Айвазовский Иван Константинович
Министерство образования Российской Федерации
Мировая художественная культура
Реферат
на тему: Айвазовский Иван Константинович
Выполнил: ученик 9 класса
Проверила:
2008
Оглавление
I.
Введение.............................................................................................. 4
II. Творчество И.Айвазовского............................................................. 5
1. Маринизм........................................................................................... 5
а. Романтический пейзаж....................................................................... 5
б. Айвазовский И.К. – основоположник маринизма............................ 5
2. Патриотизм творчества Айвазовского И.К....................................... 7
а. Притягательная сила моря.................................................................. 7
б. Патриотизм......................................................................................... 7
в. Феномен Айвазовского...................................................................... 8
3. Список некоторых картин художника............................................... 9
а. Бриг "Меркурий", атакованный двумя
турецкими кораблями.......... 9
б. Волга у Жигулевских гор................................................................... 9
в. Итальянский пейзаж. Вечер.............................................................. 10
г. Кавказские горы с моря................................................................... 10
д. Морской бой в Хиосском проливе.................................................. 10
е. Ниагарский водопад......................................................................... 11
ж. Рыбаки на берегу моря.................................................................... 11
з. Спокойное море................................................................................ 12
и. Чесменский бой................................................................................ 13
III. Анализ некоторых картин художника............................................ 14
1. "Чесменский бой" (1848).................................................................. 14
2. "Девятый вал" (1850)........................................................................ 15
3. "Радуга" (1873).................................................................................. 16
4. "Среди волн" (1898).......................................................................... 17
IV. Биография художника.................................................................... 19
1817....................................................................................................... 20
1831-1833............................................................................................... 20
1840....................................................................................................... 20
1844....................................................................................................... 21
1845....................................................................................................... 21
1847....................................................................................................... 22
1871....................................................................................................... 22
1887-1888............................................................................................... 23
1900....................................................................................................... 24
V. Заключение...................................................................................... 25
VI. Литература...................................................................................... 26
VII. Приложение................................................................................... 27
1. Фотографии достопримечательностей............................................. 27
а. Фонтан Айвазовского....................................................................... 27
б. Памятник Айвазовскому.................................................................. 28
2. Фотографии некоторых картин........................................................ 28
а. Бой в Хиосском проливе.................................................................. 28
б. Буря на Северном море.................................................................... 28
в. Итальянский пейзаж. Вечер.............................................................. 29
3. Портреты художника........................................................................ 29
I. Введение
У живописи много жанров. Я решил остановиться на пейзаже, и главным для
меня было увидеть прекрасный мир природы глазами знаменитого художника. Я хотел
увидеть море на картине. И, следуя, совей цели, я наткнулся на картину «Море»,
автором которой был Айвазовский И.К.. Также мне встретилась статья: «Открылся
первый в России памятник Айвазовскому». Оказывается, что 15 сентября 2007 года в
пригороде Санкт-Петербурга Кронштадте на Макаровской набережной был установлен
бюст художника. В церемонии открытия памятника принимала участие праправнучка
художника Ирина Касацкая. Автором памятника является заслуженный художник
России Владимир Горевой. Он также является автором бюста Петра Великого в
Приозерске Ленинградской области, памятников Семенову-Тянь-Шанскому в Киргизии,
горельефов Храма Христа Спасителя в Москве и других известных произведений. Открытие
памятника в городе-крепости Кронштадте было приурочено к 190-летию живописца. В
свое время он служил при Главном морском штабе, и бюст его установлен по
инициативе Кронштадского Морского собрания. Кроме памятника, о знаменитости
художника говорит то, что есть фонтан Айвазовского и Картинная галерея
Айвазовского. Фотографии этих достопримечательностей (фонтана и памятника) я
поместил в приложении.
Меня заинтересовал данный художник, так как на его картинах, в первую
очередь, можно увидеть море. Его известность меня поразила. А открытие
памятника и вовсе не оставила сомнений в выборе темы реферата.
Айвазовский И.К. является художником-маринистом, и поэтому я решил начать
реферат с раскрытия термина маринизм.
II. Творчество И.Айвазовского
1.
Маринизм
а. Романтический пейзаж
Существенный вклад в развитие романтического пейзажа внес И.К.
