Применительно к
активному избирательному праву это означает, что каждый избиратель имеет равное
(одинаковое) количество голосов при голосовании, а также имеет право на равное
с другими избирателями представительство депутатов в законодательных
(представительных) органах власти и выборных органах местного самоуправления.
Последнее основание обеспечивается за счет образования при выборах примерно
равных по численности избирателей избирательных округов. Принцип равного
избирательного права обеспечивается еще и тем, что избиратель включается только
в один список избирателей на избирательном участке по месту своего постоянного
или преимущественного проживания и может голосовать только один раз.
Количество
голосов, которыми обладает избиратель, зависит от применяемой при выборах в тот
или иной орган избирательной системы, а при референдуме - от количества вопросов,
выносимых на всенародное голосование. К примеру, если выборы проводятся по
мажоритарной избирательной системе в одномандатных округах, каждый избиратель
имеет право на один голос. Если же выборы проводятся по той же системе, но в
много мандатных округах, избиратель получает столько голосов, сколько
необходимо избрать депутатов по округу. При выборах по смешанной избирательной
системе (при одновременном применении мажоритарной системы и системы
пропорционального представительства) избиратель обладает, как минимум, двумя
голосами: один голос он вправе отдать за кандидата по одномандатному
избирательному округу (или проголосовать против всех кандидатов), а второй - за
список избирательного объединения (или проголосовать против всех списков).
Именно по смешанной
избирательной системе проводятся выборы депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии с Конституцией
Государственная Дума состоит из 450 депутатов: 225 депутатов избираются по
одномандатным (один округ -один депутат) избирательным округам на основе единой
нормы представительства избирателей на округ, за исключением избирательных
округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, число избирателей в
которых меньше единой нормы представительства. 225 депутатов избираются по
федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных
за федеральные списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями,
избирательными блоками.
При выборах
депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает и заполняет два
избирательных бюллетеня различной формы — избирательный бюллетень по
федеральному избирательному округу и избирательный бюллетень по одномандатному
избирательному округу. В первом бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом
квадрате справа от наименования того избирательного объединения, избирательного
блока, за федеральный список кандидатов которого он голосует, либо в квадрате,
расположенном справа от строки «Против всех федеральных списков кандидатов». Во
втором избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате
справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате,
расположенном справа от строки «Против всех кандидатов». Следовательно, он
обладает двумя голосами.
Применительно к
реализации пассивного избирательного права принцип равного избирательного права
означает, что всем гражданам предоставляются одинаковые условия для реализации
их права быть избранными. Любой гражданин в зависимости от характера выборов,
достигнув определенного возраста и постоянно или преимущественно проживая на
территории, где проводятся выборы, имеет право наравне с другими выдвигать свою
кандидатуру и претендовать на избрание. Все кандидаты должны обладать равными
правами и нести равные обязанности на всех стадиях избирательного процесса, в
частности, они должны иметь равные возможности в ведении предвыборной агитации
и создании избирательных фондов, быть равны перед законом и судом.
Прямое
избирательное право означает, что избиратель голосует на выборах в Российской
Федерации за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые
выборы позволяют устанавливать прямую связь между избирателями и депутатами,
главами исполнительных органов государственной власти и выборными должностными
лицами органов местного самоуправления. Вместе с тем, по федеральному
избирательному законодательству, в отношениях между депутатами и избирателями в
настоящее время не предусмотрен так называемый императивный мандат, который
должен был бы включать в себя обязательность наказов избирателей своим
кандидатам при выборах, систематические отчеты депутатов перед избирателями и
право отзыва депутатов при невыполнении ими наказов избирателей.
Тайное
голосование означает, что при выборах исключается возможность какого-либо контроля
за волеизъявлением избирателей. Достигается это целым рядом предусмотренных в
законодательстве организационных мер. Каждый избиратель голосует лично,
голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются
избирателям, включенным в списки избирателей, по предъявлении паспорта или
иного документа, удостоверяющего его личность. Заполняются бюллетени
избирателями в специально оборудованных кабинах или комнатах, в которых не
допускается присутствие иных лиц. Заполненные бюллетени опускаются избирателями
в опечатанные избирательные ящики. Член участковой избирательной комиссии
должен быть немедленно отстранен от участия в ее работе, а наблюдатель должен
быть удален из помещения для голосования, если они нарушат тайну голосования
или попытаются повлиять на волеизъявление избирателя.
