Меню
Поиск



рефераты скачать Анализ процесса приватизации Украины

Основными законодательными актами, которые регулируют процессы приватизации в Украине, являются Законы Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" (от 15 июня 1993 г.), "О приватизации небольших государственных предприятий", "О приватизации государственного жилого фонда", "Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе" и "О приватизационных бумагах". В этих законах определены основные принципы, средства, субъекты и объекты процесса приватизации. Положения этих законов дополнены рядом Указов Президента Украины и другими законодательными актами.        Ежегодно Верховная рада Украины утверждает Государственную программу приватизации, которая представляется на рассмотрение Кабинета Министров Украины. В этой программе определяются основные цели, приоритеты, средства и порядок приватизации государственного и отчуждения коммунального имущества, группы объектов, подлежащих приватизации, задачи по объемам приватизации имущества, которое находится в государственной собственности, и государственного имущества, которое принадлежит Автономной Республике Крым; а также условия, которые необходимо создать для выполнения Программы, и все вытекающие из этого организационные мероприятия.

В процессах приватизации основную роль играет Фонд государственного имущества Украины и его региональные отделения. Он подотчетен Верховной раде Украины.

Вместе с Фондом госимущества участие в приватизации принимают Национальный банк, региональные отделения приватизации имущества, Министерство демонополизации и разгосударствления , Государственный комитет помощи малым предприятиям и предпринимательству, Государственный приватизационный фонд

Покупателями государственного имущества могут быть: граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, зарегистрированные на территории Украины; юридические лица других государств.

Не имеют права быть покупателями органы государственной власти и управления, работники Фонда государственного имущества Украины и его региональных отделений, а также юридические лица, в имуществе которых доля государственной собственности превышает 25%, а также прочие субъекты, перечень которых определяется государством.

Виды приватизационных бумаг: приватизационные имущественные сертификаты; компенсационные сертификаты; жилые чеки; земельные боны.

Каждый гражданин Украины может принимать участие в приватизации государственных предприятий, используя для этого вышеперечисленные приватизационные бумаги.


2.2.         Бесплатная и платная приватизация


Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы.

Основные доводы бесплатной приватизации сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками – «ваучерами»[5].

Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы, они предлагают другую модель – платную приватизацию.

В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета[6].

Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нет средств для выкупа государственной собственности. В целом денежная приватизация приведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости.



3.                Основные цели и направления приватизации Украины

3.1.         Организация и ход приватизации в Украине


Приватизацию можно разделить на несколько этапов[7].

Первый этап охватывал 1991 - 1992 гг. – обра­зование и становление Фонда го­сударственного имущества Украи­ны (ФГИУ), наработка законода­тельно-нормативной базы, реализа­ция первых приватизационных проектов.

Второй – 1992-1994 гг. характеризовался тем, что приватизационные ценные бумаги – имущественные сертификаты – существовали, в виде депозитных счетов и ведущее место занимала аренда государственных предприятий с последующим выкупом.

Среди первых и наиболее удачных примеров приватизации предприятий путем аренды с выкупом можно назвать ЗАО “Oболонь”, львовскую кондитерскую фабрику “Свиточ”, СП «Кофейная фабрика ”Галка"», АО “Электрон”, металлургические комбинаты им. Ильича и “Азовсталь” (г. Мариуполь), им. Кирова (г. Макеевка), коксохимический завод (г. Авдеевка) и ряд других.

Однако практика показала, что внедрение аренды с выкупом вызывало конфликт интересов арендаторов и большинства населения.

Проявились также недостатки коллективной формы собственности арендаторов – нехватка инвестиционных ресурсов, инертность в организации и управлении производством. Возникла необходимость внедрения новых способов приватизации. Одним из них стала корпоратизация, которая представляла собой превращение крупных и средних государственных предприятий и закрытых акционерных обществ, более 75% уставного фонда которых находилось в государственной собственности, в открытые акционерные общества.

Третий этап приватизации проходил с 1995 по 1998 год. Он обуславливал прове­дение массовой приватизации, пре­имущественно за приватизацион­ные бумаги с привлечением широ­ких кругов населения. Был заложен фундамент для проведения инди­видуальных процедур приватизации крупных предприятий.

В этот период население стра­ны получило 46 млн. приватизаци­онных имущественных сертификатов и на 1 млрд. гон. компенсационных сертификатов. В процессе малой приватизации в руки частных соб­ственников перешло более 50 тыс. объектов промышленности, торгов­ли, общественного питания и т.п.

С 2000 г. начался четвертый этап приватизации – преимущественно индивидуальной денежной. Он потребовал существенного совершенствования и расширения законодательной базы. Этот вопрос в значительной мере решен в Государственной программе приватизации на 2000-2002 гг., принятой Верховной радой Украины 18 мая 2000 г.

Индивидуальная приватизация предусматривает, что целью продажи целостных имущественных комплексов или пакетов акций предприятий группы Г (предприятия-монополисты и предприятия, имеющие стратегическое значение для экономики и безопасности государства) является концентрация капитала и обеспечение эффективного функционирования предприятия в послеприватизационный период.


3.2.         Эффективность приватизации в Украине


Оценивая результаты приватизации на Украине за весь период ее осуществления, следует отметить, что этот процесс был наиболее динамичным и результативным общественным процессом последнего десятилетия и стал основой экономических реформ в стране.

Для более точного представления о выполнения приватизации на Украине в 2002-2004 гг. далее будет представлена таблица 1[8].


Таблица 1

Выполнение планов по приватизации в Украине в 2002-2004 гг., млн грн.

Год

План

Поступления %

Выполнения

2002

3160,04

66,59

19,1

2003

2152,79

2175,11

100,6

2004

5215,58

9559

183,98

2005

4933,95

38,08 (нa 21.01.05 г.)

