Предельный размер
дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине (в
млрд. рублей) или в процентах к валовому внутреннему продукту.
Республика Беларусь
в начале 90-х годов столкнулась с огромным размером дефицита государственного
бюджета. Он не был связан с приобретением суверенитета государства, а явился
лишь выражением общего состояния экономики и государственного бюджета СССР, в
составе которого долгое время находился.
В экономической
литературе этого периода бюджетный дефицит рассматривается как явление, не
свойственное социалистической системе хозяйства, и поэтому бюджет планировался
с профицитом.
После распада СССР
Беларуси досталась практически разваленная постсоветская экономика,
несовершенная система государственных финансов, в том числе и бюджетный
дефицит, растущий из года в год.
В 1991г. Беларусь была объявлена
суверенной. Сальдо бюджета независимой республики, согласно официальной
отчетности Министерства анализа и статистики, было положительным, и размер
бюджетного профицита этого года составил 1,7% ВВП. В основном это объясняется
тем, что государственный бюджет на 1991 год все еще предусматривал выделение
дотаций нашей стране. С течением времени абсолютное значение бюджетного
дефицита возрастало. Дефицит бюджета проявился в 1992 году в размере 1,9 %
ВВП, и с тех пор является хроническим для республики. [10, с. 7-8]
Величина дефицита,
как видно из рисунка 1, не являлась постоянной, а изменялась на протяжении
всего рассматриваемого периода под влиянием различных факторов экономики,
которые были рассмотрены в предыдущих разделах.
Примечание: источник
11
Можно лишь отметить,
что свою роль тут сыграла инфляция, реальный темп прироста валового
внутреннего продукта, средняя реальная и номинальная ставки процента, по
которым обслуживается государственный долг.
Мировая практика
показывает, в период депрессии, когда ВВП низок, бюджет сводится с дефицитом, а
в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета. Причиной таких
изменений являются метаморфозы, происходящие в доходной и расходной частях
бюджета. Имеется в виду, что во время спадов резко снижаются поступления
прямых налогов в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время
возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находится
в противофазе с циклом. Как правило, правительства в периоды спада принимают
меры по увеличению расходов на социальную защиту населения, что вызывает рост
выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги
населению, а также пособий по безработице и других социальных расходов.
Необходимо помнить
также, что в республике существуют проблемы в сфере внешнего долга страны. В
связи с неплатежеспособностью некоторых предприятий, получивших иностранные
кредиты под гарантии правительства, бюджет несет значительные дополнительные
расходы. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на
правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг,
увеличивающий размер дефицита.
Характерным для бюджетного дефицита
Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года
итоговым на конец года. Это связано с установившейся практикой частых
корректировок Закона о бюджете.
Одна из основных
проблем в данной области – эффективность использования средств, так как их
основная часть направляется на оказание финансовой помощи отраслям и
предприятиям страны, находящимся на грани выживания, и реального возврата этих
средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте
бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость
урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей,
падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета
государственных институтов. Что касается проблемы финансирования дефицита
бюджета за счет низкоинфляционных источников, то она является весьма
актуальной.
Как уже было
отмечено выше, финансирование расходов, превышающих реальные доходы, может
осуществляться за счет внешних и внутренних источников. Последние в свою
очередь подразделяются на инфляционные (выпуск денежных знаков в обращение) и
неинфляционные (кредиты национального банка и выпуск государственных ценных
бумаг).
Большинство развитых
стран для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных
ценных бумаг, как безынфляционному источнику финансирования бюджетного
дефицита.
В Республике
Беларусь источники финансирования дефицита республиканского бюджета, как уже
упоминалось, утверждаются законом о бюджете на очередной финансовый год.
При наличии дефицита
бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В
Беларуси к таким статьям относят выплату заработной платы и других выплат
населению, строительство социально значимых объектов и поддержка
агропромышленного комплекса.
Если в процессе
исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета
или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% от
запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным
статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких
случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в
порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной
финансовый год.
Принятые в ходе
исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению
расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по
компенсации потерь доходов бюджета.
