Апологетика православия в Интернет-пространстве: история, тенденции, развитие, перспективы
Министерство образования РФ
Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Богословский факультет
Дипломная
работа
Апологетика православия в
Интернет-пространстве: история, тенденции, развитие, перспективы
Москва 2005
Содержание
Введение. 3
Раздел 1. Апологетика православия: понятие и специфика. 6
1.1 Сущность и особенности христианской апологетики. 6
1.2 Виды христианской апологетики. 7
1.3 История апологетики Православия в России. 13
1.4 Проблемы современной апологетики. 17
Раздел 2. Обзор православных сайтов в пространстве Интернета. 20
2.1 Православные сайты рунета: специфика и статистика. 21
2.2 Аудитория православных сайтов рунета. 25
2.3 Тенденции и перспективы роста православного рунета. 26
Раздел 3. Апологетика Православия в Интернете. 28
3.1 Специфика апологетики православия в Интернете. 28
3.2 Формы апологетики Православия в Интернете. 31
3.3 Основные направления апологетики Православия в Интернете. 35
Выводы.. 37
Литература. 39
Приложение А.. 42
Православие есть христианство в его чистейшей форме.
Католицизм прибавил к первоначальному христианскому учению многое, что ему по
существу чуждо. Протестантизм отбросил многие драгоценные истины христианства.
Одно Православие хранит и развивает апостольское христианство, ничего
искусственно не прибавляя и не убавляя от него. Неповрежденная истина есть
только в Православной Церкви; это не голословное утверждение, но то, что можно
показать и доказать.
Тяга к Православию в России объясняется не только и не
столько тем, что большинство верующих — православные, сколько
историко-культурными и духовными факторами. Примечательно, что еще в
коммунистическом Советском Союзе (как и во многих странах Европы и даже в США)
торжественно и широко — в разных кругах: научных, богословских и церковных — отмечали
1000-летие Крещения Руси. После 1991 года интерес к христианству, и в частности
к Православию, в России неизмеримо вырос. В чем нуждается современное
Православие?
Повторим за С. Верховским, что главная его нужда — это
оживление в широких кругах верующих подлинной христианской жизни. Нельзя
думать, что быть христианином значит быть лишь порядочным человеком, ходящим в
церковь. Христианин есть человек, обращенный к Богу через Христа; человек,
живущий полнотой истины Христовой; живущий во внутреннем и внешнем единстве со
всеми христианами; человек, покоряющий себя смирению и любви, стремящийся
существенно преобразить и свою личную и общую жизнь и готовый ради этого на
всякий труд и подвиг; человек, верный Христу и в церковной и в мирской жизни.
Вторая нужда — единство. Православный мир разделен
национальным равнодушием и даже враждой, отсутствием постоянного единения между
поместными церквами, слабостью соборного начала во многих церквах, расколами,
свирепствующими на территории СНГ. Причины современных церковных расколов
очевидны: это, с одной стороны, националистические и политические страсти, с
другой стороны — низкий уровень церковного сознания.
Еще одно, что не хватает современной Церкви, есть
церковная культура. Наша Церковь никогда не достигала того уровня культурности,
который составляет такую силу католичества и протестантства. Но мы должны
признать, что со времени революции и последующих бедствий этот уровень еще
значительно понизился. Дело это крайне трудное, но слишком многие не видят в
нем и нужды, хотя, казалось бы, легко понять, что Церковь не может быть
сильной, если большинство мирян почти ничего не знает о вере и даже духовенство
не всегда имеет богословское образование. Число наших богословских школ
ничтожно и они с трудом существуют; число ученых богословов не достигает и
одной сотой того количества, которое имеют инославные. Наша литература ужасно
бедна. Многие хотели бы ознакомиться с православием, но книг так мало, что
часто нечего прочесть; старую русскую литературу нелегко достать, она не
переведена на другие языки и во многом устарела. Церковно-общественные
организации у нас малочисленны или малоцерковны; молодежь остается постоянно
вне влияния Церкви.
И последнее, что нужно современному Православию, — это
миссионерство. Миссия трудна без культурных сил, но никакое вообще развитие
православного общества невозможно без организованного миссионерского усилия. Православию
необходимы образованные миссионеры и православная литература. Но интерес к
Православию очень велик и, главное, мир как никогда, нуждается услышать голос
Истины.
Достижение всех этих целей на благо Православия невозможно
без последовательной и упорной работы, одним из важных направлений которой является
апологетика — полемический инструмент в руках Церкви. Она насчитывает свой
возраст практически вместе с самим христианством и за прошедшие две тысячи лет апологетика
крепла, развивалась, меняла свои формы, решала одни задачи и ставила новые.
Современность предоставила православной апологетике
новые возможности. ХХІ век — век фантастических
информационных технологий. Цивилизация развивается со все возрастающей
скоростью и Церковь не может себе позволить отставать от собственной паствы. В
последние годы Православие принялось осваивать пространство Интернета — и, как
оказалось, совсем небезуспешно. В настоящее время насчитывается около 2 тысяч
православных сайтов, больших и маленьких, начинающих и раскрученных,
официальных и любительских.
