Итак, данную
реформу нельзя рассматривать как попытку нарушения федеративного устройства
России, поскольку статус и целостность субъектов Федерации сохраняются. Не
вызывает сомнений, что эта мера направлена на укрепление вертикали
исполнительной власти в Российской Федерации, что подчеркивал сам глава
государства в своем Послании Федеральному собранию России: «…суть данного
решения не в укрупнении регионов, а в укрупнении структур президентской
вертикали в пределах территорий, не в ослаблении региональной власти, а в
создании условий для упрочения федерализма»[7].
Впрочем,
некоторые правоведы считают, что федеральные округа в перспективе могут стать
административной и территориальной структурой, в рамках которой возможны
организация эффективной системы управления регионами и решение всего комплекса
проблем государственной политики в области регионального развития. Например,
С.И. Некрасов не исключает, что со временем формирование федеральных округов
станет прологом реформы федеративного устройства России с образованием в ее
составе на базе федеральных округов семи крупных и примерно одинаковых в
экономическом отношении субъектов Федерации[8].
Однако, по данным Госкомстата, Минэкономразвития, МНС и других федеральных
органов власти, публикующих данные о социально-экономическом положении, темпах
промышленного роста, поступлениях в бюджетную систему РФ по федеральным
округам, об экономическом равенстве групп субъектов РФ, входящих в тот или иной
федеральный округ, не может быть речи.
В последнее время
много внимания уделяется вопросу об укрупнении субъектов Федерации как о мере,
позволяющей решить многие проблемы государственного устройства России. Так,
после референдума 7 декабря 2003 г. произошло слияние Коми-Пермяцкого
автономного округа с Пермской областью. На очереди Иркутская область и
Усть-Ордынский Бурятский округ, Тюменская область, Ямало-Ненецкий и
Ханты-Мансийский автономные округа. Это очень сложная политическая и правовая
проблема, требующая продуманной юридической базы. После принятия Федерального
конституционного закона от 17.12.2001 № 6ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию
и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», содержащего
правовой и достаточно демократичный механизм укрупнения субъектов Федерации
через проведение всенародных референдумов в регионах, должна быть создана
рабочая группа по совершенствованию этого механизма. Пока гораздо более
эффективным представляется другой путь – укрупнение управленческих моделей в
системе федеративных отношений по всей вертикали власти, прежде всего
исполнительной. В первую очередь речь должна вестись о восстановлении
управляемости государством на региональном уровне.
Укрепление
государственности заключается в том, чтобы в интересах развития страны были
собраны и эффективно использованы финансы, промышленный, кадровый потенциал. С
этой точки зрения концентрация функций в руках ограниченного круга исполнителей
является важным рычагом, который должен и может быть обеспечен с помощью нового
государственно-правового института. Теперь именно на полномочных представителей
возложена обязанность по регулярному представлению докладов Президенту
Российской Федерации об обеспечении национальной безопасности, о соблюдении
прав и свобод человека, о политическом, социальном и экономическом положении в
федеральном округе. Все эти вопросы должны постоянно находиться в поле зрения
полномочного представителя.
2.
Институт полномочных представителей Президента РФ как структурная составляющая
укрепления вертикали власти
Вопрос о кадрах в
России был и остается первостепенным. При формировании же корпуса президентских
представителей как определенного зеркального отражения самого Президента РФ в
регионах решение кадрового вопроса усложняется многократно. Но все же
попытаемся проследить президентскую логику в личностном выборе своих
представителей в округах.
В 2000 г.
Президент в подборе своих представителей исходил, как нам представляется, из
двух приоритетов - прошлой деятельности и проблем региона, делая упор на
состоявшихся управленцев и опытных исполнителей в возрасте 40-60 лет (С.В.
Кириенко - Л.В. Драчевский). Эмоционально-популистские утверждения в прессе о
семи глав - не совсем корректны и имеют скорее достаточно формальные основания.
Так, в Центральный федеральный округ полпредом назначили в прошлом
генерал-майора госбезопасности Г.С. Полтавченко, который в 1993-1999 гг. руководил
налоговой полицией в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (генерал-майор
налоговой полиции), что для данной территории весьма актуально. К тому же он
имел опыт работы полномочным представителем Президента РФ в Ленинградской
области. В Северо-Западный - В.В. Черкесова, опять-таки генерал-полковника
госбезопасности, в недалеком прошлом заместителя директора ФСБ, имеющего
представление о криминальной ситуации в регионе. Южный округ, известный своими
застарелыми проблемами новых кавказских войн, естественно, возглавил военный -
генерал армии и Герой России В.Г. Казанцев; правда, при этом еще и кандидат
педагогических и философских наук. действительный член Российской Академии
социальных и гуманитарных наук и почетный доктор Ростовского государственного строительного
университета.