3. Избирательный
процесс.
Процесс выборов
(или избирательный процесс), независимо от характера и уровня выборов, включает
в себя целый ряд основных, взаимосвязанных, определенных по времени, в
некоторых случаях взаимопроникающих, этапов и процедур: назначение выборов,
образование избирательных округов и избирательных участков, формирование
избирательных комиссий, составление списков избирателей, выдвижение и
регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование и определение
результатов выборов. На каждом из этапов законодательством определены участники
правоотношений, их полномочия, предусмотрены, как правило, гарантии,
обеспечивающие выполнение тех или иных процедур на определенном этапе,
зафиксирован порядок действий субъектов правоотношений или принятия ими
решений.
Рассмотрим кратко
основные этапы избирательного процесса на примере федеральных выборов.
I. Процедура или
этап назначения выборов. В соответствии со ст. 102 Конституции Российской
Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации. По Федеральному закону о выборах
Президента, днем выборов является первое воскресенье после истечения
конституционного срока, на который был избран Президент. Исчисление этого срока
начинается со дня избрания Президента. Срок со дня назначения выборов до дня
выборов должен быть не менее четырех месяцев.
Согласно ст. 84
федеральной Конституции выборы депутатов Государственной Думы нового созыва
назначает Президент Российской Федерации. Днем выборов является первое
воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана
Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня
выборов должен быть также не менее четырех месяцев.
В случае если
Совет Федерации не назначит выборы Президента в установленный срок или
Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный
срок, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской
Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором
истекают полномочия Президента или депутатов Государственной Думы.
II. Образование
избирательных округов и избирательных участков. Выборы Президента Российской
Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему
в себя всю территорию Российской Федерации. Ранее для проведения выборов
депутатов Государственной Думы на территории Российской Федерации образовывались
225 одномандатных избирательных округов. Для проведения голосования и подсчета
голосов избирателей глава местной администрации образует не позднее чем за 60
дней до выборов по согласованию с соответствующей окружной избирательной
комиссией (при выборах депутатов Государственной Думы) или по согласованию с
соответствующей территориальной избирательной комиссией (при выборах Президента
Российской Федерации) избирательные участки. Они образуются с соблюдением
следующих требований: не более 3000 тысяч избирателей на каждом избирательном
участке, учет границ административно-территориального деления в субъекте
Российской Федерации; недопустимость пересечения границ избирательных округов
границами избирательных участков.
111. Формирование
избирательных комиссий. Подготовку и проведение выборов на федеральном уровне
обеспечивают: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные
комиссии (при выборах Президента Российской Федерации); территориальные
(районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные
комиссии.
Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации формируется в соответствии с
Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации», является юридическим лицом и действует на постоянной
основе. Срок полномочий Комиссии -четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять
членов Комиссии назначаются Государственной Думой из числа кандидатур,
предлагаемых депутатскими организациями в Государственной Думе. Пять членов
Комиссии назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых
законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной
власти субъектов Российской Федерации. Пять членов Комиссии назначаются
Президентом Российской Федерации. Члены Комиссии должны иметь высшее профессиональное
образование.
Формирование
избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется
законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной
власти субъектов Российской Федерации на основе предложений общественных
объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по
месту работы, службы, учебы и жительства. Избирательная комиссия субъекта
Российской Федерации состоит из 10-14 членов. При этом не менее половины членов
избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом
государственной власти субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия
субъекта Российской Федерации является юридическим лицом и действует на
постоянной основе.
