А. А. Алябьев
А. А. АЛЯБЬЕВ
(1787—1851)
Александр
Александрович Алябьев принадлежит к числу самых выдающихся композиторов первой
половины XIX века. Участник Отечественной
войны и друг декабристов, он сумел выразить в своем творчестве новые, прогрессивные
стремления русского искусства этого времени. С его романсами вошли в русскую
музыку темы большого гражданского значения, идеи свободолюбия и патриотизма. В
своих произведениях он значительно углубил психологическое содержание русского
музыкального искусства, отобразил богатый мир чувств своих современников, их
мечты и думы, их романтический порыв к свободе, их жажду утверждения свободной
и независимой человеческой личности. И в этом отношении творчество Алябьева во
многом родственно юношеской поэзии Пушкина и творчеству поэтовдекабристов, с
которыми его связывали не только общие взгляды, но и многие обстоятельства
личной жизни, тяжелой личной судьбы.
Алябьев родился в 1787 году в дворянской
семье в гвроде" Тобольске, где его отец занимал пост губернатора. В доме
Алябьевых постоянно звучала музыка, часто устраивались домашние концерты. В
1796 году семья Алябьевых переехала в Петербург. Здесь будущий композитор начал
серьезно заниматься музыкой под руководством известного композитора и теоретика
И. Г. Миллера. Музыкальное образование Алябьев продолжил и в Москве, куда он
переселился в 1804 году и был зачислен на службу по горному ведомству. В
1810—1811 годах он начал издавать свои сочинения. Но вскоре разразились события
Отечественной войны. Летом 1812 молодой Алябьев вступил добровольцем в
гусарский полк. Вплоть до победоносного окончания войны он прошел с русской
армией весь ее путь от Москвы до Парижа, участвовал во многих сражениях, был
ранен и награжден орденами за боевые заслуги. Отважный офицер, отзывчивый
человек, Алябьев сразу завоевал доверие своих товарищей. В годы войны он
сближается с поэтом-партизаном Д. В. Давыдовым, с писателем Грибоедовым и
многими будущими декабристами. По окончании военных действий Алябьев поселяется
в Петербурге и с увлечением отдается музыкальному творчеству. К этому времени
относится его знакомство с Верстовским, которое вскоре переходит в тесную
дружбу. Вместе с Верстовским он пишет музыку к водевилям, а затем одновременно
с ним переезжает в Москву. Здесь он становится постоянным участником
любительских концертов и приобретает известность как автор романсов.
Внезапно
в жизни Алябьева наступил трагический перелом: весной 1825 года он был
арестован по подозрению в убийстве. Несмотря на полную недоказанность этого
обвинения, он около трех лет содержался в крепости под стражей, а затем по
приговору суда был сослан в Сибирь, с лишением всех прав и дворянского звания.
В эпоху реакции, после восстания декабристов, «дело» Алябьева, близкого к
декабристским кругам, вызвало пристальное внимание правительства.
Тяжелые
испытания не сломили Алябьева. В Сибири он много сочиняет, организует военный
духовой оркестр, участвует в концертах как пианист и дирижер. В эти трудные
годы он создал лучшие свои романсы: «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога» и
многие другие. Еще раньше, во время тюремного заключения, был написан
знаменитый романс «Соловей» на слова Дельвига.
В
1832 году Алябьев получил разрешение выехать на Кавказ для лечения. Около двух
лет он провел в Пятигорске и его окрестностях. Природа Кавказа произвела
неизгладимое впечатление на его восприимчивую натуру. Алябьев знакомится с
песнями и танцами горских народов, записывает черкесские, кабардинские,
грузинские и азербайджанские мелодии. Итогом поездки явился большой сборник
романсов, изданный под общим заглавием «Кавказский певец». Кавказские
впечатления отразились также и в опере «Аммалат-Бек» по повести
писателя-декабриста Бестужева-Марлинского, над которой Алябьев работал в 1840-е
годы.
На
Кавказе Алябьев познакомился с украинским историком и фольклористом М. А.
Максимовичем и вместе с ним подготовил сборник «Голоса украинских песен», в
котором опубликовал свои обработки украинских народных мелодий. Этот сборник,
изданный в 1834 году, был отмечен высокой похвалой Гоголя.
Работу
по записи народных песен Алябьев продолжил в Оренбурге, куда он был переведен
после кавказской поездки. Первым среди русских композиторов он записывает
башкирские, киргизские и туркменские песни, пишет увертюру на башкирские темы.
Этот стойкий и неизменный интерес к музыке народов России характеризует его как
одного из передовых деятелей своего времени.
Последние
годы жизни композитора прошли в Москве. В 1843 году, после долгих скитаний, ему
было наконец разрешено поселиться там под надзором полиции, «без права
показываться в публике». Алябьев по-прежнему много сочиняет, работает над
операми «Рыбак и русалка» и «Аммалат-Бек», пишет музыку к драматическим
спектаклям. В Москве он встречается с Даргомыжским, знакомится с
поэтом-революционером Н. П. Огаревым и создает на его стихи ряд песен-сцен из
народной жизни («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож»). Проникнутые горячим
сочувствием к тяжелой доле народа, к судьбам «маленьких людей», эти песни
явились откликом на новые реалистические стремления русской литературы эпохи
Белинского, Гоголя и молодого Тургенева. В своих песнях на слова Огарева
Алябьев проложил путь к новаторскому жанру драматической песни-сцены, к
творчеству своего младшего современника Даргомыжского. От первых романсов
1820-х годов и до последних произведений он прошел большой путь развития. При
этом на каждом новом историческом этапе он чутко прислушивался к передовым
веяниям русского искусства, был в числе передовых художников своего времени.
Умер
Алябьев в Москве в 1851 году.
Обширное
и многообразное творчество Алябьева охватывает различные жанры. В области
сценической музыки ему принадлежат 6 опер, балет «Волшебный барабан, или
Следствие волшебной флейты»,..около 20 водевилей, музыка к драматическим
произведениям Пушкина («Русалка»), Шекспира и других авторов, мелодрама
«Кавказский пленник», (инсценировка второй части поэмы Пушкина) и другие
произведения. Большое место в его творчестве занимают инструментальные
сочинения: увертюры, симфонии, сюиты, марши и танцы для симфонического и
духового оркестров, камерные инструментальные ансамбли. В них отразилась связь
композитора с прогрессивными настроениями времени, с думами и чувствами,
волновавшими его современников.
|