Антимонопольная политика в Российской Федерации
План:
Введение
1.
Понятие и сущность монополии
1.1.Виды монополии
1.2.Особенности монополии в России
2. Становление антимонопольной политики в
России
2.1.Основные направления антимонопольной
политики в России:
2.2.Система государственного
регулирования естественных монополий
Заключение
Список литературы
Введение
Антимонопольная политика,
безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по
регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и
совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса
для современной России была выбрана данная тема для моего реферата.
В данной работе мы
постараемся наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной
политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы,
используемые в этой сфере регулирования экономики и основные направления
антимонопольной политики в России.
Так же было уделено большое
внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в
частности, как наследницы многих социалистических особенностей.
1. Понятие и сущность монополии
Существуют два вида
антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных
монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий[1]. Для того, чтобы разобраться в
вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её
проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой
монополии.
Существует большое количество
определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие
является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое
понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается
через призму трёх аспектов:
·
С точки
зрения рыночной структуры
·
С точки
зрения рыночного поведения
·
С точки
зрения рыночных итогов.
Рассматривая каждый из этих
аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру,
можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях
которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта
Изучая монополию через
призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных
границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое
пространство принято называть отраслью.
Здесь, я считаю уместным
привести ещё одно определение монополии:
Монополия – это когда в
отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают[2].
Давая же определение
монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает
использование субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…). При
монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а
значит, и интересов конкурентов.
Уделяя наибольший объём
внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги
связаны со следующими факторами:
·
монопольно
высокими ценами
·
ограниченной
готовностью монополии к инновациям.
Но так как понятие монополии
очень важно для основного предмета моей работы – антимонопольной политики,
необходимо, по-моему, описать это понятие более детально.
Итак,
можно привести следующие признаки монополии:
Монополистический рынок
представлен одним продавцом и множеством покупателей.
Производимая продукция является
уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
Вход новых фирм на рынок
фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования
таких барьеров, к примеру:
·
Крупные
размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
·
Система лицензий
на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
·
Монопольное
право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с
производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
·
При
естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер
блага.
·
Нечестная
конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к
конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
·
Сложность
в получении полной информации обо всём рынке.
1.1. Виды монополии
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия
– это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями,
патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить
монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом[3].
Естественная
монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки
достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок
целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к
количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой
цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации
разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому,
что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями,
в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны
монополии ,базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём
говорилось ранее.
Открытая монополия
– это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок)
является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной
юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы,
впервые вышедшие на рынок с новой продукцией[4].
Но такое деление не
означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к
одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна.
Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру
фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые
компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как
присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как
присутствуют юридические барьеры для конкуренции).
Фактически все монополии
могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые
монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в
естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А
так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных
товаров-субститутов.
Так же немаловажным
является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый
конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим
покупателям.
Учёными выделяются
несколько последствий монополизации, на которые я буду ссылаться в своей работе
в дальнейшем, как-то:
·
недопроизводство
товаров
·
завышение
цен
·
предприятия-монополисты
не получали высокой монопольной прибыли.
·
х-неэффективность,
то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше
объективно обусловленного уровня.
1.2.Особенности
монополии в России
Итак, монополия существует во
всём мире. Но главной особенностью монополизации российского рынка можно
считать, пожалуй, то, что она сложилась как “наследница” государственного
монополизма социалистической экономики.
Социалистическая экономика
представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое
предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью
общегосударственной структуры. То есть, своеобразной монополией в бывшем СССР
была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном
планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении
материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в
одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных
ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми
хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности
устанавливали такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом
удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто всего
поручалось всего одному-двум заводам.
Причины для концентрации такого типа:
1. Большое значение имело
стремление использовать положительный эффект масштаба производства. Но это
стремление было заметно гиперболизировано (из-за искусственной заниженности цен
на энергию, сырьё и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже
нерационально крупных заводов[5]
- сырьё для них привозилось за тысячи километров, а готовая продукция
распространялась по всей территории Советского Союза).
2. Другая причина была связана с
удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все
важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными
плановыми органами, управляемость хозяйства находится в обратной
пропорциональной зависимости от количества производственных единиц.
В итоге советские
монополисты были очень узко специализированы, к примеру: один завод выпускал
только тяжёлые вертолёты (Роствертол), другой – только автомобили высокой
проходимости (УАЗ)[6].
При этом прекращение работы хотя бы одного из подобных предприятий было
фактически смертельно для советской экономики из-за минимальности или
фактически отсутствия дублирования. Так, в конце 80-х годов более 1100
предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Ещё чаще
встречалась ситуация, когда число производителей по всему Советскому Союзу не
превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся
промышленностью страны, 290 (то есть 89 %) было подвержено сильной
монополизации.
Так же советской
экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших
предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми
странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в
среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее
высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении,
химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два
предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество
товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на
изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора
поставщиков.
Но, я считаю, что советскую монополию нельзя полностью сопоставлять с её
капиталистическими аналогами. Существуют отличия советской монополии от
капиталистической:
Не имея самостоятельности
ни в выборе объёма продукции, ни в установлении цен, советские предприятия-монополисты
не имели возможности осуществлять монополистические злоупотребления, хотя это
широко наблюдается в западных странах.
Деятельность советских
предприятий-монополистов не вызывала многих описанных выше последствий
монополизации, а именно: не наблюдалось недопроизводства товара, завышения цен
и предприятия не получали монопольных прибылей.
Капиталистические монополии
возникли преимущественно "снизу", в результате конкурентной борьбы, а
социалистические насаждались "сверху" и действовали в неестественных
условиях.
Монополистом в
капиталистических странах чаще всего становилось предприятие-лидер, который
использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и
производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись при
отсталой технологической базе.
Капиталистические монополии,
участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышение
конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы,
что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические
ограничивались в лучшем случае региональными рамками (например, СЭВ).
Такое последствие
монополизации, как х-неэффективность проявлялось исключительно сильно.
Свидетельствами этого в СССР были завышенные издержки (в частности, энерго- и
материалоёмкость, существенно превышавшие мировой уровень), низкое качество
продукции замедленный темп её обновления.
Позиции монополистов
укрепляла общая дефицитность экономики. В условия фактического отсутствия
выбора у покупателя ответственность монополиста сходила почти на нет.
Советская экономика была
значительно более изолирована от внешнего мира, чем большинство рыночных, таким
образом монопольные позиции предпринимателей были защищены и от иностранных
конкурентов. Из-за этого сильно страдали качество и новизна продукции.
В результате начала рыночных
реформ в России, монополистические тенденции резко усилились. Это усиление было
во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических связей с
бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а
именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР,
на ставшие таковыми на сократившейся территории.
Стало ясно, что необходимо разрабатывать
антимонопольную политику.
2. Становление
антимонопольной политики в России
Антимонопольная политика
имеет несколько основных направлений:
·
Стимулирование
предпринимательства
·
Развитие
конкурентных начал
·
Организационно-правовое
обеспечение антимонопольной политики
Выделяют два метода
антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод
регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное
положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования
относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и
преодоления монополистических явлений в экономике.
Таким образом суть фактически любой антимонопольной политики заключается в
использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных
последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.
Специфика российских монополий
сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В
капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные
отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало
вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции
разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных
отношениях.
Первый закон, касающийся
антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году – закон
“О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”
от 22 марта 1991 года[7].
С 1991 года по 1999 год
было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших
организационно-правовую базу для регулирования монополий. К примеру, законы
"О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных
государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О
финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных
монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от
26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996
г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите
экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней
торговли" от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты
Президента РФ и правительства[8].
Страницы: 1, 2
|