Сегодня благодаря усилиям казахстанских властей в Казахстане
сложился весьма благоприятный климат для сотрудничества. В этой ситуации
большой интерес представляет развитие банковского сектора республики. В стране
успешно работают не только местные банки, но и некоторые иностранные, в том
числе российские, одним из крупнейших среди которых является «Альфа-Банк—Казахстан».
На казахстанском рынке этот банк можно считать относительно
молодым. Но уже сегодня он достиг репутации надежного и динамично
развивающегося. Банк активно проводит политику сотрудничества с предприятиями
реального сектора экономики. Это позволяет организовать более тесное сотрудничество
российских и казахстанских производителей, существенно облегчить и упорядочить
работу многих предприятий-партнеров.
ОАО ДБ «Альфа-Банк» в Казахстане создан в декабре 1994
года. Идея открытия дочернего банка в Казахстане была обусловлена, с одной
стороны, формированием и серьезной положительной динамикой новых финансовых
отношений между предпринимательскими структурами
Казахстана и России. С другой стороны, на решение об открытии банка в
Казахстане повлияла разумная, взвешенная и благоприятная политика в отношении
российских предприятий со стороны государственных органов Казахстана и президента
республики. Впрочем, это и не удивительно для страны, в которой первое лицо
является серьезным экономистом и пользуется огромным авторитетом среди
населения.
Первоначально перед банком ставилась задача обеспечить
проведение расчетов между казахстанскими и российскими предприятиями,
поскольку после распада Советского Союза и образования СНГ практически
прекратилось обращение российского рубля, в бывших союзных республиках были
введены национальные валюты, и требовалось обеспечить налаживание
цивилизованных форм финансовых взаимоотношений. В начальный период даже
осуществление сравнительно несложных операций по проведению платежей между
двумя странами давалось совсем не просто.
Со временем задачи Банка стали шире и, кроме простых
операций по проведению платежей, банк стал выполнять все функции, присущие
банку как универсальному финансовому институту. Сейчас банк, предоставляет
весь комплекс банковских услуг, начиная от проведения простейших платежных
операций и заканчивая полной проработкой схем финансирования, кредитования и
консалтинговых услуг, включая в случае необходимости и юридическую поддержку
для широкого круга клиентов, обеспечивая при этом высочайший сервис, доходность
и формирование капитала для дальнейшего развития банка.
На сегодняшний день тенденция относительной стабилизации
экономики в Казахстане сохраняется. Рост объема ВВП в первом квартале 2000 года
составил 9,1 процента, промышленного производства в январе—апреле — 16
процентов по сравнению с аналогичным периодом 1999 года. Немногие страны сейчас
могут констатировать такие темпы прироста.
Основным покупателем казахстанской продукции была и
остается Россия, доля которой составляет 20,4 процента от общего объема
экспорта. Доля России в общем, объеме импорта также велика — 47,6 процента.
«Альфа-Банк» в Казахстане видит свою задачу в помощи
казахстанским и российским компаниям в налаживании бизнеса на взаимовыгодной
основе, т.к. все чаше предпринимателями Казахстана в качестве партнеров по
бизнесу выбираются предприятия и фирмы Российской Федерации.
Позиции «Альфа-Банка» в России укрепились после
августовского кризиса 1998 года. Произошло это, в основном за счет качества и
уровня менеджмента, то есть своевременно принятые правильные решения помогли
не только «удержаться на плаву», но и заложить фундамент для будущего подъема.
Именно благодаря этому в настоящее время АБ находится в четверке лучших
российских банков, и сдавать своих позиций не намерен.
Апрельская девальвация тенге в 99-м году тоже была для
казахстанского банковского рынка своеобразным барометром, показавшим прочность
банков Казахстана, как в финансовом отношении, так и в плане эффективности
менеджмента. В этот период АБ в Казахстане поддержал свою репутацию одного из
стабильных банков республики.
В настоящее время банк входит в
список первых пятнадцати банков Казахстана. Сегодня «Альфа-Банк» — это своеобразный
«финансовый супермаркет», который обладает всеми инструментами для разностороннего
и действительно качественного обслуживания клиентов. Банк обладает прочной
базой, которая формируется из таких слагаемых, как достаточный капитал,
квалифицированный персонал и грамотный менеджмент
По итогам 1999 финансового года международной компанией
Arthur Andersen проведена аудиторская проверка результатов работы
«Альфа-Банка». На конец 1999 года банком получено чистой прибыли в сумме 105
437 тыс. тенге, активы банка по состоянию на 31 декабря 1999-го составили 2
449 875 тыс. тенге, (увеличение суммы активов в 1999 году по сравнению с
аналогичным периодом 1998 года составило 69 %). Собственный капитал банка на
конец 1999 года составил 993 005 тыс. тенге.
