Меню
Поиск



рефераты скачать Анализ внешнеэкономической деятельности Украины

Можно выделить следующие основные разделы маркетингового исследования рынка для внешнеэкономической деятельности:

1. Изучение спроса. Первостепенное значение имеют выявление потребностей в товаре, уровня покупательной способности, требования покупателей к товару, факторы покупательского поведения, а также перспективы изменения потребностей и товаре, выраженных не только темпами роста, но и жизненным циклом товара.

При выявлении потребности в товаре важное значение имеет показатель емкости рынка. Емкость насыщенного рынка оценивается на основе данных промышленной и внешнеторговой статистики. Статистические данные продаж конкретного товара следует изучать в динамике и в сопоставлении с динамикой факторов, их оп­ределяющих. Если рынок не насыщен, то при определении емкости рынка важное значение имеет определение потенциального круга покупателей.

При анализе спроса следует исходить из того, что покупатель сам определяет соответствие предлагаемого ему товара своим реальным потребностям. Поэтому необходимо тщательно изучать требования потребителя к товарам, имеющимся на рынке. Среди общих таких требований можно выделить: высокое качество изготовления и безотказность в эксплуатации, новизна и высокий технический уровень изделий, уровень послепродажного обслуживания, количество и характер предоставляемых покупателям дополнительных услуг, благоприятное соотношение между ценой приобретения и ценой эксплуатации и др. Кроме того, важно знать и специфические требования покупателей в отношении ассортимента, внешнего вида, упаковки, маркировки, использования товарного знака. На требования покупателей к конкретному товару могут оказать существенное влияние географические и климатические условия, действующие технические стандарты, привычки и вкусы потребителей.

Анализ перспектив развития рынка конкретного товара или соответствующей отрасли экономики включает оценку краткосрочных перспектив и долгосрочных тенденций, которые служат впоследствии основой для разработки программ маркетинга.

2. Изучение предложения. В анализе предложения товара важное значение имеет количественная оценка товаров на местном рынке, импорта и экспорта товара, изменения его запасов. Предложение товара количественно оценивается как сумма местного производства и импорта товара за вычетом его экспорта и с учетом изменения его запасов на складах.



Рис. 1.1 Структура маркетингового исследования рынка

Структура предложения, т.е. степень обновления ассортимента, появление новых товаров, обычно подвержена постоянным изменениям. Поэтому при анализе предложения конкретного товара важное значение имеет изучение состояния и тенденций развития соответствующего мирового товарного рынка. Это обусловлено тем, что в современных условиях происходят чрезвычайно быстрое обновление и расширение номенклатуры и ассортимента товаров, поступающих на мировые рынки как за счет принципиально новых, ранее не выпускавшихся товаров, так и за счет ускоренного обновления и совершенствования выпускаемых моделей на основе последних достижений науки и техники. Поэтому научно-технические прогнозы развития и совершенствования производства отдельного товара или отрасли в целом — один из важнейших аспектов исследования предложения товара.

Основными показателями, влияющими на изменение предложения товара, являются: объем капиталовложений в строительство, реконструкцию и модернизацию производства, объем выпуска продукции, величина отгрузок товара потребителям, запасы товаров на складах у производителя, посредников и др. и возможность их доставки на рынок, размеры и структура затрат на научно-исследовательские работы, темпы обновления продукции и др.

Кроме того, на объем предложения оказывают влияние общеэкономические условия работы и торговли, что также необходимо учитывать при прогнозировании предложения товаров на конкретных рынках.

Изучение и оценка деятельности на рынке фирм-конкурентов имеет важное значение для определения предложения товара на конкретном рынке и выработки маркетинговой стратегии предприятия.

При изучении фирм-конкурентов обобщается и анализируется следующая информация:

– объем и доля продаж фирмы-конкурента на изучаемом рынке, что позволяет оценить прочность позиции конкурентов на рынке;

– характеристика выпускаемой фирмой продукции, ассортиментная политика, цена, факторы конкурентоспособности, практика использования товарных знаков, упаковки и других составляющих товара в реальном исполнении;

– виды и характер предлагаемых фирмами-конкурентами услуг, которые сопровождают покупку товара (например, доставка, монтаж, коммерческий кредит, формы технического обслуживания и др.);

– практика товародвижения и сбытовая политика: виды транспорта, склады и их размещение, условия хранения и доставки на рынок, использование каналов товародвижения, виды торговых посредников и выполняемые ими функции, затраты на содержание сбытового аппарата и др;

– применяемые формы и методы рекламной деятельности и стимулирования продаж, расходы на эти цели, организация рекламной деятельности и др.;

– инновационная деятельность, производственная и техническая политика, уровень издержек производства и пути их снижения;

– финансовое положение каждой конкурирующей фирмы и ее способность защищать и удерживать свои позиции на рынке, платежеспособность и способность к расширению мощностей и организации нового производства;

– другие показатели, характеризующие конкурентоспособность фирм .