Структура источников
покрытия бюджетного дефицита в Республике Беларусь за 1993-1999 представлена в
таблице 2. Это делается для того, чтобы более детально изучить к каким мерам
прибегало государство для покрытия бюджетного дефицита. В данный период времени
просматривается определенная тенденция в выборе источников финансирования.
Разберемся какие.
Таблица 2.
Динамика и
структура источников покрытия бюджетного дефицита, млрд. руб.
Показатель
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
Дефицит республиканского
бюджета-всего
|
393,4
|
709,1
|
3250,5
|
3655,1
|
9253,7
|
12452
|
44249
|
В том числе в % к ВВП
|
-5,5
|
-3,5
|
-2,7
|
-1,9
|
-2,2
|
-1,4
|
-2,9
|
Финансирование дефицита,
всего
|
393,4
|
709,1
|
3250,5
|
3655,1
|
9253,7
|
12452
|
44249
|
Внутреннее финансирование
В том числе:
|
11,2
|
57,4
|
2819,3
|
3877,6
|
7780,8
|
14200
|
64959
|
небанковское
|
|
|
318,9
|
-519,4
|
635,8
|
2150,0
|
800
|
государственные
казначейские обязательства
|
|
9,6
|
485
|
1310,4
|
4615
|
10940
|
20145
|
Органы денежно кредитного
регулирования
|
|
248,8
|
2015,4
|
3986,7
|
2530,0
|
1110
|
44014
|
Внешнее финансирование
|
382,1
|
451,7
|
431,2
|
-222,5
|
1472,9
|
-1748
|
- 20710
|
Как видно из таблицы
2, в 1993 – 1994 годах основным источником покрытия дефицита были внешние
займы. В 1993 году за счет займов было профинансировано 97,1% дефицита, в
1994 г. – 63,7%. Однако в 1995 г. размер внешнего финансирования бюджетного
дефицита снизился до 13,3%. В 1996г. было значительно увеличено внутреннее
финансирование в связи с отсутствием дополнительных внешних источников. По этой
причине, а так же в связи с недостаточно развитым рынком ценных бумаг,
правительство было вынуждено использовать эмиссионные кредиты Национального
банка. Они составили в источниках финансирования в 1996 году 84,5 %.
В 1997 году были
вновь привлечены внешние займы для финансирования бюджетного дефицита, при этом
доля эмиссионных кредитов в источниках финансирования бюджетного дефицита резко
снизилась и составила 27,3%, одновременно выросла доля государственных
казначейских обязательств. [12, с. 255]
Так с 1993 года с
целью привлечения новых источников финансирования дефицита бюджета
правительством Республики Беларусь разрабатывались условия тиражирования
государственных ценных бумаг, первый выпуск которых состоялся в феврале 1994
года. В 1995 г. посредством размещения ГКО в бюджет привлечено около 15% его
дефицита, в 1996 г - уже 35,9%. [13, с. 32]
В 1998 – 1999 гг. на
покрытие дефицита бюджета направлялись только внутренние источники, которые
обеспечили не только финансирование дефицита текущего года, а также погашение
внешнего долга прошлых лет.
Следует отметить,
что при слабой заинтересованности субъектов хозяйствования – участников
финансового рынка к инвестированию свободных денежных средств в
государственные ценные бумаги, Национальный банк ( в соответствие с
предложениями Министерства финансов) вынужден приобретать у эмитента,
правительства Республики Беларусь, эти ценные бумаги на первичном рынке.
В 1999 г. 31%
общего объема дефицита был профинансирован за счет выпуска государственных
казначейских обязательств. В то же время 68% дефицита было покрыто эмиссионными
кредитами Национального Банка. По отношению к чистому объему дефицита 1999г.
ГКО составили 15,5%. [13, c.32]
Начиная с 2000 года
источники финансирования несколько изменились.
В 2000 г.
республиканский бюджет был утвержден по расходам в сумме 1 611 853 609 тыс.
рублей при прогнозируемом объеме доходов в сумме 1 493 358 252 тыс. рублей.
