Анализ учения Адвентистов седьмого дня в свете исторического христианства
Российская Церковь Христиан Веры
Евангельской
Заочный Теологический Институт
Реферат
по курсу:
«Сравнительное
богословие»
на тему:
«Анализ учения Адвентистов седьмого дня в
свете исторического христианства»
Выполнила:
|
студентка
5-го курса, ХО-1
Козуб
Т.Г.
|
Преподаватель:
|
Рябуха
А.И.
|
Набранные
баллы:
|
__________________
|
Подпись:
|
__________________
|
Москва,
2008
Содержание
Введение
Краткий исторический обзор
Вероучение АСД
Священные Писания
Троица
Отец
Сын
Святой Дух
Сотворение мира
Великая борьба
Жизнь, смерть и воскресение Христа
Спасение во Христе
Церковь
Остаток и его миссия
Единство в Теле Христа
Крещение
Вечеря Господня
Духовные дары и служения
Дар пророчества
Дар иных языков
Закон Божий
Суббота
Христианское поведение
Брак и семья
Служение
Христа в небесном святилище
Второе пришествие Христа
Тысячелетнее царство и завершение трагической истории греха
Проверка кандидата
Некоторые второстепенные особенности
Заключение
Список литературных источников
Введение
Мы живем в такое
время, когда люди желают твердо знать, во что они верят и почему верят, а если
что отрицают, то на каком основании?
Поэтому духовным
деятелям то и дело приходится встречаться с теми, кого такие общие ответы, как
“наука доказала”, “церковь учит”, или “это ведет свое начало от апостолов” —
совершенно не удовлетворяет.
Многие, не
довольствуясь общим признанием вековых наслоений в христианской церкви, хотели
бы знать, когда и при каких обстоятельствах эти наслоения появились, а также,
что говорит по каждому отдельному вопросу авторитет христианства — Священное
Писание [1]. Рогозин П.И.
В данной работе
будет проведен сравнительный анализ вероучения Адвентистов седьмого дня (АСД) в
свете исторического христианства. Многие христианские авторы относят
адвентистов седьмого дня к современным культам. Вместе с тем в теологии
Адвентистов седьмого дня произошли заметные изменения, которые указывают на
зарождение в их рядах евангельского движения [2].
Кеннет Р. Сэмпл,
отвечая на вопрос, являются ли АСД приверженцами культа или евангельскими
христианами, дает третье определение, называя их «неортодоксальной христианской
деноминацией». Ни один уважающий себя исследователь не станет утверждать, что
движение Адвентистов седьмого дня является культом в том же смысле, что и
мормоны. Однако можно сказать, что истории, да и сегодняшнему учению этой
группы, присущи некоторые характерные особенности культов [3].
Представители
этой деноминации придерживаются доктрины Троицы, божественности Иисуса Христа,
Его непорочного зачатия и Личности и божественности Святого Духа и считают
Библию богодухновенным Словом.
Но при этом, они
расходятся с Писанием и ортодоксальным христианством во взглядах на благодать.
Они спасены благодатью по вере, а живут в благодати по делам. Также
несостоятельный и другие черты учения: отрицание бессмертия души (учат о
бессознательном состоянии души (спящая душа)) и вечного мучения в аду (учат об
уничтожении неправедных вместо вечного наказания в аду), своеобразном
праздновании иудейской субботы вместо воскресного дня и своеобразном,
произвольном толковании пророчеств Даниила и Откровения Иоанна. Также опасными
можно считать доктрины: Иисус обладал «греховной натурой», сатана «как козел
отпущения» за наши грехи, до сотворения Иисус носил имя Михаил (на являясь
сотворенным существом), «исследовательский суд» в жизни каждого человека на
земле, соблюдение строгой диеты и седьмого дня, как одного из главных условий
спасения.
Краткий исторический обзор
Адвентизм
седьмого дня произошел от "Пробуждения Великого Второго Пришествия",
которое потрясло весь религиозный мир в середине 19 века, когда тема Второго
Пришествия Иисуса Христа захватила Великобританию и континентальную Европу. За
долго до этого, множество различных истолкований библейских пророчеств из
Старого Света проникли в богословские круги Америки.
