Отсюда
можно сделать вывод о том, что если все составляющие сайта, как то: музыкальные
произведения, литературные произведения, аудиовизуальные произведения и другие
составляющие сайт произведения относятся к объектам, охраняемым Закона об
авторском праве правильнее и вернее всего, как отмечают исследователи, будет
признать сайт объектом авторского права.
Таким образом, можно говорить о том, что хотя законодательно сайт
пока не является объектом авторского права, практика относит его к данной
категории. Соответственно автор сайта, как любого другого объекта авторского
права будет обладать личными неимущественными и имущественными правами.
§1.Особенности реализации личных неимущественных и
имущественных прав
Согласно ГКРФ части 4 произведение создается творческим трудом
автора. Изначальным обладателем всех авторских правомочий является автор –
физическое лицо. Авторское право складывается из двух групп правомочий: прав
личного неимущественного характера и исключительных прав на использование
произведения (так называемые имущественные права)1.
Перечень данных прав представлен в статье 1229 ГКРФ. К личным неимущественным
правам ГКРФ относит: право признаваться автором произведения (право авторства);
право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем
автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на
имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме
(право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения,
включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного
нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора
Данная группа прав носит абсолютный характер. Абсолютность состоит в том, что
они принадлежат автору независимо от имущественных прав и сохраняются за ним
даже в случае уступки имущественных (исключительных) прав в полном объеме (ст.1229
ГКРФ). Они не могут быть переданы, отчуждены, не переходят по наследству и
прекращаются в момент смерти их обладателя. Любые соглашения о передаче
имущественных прав ничтожны. После смерти автора защиту данных прав
осуществляет наследник2. Исключительные имущественные
авторские права на использование произведения означают право их обладателя
осуществлять самому, разрешать или запрещать другим лицам определенные
действия, перечень которых закреплен в статье 1229 ГКРФ и включает в себя право
воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять
экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее
(право на распространение); импортировать экземпляры произведения в целях
распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя
исключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать
произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право
на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или
передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или)
последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение
(включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по
кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для
всеобщего сведения по кабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать,
аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на
переработку); сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо
может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое
время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). В отличие от
прав неимущественного характера имущественные права переходят по наследству и
могут передаваться по авторскому договору. Посмотрим, как происходит
реализация данных прав применительно к сети Интернет.
Нужно отметить, что относительно личных неимущественных прав в
науке гражданского права нет споров, то есть общепризнанно, что гражданин,
создавший произведение, является его автором, следовательно, обладает всеми
личными неимущественными правами по отношению к своему произведению. Это в
полной мере относится и к автору Интернет-сайта. Дискуссии имеют место в
отношении имущественных прав.
Итак, право на воспроизведение. Ст. 1292 под данным правом
понимает изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в
любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи,
изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного
произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного
произведения; запись произведения в память ЭВМ также является
воспроизведением. Следовательно, владелец сайта, размещая на нем
соответствующую информацию, которая представляется в «электронной форме и
записывается на носитель информации сервера, на котором размещается
соответствующий сайт»3 реализует свое право воспроизведения.
В. Наумов понятие электронной формы аргументирует следующим образом: «ГКРФ указывает
на следующие объективные формы: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись
и так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так
далее); звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и
так далее); изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-,
видео- или фотокадр и так далее);
объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее); в
других формах. Наличие в данной норме при описании каждого из видов форм
словосочетания «и так далее» не позволяет однозначно определить, к какому из
видов отнести размещение информации в сети Интернет, поэтому воспользуемся
понятием “электронная форма”»4. Таким образом, правомочие
воспроизведения, безусловно, принадлежит автору сайта. Хотя данное право в
«цифровой среде» оказывается очень неустойчивым, не обеспечивающим обладателям
авторских и смежных прав возможности надежного контроля за использованием
принадлежащих им объектов, но оно несомненно реализуется.
Право на распространение. ГКРФ не дает точного определения
данного права, но принято считать, что оно относится к введению экземпляров
произведения в гражданский оборот, прежде всего путем продажи. Причем
распространению подлежит ограниченное число копий произведения5.
Поэтому данное правомочие не может описывать отношения, связанные с
использование объектов авторского права в Интернете.
В следующую группу правомочий можно объединить права на разрешение
сообщения (включая показ, исполнение, передачу в эфир) для всеобщего сведения
по кабелю, проводам, а также право на доведение до всеобщего сведения. Согласно
ГКРФ сообщать - показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать иное
действие (за исключением распространения экземпляров произведения или
фонограммы), посредством которого произведения, фонограммы, исполнения,
постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания становятся
доступными для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от их
фактического восприятия публикой. Право на доведение до всеобщего сведения было
внесено в ГКРФ вместе с 4 частью, для этого появились веские причины.