Национальным Банком Республики Казахстан принята программа
перехода банков, работающих на территории республики к международным
стандартам в банковской деятельности. «Альфа-Банк—Казахстан» весьма активно
участвует в этой программе
Одним из стратегических направлений банка в настоящее время
является расширение видов банковских услуг и продуктов, укрепление позиций
банка в регионах, дальнейшее повышение качества обслуживания по всем
направлениям работы. При этом в первую очередь деятельность банка направлена
на обслуживание финансовых потоков, имеющихся между Россией и Казахстаном.
Давние политические и экономические связи, сложившиеся между двумя странами
обусловлены их географической близостью, обшей границей, позволяющей поддерживать прямые экономические связи на
постоянной основе.
В связи с вышеизложенным, выбор «Альфа-Банка» для анализа
состояния безналичных расчётов в Казахстане в целом обусловлен тем, что у
«Альфа-Банка» уже есть 50 подразделений в городах России и 4 в Казахстане,
которые широко используют основные формы безналичных расчётов, а именно
«Альфа-Банк» имеет возможность осуществлять:
1)
ускоренные переводы по Москве и регионам России,
2)
документарные платежи по экспортно-импортным
операциям казахстанских и российских предприятий,
3)
кредитование экспортно-ориентированных предприятий
для завершения производственного и торгового цикла,
4)
срочную конвертацию тенге — рубль и рубль — тенге
под импортные контракты,
5)
торговое финансирование,
6) прием
векселей российских эмитентов на оплату от казахстанских компаний, отгружающих
продукцию в Россию (что как показал опыт, для наших казахстанских партнеров
очень важно).
Одновременно банк ставит задачу расширения перечня
предоставляемых услуг за счет разработки и внедрения новых банковских
продуктов. При этом, внедряя новые банковские продукты, банк не оставляет без
внимания традиционные виды услуг, например, кредитование. Спрос на кредиты
по-прежнему велик и постоянно растет.
В соответствии со статьёй
№23[8] Закона РК от 29 июня 1998г. N 237-1 «О
платежах и переводах денег» (с изменениями, внесенными в соответствии с
Законами РК от от 28.12.98 г. N 336-1; от 29.03.00 г. N 42-II) безналичные
платежи производятся путем:
1) выдачи платежного
документа, содержащего денежное обязательство, либо указание о выплате денег;
2) предъявления платежного
документа, содержащего денежное обязательство, либо указание о выплате денег;
3) передачи платежного
документа или электронного сообщения, содержащего указание о выплате денег.
Осуществление безналичных
платежей может производиться как с использованием банковского счета клиента,
так и без него в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Основным безналичным платежным инструментом, используемым в
платежной системе Казахстана нефинансовым сектором, является платежное
поручение.
Платежное поручение представляет собой поручение
плательщика банку о перечислении определенной суммы денег со своего счета.
Плательщик предоставляет в банк поручение на бланке установленной формы.
Платежное поручение действительно в течение десяти дней со дня его выписки, не
считая дня его выписки.
Права и обязанности между отправителем и банком –
получателем, связанные с использованием платежного поручения, устанавливаются в
договоре между ними, а их фактическая реализация возникает с момента
предъявления в банк – получатель платежного поручения. Банк- получатель, после
получения такого указания должен его акцептовать либо мотивированно отказать в
его акцепте. В случае акцепта платежного поручения банком- получателем у
отправителя возникает право требования по истечению акцептованного платежного
поручения.
Платежные поручения принимаются от владельца счета только
при наличии средств на счете. Если в условиях договора предусмотрен овердрафт,
то платежные поручения принимаются в пределах установленного размера дебетового
сальдо. В условиях договора может быть предусмотрен технический овердрафт (на
несколько часов), размеры которого устанавливаются на основании анализа баланса
владельца счета. При отсутствии же или недостаточности средств на счетах
плательщика и невозможности предоставления кредита для их оплаты, начисляется
пеня. Платежные поручения на предварительную оплату и авансовые платежи
принимаются к исполнению банком только при наличии средств на счете клиента.