3. Изучение условий работы на конкретном рынке товара — без этого невозможно принимать эффективные управленческие решения. Наряду с изучением деятельности фирм-продавцов и фирм-покупателей особенно важен анализ коммерческой практики, сложившейся на рынке, условий товародвижения и каналов распределения товара, правовых вопросов, торгово-политических условий и др.

Изучение коммерческой практики предполагает выяснение специфических вопросов договорной практики, сложившейся на данном рынке, типовых контрактов, разработанных объединениями предпринимателей (ассоциациями, союзами и др.), биржевых контрактов, разработанных биржевыми комитетами крупнейших бирж, практики и условий проведения торгов, аукционов в случае такой формы торговли товаром. Важное значение имеют торговые обычаи и обыкновения, сложившиеся в практике международной торговли отдельными товарами или в торговой практике региона, страны или ее портов; применяемые условия поставки товаров; методы и способы установления цены; способы платежа, формы и методы расчета валюты платежа.

Изучение условий движения товара предполагает выбор вида транспорта, который зависит прежде всего от вида товара и основан на анализе и сравнении тарифов и ставок морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного транспорта, стоимости перевалочных работ и хранения грузов, ставок портовых сборов, степени механизации погрузочно-разгрузочных работ в отдельных пунктах, портах. Важное значение имеют правила и особые условия перевозки, правила сдачи и приемки груза и другие вопросы. Данная информация дает возможность экспортеру правильно установить цену с доставкой товара в нужный для покупателя пункт (например, цену сиф). Кроме того, она позволяет принять правильное решение о направлении и видах транспорта, которые нужно использовать при поставке товара, и выяснить требования к объему, весу и упаковке товара.

Оценка конкурентоспособности товара, планируемого к экспорту, включает следующие этапы:

– анализ рынка и выбор наиболее соответствующего образца товара (или нескольких образцов товаров) в качестве базы для сравнения;

– определение набора сравниваемых параметров;

– расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара.

При разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности товара важно оценивать затраты на улучшение параметров изделия в сравнении с возможной выручкой (прибылью), которая ожидается от реализации на внешнем рынке.

Конкурентоспособность продукции во многом определяется конкурентоспособностью фирмы. Однако это понятие шире и включает большой комплекс характеристик, определяющих экономическое положение предприятия на конкретном рынке товара.

На уровень конкурентоспособности фирмы оказывают влияние следующие основные факторы:

•     уровень технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств механизации и автоматизации производства;

•     коммерческие условия продаж, применяемые фирмой: возможность различного рода скидок, коммерческого или потребительского кредита, разнообразие форм расчетов и способов платежа, возможность применения товарообменных операций и др.;

•     легкодоступность и удобство приобретения товара покупателями, что достигается: созданием соответствующей требованиям рынка сбытовой сети, организацией доставки, технического обслуживания продукции, в том числе гарантийного и послегарантийного, объемом предоставляемых послепродажных услуг и т.д.;

•     эффективность проведения рекламных мероприятий: предоставление необходимых сведений о товаре и фирме, демонстрация изделий в действии на выставках, ярмарках, в демонстрационных залах фирмы или у ее торговых посредников, воздействие средствами "паблик рилейшнз" и другие мероприятия;

•     возможности и применяемые методы ценовой конкуренции, возможности и применяемые методы неценовой конкуренции: улучшение потребительских свойств товара, упаковки, маркировки, стимулирование продаж и др.;

•     уровень поддержки и содействия, получаемых фирмой со стороны национальных государственных органов и общественных организации: гарантии кредитов, страхование, освобождение от налогов, сборов, предоставление экспортных субсидий или льгот, обеспечение информацией о конъюнктуре рынков и т.д.

Комплексная оценка конкурентоспособности фирмы достигается сравнением показателей, характеризующих деятельность фирм-конкурентов.

В целом анализ хозяйственной деятельности предприятия, конкурентоспособности выпускаемой продукции и самого предприятия необходимы для того, чтобы оценить потенциальные возможности в конкурентной борьбе на том или ином рынке и разработать меры и средства, за счет которых можно повысить конкурентоспособность и обеспечить собственный успех. Управление конкурентоспособностью — важнейшая задача управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия.


1.3 Оценка эффективности ВЭД предприятия

Участие в международном разделении труда позволяет достигать поставленных экономических целей при меньших затратах производственных ресурсов.

Особое значение имеет оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия в современных условиях, когда хозяйственная самостоятельность и независимость неизбежно должны привести к повышению ответственности и обоснованности принимаемых управленческих решений.

Для определения экономической эффективности внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия можно рекомендовать методику, предложенную Т.В.Миролюбовой и уже апробированную на ряде крупных промышленных предприятий. Суть методики в следующем.