Какова же специфика деятельности Православия в
Интернете? Какие возможности для миссионерской и апологетической работы дает
Церкви виртуальное пространство?
Мы постараемся ответить на эти и другие вопросы осуществления
православной апологетики в пространстве Интернета в настоящей работе.
Апологетика (или, как ее еще называют, апологетическое
богословие) — это направление богословской мысли, сосредоточенное на полемике с
противниками и критиками христианства, на формулировке аргументов и оснований в
пользу веры и Церкви.
Апологетика — неотъемлемый элемент евангелизации и Ап.
Павел «рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади
со встречающимися. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали
спорить с ним... потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение» (Деян. 17,17—18).
Нужно добавить, что писания Мужей апостольских и
апологетов создали хороший фундамент для апологетики. Бл. Августин в «Граде
Божием» полемизировал с язычниками, обвинявшими его в том, что он способствует
падению Римской империи. Св. Фома Аквинский в «Сумме против язычников» поставил
себе задачу «сделать ведомым, насколько позволят мои ограниченные силы, истину,
которую исповедует кафолическая вера и разъяснить недоумения в связи с
ошибками, которые ей приписываются».
Труды гуманистов, английских деистов и французских
энциклопедистов инициировали активную христианскую полемику. Так, Шлейермахер в
«Кратком представлении богословия» проводил различия между апологетикой,
которая противостоит вражде к христианским общинам, и полемикой, которая
преодолевает уклонения от сущности христианства внутри него самого. Сильные
аргументы против апологетики высказал К. Барт, настаивавший на том, что опора
единственно на Евангельское Откровение не допускает защиты христианства
аргументами естественного разума. Эта позиция была оспорена как протестантскими
богословами (П. Тиллих, В. Панненберг), так и католическими (К. Ранер, Г.
Кюнг), для которых человеческий разум не является полностью поврежденным грехом
и для которых природный мир, и особенно человеческая природа, сами обеспечивают
рациональную защиту трансцендентности. Для этих богословов христианство,
особенно в его христологической и эсхатологической перспективе, имеет
рационально осмысленный жизненный путь и апологетическое понимание[1].
В своем историческом развитии христианская апологетика
приобрела несколько основных своих форм, вытекающих из тех конкретных задач,
которые стояли перед ней. В апологетике вслед за Осиповым А.И. можно выделить
три ее разновидности: богословская апологетика, историко-философская и
естественно-научная[2].
Рассмотрим их более подробно.
Богословская апологетика.
Предметом Богословской апологетики являются преимущественно основные
христианские истины веры и жизни. Однако, в отличие от Догматического и
Нравственного богословия, рассмотрение и обоснование их дается, исходя не из
авторитета Священного Писания и Предания Церкви, но, главным образом, с позиции
интеллектуальных, моральных, культурных и прочих общепризнанных норм и
критериев. Это обусловлено необходимостью раскрытия христианских истин человеку
малоцерковному или неверующему, но ищущему, с тем, чтобы он получил оптимальную
возможность принятия их в качестве основополагающих мировоззренческих
принципов. Подобный подход является и защитой основных ценностей христианской
религии перед лицом критики, и, одновременно, оптимальным условием
конструктивного диалога с иными религиозными системами мысли.
К области Богословской апологетики относится
рассмотрение вопросов: догматических (понимание Бога, единотроичности Бога,
Боговоплощения, Спасения, Воскресения, таинств, и др.) в их сопоставлении с
нехристианскими аналогами других религий и религиозных течений; теодицеи
(согласования Божественной любви и существования вечных мучений, происхождения
зла, свободы личности и промысла Бога и др.); духовно-нравственных (понимание
христианских основ духовной жизни в сравнении с неправославными), и некоторых
других.
Историческо-философская апологетика. Этот раздел апологетики охватывает очень широкий круг проблем
исторического и, главным образом, философского характера. Исторический аспект
включает в себя вопросы происхождения религии и ее видов, возникновение
христианства, разных форм мистицизма и т.д., и понимания сущности этих явлений.
Историческая тематика в апологетике возникла, практически, лишь с XVIII столетия,
когда деятели т.н. эпохи Просвещения и Великой французской революции в своей
борьбе с христианством дошли до отрицания историчности Христа и реальности
событий, описываемых в Новозаветных и других библейских книгах (т.н. «Мифологическая
школа»). Эта и другие гипотезы происхождения христианства (Новотюбингенской
школы, политико-экономическая, синкретическая) определили содержание и характер
многочисленных апологетических трудов. В настоящее время историческая тематика
по прежнему присутствует в большинстве учебных пособий по апологетике и
основному богословию.
Важной частью исторического аспекта апологетики
являются вопросы критического анализа различных атеистических гипотез
происхождения религии («изобретения религии», натуралистической, анимистической,
социальной, антропотеистической и др.), а также оценки воззрений некоторых
наиболее известных мыслителей на религию, ее происхождение и место в жизни
человека и общества.