Во-первых, передача данных в Интернет имеет существенные особенности, связанные
с многообразием используемых средств, с возникающими дополнительными возможностями,
интерактивностью коммуникации. Применение предусмотренного ранее Законом об
авторском праве правомочия – «сообщения для всеобщего сведения по кабелю» было
не достаточно6. Под доведением до всеобщего сведения
ГКРФ понимает сообщение произведения таким образом, при котором любое лицо
может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое
время по своему выбору. Отсюда вытекает вторая причина – данное понятие уже
используется в договорах ВОИС, его включение в ГКРФ необходимо для интеграции и
унификации международного и российского законодательства, а также данное
правомочие позволяет более точно отразить использование охраняемых объектов в
Интернете.
Таким образом, автор в сети Интернет обладает практически всеми
исключительными правами на сайт как объект авторского права. Если пользователь
намерен в коммерческих целях использовать в своей деятельности авторское
произведение (в том числе с применением Интернет технологий), в частности,
заимствованное из сети "Интернет", то в соответствии с ГКРФ пользователь
обязан заключить с правообладателем (автором или третьим лицом) авторский
договор в письменной форме. Несоблюдение данного положения ГК есть прямое и
существенное нарушение авторских прав, которое, как показывает судебная
практика Российской Федерации и других стран, может повлечь материальную,
административную и даже уголовную ответственность, а критерий - коммерческое
или некоммерческое использование авторского произведения - в определении
нарушений авторского права для суда является очень важным условием7.
§2. Проблемы наступления ответственности за нарушение прав
автора Интернет-сайта.
Отличительным признаком и основой сети Интернет является простота,
мгновенность и общедоступность копирования, отсутствие материальных затрат на
копирование, чем пользователи сети Интернет широко пользуются, формально
нарушая действующее законодательство по авторскому праву. Так по данным BSA
(Business Software Alliance - Ассоциация производителей программного
обеспечения) даже в такой стране как США, где уровень защиты авторских прав
самый высокий в мире, до 40% использования лицензионного программного
обеспечения применяется с нарушением авторских прав. В Российской Федерации
данный показатель доходит до 95%8. Действующее законодательство содержит
подробную регламентацию видов, форм, средств, способов защиты авторских и
смежных прав, но не все они реализуются на практике. Причин этого – множество:
низкий уровень правопорядка в стране, неосведомленность авторов о своих правах,
отсутствие квалифицированных специалистов, способных оказать авторам правовую
помощь, и т. д.9. ГКРФ определяет, что нарушителем
авторских прав является физическое или юридическое лицо, которое не выполняет
требований ГКРФ. Нарушение прав может произойти как в рамках авторского
договора, так и вне рамок договорных отношений. При внедоговорном нарушении, а
также тогда, когда в договоре не указаны санкции, потерпевший может
воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены законодательством.
Защита авторских прав может осуществляться как в юрисдикционной,
так и в неюрисдикционной форме (форма защиты – комплекс внутренне согласованных
организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом
интересов10).
Юрисдикционная форма представляет собой деятельность уполномоченных
государством органов по защите нарушенных или оспариваемых авторских прав11. В рамках данной формы выделяются общий
(или судебный) и специальный (или административный) порядки защиты. По общему
правилу, защита авторских прав и охраняемых законом интересов их обладателей
осуществляется в судебном порядке. Среди способов защиты выделяются как
гражданско-правовые, так и уголовно-правовые. Средством защиты выступает иск,
т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны,
и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем
обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения – с другой12. Специальным порядком защиты является
административный порядок их защиты (ст.11 ГК). Он применяется в виде исключения
из общего правила, в случаях, прямо указанных в законе. Средством защиты в
данном случае является не иск, а жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой
регламентированы административным законодательством. В настоящее время в
области авторского права таких случаев не предусмотрено.
Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и
организаций по защите авторских прав, которые совершаются ими самостоятельно,
без обращения за помощью в компетентный орган. Нужно сказать, что количество
данных мер невелико (в частности, это отказ совершать определенные действия в
интересах неисправного контрагента) и применяются они очень редко. Объем данной
работы не позволяет подробно остановиться на данной форме защиты. Скажем
только, что к способам такой защиты можно отнести самозащиту, которая
применяется и при защите авторских прав в Интернете. Наиболее распространенными
в настоящее время являются гражданско-правовые способы защиты. Данные формы,
способы и средства предусмотрены для защиты авторских прав согласно
законодательству Российской Федерации. Рассмотрим, как данные способы
применяются к защите авторских прав в Интернете.
