Меню
Поиск



рефераты скачать Аксиомы власти. Проблемы полномочий в обществе

Аксиомы власти. Проблемы полномочий в обществе

Государственный комитет Российской Федерации

по высшему образованию

 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра АСУ

 

Курсовая работа по дисциплине

УПРАВЛЕНИЕ В ЭРГАТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

на тему

Аксиомы власти

Проблемы полномочий в обществе




Группа                     АС–513

Студент                   Борзов Андрей Николаевич

Преподаватель       Терещенко Пётр Васильевич

Дата                       















Новосибирск

Реферат


Борзов Андрей Николаевич. Аксиомы власти. Проблемы полномочий в обществе. Преподаватель Терещенко Пётр Васильевич. 11 стр., 3 источника информации.


Аксиомы власти, полномочия, легитимность власти, принцип разделения властей, потребность и сущность власти, субъекты и механизм власти.


Предложен анализ одного из видов отношений между системами – власти. Приведены основные определения, аксиомы, потребность и сущность власти, рассмотрены проблемы полномочий в обществе, отношения субъектов власти, а также механизм осуществления власти. Система разделения властей и диффузности власти проиллюстрирована на примере США.

 

Содержание


ВВЕДЕНИЕ__________________________________

1. Потребность и сущность власти_____________

2. Аксиомы власти____________________________

3. Субъекты и механизм власти________________

4. Легитимность власти______________________

5. Принцип разделения властей________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________



Введение

            Проблема власти является одной из центральных в политической науке. Уяснение сущности, потребности и механизма власти имеет важное значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политические отношения из всей гаммы общественных отношений.

            Власть – понятие многомерное. Полно и всесторонне рассмотреть её в одной работе немыслимо. В данной работе рассматриваются некоторые исходные проблемы властных отношений: сущность, потребность, механизм , аксиомы и легитимность власти.

1. Потребность и сущность власти

            Понятие “власть” в обыденной жизни и в научной среде употребляется в различных значениях. Философы говорят о власти над объективными законами общества, естествоиспытатели – о власти над природой, политики – о политической власти, психологи – о власти человека над самим собой, родители – о семейной власти и т.п.

            Можно ли в таком случае дать научное определение власти? Одни считают, что власть – особый вид поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей; другие полагают, что власть – это особого рода отношения между управляющим и управляемым; третьи – что это достижение определённых целей, получение намеченных результатов.

            Власть нередко отождествляется с её средствами и методами: управлением, принуждением, убеждением и насилием. Иногда ставится знак равенства между властью и авторитетом, который имеет много общего с ней, но и существенно от власти отличается.

            Суммируя эти и другие точки зрения, можно выделить следующие основные признаки власти.


1.    Власть – это отношения, включающие не менее двух партнёров, причём этими партнёрами могут быть как отдельные лица, так и группы лиц. При этом указывается адрес власти (властвующие и подвластные).

2.    Распоряжение осуществляющего власть должно сопровождаться, в скрытой или явной форме, возможностью применения определённых ситуаций в случае неповиновения предписываемому поведению.

3.    Подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, от кого она исходит.

4.    Наличие общественных правил (норм), устанавливающих порядок, при котором отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы затрагивают, обязан их выполнить. Следует отметить, что одного намерения реализовать власть явно не достаточно. Должно быть убеждение, что приказание будет выполнено, что оно встретит повиновение. Только при этом условии состоятся властные отношения.


            Власть – это способность навязывать и приводить в исполнение решения. Это такая форма общественных отношений, которая позволяет одному социальному элементу влиять на поведение другого.


            Политолог Р. Даль (США) интерпретировал власть в терминах причинности. Выглядит это примерно так: А располагает властью над В тогда, когда А является причиной определённого поведения В при условии, что без воздействия со стороны А – В вёл бы себя иначе.

            Объектом политологии является не всякая власть, а только власть публичная, политическая, под которой понимается способность класса, группы или индивида проводить свою волю.

            Основной вопрос политических отношений – это вопрос публичной власти, рассматриваемый прежде всего в плане проведения в жизнь социальных интересов. Отношение является политическим, если оно связано с реализацией социальных интересов и функционированием публичной, т.е. политической власти.