Предельный размер дефицита был запланирован в размере 118 495 357 тыс. рублей,
что составило 7,9% от доходной части бюджета.
Согласно ст.1 закона
Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2000 год",
покрытие дефицита планировалось произвести с помощью:
1. внутреннего
финансирования – на 121%;
2. внешнего
финансирования – на -21%.
Таким
образом, главным источником покрытия дефицита бюджета являлись внутренние
ресурсы государства, в первую очередь это кредиты национального банка
Республики Беларусь (64% дефицита бюджета), государственные краткосрочные
облигации (51%), а также привлечение средств (103%). Из важнейших факторов,
уменьшающих покрытие дефицита государственного бюджета, можно выделить
следующие: погашение основной суммы внутренней задолженности (-54% дефицита
государственного бюджета) и погашение основной суммы внешнего долга (-29%).
[14]
В
Законе "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" были предусмотрены
следующие показатели: расходы в сумме 3 471 000 778 тыс. рублей (что составляет
215% от расходов бюджета 2000 г.), доходы в сумме 3 233 171 615 тыс. рублей
(217%), дефицит бюджета в размере 247 829 163 тыс. рублей (209%), что составляет
7,67% (то есть составляет долю меньше на 0,23% по сравнению с 2000 годом) от
доходной части. При этом в 2001 году планировалось покрыть дефицит
государственного бюджета за счет:
1. внутреннего
финансирования – на 85%;
2. внешнего
финансирования – на 15%.
По-прежнему
главным источником покрытия дефицита остались долгосрочные кредиты
Национального Банка РБ (65% от объема дефицита). Также одним из источников
явились ГКО (24%), а также привлечение средств (56%). В 2001 году часть средств
на погашение дефицита бюджета было привлечено с помощью векселей Правительства
Республики Беларусь (66%). Также использовались кредиты международных
финансовых организаций в размере 45% от суммы дефицита бюджета.
При
этом дефицит бюджета был увеличен вследствие погашения основной суммы
внутреннего долга по ГКО и векселям в размере соответственно -33% и -66% от
объема дефицита бюджета. Также покрытие уменьшило погашение основной суммы
долга по кредитам международных финансовых организаций (-26%) и по кредитам
правительств (-21%). [14]
Как
видим, внутреннее финансирование по-прежнему оставался главным источником
обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно превышало
общую сумму дефицита, то в 2001 оно меньше, что потребовало привлечение
внешнего финансирования в размере 15% от суммы дефицита.
В
законе на 2002 год расходы (4,2 трлн. руб.) превышали доходы на 344,7 млрд.
руб. В 2002 году планировалось покрыть дефицит государственного бюджета за
счет:
1.
внутреннего финансирования - на 64 %;
2.
внешнего финансирования - на 36 %.
Как
видим, внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником
обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно еще
превышало общую сумму дефицита, то в 2002 размер внутреннего финансирования сократился,
что потребовало привлечения внешнего финансирования в размере почти третьей
части от суммы дефицита. Намечается отрицательная тенденция: с каждым годом
растут белорусские внешние заимствования, а кредиты с процентами можно будет
отдать лишь добившись реального роста экономики.
Основными
источниками покрытия дефицита на сегодняшний день являются долгосрочные кредиты
Национального Банка РБ (44% от объема дефицита 2002 года) и выпуск ГКО (22%).
При этом дефицит бюджета будет увеличен погашением основной суммы внутреннего
долга по ГКО и векселям, причем по первым сумма задолженности уже превысила сам
дефицит бюджета 2002 года.
Согласно
закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год»,
республиканский бюджет на 2003 год был утвержден по расходам в сумме
6 598 593 841,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов
в сумме 6 104 593 841,0 тыс. рублей. Предельный размер дефицита
республиканского бюджета на 2003 год в сумме 494 000 000,0 тыс. рублей.
Законом
предусмотрено погашение дефицита бюджета за счет:
1. внутреннего
финансирования - 251 413 193,5 тыс. руб., что составляет 51% от общей суммы
дефицита;
2. внешнего
финансирования - 242 586 806,5 тыс. руб. или 49%.
