Реализация продукции является завершающей
стадией кругооборота средств предприятия. От ее
величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели
оборачиваемости и рентабельности.
Источники информации для анализа реализации продукции: ф. № 1
«Бухгалтерский баланс», ф. № 2 «Отчет о прибылях
и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их
отгрузка и реализация», журнал-ордер №11, карточки складского
учета готовой продукции и др.
Выполнение плана по объему реализации
зависит от степени обеспеченности его товарной массой. Для
изучения этого показателя составляется баланс товарной
продукции в двух оценках: по себестоимости и по
отпускным ценам.
В связи с тем, что предприятия могут
определять выручку от реализации по отгрузке продукции
или по оплате отгруженной продукции, возможны два варианта методики анализа объема реализации. При первом варианте объем отгрузки и реализации совпадает, поскольку нет понятия отгруженной продукции. Баланс
произведенной продукции, отражающий взаимосвязь показателей
реализации, отгрузки, выпуска и остатков нереализованном продукции, имеет вид:
РП=ГПн+ТП-ГПк, ОП=РП,
где, РП - реализованная продукция,
ГПн, ГПк – остатки готовой продукции на
складе соответственно на начало и конец периода;
ТП - выпуск продукции, ОП - отгрузка
продукции.
Для второго варианта баланс произведенной
продукции будет следующий:
РП=ГПн+ТОн-ГПк-ТОк;
РП=ОП+ТОн-ТОк,
где, ТОн, ТОк - остатки товаров, отгруженных
соответственно на начало и конец периода.
На изменение объема реализации продукции
влияют факторы, приведенные в факторной модели (рис.1.2).
Рис.1.2 - Модель факторной
системы объема реализации продукции
Анализ выполнения договорных обязательств
ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
Источниками информации для оперативного
анализа хода поставок служат преимущественно данные
оперативно-технического и статистического учета, материалы наблюдений. Бухгалтерский
учет может служить источником информации, но в более
ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером.
1.2.Анализ в системе маркетинга
Анализ
производственных результатов деятельности предприятия должен начинаться с
анализа его маркетинговой деятельности.
Маркетинговое
исследование выступает в качестве инструмента регулирования хозяйственной
деятельностью предприятия в соответствии с рыночным спросом.
Основные
показатели данного исследования:
-
показатели производства;
-
показатели внутреннего товарооборота;
-
показатели внешнего товарооборота;
-
показатели уровня цен;
-
финансовые показатели.
Маркетинговое
исследование является составной частью маркетингового анализа и основывается на
финансовых показателях деятельности предприятия.
Процесс
анализа состоит из следующих этапов:
-
выделяются основные факторы, которые влияют на конъюнктуру рынка и оцениваются
через систему статистических показателей;
-
строятся динамические ряды по
каждому показателю, с их помощью оцениваются действия данных показателей в
прошлом;
- определяется значимость и степень
воздействия основных факторов на конъюнктуру рынка в будущем на основе
имеющихся оценок;
- определяется общий итог взаимодействия
всех факторов, выявляются место и роль каждого из них.
Основными задачами маркетингового анализа
являются:
- обоснование
производственной программы предприятия;
- анализ
основных факторов, влияющих на спрос; выявление услуг, не пользующихся спросом;
- анализ ценообразования на
предприятии;
- анализ
методов стимулирования сбыта услуг и выбор наиболее
эффективных;
- выявление реальных и
потенциальных конкурентов предприятия; оценка сильных и
слабых сторон конкурентов, а также собственных
преимуществ и недостатков;
- оценка
конкурентоспособности услуг и предприятия в целом.
От рынков, на которых действует предприятие,
зависит объем реализации услуг, средний уровень цен, себестоимость услуг, сумма
полученной прибыли, рентабельность услуг. В связи с этим анализ рыночной
конъюнктуры включает в себя оценку:
- структуры рынков и уровня их доходности;
- потенциальных потребителей услуг с учетом
различных критериев4
- динамики потребления услуг в расчете на
душу населения;
- динамики общего спроса на услуги на данном
рынке;
- качества услуг, предоставляемых на данном
рынке различными предприятиями;
- общей емкости рынка и рыночной доли
конкретного предприятия.
Спрос как экономическая категория характеризует объем
товаров и услуг, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении
определенного периода времени на
определенном рынке.
На уровень спроса влияют следующие факторы: цены на услуги, качество предоставляемых услуг,
потребительские предпочтения, доходы
потребителей, ожидание потребителями изменения их доходов или цен на услуги, насыщенность рынка, процентные ставки по
вкладам, стимулирующие к потреблению или накоплению и др.