1,79

Также будет представлена таблица 2[9]. В ней будут отображены крупнейшие  приватизационные сделки Украине за 2002-2004 гг.

 

Таблица 2

Крупнейшие приватизационные сделки в Украине в 2002-2004 гг.

Предприятие

Пакет, %

Сумма, млн грн.

“Криворожсталь”

93,02

4260

Центральный ГОК

50+1 акция

106

Северный ГОК

50+1 акция

207,6

“Павлоградуголь”

92,11

1400

“Краснодонуголь”

60

770,3

“Комсомолец Донбасса”

33,27

25,6

ДМК им.Дзержинского

98,81

712

Алчевский металлургический комбинат

13,86

5,5

ДМЗ им.Петровского

42,26

65,8

Коминмет

59,49

10,81

Южный ГОК

25,78

60

“Сухая балка”

37,57

162,9

Криворожский железорудный комбинат

93,07

689,42

Никопольский завод ферросплавов

50+1 акция

410,5

Запорожский алюминиевый комбинат

25

38,92

“Ривнеазот”

53,86

48

Крымский содовый завод

89,48

346,7

ГАК “Титан”

Нет данных

368

Черноморский судостроительный завод

90,25

119,35

Интересным фактом также являются самые громкие процессы реприватизации на Украине.[10] Например, это:

ОАО "Криворожсталь". 16 февраля 2005 года Кабмин отменил ряд принятых предыдущим правительством в 2003-2004 годах документов, касающихся подготовки к приватизации "Криворожстали". А уже на следующий день Печерский районный суд Киева отменил свое решение о признании законной продажи 93,02% "Криворожстали" "Инвестиционно-металлургическому союзу" (ИМС) за $804 млн, принятое 25 августа 2004 года. 22 апреля 2005 года Хозяйственный суд Киева признал незаконной продажу Фондом госимущества 93,02% акций комбината "Криворожсталь" консорциуму ИМС и постановил расторгнуть сделку. 24 октября 2005 года крупнейшая сталелитейная корпорация Mittal Steel (сейчас Arcelor Mittal) приобрела 93,02% акций "Криворожстали" за $4,8 млрд.

ЗАО "Северодонецкое объединение 'Азот'". 24 декабря 2004 года Фонд госимущества (ФГИ) и компания Worldwide Chemical LLC создали совместное предприятие – ЗАО "Северодонецкое объединение 'Азот'" (60% акций подконтрольно WSL, 40% – государству). Через два месяца ФГИ оспорил в суде создание ЗАО. 17 марта 2005 года Печерский райсуд Киева признал создание СП незаконным, постановив возвратить производственные мощности ЗАО в госсобственность. Впрочем, 22 июня 2005 года Генпрокуратура подтвердила законность создания СП и закрыла уголовное дело, возбужденное в феврале 2005 года. 7 сентября 2005 года передача имущества ЗАО "Северодонецкое объединение 'Азот'" в госсобственность была приостановлена.

ОАО "Никопольский завод ферросплавов". В апреле 2005 года Генпрокуратура подала иск в Хозяйственный суд Киева о признании приватизации 50%+1 акции НЗФ незаконными. 25 июля 2005 года Апелляционный хозяйственный суд Киева удовлетворил иск Генпрокуратуры о признании незаконной приватизации консорциумом "Приднепровье" (подконтрольно группе "Интерпайп") контрольного пакета акций НЗФ. 20 января 2006 года палата по административным делам Верховного суда окончательно вернула акции в собственность государства.


Заключение


В своей работе я рассмотрела такие вопросы, как сущность приватизации, т.е. разгосударствление и приватизация. Существуют несколько способов разгосударствления, но все эти способы переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики. Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе: бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него. При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия.

Также были описаны принципы и модели приватизации: законодательная база, бесплатная и платная приватизация. На основе законодательной базы покупателями государственного имущества могут быть: граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, зарегистрированные на территории Украины; юридические лица других государств. Существуют такие виды приватизационных бумаг: приватизационные имущественные сертификаты, компенсационные сертификаты, жилые чеки, земельные боны. Каждый гражданин Украины может принимать участие в приватизации государственных предприятий, используя для этого вышеперечисленные приватизационные бумаги.

Что касается платной и бесплатной приватизации, то можно сказать, что каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы.

Ну и конечно, в работе шла речь об организации, ходе и эффективности  приватизации на Украине.

Подводя итоги хочется сказать, что результатом перехода на новые формы хозяйствования  в Украине должно стать создание многоукладной экономики, отказ от государственного монополизма на собственность и создание условий для их   равноправного существования различных форм собственности. Необходимо развивать частную и коллективную формы собственности, образно говоря, с нуля и путем разгосударствления и приватизации, которые должны вылиться в ломку и трансформацию существующей системы производственных отношений, и в одночасье формировать качественно новую общественную (государственную и муниципальную) собственность, но при этом нельзя не учитывать интересы трудовых  коллективов, для которых аренда на данном этапе означает наиболее приемлемый вариант перехода к рыночной системе хозяйствования.


Список литературы

1.                 Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 1997, стр. 82

2.                 Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 1997, стр. 57

3.                 Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 1997, стр. 85

4.                 Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 1998, стр. 340

5.                 www.business.ua  (Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" №4/02)

6.                 www.business.ua

7.                 www.ukraine.ru

8.                 www.ugmk.info


[1] Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 1997, стр. 82

[2] Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 1997, стр. 57

[3] Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 1997, стр. 85

[4] www.ukraine.ru

[5],6 Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 1998, стр. 340

 

[7] www.business.ua  (Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" №4/02)

[8] www.business.ua

[9] www.business.ua

[10] www.ugmk.info


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.