Причем, 31% дефицита
был покрыт за счет долгосрочных кредитов Национального Банка РБ и 20%
посредством выпуска государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций.
Согласно отчету «Об
исполнении бюджета Республики Беларусь на 2004 год», республиканский бюджет на
2004 год был исполнен с профицитом в 21 млн.р.
Внутреннее
финансирование -386303760,0(тыс.р):
-источники
получаемые от Национального Банка РБ - -915,0(тыс.р);
-источники,
получаемые от банков, иных юридических и физических лиц-278000000,0(тыс.р);
-прочие источники
внутреннего финансирования- -6774400,0(тыс.р);
-поступления от
реализации принадлежащего государству имущества-100000000,0(тыс.р);
-изменение остатков
средств бюджнта-15079075,0(тыс.р).
Внешнее
финансирование-523696240,0(тыс.р):
-кредиты
Международных финансовых организаций- -30673440,0(тыс.р);
-кредиты
правительств иностранных государств- -157509699,0(тыс.р);
-прочие источники внешнего
финансирования-711879379,0(тыс.р).
Согласно закону «О
бюджете Республики Беларусь на 2006 год» общее финансирование бюджетного
дефицита составляет 1 130 000 000,0 (тыс.р).
Внутреннее
финансирование 404 230 909,0 (тыс.р):
-источники
получаемые от Национального Банка РБ - –890,0 (тыс.р);
-источники,
получаемые от банков, иных юридических и физических лиц-500 000 000,0
(тыс.р);
-прочие источники
внутреннего финансирования- –10 000 000,0 (тыс.р);
-поступления от
реализации принадлежащего государству имущества-1 200 000,0 (тыс.р);
-изменение остатков
средств бюджета-13 781 399,0 (тыс.р).
Внешнее
финансирование-725 769 091,0 (тыс.р):
-кредиты
Международных финансовых организаций- 111 834,0(тыс.р);
-кредиты
правительств иностранных государств- –194 834 884,0 (тыс.р);
-прочие источники внешнего финансирования-920 492 141,0
(тыс.р).
Эти данные свидетельствуют
о том, что в Беларуси применяется в основном неинфляционный источник покрытия
дефицита. Данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных
ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных
инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков,
так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в
производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что
обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном
со стороны банков республики.
Это означает
необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным
образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный
депозитарий и фондовая биржа.
Необходимо также
отметить, что ряд проблем остается и в сфере внешнего долга страны. Существует
также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что
переложение платежей по долгам предприятий на Правительство формирует не что
иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.
Таким образом, для
преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса - инфляция,
государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной
активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение
жизненного уровня населения, - необходимо разрабатывать специальную программу и
проводить мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Такая программа
должна предусматривать наиболее существенные и качественные меры:
1. Повышение
эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту
финансовых ресурсов – основного источника увеличения доходов бюджета.
2. Дальнейшее
развитие и укрепление рыночных отношений, проведения рыночных реформ;
разгосударствление и приватизация собственности.
3. Расширение
круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового
законодательства.
4. Развитие
территориально-регионального хозрасчета.
5. Оптимизацию
объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом, и в первую
очередь – направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в
отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики.
6. В целях
изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных
расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения
некоторых других расходов государства, в частности военных расходов и расходов
на управление. Это позволяет профинансировать в начальный период развитие
рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности
населения.
7. Обоснованное
принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного
финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ.
8. Совершенствование
планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере.
9. Корректировка
трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям
реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей.
10. Реформирование
бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета
бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм,
обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах
дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников.
11. Составление бюджета
на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и
расходов.
12. Развитие рынка
государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства
без увеличения денежной массы в обороте.
13. Принятие мер,
направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций.
С их помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и
экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования
капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг,
появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет.
Для достижения
реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия
должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.
Таким образом,
разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение
доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита,
целенаправленное управление его размером в совокупности с другими
экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации
финансового положения республики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире нет государства, которое в те или иные
периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Его наличие не
всегда свидетельствует об отрицательных моментах в экономической жизни страны.
Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных
денежных средств.
Однако чаще всего,
как это не печально, дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение
показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования,
нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы.
С учетом мирового
опыта величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого
его размера, то есть 2-3% . Как видно из работы, дефицит государственного
бюджета Республики Беларусь несколько раз приближался к данным показателям, и
были случаи, когда наблюдалось превышение над допустимыми нормами дефицита. Это
означает необходимость анализа причин, которые порождают дефицит, и разработки
мер по его сокращению.
Основную роль в
вопросах урегулирования дефицита госбюджета играет правительство. На уровне
президента и Министерства финансов решаются вопросы по корректировке бюджетной
политики и ведутся поиски источников финансирования.
Однако для
нормализации бюджетного дефицита необходимо также «лечение» самой экономики,
так как без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой
эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы
прогрессивные финансовые меры не принимались при этом.
Необходимо отметить,
что политика в области финансирования бюджетного дефицита Республики Беларусь
основывается на использовании внутренних источников, что предполагает
сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным банком,
повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование
механизма управления внутренним долгом.
В этой связи
дальнейшее развитие получит инфраструктура фондового рынка, главным образом за
счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный
депозитарий и фондовая биржа. Одновременно требуется принятие мер по повышению
привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности
государственных ценных бумаг на вторичном рынке.
В целях преодоления
дефицита государственного бюджета необходимо также разработать эффективную
финансовую политику, задействовать весь механизм государственного регулирования
и использовать мировой опыт борьбы с дефицитом.
В целом, не вдаваясь
в детали, следует только отметить, что беспрецедентное для Беларуси снижение
реального дефицита бюджета возможно только при глубоком реформировании
экономики. В первую очередь инструментальных преобразований, затрагивающих
вопросы самофинансирования предприятий и отказа от разорительных
государственных программ в сфере жилищного хозяйства и поддержки АПК.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бункина
М.К., Семенов А.М. Экономическая политика: Учеб. пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа
Интел-Синтез», 1999. с. 82.
2. Дорнбуш Р.,
Фишер С. Макроэкономика: Учебник. М.: изд-во МГУ: «ИНФРА-М», 1997. с.
3. Рябушкин Б.
Т. Основы статистики финансов: Учеб. пособие. М.: Финстатинформ, 1997. с.
10.
4. Романовский
М. В. Финансы: Учебник. М.: «Перспектива», «Юрайт», 2001. с. 203.
5. Жук И.Н.,
Киреева Е.Ф. Международные финансы: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2001. с. 41.
6. Базылев
Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория: Учебник. Мн.: БГЭУ, 1999. с. 424.
7. Макконнелл К.Р.,
Брю С.Л. Экономикс: Учебник. М.: «Инфра-М», 2001. с. 256.
8. Бобрицкий
Н.Г. Финансовая система и фискальная политика: Курс лекций. Бобруйск, 2001.
с.10.
9. Боровиков
В.И. Денежное обращение, кредит и финансы: Курс лекций. М. «Центр», 2002. с.
121.
10. Заико Л. Какой
бюджет без компромисса, а бизнес - без риска? // Дело. 2002. № 1. с. 7-8.
11. Ежегодный
статистический сборник Министерства анализа и статистики 2001г
12. 12. Сорокина Т.В.
Бюджетный процесс в Республике Беларусь. Мн.: БГЭУ, 2000. с. 242.
13. Раков А.
Государственный долг и макроэкономическая стабилизация
//
Белорусский банковский бюллетень. 2000. №44. с. 34–37; №45. с.32-33.
14. Internet resources. http: //
referat220.narod.ru/ belarus/ economics/ 001/ eco-001.html.
15.Быкова
Т., Хотько А. Упущенные возможности бюджета РБ на 2002г. // Директор. 2002. №
2. с. 18.
16.Швайко П.
Инфляция, дефицит бюджета и рынок ЦБ // Банковский вестник. 2001. № 10. с. 34.
Страницы: 1, 2, 3
|