Степень чувствительности спроса к изменению
цены или дохода измеряется с помощью коэффициентов
эластичности (Ер) по цене или
доходу (Еd):
или ,
где — процентное изменение количества спроса на услугу;
— процентное
изменение цен на услугу;
— процентное
изменение доходов покупателей.
Спрос считается эластичным, если величина этих
коэффициентов больше единицы, и неэластичным, если их величина меньше единицы. При значении коэффициента эластичности равном нулю спрос считается абсолютно неэластичным, то есть никакое изменение цены не
влечет за собой изменение спроса на услугу (например,
спрос на товары первой необходимости).
В зависимости от целей маркетинга стратегии
могут быть различными:
- стратегия ценового проникновения. Производители
устанавливают на свой товар заниженные цены с целью привлечения покупателей и
увеличения объема продаж;
- стратегия среднерыночных цен;
-стратегия ценовой дискриминации. Продажа
одного и того же товара разным клиентам по различным ценам;
- стратегия «ценовых линий»;
- стратегия «падающих цен». Цены снижаются
редко но значительно;
- стратегия стабильных цен;
- стратегия «снятие сливок». Кратковременное
повышение цен с целью максимизации прибыли.
В соответствии с маркетинговой стратегией
должны развиваться активы компании и ее технологический потенциал, поэтому
необходима стратегия технического развития.
Качество продукции и ее конкурентоспособность существенно зависят
от качества и режима поставок материалов и
комплектующих, следовательно необходима стратегия взаимодействия компании с их
поставщиками.
Создание и практическое использование системы менеджмента качества
продукции зависит от людей, их квалификации
и способности постоянно учиться и совершенствовать свои знания и умение,
от их реального вовлечения в деятельность для решения проблемы качества. Это
обусловливает необходимость стратегии эффективного управления персоналом.
Для планирования мероприятий по улучшению качества и устранению
причин производства некачественных продуктов (услуг), выделение средств и людей
для осуществления улучшений необходимы анализ и оценка затрат, связанных с
качеством, и эффекта от улучшений, поэтому неотъемлемой составляющей стратегии
компании является система прозрачного
бухгалтерского и управленческого учета в рамках системы менеджмента качества
продукции.
При формировании стратегии компании особое
внимание следует уделять определению и развитию стержневой компетентности, т.е.
тому комплексу взаимосвязанных ресурсов и внутренних возможностей компании,
которые обеспечивают ее стратегическую конкурентоспособность, достижение
устойчивых конкурентных преимуществ перед соперниками
на рынке.
Формирование общей стратегии и комплекса функциональных стратегий
компании предполагает не только разработку
системы стратегических планов, но и формирование у руководителей и ведущих специалистов общего
стратегического мышления скоординированного подхода к долгосрочным
перспективам компании и принятию оперативных решений с ориентацией на них.
Этого можно добиться, вовлекая в формирование стратегии более широкий круг
людей, т.е. формируя соответствующую организационную
культуру.
Стратегия качества (СК) должна рассматриваться как одна из
важнейших функциональных стратегий и разрабатываться в виде неотъемлемой части
общей стратегии компании, поэтому
руководство компании, принимая решение о разработке и внедрении СК, должно
задумываться о формировании всего комплекса стратегических компонентов.
Глава
2. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «Фаворит»
2.1.
Организационно – экономическая характеристика
предприятия
ОАО «Фаворит»
Открытое
Акционерное Общество «Фаворит» зарегистрировано Министерством юстиции г.
Ростова – на – Дону 01 июля 1998 г.
ОАО «Фаворит»
является юридическим лицом и действует на основании Устава, Федерального закона
«ОБ акционерных обществах» от 26 декабря 1995г.
Основным видом
деятельности Общества является производство и реализация автомобильных
запчастей.
Количество акций
Общества, находящихся в собственности одного акционера не ограничивается.
Учетная
политика, организация документооборота в Обществе устанавливаются приказом
генерального директора.
По
месту нахождения Общества ведется полная документация, в том числе:
-
учредительные документы Общества, а также нормативные документы, регулирующие
отношения внутри Общества, с последующими изменениями и дополнениями;
- все
документы бухгалтерского учета, необходимые для проведения собственных ревизий
Общества, а также проверок соответствующими государственными органами согласно
действующему законодательству;
-
документы, подтверждающие право Общества на имущество;
-
проспекты эмиссий Общества;
-
протоколы заседаний, Общих собраний акционеров, Совета директоров и ревизионной
комиссии;
- перечень
лиц, имеющих доверенность на представление Общества;
-
список всех членов Совета директоров и должностных лиц администрации Общества;
-
положения о филиалах и представительствах;
-
иные документы, предусмотренные Законом “Об акционерных обществах”, Уставом
Общества, внутренними документами Общества.