Айвазовский. Картина, изображающая море, называется мариной, а художник,
пишущий морскую стихию, именуется маринистом. Самый известный маринист — Иван
Константинович Айвазовский. Мудрые люди говорили, что человек никогда не
устанет смотреть на воду и огонь. Вечно меняющееся море, то спокойное, то
взволнованное, его изменчивый цвет, необузданная стихия — все это стало главной
темой в творчестве Айвазовского. Имя Ивана Константиновича Айвазовского — одно
из самых популярных в русском искусстве. Знаменитый маринист оставил поистине
огромное наследие. Большинство картин Айвазовского посвящено морю, то
спокойному и тихому в ярких лучах заходящего солнца или в сиянии лунного света,
то бурному и неиствующему.
В картине «Морской берег» образ моря предстает в своей
лирико-романтической интерпретации. Пейзаж наглядно демонстрирует творческий
метод художника. «Морской берег» явно сочинен и написан без натуры, но
воображение художника точно воссоздало типический характер морского прибрежья,
состояние природы перед надвигающейся грозой.
б. Айвазовский И.К. –
основоположник маринизма
К концу первой половины 19 века в рамках русского романтического пейзажа
выделилось еще одно течение - маринизм. Основоположником данного жанра в
русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. В 19 столетии морская
стихия влекла к себе художников многих стран. В морских видах дольше всего жила
традиция романтизма.
Собственная живописная манера Айвазовского складывается уже к 40-м годам
19 века. Он отходит от строгих классических правил построения картины, умело
использует опыт Максима Воробьева, Клода Лоррена и создает красочные картины, в
которых умело переданы различные эффекты воды и пены, теплые золотистые тона
побережья.
В нескольких крупных картинах- "Девятый вал", "Черное
море", "Среди волн", - созданы величественные образы моря с
использованием типичной для романтической картины темы кораблекрушения.
Айвазовский оказал влияние на русских пейзажистов, прежде всего, на
Алексея Петровича Боголюбова. Но Боголюбов, когда-то начинавший как подражатель
Айвазовского, в конце 60-х годов уже критический относится к прославленному
мэтру. В своих записках, выдержки из которых приведены в труде Ягодовской, он
писал: "Хотя мы с ним (Айвазовским) преследовали одно направление, но он
мне никогда не мешал, ибо я всегда был натуралист, а он идеалист - я вечно
писал этюды, без которых письмо картины для меня было бы немыслимо, он же
печатно заявлял, что это вздор и что писать надо впечатлением, посмотрев на
природу".
Боголюбов слыл "русским французом", он овладел приемами
пленэрной живописи. Его живопись, в которой был как бы перекинут мост между
русским и французским пейзажем, осталась малоизвестной, а более отвечающее
народной потребности в эффектных впечатляющих картинах природы искусство
Айвазовского до сих пор пользуется огромной популярностью.
Таким образом, в первой четверти 19 столетия активно развивалось
романтическое направление пейзажной живописи, освобождаясь от черт
умозрительного "героического пейзажа" классицизма, написанного в
мастерской и обремененного грузом чисто познавательных задач и исторических
ассоциаций. Пейзаж в этот период понимается как портрет данной местности. Написанный
с натуры, он выражает миропонимание художника через непосредственно
изображенный вид, реально существующий пейзажный мотив, хотя и с некоторой
идеализацией, использованием мотивов и тем романтической направленности.
2.
Патриотизм творчества Айвазовского И.К.
а. Притягательная сила моря
Имя великого художника Ивана (Ованеса) Константиновича Айвазовского
(1817-1900 гг.) пользовалось широкой популярностью еще при жизни. Его
гениальные произведения заняли почетное место не только в русской и армянской
живописи, но и в сокровищнице мирового искусства.
Посвятив свой блестящий талант морской живописи, он создал незабываемые
поэтические образы моря в самых разнообразных его проявлениях. Глубоко
содержательное и гуманистическое искусство Айвазовского поставило его в один
ряд с лучшими мастерами реалистического искусства XIX века.
Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни
одного русского живописца, который, побывав у моря, не пытался бы изобразить
его. У одних это были эпизодические этюды, не связанные с основным ходом
развития их искусства, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя
значительное место изображению моря в своих картинах. Среди художников русской
школы только Айвазовский целиком отдал свой большой талант маринистической
живописи. От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся
благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой
протекли его детство и юность.