Сеть
Интернет – это особая сфера жизнедеятельности, в которой существуют
определенные отношения, Интернет - отношения. Они аналогичны реальным
отношениям, складывающимся в обычной жизни. Следовательно, и неправомерные
действия лиц в сети Интернет, подпадающие, например, под нормы уголовного права
будут регулироваться уголовным правом, имущественные отношения – гражданским
правом, административные – административным правом. Административная
ответственность за проступки в сети Интернет наступает в соответствии с
Кодексом РФ об административных правонарушениях. Глава 13 предусматривает
ответственность за правонарушения в области связи и информации, а ст.7.12 – за
нарушения в области авторских и смежных прав, в частности за ввоз, продажу,
сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или
фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или
фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской
Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений
или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их
производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное
нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода. Безусловно, ввоз
и сдача в прокат не могут быть применены к сети Интернет, а продажа и иные
действия, связанные с распространением контрафактной продукции в Глобальной
Сети осуществляются почти без ограничений. Близко к административной примыкает
уголовная ответственность. Сходство их заключается в санкциях: в размере штрафа
за вред, причиненный при реализации контрафактной продукции. При применении
норм административного законодательства он (штраф) меньше, при применении норм
уголовного права – больше.
Хотя
размещение в Сети сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию
регулируются нормами гражданского права. Но если такие сведения представляют
большую степень общественной опасности, но это факт клеветы как состава
преступления, предусмотренного уголовным законодательством13. Осознав как позитивность, так и опасность
Глобальной сети, законодатель предусмотрел в Уголовном кодексе главу «Преступления
в сфере компьютерной информации», а также ст. 146 «Нарушение авторских и
смежных прав». Нужно отметить, что данная статья не находит широкого
применения. Действительно, нельзя большинство пользователей Интернета (как
правило, высокообразованных и законопослушных граждан в части соблюдения прав
собственности на материальные вещи), использующих произведения в личных целях и
составляющих значительную часть общества и населения страны, привлекать к
ответственности вплоть до уголовной (ст. 146 УК РФ). Это невозможно осуществить
не только законодательно, но и чисто технически, поэтому предлагается создать
единую государственную службу, которая концентрировала бы в своих руках функции
адресной регистрации, координации и организационно-технического контроля пользования
сетью, в том числе сертификацию и лицензирование информационно-сетевых услуг14.
Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в Сети может
наступать в соответствии с ГК: за неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательств; вследствие причинения вреда и т. п. Если авторское право нарушено
или оспорено, суд обязан принять и рассмотреть исковое заявление по существу.
Но здесь проявляется экстерриториальность Сети. И возможно возникновение
следующей ситуации: сайт автора находится на сервере, зарегистрированном в США
и физически расположенном в Германии. Автор постоянно проживает в России и ни
разу не был ни в США, ни в Германии. Некто, скопировав материалы с домашней
странички автора, разместил их на сервере, физически расположенном в Канаде,
имя которого зарегистрировано в стране, не присоединившейся к международной
Конвенции по авторским правам. Возникает несколько вопросов: поставив на своих
работах символ ї, у какой страны (России, Германии, США) автор просит защиты
его прав; по законам какой стран должно определяться, совершил ли Некто
нарушение "авторского права"; у кого автору искать "защиты"
от человека, безвозмездно распространяющего его идеи (хотя бы и без указания
авторства)? Чтобы определиться со "страной защиты", нужно определить,
где произошло нарушение авторских прав. В данном случае такой страной будет
являться Канада, которая, кстати, ратифицировала Всемирную конвенцию об
авторском праве от 06.09.195215
(и Германия, и США, и Россия также являются ее участниками). Согласно статье II
этой Конвенции, выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося
Государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории
такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве
охраной, которую такое Государство предоставляет произведениям своих граждан,
впервые выпущенным в свет на его собственной территории. Следовательно,
согласно Конвенции хотя произведение было выпущено в свет в Германии, в Канаде
ему должна предоставляться такая правовая охрана, которая предоставляется
произведениям, выпушенным на территории Канады согласно канадскому
законодательству. Даже если в Канаде и существуют какие-либо формальности
относительно регистрации авторских прав, при благоразумно проставленном ї они
считаются соблюденными (статья III). Что касается вопроса относительно
регистрации самого сервера в другом государстве. Конвенция оперирует понятием
"территории" в смысле территории конкретного государства. В этом же
смысле каждый сервер, несмотря на его умозрительную "виртуальность",
внепространственность, объективно физически находится на территории одного
государства. Зарегистрирован ли он где - либо еще никакого значения не имеет.
Кроме того, государства-участники договорились, что каждый будет предоставлять
охрану по своему законодательству16.
Но, допустим, что такое нарушение произошло в России.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|