Иконостас
ИКОНОСТАС (от икона и греч. stasis —
место стояния), перегородка с иконами и резными дверями в православном храме,
отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого
иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 — нач. 15 вв.
* * *
ИКОНОСТАС (от греч. eikon — место для
икон и stasis — место для стояния), перегородка, состоящая из нескольких
поперечных брусьев (тябел), отделяющая алтарь от средней части храма, на
которой в определенном порядке расположено несколько рядов икон. В
раннехристианскую эпоху алтарь отделялся от остальной части храма низкой резной
перегородкой (менее 1 м), обычно из мрамора. Открытый алтарь продолжал
существовать в Западной Церкви на протяжении всего средневековья и сохранился
до настоящего времени. В византийских храмах появилась более высокая мраморная
алтарная преграда на колонках, между которыми вставлялись иконы; на верху этой
стенки также мог размещаться один ряд икон. Высокий иконостас возник на Руси на
рубеже 14-15 вв. впервые, вероятно, в Москве в кремлевских соборах; в их
создании принимали участие Феофан Грек и Андрей Рублев. Полностью сохранившийся
высокий иконостас, исполненный в 1425-27, находится в Троицком соборе
Троице-Сергиевой лавры. Он состоит из трех рядов начала 15 в.: деисусного,
представляющего Христа, восседающего на небесном престоле, и предстоящих Ему в
молении о людском роде Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и
Гавриила, апостолов Петра и Павла и других святых; праздничного, на иконах
которого изображены главные события из земной жизни Иисуса Христа (Рождество
Христово, Сретение — принесение во храм, Крещение, Преображение, Воскрешение
Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря, Омовение ног ученикам,
Распятие, Снятие с креста, Положение во гроб, Сошествие в ад, Вознесение,
Сошествие Святого Духа — Пятидесятница) и Богоматери (Благовещение, Успение);
пророческого — поясных изображений ветхозаветных пророков со свитками писаний в
руках, где предсказывается пришествие Христа в мир.
Нижний
ряд иконостаса, называемый местным, обычно состоит из разновременных икон; в
нем помещаются храмовый образ (в Троицком соборе — Троица начала 15 в.), иконы
Христа, Богоматери и некоторые другие. В этом ряду имеются три двери, ведущие в
алтарь: центральные, напротив престола — царские, или святые врата, северные
(слева) и южные (справа), называвшиеся также дьяконскими. В центральные двери (предназначенные
для Царя Славы — Христа) входят только лица, имеющие священный сан. Вверху на
царских вратах изображается Благовещение, на створках — четыре евангелиста
(либо образы составителей Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста). На
боковых дверях могут быть изображены: Благоразумный разбойник, покаявшийся и
первым попавший в рай, архангелы, святые архидиаконы, а также ветхозаветные
сцены. Верхний ряд иконостаса (над пророческим), возникший в 16 веке, состоит
из икон праотцев. В Троицком соборе этот ряд с фигурами в рост появился в
начале 17 в. Иконостас представляет в живописных образах историю спасения Богом
людского рода от первородного греха и смерти через воплощение Бога Сына Иисуса
Христа; приготовление праотцами его явления на земле; предсказания пророков;
земную жизнь Спасителя; моление святых Христу Судии о людях, совершаемое на
небе вне исторического времени. Иконостас показывает преображенный мир
«будущего века», образ Рая, населенного святыми.
В
русских храмах 15-16 вв. состав иконостаса (число рядов и количество икон в
них) мог быть различным в зависимости от размеров церковных зданий. Деисусный,
пророческий и праотеческий чины были как полуфигурные (поясные), так и в полный
рост. В 17 в. иконостас богато украшался пышной золоченой резьбой; над
праотеческим рядом иногда помещался ряд «страстей» (сцен страданий Христа);
иконостас увенчивали резные образы небесных сил (херувимы, серафимы);
завершался иконостас вырезанными из дерева изображениями Распятия с
предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом.
|