Полпредом в
Приволжский округ14,
известный своей насыщенностью национальными республиками, был поставлен
достаточно опытный политик и управленец С.В. Кириенко. Сложность криминальной
ситуации в регионе, видимо, легла в основу назначения полпредом в Уральский
федеральный округ генерал-полковника, заместителя (1994-2000 гг.) министра внутренних
дел РФ П.М. Латышева. Проблемы приграничного характера в Сибирском округе,
видимо, заставили остановиться на кандидатуре П.В. Драчевского, в прошлом
работника МИД, министра по делам СНГ. В приграничный и достаточно отягощенный
проблемами Дальневосточный федеральный округ был направлен бывший
профессиональный военный, генерал-лейтенант в отставке К.Б. Пуликовский (в
1994-1996 гг. командующий группировкой российских войск в Чечне). Так что опыт
и доверие Президента сыграли основную роль в определении Президентом РФ В.В.
Путиным своих первых региональных представителей.
Прошедшие пять
лет деятельности реформированного института полномочных представителей
показывают сохранение тенденции опоры В.В. Путина на профессионально
подготовленных и способных представлять его интересы в регионах полномочных
представителей, профессиональные качества и опыт которых сочетаются с личным
доверием Президента. Сохранили свои посты и соответствуют в целом прежним
приоритетам Г.С. Полтавченко, С.В. Кириенко, П.М. Латышев и К.Б. Пуликовский. В
русле прежних тенденций и назначение полпредом по Сибирскому округу вместо П.В.
Драчевского бывшего кадрового военного А.В. Квашнина (до назначения - начальник
Генерального штаба Вооруженных сил РФ и первый заместитель министра обороны
РФ). В связи с обострением проблем организации государственного правления в
Чеченской республике в условиях определенного свертывания военной фазы операции
по наведению конституционного порядка В.Г. Казанцева сменил в сентябре 2004 г.
Д.Н. Козак, юрист с большим опытом практической работы (в 1990-1999 гг. занимал
ряд ответственных постов в Ленгорисполкоме и администрации Санкт-Петербурга, в
1999-2004 гг. - руководитель Аппарата Правительства РФ, министр РФ, первый
заместитель руководителя Администрации Президента РФ). Несколько большим
изменениям подверглась расстановка полпредов в Северо-Западном округе. Институт
полномочных и специальных представителей Президента РФ в России еще до
президентства В.В. Путина органично вошел в систему организации власти. Едва ли
кто-либо будет оспаривать необходимость представления интересов главы
государства в российском парламенте, где в палатах Федерального Собрания
присутствует в качестве связующего звена полномочный представитель Президента
РФ. Такой же институт представления интересов главы государства существует и на
уровне Конституционного суда РФ. Известен и институт специальных представителей
Президента РФ по проблемным вопросам государственной деятельности - по
обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике и по
вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта. Думается, что такая форма
участия Президента РФ в реализации своих полномочий оправдана и рациональна, и
поэтому ее выбор и перенос на региональный уровень вполне оправдан и рационален
в условиях необходимости укрепления государственности как на федеральном, так и
на уровне субъектов Федерации.
Распределение
субъектов8 по территориям созданных федеральных
кругов объяснить довольно трудно. Оно не соответствовало ни экономическому
районированию, ни военным округам. Да и субъектное закрепление территорий не
пропорционально. Так, если в Центральном федеральном округе 17 субъектов РФ -
Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская,
Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская,
Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области, то в Уральском 6:
Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области и Ханты-Мансийский и
Ямало-Ненецкий автономные округа.
Правовой статус
президентского представителя определяет "Положение о полномочном
представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе",
которое было утверждено Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. №849 и
подвергалось незначительной корректировке указами 2000-2005 гг. Данный документ
определяет положение полномочного представителя в нескольких плоскостях.
По своему
положению в системе исполнительной ветви власти в РФ полномочный представитель
как раз и представляет одну из семи точек опоры вертикали власти в регионах.
Это обеспечивается тем, что он "непосредственно подчиняется Президенту
Российской Федерации и подотчетен ему", а срок полномочий связан с
решением президента, но не может превышать срока полномочий своего патрона. За
руководителем Администрации Президента РФ закрепляется определение порядка
"взаимодействия между полномочными представителями и их аппаратами и
другими подразделениями Администрации". При этом представитель Президента,
естественно, связан лишь федеральным законодательством и "в своей
деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
распоряжениями и иными решениями Руководителя Администрации Президента
Российской Федерации".