Адвентисты
седьмого дня (АСД) являются особой разновидностью христианского протестантства,
занимающего промежуточное положение между иудаизмом и христианством. Адвентизм
как течение возник впервые в США в 1831 году.
В вероучении АСД
мы видим продолжение того направления первохристиан (иудействующих)
Иерусалимской церкви, которое исчезло после 70-го года по Р.Х., т.е. после
разрушения г. Иерусалима римлянами под руководством полководца Тита (39-81
гг.).
Слова
"адвентист" и "адвентизм" происходят от латинского слова
"адвентус" - пришествие. В народе АСД называют субботниками. Сами
адвентисты называют себя "народом пророчества" - церковью, придающей
особое значение исследованию пророчеств Библии.
Адвентисты в
историческом плане появились не на пустом месте, о чем было упомянуто вначале.
Но они имеют и более современную предысторию. На возникновение учения
адвентистов в США оказали влияние распространенные в христианском мире того
времени (18-19 вв.) эсхатологические учения многих богословов и их школ в
странах Европы: Юнга-Штиллинга, Иосифа Вольфа, Бенгеля и др., а также
"пророческой школы" Друммонда в Англии (Лондон). Впадая в крайности,
они в своих трудах предсказывали близкие сроки пришествия Христа на землю и
установление тысячелетнего царства. Так, Юнг-Шиллинг в своем сочинении
"Победная песнь христианской веры" предсказал пришествие Христа в
1836 г., а встречу - в горах Закавказья. На 1836 г. пришествие Христа
предсказывал и немецкий богослов Бенгель [4].
Эти воззрения
через печатные произведения и верующих эмигрантов, распространяясь в США,
находили последователей, которые впоследствии разделились на несколько
самостоятельных ответвлений: Церковь Адвентистских христиан (1855 г.),
Евангельские адвентисты, Церковь во Христе Иисусе (адвентисты грядущего века,
1838 г.), Адвентисты седьмого дня (1844 г.) и др.
Кроме особых
эсхатологических воззрений адвентисты вобрали в себя учение "баптистов
седьмого дня" о праздновании субботы вместо воскресного дня.
Многие
религиозные мыслители и руководители церквей того времени заострили внимание и
стали серьезно размышлять о втором пришествии Христа. Об этом думали и говорили
уже Эдвард Ирвинг (1792-1834 гг.) и Роберт Халдане (1764-1843 гг.). Эти мысли
побудили Эндрю Фуллера (1754-1815 гг.), Вильямса Керри (1761-1834 гг.) и многих
других к миссионерской активности [4].
Таким образом, с
момента появления этого движения, наблюдается стремление исчислять определенную
дату второго пришествия Христа. Адвентисты настойчиво осуществляли эти свои
желания, несмотря на ясные, понятные слова Самого Иисуса Христа: "Тогда,
если кто скажет вам: "вот здесь Христос", или "там", - не
верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса,
чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак,
если скажут вам: "вот Он в пустыне", - не выходите; "вот Он в
потаенных комнатах", - не верьте. Ибо, как молния исходит с востока и
видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого... О дне
же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один...
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет"
- Мф.24,23-27,36,42.
Вероучение АСД
Понимая всю
трудность при интерпретации другого вероисповедания, автор считает, что в то же
время, нельзя пройти мимо тех противоречий, которые видны в учении АСД, поэтому
следует сравнить его с учением Библии и с вероисповеданием ортодоксального христианства.
Познавая глубже особенности учения АСД, не следует становиться на путь борьбы с
адвентистами, но на основе выявленных искажений следует утверждать Библейские
истины.
Священные Писания
Как и все
протестанты, АСД признают Библию Словом Божиим и считают его безошибочным
Откровением воли Бога: «Священное Писание Ветхого и Нового Заветов есть Слово
Божие, письменно переданное по Божественному вдохновению через святых мужей
Божьих, которые произносили и писали его по побуждению Святого Духа.
Посредством этого Слова Бог передал человеку необходимые для спасения знания.