Окружные
избирательные комиссии формируются в каждом одномандатном избирательном округе
законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной
власти субъекта Российской Федерации не позднее чем за 92 дня до дня выборов
Президента Российской Федерации в количестве 8-14 членов. Территориальные
избирательные комиссии формируются не позднее чем за 60 дней до дня выборов в
количестве 5-9 членов. Состав этих комиссий назначается выборными органами
местного самоуправления. Участковые избирательные комиссии формируются
выборными органами местного самоуправления не позднее чем за 44 дня до дня
выборов в количестве 5-10 человек. В соответствии с новым федеральным
избирательным законодательством соответствующие органы должны назначить не менее
1/3 членов избирательной комиссии из числа представителей депутатских фракций в
представительных органах федерального, регионального и муниципального уровня.
Каждое звено
избирательных комиссий действует в соответствии с полномочиями, возложенными на
него законодательными актами. Окружные избирательные комиссии действуют до
истечения срока полномочий Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации. Срок полномочий территориальных и участковых избирательных комиссий
истекает после официального опубликования общих результатов (итогов) выборов,
либо в иной срок, установленный законом.
IV. Составление
списков избирателей. Список избирателей составляет участковая избирательная
комиссия на основании данных, представленных по установленной форме главой
местной администрации. Периодическое уточнение списка зарегистрированных
избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава
местной администрации. Данные об избирателях глава местной администрации
направляет в избирательную комиссию не позднее 40 дней до дня выборов.
В список
избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным
избирательным правом. Основанием для включения гражданина в список избирателей
на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории
этого избирательного участка, установленный в соответствии с федеральным
законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места жительства на территории Российской Федерации.
V. Выдвижение и
регистрация кандидатов. Выдвижение кандидатов на должность Президента
Российской Федерации может производиться политическими партиями, а также
непосредственно избирателями. Выдвижение кандидата политической партии
производится на съезде (конференции) политической партии. Каждый российский
гражданин или группа граждан, обладающие активным избирательным правом, могут
образовать инициативную группу избирателей численностью не менее 500 человек для
выдвижения кандидата на должность Президента, которые должны собрать не менее 2
млн. подписей избирателей.
Выдвижение
кандидатов в депутаты Государственной Думы в соответствии с ФЗ от 18 мая 2005
г. осуществляется только политическими партиями.
Регистрация
кандидатов на должность Президента Российской Федерации производится
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При выборах депутатов
Государственной Думы Комиссия регистрирует также федеральные списки кандидатов
избирательных объединений, избирательных блоков. Окружные избирательные
комиссии производят регистрацию кандидатов в депутаты Государственной Думы,
выдвинутых в одномандатных избирательных округах.
ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»
предусматривает, что выдвижение кандидатов в законодательные органы субъектов
РФ и представительные органы местного самоуправления может осуществляться
избирательными объединениями.
VI. Предвыборная
агитация. Согласно федеральному законодательству граждане Российской Федерации,
кандидаты на должность Президента Российской Федерации, кандидаты в депутаты
Государственной Думы, избирательные объединения, избирательные блоки,
инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно проводить предвыборную
агитацию. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой
информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и
встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов,
демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных
материалов.
К содержанию
предвыборной агитации предъявляются определенные требования. Агитационные
предвыборные материалы и выступления не должны содержать призывы к
насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности
Российской Федерации. Запрещается агитация или пропаганда социального,
расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и
распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую,
национальную или религиозную вражду.
Запрещается
проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные
материалы федеральным органам государственной власти, органам государственной
власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также
их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, воинским
частям, военным учреждениям и организациям, благотворительным организациям и
религиозным объединениям, членам избирательных комиссий.
VII. Голосование
и определение результатов выборов. При выборах Президента Российской Федерации
избранным считается кандидат, который получил более половины голосов
избирателей, принявших участие в голосовании. Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации признает выборы несостоявшимися, если в них
приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.
В случае, если в
избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не
был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим
наибольшее количество голосов избирателей. Повторное голосование проводится не
позднее 15 дней со дня установления результатов общих выборов. По итогам
повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании
большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей,
поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей,
поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против
всех кандидатов.
Признание выборов
несостоявшимися:
1. При голосовании
за списки кандидатов право распределения мандатов получили менее 2-х списков.
2. За списки, получившие
право участвовать в распределении мандатов в сумме проголосовали менее 50 %
избирателей.
