
должна углубляться постепенно, в результате подписания участниками соглашений,
рассматривавшихся как строительные блоки для полного снятия тарифов в будущем.
К четвертой
причине
ускорения интеграционных процессов следует отнести положительные изменения в
политической жизни континента. Начавшийся процесс демократизации, в общем, дает
основания полагать, что конфликтные ситуации типа футбольных войн исчезнут, и
не будут влиять на экономические преобразования.
В наблюдающейся
активизации интеграционных процессов в Южной Америке все более заметную роль
играет МЕРКОСУР - Общий рынок стран Южного конуса, созданный в 1991 г.
Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем и в короткий срок превратившийся в
один из основных участников реальной региональной Интеграции. В настоящее время
МЕРКОСУР - это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где
сосредоточено 45% населения (более 200 млн. чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1
трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема
товарооборота и 33% объема внешней торговли континента. Договором о создании
МЕРКОСУР предусматривалась отмена всех пошлин и тарифных ограничений во
взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание ЗСТ в субрегионе к 31
декабря 1994 г.: свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого
внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области
промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи в валютно-финансовой
сфере, унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон,
единый порядок определения происхождения товаров. В результате предпринимаемых
усилий взаимный товарооборот вырос с 3,5 млрд. долл. в 1991 г. до 11,5 млрд.
долл. в 1995 году.[15]
Для руководства
процессом интеграции в переходный период в конце 1994 г. были созданы Совет
общего рынка (в составе министров иностранных дел). Группа общего рынка -
исполнительный орган, функционирующий постоянно и имеющий административный секретариат
со штаб-квартирой в Монтевидео, а также 10 технических комиссий, подчиняющихся
Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного
регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики,
макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной
технологии, сельского хозяйства и энергетики.
Становление
МЕРКОСУР не обходится без трудностей. Несмотря на поставленные цели,
страны-члены этой группировки не сумели договориться к намеченному сроку (1
января 1995 г.) о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле.
Участники МЕРКОСУР условились временно на переходный период сохранить
значительное число изъятий из общего режима, которые варьируются для каждой из
четырех стран. В Частности, Уругвай получил право на наиболее обширный список
временных исключений из беспошлинной торговли между странами-членами МЕРКОСУР -
950 позиций единой таможенной номенклатуры блока на срок до 2000 г., Аргентина
- 221 позицию до 1999 г., Бразилия - 28 позиций до 1999 г., Парагвай - 272
позиции до 2000 г. Не удалось согласовать в предполагавшиеся сроки и единые
внешние тарифы на импорт товаров из стран, не входящих в МЕРКОСУР. Тем не
менее, сторонами согласован график, в соответствии с которым предполагается
ежегодно равными долями снижать эти тарифы вплоть до их полной отмены в
согласованные заново сроки.
Договор МЕРКОСУР
предписывает отмену нетарифных ограничений, за исключением мер регулирования
торговли вооружением, боевой техникой, боеприпасами, радиоактивными
материалами, драгоценными металлами, а также рестриктивных мер, направленных на
защиту здоровья и нравственности граждан, национального культурного достояния.
Кроме того, сохраняется ряд нетарифных регулирующих мер, не имеющих
ограничительного характера, которые подлежат упорядочению и гармонизации.
Однако эта сложная и объемная работа, проводимая специальным комитетом МЕРКОСУР
по нетарифным ограничениям, пока не завершена. В настоящее время Комиссия по
торговле разрабатывает общий регламент по защите от демпинга.
Как и было
условлено, с 1 января 1995 г. на внешних границах блока стали действовать общие
таможенные тарифы (ОТТ) на импорт из третьих стран, охватывающие примерно 85%
товарных позиций единой таможенной номенклатуры МЕРКОСУР. Их ставки варьируются
от 2 до 20% стоимости товара. В отношении остальных 15% номенклатуры определен
особый порядок формирования ОТТ: товары инвестиционного назначения - ставка ОТТ
14% с постепенным приведением в соответствие с ней национальных тарифов
Аргентины и Бразилии до 2001 г., Парагвая и Уругвая - до 2006 г.; продукция
информатики и телекоммуникаций - ставка ОТТ 16% до 2006 г. для всех четырех
стран. Кроме того, за каждым из государств-членов МЕРКОСУР зарезервировано
право на временные изъятия из режима ОТТ в целях наиболее адекватной адаптации
так называемых уязвимых секторов экономики к новой конкурентной среде
(действующие национальные тарифы на эти товары будут постепенно приведены в
соответствие с согласованными ставками ОТТ). [16]
Страницы: 1, 2, 3
|