Расчеты поручениями по предварительной оплате за товарно-материальные ценности
и оказанные услуги (работы) за счет ссуд банка не производится.
При равномерных и постоянных поставках между поставщиком и
покупателем расчеты между ними могут осуществляться в порядке плановых
платежей, на основании соглашений с использованием в расчетах платежных
поручений.
Схема документооборота при расчетах платёжными поручениями
достаточно проста и представлена на схеме 1. Именно поэтому данная форма в
первую очередь подверглась нововведениям, в частности автоматизации. Наряду с
переводом по почте, телеграфу все большее распространение получает электронный
перевод.
Схема 1.
Схема документооборота при расчетах платёжными
поручениями.
1.
Отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение
работ.
2.
Предъявление в банк платежного поручения на
перечисление суммы со счета плательщика.
3.
Выписка из расчетного счета о списании суммы со
счета плательщика.
4.
Направление платежного поручения из банка
плательщика в учреждение банка, обслуживающее получателя.
5.
Выписка из расчетного счета поставщика о зачислении
суммы.
Платежное
поручение представляет собой поручение отправителя денег обслуживающему
банку-получателю о переводе его денег в пользу бенефициара в сумме, указанной в
поручении.
Отправитель денег
предъявляет в обслуживающий банк-получатель платежное поручение на бланках
установленной формы (приложение).
В графе "назначение
платежа" отправитель денег обязан указать наименование, номер и дату
документа (документов), на основании которого осуществляется перевод денег, а
также в графе "код назначения платежа" кодовое обозначение платежа.
При осуществлении перевода
денег в пользу бенефициара-нерезидента отправитель денег, за исключением
случаев, когда отправителем денег является банк, предъявляет в обслуживающий
банк-получатель заявление на перевод денег на бланках установленной формы
(приложение). Такое заявление является платежным поручением отправителя денег
обслуживающему банку-получателю о переводе денег.
В заявлении на перевод денег
помимо реквизитов, указанных в форме приложения Правил, банк вправе включить
дополнительные сведения об отправителе денег, а также сведения необходимые
банку для обработки данного заявления.
Платежное
поручение/заявление на перевод денег принимается банком-получателем в течение
десяти календарных дней с указанной в нем даты выписки.
Кроме платежного поручения
или заявления на перевод денег отправитель денег обязан по требованию
банка-получателя в соответствии с законодательством Республики Казахстан
предъявить документы, подтверждающие обоснованность платежа.
По согласованию с
обслуживающим банком-получателем отправитель денег может указывать в платежном
поручении/заявлении на перевод денег дату валютирования.
Платежное
требование-поручение представляет собой требование бенефициара к отправителю
денег об оплате за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги,
предъявляемое на основании документов, подтверждающих указанное требование.
Бенефициар предъявляет в
банк бенефициара платежные требования-поручения и реестр платежных
требований-поручений на бланках установленной формы (приложения).
В графе "назначение
платежа" платежного требования-поручения бенефициар обязан указать
реквизиты документов, на основании которых предъявляется платежное
требование-поручение.
Платежное
требование-поручение вместе с реестром представляется в банк бенефициара,
который, проверив полноту заполнения всех реквизитов бенефициара, направляет
платежное требование-поручение в банк отправителя денег в порядке,
установленном настоящими Правилами.
В случае обслуживания
бенефициара и отправителя денег в одном банке-получателе, а также предъявления
платежного требования-поручения в банк отправителя денег, минуя банк
бенефициара, приложение реестра не требуется.
Платежное
требование-поручение и приложенный реестр могут быть предъявлены бенефициаром в
банк бенефициара в течение тридцати календарных дней с указанной в них даты
выписки. При этом дата заполнения платежного требования-поручения и реестра
должна совпадать.
При отсутствии либо
недостаточности суммы денег у отправителя денег или у банка-получателя,
необходимой для исполнения платежного требования-поручения, срок хранения
платежных требований-поручений и реестра банком-получателем, предусмотренный
законодательными актами Республики Казахстан, прерывает течение срока действия
данных документов. При этом банк-получатель принимает на хранение только
акцептованные отправителем денег платежные требования-поручения, за исключением
платежных требований-поручений не требующих акцепта отравителя денег.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|