Библия – это безошибочное откровение Его воли. Она является мерилом характера,
испытанием опыта, авторитетным изложением доктрин и достоверным сообщением о
действиях Бога в истории нашего мира» [5].
Во всех церквях
систематично изучается Библия, особенно книги пророка Даниила и Откровение.
АСД часто читают
Библию как книгу по истории, видя в ней не только историю человечества в прошлом,
но стараются понять и события будущего. В то же время непомерное значение
придается трудам Е.Уайт. Как заявил В. Ричард Лешер, вице-президент Генеральной
конференции в ответном письме Уолтеру Мартину: «Мы привыкли доверять миссис
Уайт, как обладательнице пророческого дара, который много раз подтверждался на
фактах, и, соответственно мы доверяем той информации, которую мы получаем через
откровения Эллен Уайт. Однако, мы не считаем, что работы Эллен Уайт полностью
подменяют значение Писания. Мы по-прежнему придерживаемся позиций Эллен Уайт…»
[6]. На практике это выглядит как ограничение авторитета Библии.
Троица
"Бог един.
Отец, Сын и Святой Дух – единство трех взаимовечных личностей. Бог бессмертен,
всемогущ, всеведущ, превыше всего и вездесущ. Он безгрешен и выше человеческого
понимания, однако познаваем посредством Его откровений о Себе Самом. Он вовеки
достоин поклонения, чести и служения всего творения" [5].
Отец
"Бог Вечный
Отец есть Творец, Хранитель и независимый Правитель всего творения. Он справедлив
и свят, милостив и добр, медлен на гнев и полон постоянной любви и верности.
Проявившиеся в Сыне и Святом Духе свойства и силы являются также откровением
свойств и сил Отца" [5].
Сын
"...Будучи
вовеки действительно Богом, Он стал также действительным человеком, Иисусом
Христом. Он был зачат Святым Духом и рожден девой Марией. Он жил и переносил
искушения как человек, однако явил Собой совершенный пример праведности и любви
Божией. ...Он добровольно пострадал и умер на кресте за наши грехи, заняв наше
место" [5].
В разные времена
и в адвентизме проявлялись различные нюансы учения о природе Иисуса Христа: что
Он родился, как все смертные люди с греховной человеческой натурой, что Он не
имел упования на воскресение из мертвых и др. В современном адвентизме, как
видно из приведенного отрывка выше, утверждается божествнность Иисуса Христа
[4].
Святой Дух
"Бог
вечносущий Дух действовал совместно с Отцом и Сыном при сотворении, воплощении
и искуплении. Он вдохновлял писателей Библии. Он исполнял необходимой силой
жизнь Христа на земле. Он привлекает и убеждает людей; и тех, кто откликается
на Его воздействие, Он обновляет и воссоздает в них образ Божий. Посланный
Отцом и Сыном, чтобы всегда быть с Его детьми, Он наделяет Церковь духовными
дарами и дает ей силу в ее свидетельстве о Христе и в согласии со Священным
Писанием наставляет людей на всякую истину" [5].
Сотворение мира
"Бог есть
Творец всего, и в Библии Им дано подлинное сообщение о Его творческой
деятельности. "В шесть дней создал Господь небо и землю" и все
живущее на земле и в седьмой день той первой недели "почил". Таким
образом, Он установил субботу как постоянный памятник Его завершенного
творчества" [5].
Во-первых, не
сказано ничего о продолжительности того седьмого дня, когда Бог совершил дела
Свои. Во-вторых, Бог установил субботу как особый день для Своего народа не во
время сотворения мира, а гораздо позднее - после исхода евреев из Египта: Исход
20,8-11. Даже и тогда не установил, а "благословил Господь день субботний
и освятил его" (И стих). И еще точнее: Бог благословил не седьмой день, а
день покоя [4].
Великая борьба
"Великая
борьба между Христом и сатаною по таким вопросам, как характер Бога, Его закон
и правление во вселенной, началась на небе, когда одно из сотворенных существ, наделенное
свободой выбора, в своем самовозвышении стало сатаной, противником Бога... На
виду у всего творения этот мир превратился в арену борьбы всей вселенной,
борьбы, в которой Бог любви, в конечном счете, будет оправдан..." [5].
