Умение
обвести соперника, умение продвигаться с мячрм вперед, к воротам противника,
ценилось превыше всего.
В
ряде исследований (Голомазов С, Чирва Б., 1997-2000г) доказывается, что хорошие
результаты в совершенствовании техники могут достигаться, когда приемы
выполняются необычным, не общепринятым способом. В этих случаях обманные
движения футболистов, на первый взгляд кажутся вроде бы не совсем удобными, в
действительности являются наиболее рациональными. Например, если копьеметатель
будет бросать копье, как обыкновенный камень, оно не полетит далеко, если
фехтовальщик будет держать шпагу, как обычную палку, у него нет шансов одержать
победу в поединке.
В футболе игроки используют как традиционный
(«классический») способ
взаимодействия с мячом, так и нетрадиционный («шаговыми ударными движениями»),
в основе которого лежит механизм нанесения ударов по мячу резким движением
бьющего звена (голени), после выполненного обманного движения.
Анализ
доступной литературы по данному вопросу показал идентичность мнения многих
авторов в оценке значения выполнения футболистами во время обманных приемов и
их роли в технической подготовке футболистов.
ГЛАВА 11. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И
ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ.
Целью нашей работы является исследование количество
обманных движений
и способов ведения мяча, выполняемых футболистами разной квалификации.
2.1. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Выявить объем приемов,
наиболее популярных у футболистов.
2.
Определить
обманные приемы, наиболее популярных у игроков линии нападения.
3.
Выявить
основные способы ведения мяча.
4.Определить
объем применения обманных приемов командами мастеров и коллективов физкультуры.
2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Для
решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
1.
Педагогические
наблюдения.
2.
Математическая
обработка полученных данных.
3.
Изучение
литературных источников.
Наблюдения
проводились за игроками команд мастеров, высшего разряда и 1 -го дивизиона и игроками команд коллективов физкультуры 1 -го
разряда. Основным методом исследования в нашей работе является метод
педагогического наблюдения, так как он на наш взгляд имеет ряд преимуществ по
сравнению с другими методами исследования:
педагогическими
наблюдениями можно пользоваться для оценки отдаленных последствий
педагогического процесса;
наблюдающий
независим от умения испытуемых оценивать свои действия, высказывать свое
мнение.
педагогическое наблюдение позволяет фиксировать педагогические явления,
непосредственно в момент их протекания.
Педагогическое
наблюдение проводилось нами в естественных условиях на футбольном поле за
командами коллективов физкультуры «Виктория» (г.Псков) и СГИФК, за командами
мастеров высшего дивизиона наблюдения осуществлялись при помощи телевидения.
Наши педагогические наблюдения вытекают
из поставленных нами, задач исследования имеют свою специфику,
связанную с особенностями футбола.
2.3.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В
процессе наблюдения за игровой деятельностью футболистов фиксировалось в
специально разработанной карточке количество обманных приемов за игру,
выполненных без нарушения правил игры в футбол, и количество способов ведения
мяча. После каждой просмотренной игры подсчитывалось общее количество обманных
приемов и способов ведения мяча, а затем определялись обманные приемы, наиболее
часто применяемые игроками в ходе игры, а также обманные приемы и способы
ведения мяча, наиболее часто применяемые игроками нападения.
Все
команды были разделены на две группы. В первую группу вошли команды мастеров
высшего дивизиона: «Зенит», "Локомотив", команда мастеров 1-го
дивизиона «Кристалл» г. Смоленск. Во вторую группу вошли команды коллективов
физкультуры 1-го спортивного разряда СГИФК и «Виктория» г. Псков.
В
каждой игре подсчитывалось общее количество обманных приемов и способов ведения
мяча. Полученные данные подвергались математической обработке и выражались в
процентах.
1+2+3+4+............. +н
Н
Н - общее количество обманных
приемов;
1+.......... н - общее
количество одного обманного приема.
Все
наблюдения заносились в специально разработанные карточки, где отмечалось общее
количество необходимых действий, применяемых игроками в ходе игры.
