Наряду с
административными средствами следует отметить еще одно неэкономическое средство
регулирования - правительственные убеждения. Сама по себе формулировка
долгосрочных целей ГЭП является средством регулирования, так как она оказывает
воздействие на принятие экономических решений хозяйственных субъектов. В ряде
случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность
в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее
участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного
целевого займа. Как правило, такие призывы находят отклики у населения, тем
более что за ними часто следуют стимулирующие меры (в нашей стране призвал
граждан покупать товары отечественного производства президент РФ Борис Ельцин).[4]
2.2. Экономические инструменты: денежно-кредитные бюджетные
Экономические
средства государственного регулирования подразделяются на средства
денежно-кредитной и бюджетной политики.
Основные средства
денежно-кредитной политики - это: а) регулирование учетной ставки (дисконтная
политика, осуществляемая центральным банком); б) установление и изменение
размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны
обязаны хранить в центральном банке; в) операции государственных учреждений на
рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля
ими и погашение.
При помощи этих
инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на
финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли
рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи
уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний
финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых
странах несколько ослабела.
Прямое
государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной
политики. Государственный бюджет - это доходы и расходы центрального
правительства и местных властей.
Главным
инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных
расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на
деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь
интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов.
Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой
системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.
Налоги в ГРЭ -
это, с одной стороны, главный источник финансирования государственных расходов,
материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент
регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом
обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании
тонко настраиваемого механизма воздействия На хозяйственное поведение
юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно
предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.
Ускоренная амортизация.
Особую роль среди
инструментов ГРЭ играет ускоренное амортизационное списание основного капитала
и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов.
Ускоренное
амортизационное списание основного капитала в современных условиях является
главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике
и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР.
Суть его заключается в отрыве физического процесса снашивания машин,
оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства
переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые
товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания,
государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая
может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и
затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых
капиталовложений.
Нормы
амортизационных списаний по видам вещественных носителей основного капитала
(станки, оборудование, транспортные средства, здания) с подробной разбивкой по
типам регулярно публикуются министерствами финансов.
Ускоренное
амортизационное списание основного капитала имеет наряду с возможностью
временного стимулирования капиталовложений, независимо от состояния
конъюнктуры, еще ряд последствий.
Во-первых,
дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере
уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера
налоговых ставок сокращается. Например, при сокращении балансовой прибыли (но
не действительной, частично укрытой в амортизационном фонде) в три раза налог
платится по пониженной ставке и чистая балансовая прибыль сократится менее чем
в два раза.
Во-вторых,
ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от
их реальной цены.
В-третьих, без
дополнительного внешнего финансирования, а исключительно за счет
самофинансирования произошло существенное увеличение производственных
мощностей.
В-четвертых,
технически высокооснащенные фирмы получают возможность продавать частично
списанные основные средства и реализовывать скрытые резервы, используя выручку
для новых капиталовложений.[5]
Перед нами мощный
рычаг государственного регулирования инвестиций - освобождение прибылей от
налогов, укрытие их в амортизационном фонде и принудительное использование для
новых капиталовложений (никуда больше эти средства использовать нельзя, а без
движения не выгодно).
Варьирование норм
ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во
всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной
политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их
результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект
варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной
конъюнктуры, а в периоды кризисов действенность амортизационной политики ослабевает.
Государственный сектор
Государственные
капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном
секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Он является одновременно
объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.
Государственный
сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или
частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. ГС
существовал во многих странах задолго до развития капитализма; он включал
почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере
становления системы ГРЭ государство строило, выкупало у частных собственников
хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой
промышленности, функционирование которых было необходимо для экономики страны,
но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.
Значительная
часть ГС - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные.
Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических
отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала
медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных.
Часть ГС - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.
Существование в
условиях рыночного хозяйства сектора, который в своей деятельности
руководствуется принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм,
позволяет использовать ГС для решения общегосударственных экономических задач,
повышения прибыльности частного хозяйства. Монопольная прибыль, а зачастую и
прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности ГС в
инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, подготовке и
переподготовке кадров, области охраны окружающей среды, так как высоких
прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета.
Поэтому ГС стал поставщиком дешевых услуг (транспортных, почтово-телеграфных),
электроэнергии и сырья, снижая таким образом издержки в частном секторе.
Активно
используется ГС как средство ГРЭ. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры,
депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в
ГС, как правило, растут. Таким образом правительственные органы стремятся
противодействовать спаду производства и росту безработицы. ГС играет заметную
роль в государственной структурной политике в НИОКР, подготовке и
переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются внешней торговлей,
вывозом капитала за рубеж.
В целом ГС служит
дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация
для частного капитала оказывается недостаточной. В результате ГС служит
повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из
инструментов перераспределения ВВП.
Размеры ГС, его
доля в национальной экономике изменяются не только в результате нового
строительства и приобретения, но и вследствие приватизации - продажи
рентабельных, реконструированных объектов ГС частным фирмам. В 80 - 90-х гг.