            В связи с этим понятие политической власти шире понятия государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в таких ассоциациях как партия, профсоюзы, группы давления, международные организации и т.д. Государственная власть обладает монополией на легальное использование средств принуждения и формально играет роль арбитра в распределении благ. Существует опасность, что государственная власть будет распределять их в свою пользу. В связи с этим в демократических обществах имеет место плюрализм и состязание политических влияний различных субъектов политики (партии, лобби, общественные движения и т.п.), участвующих в процессе принятия государственных решений (шире – решений политического характера).

            Государственная власть имеет определённые характерные черты. Во-первых, осуществление власти происходит с помощью обособленного аппарата на определённой территории, на которую распространяется государственный суверенитет. Во-вторых, эта власть имеет возможность использовать средства организованного и законодательно установленного насилия. В таком виде государственная власть представляет собой наивысшее, наиболее полное выражение политической власти.

            Важную роль в отправлении властных отношений играет авторитет. Авторитет является выражением отношения к существующей власти со стороны общества в целом и его составляющих: классов, социальных групп, граждан. Авторитет, как правило, понимается как возможность оказывать влияние на поведение отдельных групп, личностей без применения насильственных средств. Он предполагает сознательное подчинение нормам и законам, установленным существующей в этом обществе властью.

            Авторитет власти определяется как соответствие характера, функций власти интересам всего общества или определённых социальных групп, классов. Власть обладает авторитетом в том случае, когда её институты функционируют в соответствии с законами, а её распоряжения исполнимы и исполняются. Таким образом, взятые в единстве “власть” и “авторитет” означают дееспособность власти.

            Потребность власти складывается из объективной необходимости организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле. Власть нужна для поддержания целостности, единства и стабильности общества. Важно при этом обратить внимание на проблему воздаяния. Дело в том, что в результате разделения труда в обществе возникает неудовлетворённость по поводу того, что ты отдал и что взамен получил. И большинство людей в связи с этим испытывает чувство неудовлетворённости, создаётся социальная напряжённость. Общество нуждается в постоянном согласовании частных интересов, приведении их к общественному интересу, которое достигается посредством подчинения воли отдельных людей волевым способностям других, умеющих лучше остальных определять цели и заставить себя их осуществлять.

            Потребность власти обуславливается и необходимостью выполнения “общих дел”: организация публичных работ, ликвидация крупных стихийных бедствий, деятельность, связанная с функционированием транспорта, связи. В настоящее время под “общими делами” понимается и социальная политика: решение проблем здравоохранения и образования, защита социальных и профессиональных прав, предоставление пособий некоторым слоям населения, регулирование семейно-брачных отношений и др.

            Потребность власти имеет не только общественный, но и личностный, психологический аспект. Предметом оживлённых споров является вопрос: всем ли людям свойственно стремление к власти, например, как свойственно (за небольшим исключением) стремление к материальным благам или признанию? Стремление к власти или уход от неё – всё это прежде всего психологические явления. Однако фактический доступ к ней, характер отношений власти, способы её реализации – это социальные явления, определяемые общественной системой в целом. Как явление психологическое, власть существует в сфере восприятий и переживаний личности: у одних она возбуждает сильные положительные ощущения, выражающиеся в страстном стремлении к власти, а у других – не менее сильное отвращение в виде её отрицания, уклонения от любых функций осуществления власти.

            В связи с этим одни отвечают на поставленный вопрос отрицательно и считают, что не всем людям свойственно стремление к власти, не все видят в ней привлекательное благо. Другие же полагают, что потребность во власти – объективная необходимость, складывающаяся на базе основных, важнейших потребностей личности: быть личностью, самоутверждение, свобода и наслаждение. Властные мотивы при этом могут быть самыми различными: от социоцентрических (стремление к власти ради служения общественному благу) до эгоцентрических, рассматривающих власть как средство господства над людьми, как инструмент получения различных выгод: материальные блага, слава, безопасность, доступ к каким-то интересным кругам общества и т.п.

            Далее приведены аксиомы власти согласно И. Ильину [1].

2. Аксиомы власти

            Первая аксиома власти гласит, что государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия

            Вторая аксиома власти утверждает, что государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть едина.

            Третья аксиома власти утверждает, что государственная власть должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу.