И хотя
полномочный представитель самостоятельно организует работу подчиненного ему
аппарата - "имеет заместителей, распределяет между ними обязанности и
руководит их деятельностью", федеральный центр сохраняет за собой основные
рычаги кадрового обеспечения деятельности президентского представительства в
округе с достаточно высокой ролью в этом процессе руководителя Администрации
Президента РФ. Так, "назначение на должность заместителей полномочного
представителя, освобождение их от должности, а также применение к ним мер
поощрения и дисциплинарного взыскания осуществляются Руководителем
Администрации Президента Российской Федерации". При этом "заместители
полномочного представителя являются федеральными государственными служащими и
входят в состав Администрации Президента Российской Федерации". Таким
образом осуществляется своеобразное "двойное" управление самим
представительством и обеспечивается его реальная подконтрольность центру.
Основные
направления деятельности полномочного представителя президента и его
компетенция исходят из его положения в системе вертикали исполнительной власти
во главе с Президентом РФ и создают своеобразный территориальный уровень
верховной исполнительной власти с делегированием ему определенных, хотя и
значительно ограниченных, с точки зрения принятия решений, функций
представительства интересов федерального центра в отдельных регионах.
Говоря об
основных задачах и компетенции полномочного представителя в федеральном округе,
необходимо обратить особое внимание именно на его роль проводника политики и
государственной деятельности главы государства на закрепленных за округом
территориях. Это подчеркивается положением о том, что в числе первоочередных
задач на представителя Президента возлагается "организация в
соответствующем федеральном округе работы по реализации органами
государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики
государства, определяемых Президентом Российской Федерации". Далее идет
"организация контроля за исполнением в федеральном округе решений
федеральных органов государственной власти" и активное использование
одного из главных рычагов управления страной - "обеспечение реализации в
федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации". Эти
функции позволяют в большей степени (но не исчерпывающей) отнести данный
институт к системе президентского контроля5.
Но, пожалуй,
главной задачей полномочного представителя является осуществление функций,
которые вызывают наибольшее раздражение некоторых представителей местной элиты
- это сбор и обобщение информации о реальном положении дел в регионе. Именно
здесь становится неоценимым источником сведений, необходимых для принятия
решений на общефедеральном уровне. Не случайно глава государства в
достаточно скупых по объему, но емких по содержанию положениях
прописывает такую задачу полномочного представителя, как
"представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об
обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о
политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе,
внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений". Для
этого он имеет право "запрашивать и получать в установленном порядке
необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента
Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, а также от
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального
округа, и от должностных лиц".
С целью повышения
эффективности деятельности институтов исполнительной власти в регионах на
полномочного представителя Президента в федеральном округе возлагается
реализация ряда функций, свойственных самому Президенту на уровне федерального
центра. И в качестве первой и наиболее значимой выдвигается задача обеспечения
согласованной деятельности федеральных государственных органов на уровне
регионов. Поэтому важным моментом в деятельности полномочного представителя становится
его роль координатора "деятельности федеральных органов исполнительной
власти в соответствующем федеральном округе".
Следует
подчеркнуть особо выделенную значимость функции координации полномочным
представителем деятельности многочисленных, ведомственно разобщенных и нередко
дублирующих функции правоохранительных органов. В условиях, когда право
согласования назначения прокуроров и начальников МВД (ГУВД-УВД) субъектов РФ
было возвращено (хотя едва ли это рационально) в компетенцию их руководителей
(президентов, губернаторов, глав администрации), роль представителя президента
в фактическом руководстве структурами правоохраны на территориальном уровне
значительно возросла с получением фактически главнейших рычагов влияния на них
через оценку деятельности и кадровые назначения. С представителем Президента,
например, согласовываются "направляемые в федеральные органы
исполнительной власти органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, находящимися в пределах федерального округа, представления" на
присвоение "высших специальных званий" должностных лиц
правоохранительных органов и высших воинских званий (здесь определенное
представительство полномочий Президента РФ как главнокомандующего армией).
Функции
президентского представителя по отношению к правоохранительной системе региона
отражены в достаточно скупой формулировке: он "анализирует эффективность
деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние
с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту Российской
Федерации соответствующие предложения". И если исходить из широкого
понимания термина "правоохранительные органы", к которым относятся
прокуратура, суды, органы внутренних дел, таможенные органы, налоговая полиция,
служба судебных органов, органы ФСБ и др., то фактический вес представителя
Президента в регионе значительно возрастает, не говоря уже о стабильно
сложившихся механизмах прямой зависимости федеральных правоохранительных
органов от местных властей различных уровней.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|