Философский аспект этого раздела апологетики своим
предметом имеет, прежде всего, соответствующее раскрытие и обоснование тех
положений христианской веры, которые являются общими или смежными с философией,
и в этом качестве проблемными как для богословия, так и для философии, а также
богословское осмысление и оценку многих вопросов онтологии, гносеологии,
антропологии, эсхатологии.
Понимание бытия, или сущего (онтология) является
ключевым как для христианства, так и для философии, поскольку определяет
принципиальный взгляд на все прочие проблемы веры и знания. В христианской
апологетике оно включает в себя круг вопросов, связанных с
религиозно-философским осмыслением учения о Боге и Его бытии, бытии
сверхчувственного мира, о творении, об отношении между Богом и миром (и
человеком). Постоянное внимание, начиная со времен схоластики и до настоящего
времени, уделяется вопросу доказательств бытия Бога.
Большое количество апологетических трудов посвящено
анализу альтернативных точек зрения по вопросу понимания Бога и Его отношения к
миру, предлагаемых деизмом, дуализмом, монизмом, пантеизмом, политеизмом,
теизмом и другими философскими и религиозно-философскими направлениями.
Проблема познания, и в первую очередь богопознания,
его условий, критериев, цели и средств (гносеология) является центральной как
для христианства, так и для философии. Она очень обширна и многогранна. В
богословии эта проблема рассматривается неоднозначно, особенно со времени
раскола XI века. Запад ее решение усматривает преимущественно в деятельности ratio,
в то время как Восток (Православие) — в целостности познающего духа. А.С.
Хомяков точно определил это расхождение, указав на главную ошибку западного
мышления: «Рим разорвал всякую связь между познанием и внутренним совершенством
духа»[3].
Это же подчеркивал и И.В. Киреевский: «Стремясь к
истине умозрения, восточные мыслители заботятся, прежде всего, о правильности
внутреннего состояния мыслящего духа; западные — более о внешней связи понятий.
Восточные, для достижения полноты истины, ищут внутренней цельности разума:
того, так сказать, средоточия умственных сил, где все отдельные деятельности
духа сливаются в одно живое и высшее единство. Западные, напротив того,
полагают, что достижение полной истины возможно и для разделившихся сил ума,
самодвижно действующих в своей одинокой отдельности…»[4].
Таким образом, истинное познание и познание Истины
Православие видит только на пути богоуподобления. И основной вопрос философской
и христианской гносеологии — об истине и заблуждении (прелести), в нем решается
через обращение не к ratio самому по себе, но к чистоте всего
духовно-нравственного состояния познающего.
Происхождение человека, понимание личности, души,
духа, бессмертия, свободы, греха и добродетели, спасения и совершенства,
святости, отношение к телу, смысл жизни и смерти, страданий и творчества — вопросы
антропологии, которые далеко не охватывают всего спектра этой части философской
апологетики. Она является той областью, которая вместе с учением о Боге
занимает центральное место в христианском богословии и вокруг которой постоянно
ведутся основные мировоззренческие дискуссии.
Вызывающей всегда повышенный интерес и множество
вопросов является проблема эсхатологии. Она имеет несколько аспектов, однако в
области философской апологетики рассматриваются по преимуществу два. Первый из
них можно назвать «антиномией геенны». Основной антиномический постулат
эсхатологии заключается в том, что вечная жизнь нетления и славы может совмещаться
с вечной смертью и гибелью, то и другое — в разной мере — является включенным в
бытие. Эта проблема является предметом рассмотрения с первых веков христианства
и по настоящее время. Ориген, свт. Григорий Нисский, святые Иоанн Златоуст и
Исаак Сирин, прот. А. Туберовский, свящ. А. Жураковский, кн. Е.Н. Трубецкой и
многие другие отцы Церкви, богословы и мыслители предлагали интересные и
глубокие варианты ее решения.
Второй аспект эсхатологической проблемы — конечная
судьба этого мира. Этот аспект охватывает широкий круг вопросов и близко
соприкасается с историософией, социологией, анализом научно-технического
прогресса, развитием культуры и т.д. В настоящее время в связи с нарастающим
экологическим кризисом, активизацией процессов глобализации и расширяющимися
возможностями тотального контроля за человеком и управления его поведением он
приобретает все большую актуальность. Особую психологическую напряженность и
остроту этой проблеме придает вопрос об антихристе и признаках его явления.
Естественно-научная апологетика. Основная задача данного направления апологетики заключается в том,
чтобы на основе наблюдаемой и познаваемой целесообразности устройства мира
побудить человека к размышлению о ее Первопричине. Фактически, стержневой идеей
естественнонаучной апологетики является то, что традиционно именуется
телеологическим доказательством бытия Божия. Главными вопросами здесь являются
проблемы соотношения науки и религии, науки и атеизма.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|