АСД с большой
уверенностью говорят о жизни в небесных сферах (потому что Е.Г.Уайт, по ее
словам, там много раз побывала и сама все видела...) [4].
Однако согласно
Священному Писанию мы видим что Бог самодостаточен и не нуждается в оправдании.
В вечности мы узнаем, почему Бог вел человечество и Свою Церковь именно такими
путями. Бог никому не продал этот мир, что Он и ныне является не только Творцом
этого мира, но и Правителем.
Жизнь, смерть и воскресение Христа
"...Смерть
Христа является защищающей, искупляющей, примиряющей и преобразующей..." [5].
Доктрина АСД
подчеркивает ту часть учения, где говорится, что Христос еще продолжает Свой
труд спасения: "В небе находится святилище... Там ради нас Христос
совершает служение, предоставляя возможность верующим воспользоваться заслугами
Его примирительной жертвы, принесенной однажды на кресте за всех" [5].
Такое учение было
необходимо, чтобы оправдать 22 октября 1844 года, когда Христос якобы вошел во
святилище.
Однако
основополагающая истина Евангелия заключается в том, что Иисус Христос на
Голгофском кресте полностью совершил спасение грешников, и что теперь
необходима только наша вера, чтобы эта жертва была принята нами и чтобы Иисус
стал нашим личным Спасителем. Утверждение, что Иисусу Христу что-то надо еще
делать на Небесах ради нашего спасения, сильно уменьшает значимость Голгофского
подвига и возвышает человеческие заслуги (исполнение десяти заповедей и
особенно 4-й) [4].
Спасение во Христе
"...Христос,
не знавший греха, ради нас понес на Себе наши грехи, чтобы в Нем мы соделались
праведными пред Богом. ...Вера, посредством которой мы получаем спасение...
Через Христа мы оправдываемся..." [5].
Все это так. Но
эти утверждения появились только в последние годы, о чем свидетельствуют сами
АСД. Очень тревожным вопросом для них стало оправдание через веру.
Важно заметить
что АСД возвращаются к самому главному, а именно, что Христос "сделался
для нас премудростью Бога, праведностью, и освящением, и искуплением" - 1
Кор. 1,30".
Удивительно то,
что протестантское движение может "упустить из виду самое главное"; и
поэтому трудно относить полностью движение АСД к христианству.
Но "в 1888
году Бог дал нашему адвентистскому народу весть о праведности через веру. Елена
Уайт назвала эту весть "самой драгоценной вестью" и определенно
заявила, что с этой вестью связано начало завершающего излияния Святого
Духа..." [5].
Хотя Новый Завет
был известен уже столетиями, для адвентистов оправдание через веру стало
"вестью" только в 1888 году! И опять, чтобы выйти из этого учения,
которое явно было против буквы и духа Нового Завета, пришлось связывать эту
"весть" с потусторонними событиями - завершающим излиянием Святого
Духа [4].
Ясно одно, что в
практическом учении такой поворот был сделан совсем недавно, и что Христос
теперь занимает приоритет во всех духовных вопросах человека:
"...наше
духовное преобразование происходит не силой закона, которая ему не свойственна,
а благодаря пребыванию Христа в нас" [5].
"...весть о
праведности через веру, - действительно, эта весть изучается сегодня с особым
вниманием всей церковью адвентистов седьмого дня во всем мире..." [5].
Церковь
"Церковь
есть общество верующих, которые исповедуют Иисуса Христа как Господа и
Спасителя" (ц. 26).
Во всей догматике
и во всей церковной практике АСД мы чувствуем сильное влияние рационализма и
практицизма. Это подтверждается тем, что для АСД все необходимо объяснить и
рационально все проблемы поставить в определенном порядке. Слово
"общество" только один раз встречается в Новом Завете:
"...отчуждены от общества Израильского" - Еф.2,12.
"Общество" - это чисто секулярное слово для обозначения святости
народа - 1 Петра 2;9, но оно, очевидно, достаточно точно характеризует АСД [4].
Страницы: 1, 2
|