Эти
документы должны быть доступны для ознакомления акционерами и их полномочным
представителям в любое время в течение рабочего дня. Акционеры и их
представители вправе снимать копии с указанных документов, кроме относящихся к
коммерческой тайне Общества.
Ответственность
за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Обществе,
своевременное предоставление отчета и другой финансовой отчетности в
соответствующие органы, а также сведений о деятельности Общества,
предоставленных акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет
генеральный директор Общества.
На рисунке 2.1. представлена организационная структура предприятия «Фаворит».
Рис. 2.1 - «Организационная структура предприятия».
2.2. Маркетинг – как инструмент регулирования хозяйственной
деятельностью ОАО «Фаворит»
Обеспечение эффективного использования
наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от предприятия
анализа протекающих на рынке процессов. Для этих целей
предприятием ОАО «Фаворит» проводятся комплексные маркетинговые
исследования. С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков сбыта услуг, разработка новых видов услуг, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли.
Маркетинг выступает в
качестве инструмента регулирования хозяйственной
деятельности предприятия в соответствии с рыночным спросом. Поэтому анализ
производственных результатов деятельности предприятия
должен начинаться с анализа его маркетинговой деятельности.
Основными задачами маркетингового анализа на
ОАО «Фаворит» являются:
- изучение
спроса на услуги предприятия и рынков сбыта; обоснование
производственной программы предприятия;
- анализ
основных факторов, влияющих на спрос; выявление услуг, не пользующихся спросом;
- анализ ценообразования на
предприятии; оценка основных стратегий
ценообразования;
- анализ
методов стимулирования сбыта услуг и выбор наиболее
эффективных;
- выявление реальных и
потенциальных конкурентов предприятия; оценка сильных и
слабых сторон конкурентов, а также собственных
преимуществ и недостатков;
- оценка
конкурентоспособности услуг и предприятия в целом.
От рынков, на которых действует предприятие, зависит объем реализации услуг, средний уровень цен,
себестоимость услуг, сумма
полученной прибыли, рентабельность услуг. В связи с этим анализ рыночной конъюнктуры включает в себя оценку:
- структуры рынков и уровня их доходности;
- потенциальных потребителей услуг с учетом
различных критериев;
- потребления услуг в расчете на душу
населения;
- общего спроса на услуги на данном рынке;
- качества услуг, предоставляемых на данном
рынке различными предприятиями;
- общей емкости рынка и рыночной доли
конкретного предприятия.
Спрос как экономическая категория характеризует объем
товаров и услуг, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении
определенного периода времени на
определенном рынке.
На уровень спроса влияют следующие факторы: цены на услуги, качество предоставляемых услуг,
потребительские предпочтения, доходы
потребителей, ожидание потребителями изменения их доходов или цен на услуги, насыщенность рынка, процентные ставки по
вкладам, стимулирующие к потреблению или накоплению и др.
Основными показателями величины рынка
(количественными показателями) являются емкость рынка и рыночная доля предприятия. Емкость рынка характеризует
возможный объем реализации услуг на данном рынке в
течение определенного периода времени.
Основной качественной характеристикой рынка
является его доходность.
Процесс анализа состоит из следующих этапов:
1)
выделяются основные факторы, которые влияют
на конъюнктуру рынка и оцениваются через систему статистических показателей;
2)
строятся динамические ряды по каждому
показателю, с их помощью оцениваются действия данных показателей в прошлом;
3)
определяется значимость и степень
воздействия основных факторов на конъюнктуру рынка в будущем на основе
имеющихся оценок;
4)
определяется общий итог взаимодействия всех
факторов, выявляются место и роль каждого из них.
Итогом маркетингового анализа должна являться всесторонняя характеристика конъюнктуры
рынка — ситуации, сложившейся на
рынке в определенный момент времени. Конъюнктуру рынка характеризуют
следующие параметры: соотношение спроса и
предложения на данном рынке, уровня цен и доходов, степень конкуренции, «входные барьеры» на рынок,
степень государственного
регулирования рынка, наличие сезонных или иных колебаний спроса и т.д.
Производственной
и коммерческой стратегией предприятия предусмотрено разбиение всего
инвестиционного периода (1,5 года) на шесть этапов - по одному календарному
кварталу в каждом.
Реализация
товаров и услуг фирмы на освоенном рынке, выход и закрепление на новых рынках
осуществляется в соответствии с данными анализа рыночной конъюнктуры и
выбранной тактики позиционирования товаров и ценообразования в условиях
конкуренции.
Последовательность
действий фирмы по продвижению товаров на рынок подчинен схеме поквартального
наращивания мощности производства (2-й, 3-й, 4-й инвестиционные периоды) и
тактике позиционирования своего товара на целевых сегментах рынков в
зависимости от поведения конкурентов.
Страницы: 1, 2, 3
|