3. Все кандидаты
выбыли при проведении повторного голосования.
4. Если законом предусмотрено
проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены
два кандидата и не один из них не получил необходимого для избрания числа
голосов избирателей.
Подсчет голосов
избирателей, принявших участие в голосовании заканчивается подписанием
протокола. Подписанные протоколы направляются в вышестоящие избирательные
комиссии, где так же подводятся итого в пределах своей компетенции, после чего
протоколы направляются далее в ЦИК РФ.
Лица,
осуществляющие фальсификацию итогов голосования несут уголовную
ответственность.
Под
фальсификацией итогов голосования понимается:
- включение неучтенных
бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;
- заведомо
неправильное составление списков избирателей;
- замена действительных
бюллетеней;
- незаконное
уничтожение официальных бюллетеней;
- заведомо
неправильный подсчет голосов избирателей.
Здесь же необходимо
рассмотреть органы, ведающие вопросами организации избирательного процесса.
Центральная
избирательная комиссия РФ является федеральным государственным органом,
организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ. Она действует
на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий ЦИК РФ
составляет 4 года. Она состоит из 15 членов, 5 из которых назначаются
Государственной Думой РФ из числа кандидатур, предложенных фракциями, при чем
от одного депутатского объединения не более одного представителя; 5 назначаются
Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (
представительными ) органами государственной власти субъектов РФ и высшими
должностными лицами субъектов РФ; и еще 5 членов назначаются Президентом РФ.
Все члены ЦИК РФ должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень
в области права. Члены ЦИК РФ из своего числа избирают тайным голосованием
Председателя ЦИК РФ, его заместителя и секретаря ЦИК РФ.
Избирательные
комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований,
окружные избирательные комиссии, территориальные и участковые комиссии формируются
на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших
списки кандидатов и допущенных к распределению депутатских мандатов. В
избирательную комиссию может быть назначено не более одной кандидатуры
представленной политической партией, причем партия не в праве предлагать
несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.
Избирательные
комиссии субъектов РФ действуют на постоянной основе и являются юридическими
лицами. Срок полномочий данной комиссии составляет 4 года. Число членов
избирательной комиссии субъекта РФ не может быть менее 10 и более 14 человек.
Это число устанавливается законом субъекта РФ. Половина членов избирательной
комиссии назначается законодательным ( представительным ) органом
государственной власти субъекта РФ, другая половина — высшим должностным лицом
субъекта РФ. Как законодательный орган РФ, так и высшее должностное лицо
субъекта РФ обязаны назначить не менее Уг от назначенного ими числа членов ИК
на основе поступивших предложений:
а) политических
партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских
мандатов в Государственной Думе;
б) политических
партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских
мандатов в законодательном органе РФ.
Так же указанные
выше органы государственной власти субъекта РФ обязаны назначить не менее
одного члена по предложению ЦИК РФ.
Председатель
избирательной комиссии субъекта РФ должен иметь высшее юридическое образование
или ученую степень в области права.
Избирательные
комиссии муниципальных образований также являются постоянно действующими со
сроком полномочий 4 года и им может быть предан статус юридического лица.
Комиссии рангом
ниже действуют только на время проведения выборов.
Деятельность
комиссий осуществляется коллегиально, она правомочна приступить к работе если
ее состав сформирован не менее чем на 2/3 от установленного состава.
Членами
избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть:
- лица, не
имеющие гражданства РФ;
- гр. РФ
признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
- гр. РФ не
достигшие возраста 18 лет;
- депутаты
законодательных ( представительных ) органов власти, органов местного
самоуправления;
- выборные
должностные лица;
- судьи,
прокуроры;
- кандидаты на
соответствующих выборах;
- лица,
находящиеся в непосредственном подчинении кандидатов;
- лица,
выведенные из состава комиссий по решению суда;
- лица, имеющие
неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном
порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах - в
течение 1 года со дня вступления в законную силу решения ( постановления ) суда
о назначении административного наказания.