Рассчитывается показатель экономической эффективности экспорта:


ЭЭэкс = Ов.ф + Вр – Зэкс,                                        (1.1)

 

где ЭЭэкс — показатель экономического эффекта экспорта, тыс.грн.;

Ов.ф — рублевой эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, рассчитываемый путем пересчета валютной выручки в рубли по курсу на дату поступления валюты, тыс.грн.;

Вр — рублевая выручка от обязательной продажи валюты, тыс.грн.;

Зэкс — полные затраты предприятия на экспорт, тыс.грн.


,                                     (1.2)

 

где Ээкс1 – показатель экономической эффективности экспорта;


,                                         (1.3)

 

где Ээкс2 – показатель экономической эффективности экспорта;

Оэкс – объём экспорта во внутренних среднегодовых ценах, тыс.грн.;

Сэкс – производственная себестоимость экспортных товаров, тыс.грн.


,                           (1.4)

 

где Ээкс3 – показатель экономической эффективности экспорта,%;

Кэкс – среднегодовая стоимость основных производственных и оборотных фондов, используемых при производстве экспортной продукции, тыс.грн.

Показатели ЭЭЭКС, Ээкс1, Ээкс2, Ээкс3 целесообразно рассчитывать при заключении каждой экспортной сделки с целью выбора наиболее оптимальной по критерию максимума ЭЭЭКС и при условии Ээкс1 > Ээкс2 , а также при анализе внешнеэкономической деятельности предприятии за прошедший период и при планировании внешнеэкономической деятельности на предстоящим период.

На основе показателей, рассчитанных по формулам (1.2), (1.3) и (1.4), можно сделать следующие выводы об экономической эффективности экспорта.

Если показатель Ээкс1 > 1, а ЭЭКС1 > ЭЭКС2, то экспорт соответствующих товаров является для предприятия экономически выгодным, и следует искать пути увеличения экспорта данных товаров с учётом наиболее выгодных направлений экспорта. Показатель Ээкс3 свидетельствует об уровне эффективности соответствующих товаров, причем первая часть формулы (1.4) показывает, какой процент от результатов экспорта предприятия составляет доход от экспорта, а вторая часть этой формулы определяет, сколько раз за рассматриваемый период смог обернуться авансированный на экспорт капитал. Соответственно, чем больше обе части формулы (1.4) и, следовательно, величина Ээкс3, тем выгоднее экспорт соответствующих товаром.

Рассчитываются показатели экономической эффективности импорта, при этом они подразделяются на две группы: показатели эффективности импорта товаров производственного назначения (ТПрН) и показатели эффективнос­ти товаров народного потребления (ТНП). Для их расчета потребуется определить полную цену потребления импортных _ерн по формулам:


ЦП = Цп + Эр;                                    (1.5)

 

Эр = См + Сэн = Срем + Сзап + ЗП,                    (1.6)

 

где ЦП – полная цена потребления импортного ТПрН, тыс.грн.;

Цп – покупная цена импортного ТПрН, тыс.грн.;

Эр – эксплуатационные расходы при использовании ТПрН, тыс.грн.;

См – стоимость потребляемого сырья и материалов на единицу выпускаемой на ТПрН продукции, тыс.грн.;

Сэн – стоимость топлива и энергии на единицу выпускаемой на ТПрН продукции, тыс.грн.;

Срем – стоимость ремонтов ТПрН, тыс.грн.;

Сзап – стоимость запчастей для ТПрН, тыс.грн.;

ЗП – заработная плата рабочих, обслуживающих ТПрН, тыс.грн.

Далее рассчитываются показатели экономической эффективности импорта ТПрН:

,                                       (1.7)

 

где Эимп1 – показатели эффективности импорта ТПрН;


,                                    (1.8)

 

где Эимп2 – показатель эффективности импорта ТПрН;

Оп – объем выпускаемой на данном ТПрН продукции во внутренних среднегодовых ценах, тыс.грн.;

 – затраты на импорт данного ТПрН, тыс.грн.

На основе показателей, рассчитанных по формулам (1.7) и (1.8), можно сделать следующие выводы.

1.    Чем более показатель ЭИМП1 приближен к 1, тем импорт соответствующих товаров эффективнее. На основе этого показателя предприятие может выбрать наиболее предпочтительный товар с учетом не только его цены, но и будущих эксплуатационных расходов.

2.    Показатель Эимп2 должен быть больше 1, он показывает количество выпускаемой на данном импортном ТПрН продукции на рубль затрат по его приобретению для предприятия. При изучении его динамики за ряд лет может быть сделан вывод об эффективности использования данного импортного ТПрН.

3.    Прямой экономический эффект импорта ТНП может быть выражен следующей формулой:


,                                   (1.9)

 

где Цр – цена реализации импортных ТНП на внутреннем рынке, тыс.грн.;

 – затраты на импорт ТНП, тыс.грн.

Величина ЭЭимп характеризует прибыль от реализации импортных ТНП, она может использоваться при покупке ТНП, при планировании и анализе внешнеэкономической деятельности. Помимо оценки эффективности экспорта и импорта предприятия методика позволяет определить приобретенную направ­ленность импортной политики предприятия — техническую или социальную.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.