б. Патриотизм
Айвазовский пережил два поколения художников, а его искусство охватывает
огромный отрезок времени - шестьдесят лет творчества. Начав с произведений,
насыщенных яркими романтическими образами, Айвазовский пришел к проникновенному,
глубоко реалистическому и героическому образу морской стихии, создав картину
"Среди волн".
До последнего дня он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость
глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших
колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления.
Творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве
были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его
адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран.
в. Феномен Айвазовского
Творческая биография художника достаточно ясна и прозрачна. И.Айвазовский
не знал взлетов и падений. Его не преследовали неудачи, не огорчала немилость
властей, не тревожили нападки критики и равнодушие публики.
Созданные им произведения покупали Николай II, Александр III и другие
европейские монархи. И.Айвазовский объездил всю Европу, побывал в Америке и
Африке. Беспрецедентным явлением стали 55 его прижизненных персональных выставок.
Некоторые из них совершили всеевропейское турне.
Суть феномена И.Айвазовского - в ярко выраженном амплуа и особенностях
творческого метода. Устойчивые признаки индивидуальной манеры И.Айвазовский
выработал буквально в первые годы профессиональных занятий и следовал им всю
жизнь.
Эта особенность затрудняет суждение об эволюции его живописного языка,
делает несовершенной любую периодизацию творчества художника. Однажды
апробированные сюжеты возникают вновь и вновь, подчас спустя десятилетия.
Однако это постоянство не вызывает ни привыкания, ни раздражения, ни скуки.
Предметный ареал, в границах которого существует творческая фантазия художника,
требует обращения к иррациональным, экстремальным ситуациям: море, солнце,
огонь, облака не являются ни ординарными, ни неизменными.
3.
Список некоторых картин художника
а. Бриг "Меркурий",
атакованный двумя турецкими кораблями
Подвиг экипажа «Меркурия» относится ко времени русско-турецкой войны
1828-29. Русский бриг, нёсший дозорную службу, встретился с двумя линейными
турецкими кораблями. На предложение неприятеля сдаться командир брига
капитан-лейтенант А.И. Казарский приказал ответить артиллерийским огнём.
Русский корабль имел 18 орудий против 184 неприятельских. После тяжёлого боя
«Меркурий» вынудил отступить турецкие корабли.
Техника исполнения оригинала: Холст, масло
Жанр: Батальный жанр
Эпоха: Живопись 19 века
Год создания оригинала: 1892
Размеры оригинала, см: 212х339
б. Волга у Жигулевских гор
Проплывал Айвазовский по русской реке Волге, запечатлевая места, которые
произвели приятное впечатление или просто понравились. Такова картина «Волга у
Жигулевских гор», где каждый человек увидит новым взглядом давно знакомые и в
то же время неведомые прекрасные места практически с высоты птичьего полета.
Техника исполнения оригинала: Холст, масло
Жанр: Речной пейзаж
Эпоха: Живопись 19 века
Год создания оригинала: 1887
Размеры оригинала, см: 129х219.5
в. Итальянский пейзаж. Вечер
На всю жизнь И.К. Айвазовский сохранил восторженное отношение к природе
Италии, где он впервые побывал в 1840-1844-х годах. ... Привлекают внимание
технические приёмы исполнения этого произведения. В 40-60-е годы живописец
отдавал предпочтение подобной тщательной отделке деталей, лакировке поверхности
красочного слоя.
Техника исполнения оригинала: Холст, масло
Жанр: Морской пейзаж
Эпоха: Живопись 19 века
Год создания оригинала: 1858
Размеры оригинала, см: 108х160
г. Кавказские горы с моря
Одна из лучших картин последних лет жизни И.К. Айвазовского.
Цветовая гамма построена на тонких градациях голубых и серых цветов
разных оттенков. Картина поражает богатством тонально-цветовых переходов.
Темно-голубые, покрытые снегом кавказские горы послужили фоном для изображения
взволнованного моря, написанного тонким слоем сильно разжиженных красок,
которые образовали в некоторых местах прозрачные подтеки. Они органично вошли в
живописный строй картины, усилив впечатление прозрачности морской воды.
Техника исполнения оригинала: Холст, масло
Жанр: Морской пейзаж
Эпоха: Живопись 19 века
Год создания оригинала: 1899
Размеры оригинала, см: 57х92
Страницы: 1, 2
|