Для членов
избирательных комиссий с правом решающего голоса предусмотрено, что они не
могут быть привлечены к уголовной ответственности или подвергнуты
административному наказанию, без согласия прокурора субъекта РФ, а член ЦИК РФ
с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта РФ -
без согласия Генерального прокурора РФ. Кроме того, до окончания их полномочий
они не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их
согласия переведены на другую работу.
Деятельность
избирательных комиссий осуществляется гласно. Во время работы на заседаниях и
при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой
информации. В день
проведения
голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, в том
числе и иностранные.
Наблюдатели
вправе:
1. Знакомиться со
списками избирателей;
2. Находиться в
день голосования в помещении для голосования;
3. Присутствовать
при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
4. Наблюдать за подсчетом
числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных
избирателям;
5. Обращаться к
председателю участковой комиссии с предложениями и замечаниями по вопросы
проведения голосования;
6. Знакомиться с
протоколами соответствующей комиссии об итогах голосования;
7. Носить
нагрудный знак с обозначением своего статуса.
Наблюдатели не
вправе:
1. Выдавать
избирателям бюллетени;
2. Расписываться
за избирателя в получении бюллетеня;
3. Заполнять за
избирателя бюллетени;
4. Предпринимать
действия, нарушающие тайну голосования;
5. принимать непосредственное
участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете
голосов;
6. Совершать
действия, противоречащие работе комиссии;
7. Проводить
агитацию среди избирателей;
8. Участвовать в
принятии решений соответствующей комиссией.
Комиссии могут
быть расформированы судом соответственно подсудности за:
а) нарушение
комиссией избирательных прав граждан, повлекшее признание итогов голосования
недействительными;
б) неисполнение
комиссией решения суда или вышестоящей комиссии.
С заявлением в
суд о расформировании ЦИК РФ вправе обратиться группа численностью не менее 1/3
от общего числа членов Совета Федерации.
Реформирование
избирательного законодательства и избирательной системы в Российской Федерации
в настоящее время еще не завершено. Предстоит устранить многие пробелы и
противоречия федерального и регионального избирательного законодательства,
повысить статус избирательной системы и ввести некоторые нормы и гарантии
избирательных прав российских граждан в поле конституционно-правового
регулирования.
4. ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
СИСТЕМ.
Избирательная
система - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе
выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В мировой
практике получили наибольшее распространение две избирательные системы:
мажоритарная и пропорциональная, которые имеют много различных вариантов.
МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
СИСТЕМА. Ее главной особенностью является то, что избранным считается тот
кандидат ( список кандидатов ), которые получили большинство голосов избирателей.
Различаются три разновидности мажоритарной избирательной системы: - относительного
большинства;
- абсолютного
большинства;
- квалифицированного
большинства.
Мажоритарная
система относительного большинства - это система, при которой считается
избранным кандидат ( список кандидатов ), получивший по сравнению с другими
наибольшее количество голосов, независимо от того, сколько голосов подано
против этого кандидата.
Второй тур
голосования по кандидатуре Президента проводится по такой системе.
Мажоритарная система
абсолютного большинства - эта система обозначает, что избранным считается
кандидат или список кандидатов, за которого проголосовали не менее 50% голосов
избирателей плюс один голос.
Такая система
отличается тем, что если никто из кандидатов сразу не набрал более половины
голосов избирателей, то проводится второй тур, в котором участвуют два
кандидата, набравшие в первом туре наибольшее по сравнению с остальными
кандидатами число голосов.
Такая система
используется в первом туре голосования по кандидатуре Президента РФ.
МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА
КВАЛИФИЦИРОВАННОГО БОЛЬШИНСТВА - это система, при которой избранными считаются
кандидат или список кандидатов, получившие заранее установленное
квалифицированное число голосов избирателей ( например 2/3 и т.п.)
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
СИСТЕМА - это такая система, в основе которой лежит принцип распределения
депутатских мандатов
пропорционально
полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей.
Данная система
используется при проведении выборов депутатов в представительные органы
государственной власти, когда в них принимают участие политические партии,
которые формируют свои списки кандидатов по многомандатным округам.