эта тенденция заметно усилилась.
В Российской
Федерации удельный вес государственной собственности основных фондов уменьшился
с 91% в 1990г. до 42% в 1995г., а частной или смешанной повысился
соответственно с 9% до 58%, или в 6,4 раза. За тот же период доля работающих на
государственных и муниципальных предприятиях и организациях снизилась с 82,6 до
37,6%, а на частных возросла с 12,5 до 37,6%, т.е. в 3 раза. В
негосударственном секторе создается почти 70% ВВП.[6]
Внешнеэкономическое регулирование
Наряду с
перечисленными инструментами ГРЭ, имеющими внутриэкономическую направленность,
существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.
Практически все
рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают
существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки,
налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.
Однако имеются и
специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с
заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг,
капитала, научно-технического и административного опыта; кредитование экспорта,
гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена
количественных ограничений, изменение пошлин во внешней торговле; меры по
привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны,
изменение условий его функционирования и репатриации, качественная селекция (с
точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего
из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие
в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных
объединениях.
В РФ импортные
товары составляют 48% (данные за I квартал 1998г.) Потребитель нужный товар получает, но все, что
содержится в его цене, идет за рубеж: там за счет этого рабочие получают
зарплату, предприятия прибыль, государство налоги и социальные платежи. В
России, которая запускает спутники и космические корабли, 90% продаваемых
цветных телевизоров, 70% стиральных машин - импортного производства. По мнению
многих экономистов доля импорта должна быть не более 15-20%. Это разумный
предел, чтобы не ощущать пагубного давления иностранных конкурентов на наших
товаропроизводителей. Политика и стабилизационные меры должны отвечать
интересам страны, укреплению экономической независимости.[7]
Заключение
Существующая ныне
система ГРЭ сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько
этапов.
1. Создание общих
благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение
усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального
законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денежного
обращения. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных
отраслях.
2. Несогласованные
между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать
на занятость и цены.
3. Эксперименты с
использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства.
Волна приватизации объектов государственной собственности.
4. Переход в ряде
стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки
повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости
инструментов регулирования, определения их эффективности.
5. Осуществление
во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования
в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более
адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.
6. Меры по
согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном
уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального
программирования в ЕС.
Движение к
рыночному типу хозяйствования радикально изменили представления о
государственном механизме регулирования социально-экономических процессов.
Реформы в России развернулись под флагом разгосударствления экономики, но по
упрощенной схеме, с категорическим отрицанием имевшегося опыта. И сейчас ясно,
что без сильного государства осуществить переход к рыночной экономике
невозможно.
Несмотря на
длительный срок, отделяющий РФ от начала рыночных реформ, по-прежнему нет общей
признанной концепции нового экономического организма.
После декабря
1991г. Правительство страны сделало в развитии реформ ясно выраженный
концептуальный выбор. Он основан на монетаристкой схеме “шокового погружения” в
рынок.
Сейчас существует
огромная проблема - бессилие государства не только в области сбора налогов,
т.е. выполнение обязательств юридических и физических лиц перед государством,
но и с точки зрения регулирования обязательств между субъектами хозяйства.
Список литературы:
1. Коков В. Политика должна
оставаться на экономических закономерностях.//Экономист.- 1998.- №8.
2. Комаров И. Федеральные
целевые программы: опыт, разработки и осуществления.//Экономист.- 1998.- №1.
3. Кушлин В. Политика должна
основываться на экономических закономерностях.//Экономист.- 1999.- №2.
4. Лившиц А. Государство в
рыночной экономике (краткий специальный курс).//Российский экономический журнал.- 1998.- №№10-12
5. Плышевский Б. Условия восстановления
государственного регулирования экономики.//Экономист.- 1998.- №6.
6. Шишкин А.Ф. Экономическая
теория: Учебное пособие для вузов - М.:Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 1996
7. Экономика: Учебник /Под редакцией А.С. Булатова - М.:
БЕК, 1997.
8. Курс экономической теории :
Учебное пособие / Под ред. Чепуриной .- Киров. 1994.
9. Долан Э., Линдерт А.
Макроэкономика: Учебное пособие.- СПб., 1996.
10.Мэнкью
Г. Принципы экономики: Учебник XXI века.
- СПб. 1999.
[1] Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов -
М.:Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 1996
[2] Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов -
М.:Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 1996
[3] Плышевский Б. Условия восстановления государственного регулирования
экономики.//Экономист.- 1998.- №6
[4] Плышевский Б. Условия восстановления государственного регулирования
экономики.//Экономист.- 1998.- №6
[5] Лившиц А. Государство в рыночной экономике (краткий специальный курс).//Российский экономический журнал.- 1998.- №№10-12
[6] Лившиц А. Государство в рыночной экономике (краткий специальный курс).//Российский экономический журнал.- 1998.- №№10-12
[7] Комаров И. Федеральные целевые программы: опыт, разработки и
осуществления.//Экономист.- 1998.- №1
Страницы: 1, 2
|