            Четвёртая аксиома власти утверждает, что политическая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес.

            Пятая аксиома власти утверждает, что программа власти может включать в себя только осуществимые меры или реформы.

            Шестая аксиома власти гласит, что государственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью, но что она имеет право и обязанность отступать от неё тогда и только тогда, когда это требует поддержание национально-духовного и государственного бытия народа.

            Таковы основные аксиомы власти. И можно сказать с уверенностью, что грядущая судьба государственности связана с их усвоением и осуществлением.

3. Субъекты и механизм власти

            Высшая власть или её носитель суверен – это обладатель в определённом смысле бесконтрольной власти. Долгое время и практически повсеместно (пожалуй, за исключением древнегреческих городов – полисов) сувереном являлся и признавался монарх (царь, король, шах и т.п.). Затем, в новое время, по мере свершения буржуазно-демократических революций в странах европейского континента (а также, прежде всего, в США) начинает провозглашаться в качестве суверена (читай высшего, конечного субъекта власти) народ. Так, уже в варианте конституции США было записано: “Мы, народ США, для того, чтобы установить справедливость, обеспечить внутреннее спокойствие, создать общую защиту… предписываем и устанавливаем всем эту конституцию для США”. Здесь сувереном провозглашается народ, хотя это дано в несколько опосредованной форме.

            В странах с либеральной демократией народ путём делегирования и распределения полномочий поручает управление обществом, самим собой на какой-то период определённым политическим силам, действующим в рамках политической системы. Политическая система выступает в качестве совокупного субъекта власти. Её образуют органы государственной власти и управления, политические партии и движения, правоохранительные органы, вооружённые силы, политизированные общественные организации, политические лидеры.

            В свою очередь непосредственными субъектами политической власти являются те институты и органы, которые реализуют процесс управления различными сторонами жизни общества, располагая при этом различными рычагами власти (принуждение, финансирование всех видов, руководство законодательными процессами, моральное и материальное стимулирование и т.п.).

            К особому типу непосредственных субъектов власти можно отнести правящую элиту. Понятие “элита” относится к узкому и относительно замкнутому кругу людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, имеющими значительный, нередко решающий “вес” в своей сфере по сравнению с окружением. Элита в политике, правящая элита, вырабатывает стратегические цели деятельности, принимает решения о формах и средствах действий, приводит в движение людские ресурсы. Она по своему составу неоднозначна и достаточно сложна по структуре. Считается, что основным, ведущим слоем в правящей элите является экономическая элита. Данный слой составляют крупные собственники, владеющие промышленными корпорациями, банками, торговыми фирмами и т.п.

            Второй по значению слой элиты – политическая элита. К этой категории относят лиц, занимающих высшие посты в гражданской или военной администрации. Политическая элита – это, прежде всего, президент, премьер-министр и их окружение, руководители ведущих политических институтов (министры, руководители ведомств, фракций в парламенте и т.п.). И ещё можно выделить один слой элиты – идеологическая, “информационная” элита. Сюда относятся ведущие, известные представители науки, культуры, религии, образования, средств массовой информации, которые выполняют в обществе функцию идеологического воздействия, формирования мировоззренческих позиций, культурных ценностей в интересах господствующего класса, социальной группы, отдельных лиц. Огромное воздействие на политическую жизнь оказывают элитные группы, активно действующие в средствах массовой информации.

            Правящая элита названных групп людей в целом невелика по численности: где-то от двух до четырёх тысяч человек, и зависит в основном от размеров страны.

            Анализ социального состава элиты, её личностных, психологических особенностей позволяет ответить на вопрос: “Кто правит, кому действительно принадлежит реальная власть?”.

            Говоря о властвующей элите, необходимо рассмотреть вопрос о том, как происходит её формирование и из кого она состоит. Здесь действуют две тенденции. С одной стороны – стремление к замкнутости, корпоративности, чтобы сохранить себя как особую, привилегированную группу в обществе. Другая тенденция – прямо противоположная. Правящая элита вынуждена пополнять свои ряды из других слоёв, в том числе из низов. В современном постиндустриальном обществе этот процесс идёт довольно широко. Не только родовитость и богатство являются пропуском в элитный круг, но и личные данные. Этому способствуют правила игры современной представительной демократии.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.