Таблица
1 Образец
выполнения обманных приемов
№ п/п
|
Наименование обманного приема
|
Кол-во Выполнений
|
Содержание в%
|
1.
|
Ложный замах ногой по мячу
|
3
|
1,8
|
2.
|
Отталкивание мяча ногой по
мячу
|
2
|
1,2
|
3.
|
Ложная передача мяча
|
5
|
3,1
|
4.
|
Поворот вокруг мяча
|
1
|
0,9
|
5.
|
Пробегание мимо соперника и посылка мяча с другой тороны
|
4
|
2,5
|
|
Отведение
мяча ногой «под себя» и выдвижение его вперед с поворотом
|
7
|
4,9
|
|
7.
|
Ложная остановка мяча подошвой, пяткой
|
5
|
3,1
|
|
8.
|
Ложная
остановка мяча с наступанием и без наступания на него
|
3
|
1,8
|
|
9.
|
Пропуск мяча между ног или сбоку
|
1
|
0,9
|
|
10.
|
Перенос
ноги через мяч и наклон туловища в одну сторону, а уход от соперника
в другую
|
8
|
5,2
|
|
11.
|
Наклон
туловища и выпад ноги в одну сторону, а уход от соперника в другую
|
10
|
6,0
|
|
12.
|
Пробегание
с мячом вперед и оставление его бегущему навстречу партнеру
|
6
|
4,0
|
|
13.
|
Неожиданный пропуск мяча партнеру
|
2
|
1,2
|
|
14.
|
Посыл
резанного мяча мимо соперника с одной стороны и оббегание его с Другой
|
4
|
2,5
|
|
15.
|
Посыл
мяча мимо соперника носком стопы
|
5
|
3,1
|
|
16.
|
Ложная остановка мяча головой, грудью
|
1
|
0,9
|
|
Таблица
2 Образец
выполнения способов ведения мяча
№
п/п
|
Наименование
способа ведения мяча
|
Кол-во
Выполнений
|
Содержание в%
|
|
1.
|
Ведение
мяча внешней частью подъема
|
7
|
4,9
|
|
2.
|
Ведение
мяча средней частью подъема
|
5
|
3,1
|
|
3.
|
Ведение
мяча внутренней частью подъема
|
2
|
1,2
|
|
4.
|
Ведение
мяча носком
|
3
|
1,8
|
|
5.
|
Ведение
мяча внутренней стороной стопы
|
6
|
4,0
|
|
6.
|
Ведение мяча средней частью лба
|
1
|
0,9
|
|
|
,
|
|
|
|
ГЛАВА 111. РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЯ.
Обманные приемы занимают важное место в арсенале
технических средств
футболистов.
Убедительность
финта может быть обеспечена хорошей инсценировкой или достигнута тогда. Когда
прием начинается и исполняется не как финт, а как подлинное намерение, которое
потом изменяется. В процессе наблюдений отмечено, что футболисты предпочитают
один финт и довольно редко используют другие. Также неодинаков процент
выполнения обманных приемов в первой и второй испытуемых группах.
3.1. КОЛИЧЕСТВО
ОБМАННЫХ ДВИЖЕНИЙ И СПОСОБОВ ВЕДЕНИЯ МЯЧА, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ФУТБОЛИСТАМИ 1 ГРУПП.
В
процессе педагогического наблюдения получены данные, которые позволили
определить количество выполнения обманных приемов за каждую игру.
Таблица
3 Общие
показатели обманных приемов, применяемых футболистами в 1-й группе.
№
п/п
|
Наименование
обманного приема
|
Кол-во
выполнений
|
Содержание В %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Ложный
замах ногой по мячу
|
60
|
37
|
2.
|
Откатывание
мяча назад подошвой ноги
|
35
|
21
|
3.
|
Ложная
передача мяча
|
18
|
11
|
4.
|
Поворот
вокруг мяча
|
50
|
31
|
5.
|
Пробегание
мимо соперника
|
22
|
14
|
6.
|
Отведение
мяча ногой «под себя» и выдвижение его вперед с поворотом
|
157
|
98
|
7.
|
Ложная
остановка мяча подошвой, пяткой
|
16
|
19
|
|
8.
|
Ложная
остановка мяча с наступанием и без
наступания на него ногой
|
38
|
23
|
|
9.
|
Пропуск мяча между ногами или сбоку
|
38
|
23
|
|
10.
|
Перенос ноги через мяч и наклон туловища в одну сторону, а уход от соперника в другую
|
70
|
43
|
|
11.
|
Наклон
туловища и выпад ноги в одну сторону, а уход от соперника в другую сторону
|
160
|
100
|
|
12.
|
Пробегание
с мячом вперед и оставление
его бегущему навстречу партнеру
|
42
|
26
|
|
13.
|
Посыл резанного мяча мимо соперника с одной стороны и оббегание его с другой
|
40
|
25
|
|
14.
|
Неожиданный пропуск мяча партнеру
|
18
|
11
|
|
15.
|
Посыл
мяча мимо соперника носком стопы
|
61
|
38
|
|
16.
|
Ложная
остановка мяча головой, грудью
|
20
|
13
|
Из таблицы видно, что наиболее часто применяются
игроками команд мастеров
высшего дивизиона такой обманный прием, как наклон туловища и выпад ноги в сторону,
а уход от соперника в другую сторону -160 раз (100%).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|