Анализ действующего учебного пособия по английскому языку
Авраменко
Ольга, АНФ-03-2(1)
Анализ действующего
учебного пособия
Учебно-методический
комплект для пятого класса школ с углублённым изучением английского языка
авторов Верещагиной И. Н. и Афанасьевой О. В. состоит из учебника, книги для
чтения, книги для учителя, рабочей тетради и звукового пособия.
Структура учебника свидетельствует о высокой
степени охвата всех видов речевой деятельности в связи с высоким уровнем
вариативности заданий. Учебник состоит из двадцати трёх уроков, а также
грамматического справочника, англо-русского словаря и таблицы неправильных
глаголов. Каждый урок состоит
из шести частей: Let
Us Review, Let Us Learn, Let Us Read And Learn, Let Us Read, Let Us Talk и Let Us Write.
Такая структура
обеспечивает максимальный охват всех видов речевой деятельности, способствует
использованию учащимися ресурсов как активного, так и пассивного словарного
запаса и придаёт динамичность учебному процессу.
Упражнения раздела Let Us Review
предназначены для повторения и закрепления пройденного материала
и могут выполняться как в устной, так и в письменной форме (по усмотрению
учителя).
В разделе Let Us Learn
подаётся новый грамматический материал, лексический минимум к
уроку и соответствующие упражнения на закрепление нового материала, которые
также могут быть выполнены как в устной, так и в письменной форме.
В разделе Let Us Read
And Learn
предлагаются стихотворения и песенки, предназначенные для
заучивания наизусть. Запись этих материалов в исполнении профессиональных
дикторов имеется на кассетах звукового пособия и может быть использована как
для постановки произношения и интонации, так и для аудирования.
Материалы раздела Let Us Read (тексты и задания к ним) идеально соответствуют требованиям по
достижению всех четырёх целей учебного процесса: практической
(формирование и развитие лексических, грамматических и фонетических навыков по
теме урока, развитие умений читать, говорить, писать и воспринимать на слух – в
процессе выполнения заданий этого раздела могут быть задействованы все четыре
вида речевой деятельности), развивающей (развитие произвольной и
непроизвольной памяти – при пересказе текста; мышления – при выполнении
заданий, предусматривающих обсуждение прочитанного; внимания – при ответах на
вопросы; воображения – если требуется придумать продолжение истории; умения
логически оформлять мысли на иностранном языке – при выполнении всех
вышеперечисленных заданий; а также имитации, интонационного слуха, фонетических
и фонематических навыков, усидчивости и сообразительности), воспитательная
(в зависимости от тематики текста), образовательная (например,
обучение работе со словарём, получение новых общих знаний в процессе осмысления
и усвоения содержания текста).
В разделе Let Us Talk предлагаются упражнения на развитие навыков говорения и умения
логически оформлять мысли на иностранном языке. Задания этого раздела идеально
подходят для достижения воспитательной цели учебного процесса (ставятся
проблемные вопросы, затрагиваются спорные темы, происходит обмен мнениями и
делаются выводы на основе аргументированности суждений участников дискуссии), а
также для развития и совершенствования орфоэпических навыков; активизируются
ресурсы пассивного лексического запаса, применяются на практике грамматические
знания.
Раздел Let Us Write
полностью посвящён развитию орфографических навыков и письменной
речи. Здесь предлагаются упражнения на закрепление грамматического и
лексического материала, которые также способствуют развитию умения осуществлять
самоконтроль в процессе самодиктанта (внутреннего проговаривания фиксируемого
на бумаге), а также тренируют зрительную и моторную память. Кроме того,
представляется, что многократное «прописывание» новых лексических единиц
пятиклассниками существенно способствует эффективному их закреплению и
включению в активный словарь учащихся.
В конце каждого урока
учебника предусмотрены задания по аудированию (тексты содержатся в книге
для учителя и на кассетах звукового пособия, задания к ним – в рабочей тетради)
и домашнему чтению (тексты и задания к ним содержатся в книге для
чтения). Эти виды работы наиболее полно охватывают цели учебного процесса и
виды речевой деятельности.
Учебное пособие
частично соответствует потребностям педагогического процесса: тематика
предлагаемого материала удовлетворяет программным требованиям не в полной мере,
что требует привлечения дополнительных учебных материалов (параллельных
учебников, альтернативных учебных пособий и соответствующих дидактических
материалов), однако учёт закономерностей усвоения знаний произведён
удовлетворительно – путём обеспечения высокого уровня взаимодействия всех
компонентов УМК (вариативность заданий и, следовательно, видов речевой
деятельности) и применения эффективных методов управления процессом усвоения:
своевременного контроля уровня усвоения знаний после выполнения ряда
эффективных упражнений на закрепление изученного материала.
Функция
целенаправленности учебника осуществляется путём ориентации всех предлагаемых
заданий на достижение основной (практической) цели обучения и целостности
элементов УМК.
Учебник ориентирован
на учащихся пятых классов школ с углублённым изучением английского языка. Учёт индивидуальных
(аппелирование тематики учебных материалов ко вкусам и интересам
среднестатистического пятиклассника) и возрастных (адекватный уровень
сложности заданий и насыщенности учебного материала, адаптированность его
содержательного компонента для облегчения восприятия десяти -
одиннадцатилетними детьми) особенностей осуществлён в полной мере с необходимым
упором на потенциальные возможности учащихся, а также с опорой на их
интеллектуальный уровень и степень обученности. При этом разнообразие приёмов
работы и видов учебной деятельности создаёт оптимальные условия для
самостоятельной работы учащихся.
Обеспечение высокого
уровня развития мотивационной сферы процесса обучения осуществляется путём
стимулирования познавательной активности с помощью проблемности изложения и
личностной значимости учебного материала. Учёт коммуникативных потребностей
учащихся производится путём высокого уровня вариативности учебного материала,
актуальности и разнообразия его содержательного компонента, а также
оптимального баланса упражнений и заданий на развитие коммуникативных навыков в
контексте как диалогической, так и монологической речи.
Масштабное
использование средств оформления учебника (красочные иллюстрации, наглядность и
содержательность таблиц, богатый иллюстративный материал для развития навыков
монологической речи (описывание картинок), оптимальный для восприятия
пятиклассниками тип и размер шрифта) обеспечивает привлекательность и
мотивационную оснащённость познавательных процессов в ходе изучения английского
языка, а наличие твёрдого переплёта учебника гарантирует надёжность и
долговечность в эксплуатации.
|