Разновидностей пропорциональной
избирательной системы известно гораздо больше, чем мажоритарной избирательной
системы. Распределение депутатских мандатов в ряде стран, в том числе и в РФ,
осуществляется путем установления избирательной квоты, которая получается путем
деления поданных в ходе выборов голосов на число мандатов в данном округе.
Известны две
системы, именуемые системами «жестких» и « гибких» списков. При системе «
жестких» списков очередность кандидатов определяется партией уже при
формировании списка: депутатами становятся в порядке « очередности» указанной в
списке.
Например: партия
на выборы в депутаты Государственной Думы выдвинула список кандидатов из 20
человек, которые в списке указаны в строгой очередности от 1 до 20. После
определения результатов выборов оказалось, что партия получила 6 депутатских
мандатов. Из заявленного списка кандидатов депутатами станут только кандидаты,
стоявшие в списке под номерами от 1 до 6.
При системе
«гибких» списков избирателям предоставляется возможность изменить порядок,
очередность расположения кандидатов в списке путем преференциального
голосования. Особенностью данной системы является то, что избиратели имеют
право указать в какой очередности предоставляются мандаты кандидатам внутри
партийного списка, в случае, если этот список набрал необходимое количество
голосов.
Пример можно привести
аналогичный ранее данному, т.е. та же партия, список также из 20 кандидатов,
так же получено 6 депутатских мандатов, однако в ходе выборов избиратели
отдавали предпочтение не только партии, но и тому или иному кандидату в списке.
Таким образом, депутатские мандаты получат те кандидаты из списка, которые
получили наибольшее количество избирателей из числа кандидатов, указанных в
списке.
В ряде стран при
применении пропорциональной избирательной системы действует заградительный
барьер, то есть минимальное количество голосов избирателей, при наличии которых
партия имеет право участвовать в распределении депутатских мандатов. Так, в
ходе выборов в Государственную Думу 1999 и 2003 года действовал 5 %
заградительный барьер.
К недостаткам
данной избирательной системы можно отнести то, что избиратели не знают многих
кандидатов вовсе. Голосуя за список кандидатов в депутаты от той или иной
партии избиратель знает лишь 3-4 кандидатов из списка, а то и того меньше, так
называемое «лицо партии». За примерами далеко ходить не надо: в Государственной
Думе нынешнего созыва фракция
Еще одни видом
избирательных систем можно выделить СМЕШАННУЮ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ. Она
применяется при выборах депутатов и соединяет в себе элементы как мажоритарной,
так и пропорциональной избирательных систем. В РФ она применялась при выборах
депутатов Государственной Думы, где из 450 депутатов 225 избираются по
одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а 225
по пропорциональной системе по единому федеральному избирательному округу,
охватывающему всю территорию РФ.
Литература:
Основная литература
1. *Федеральный конституционный закон
от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004.
№ 27. Ст. 2710.
2. *Федеральный закон от 12 июня 2002
г. № 67-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. №
24. Ст. 2253.
3. **Зиновьев А.В., Поляшова И.С.
Избирательная система России: теория практика и перспективы.- СПб.: Изд-во
«Юридический центр Пресс»,2003.
4. *Дмитриев Ю.А., Исраэлян В.Б. Избирательное
право и процесс в Российской Федерации.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.
- 864 с.
5. *Избирательное право и
избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред.
А.А. Вешняков. М.: Изд-во НОРМА, 2003г. -816 с.
Дополнительная литература
1. *Ерыгин А.А., Корнев В.Н., Федулов
В.И. Избирательное право России: Учебное пособие. - Белгород: ООНИ и РИД БелЮИ
МВД России, 2004. -182 с.
2. **Зотова З.М. Политические партии и
избирательный процесс. - М.: РЦОИТ, 2002. - 176 с.
3. * Лучин В.О., Мазуров А.В. Новый
Закон о референдуме // Право и политика. 2004. № 8. - С. 5-9.
4 **Матейкович М.С. Защита
избирательных прав граждан в Российской Федерации. Монография.- М.: Изд-во МГУ,
2003. - 304 с.
5. *Руденко В. Право на участие в
референдуме: тенденции развития современного российского законодательства //
Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 3. - С. 145-152.
Страницы: 1, 2
|