Зодчество и иконопись в православии
Архитектура
продолжает оставаться малоисследованной главой истории культуры Русского
Зарубежья в целом. И культовое зодчество, как важнейшая часть этой
исключительно актуальной задачи отечественного архитектуроведения, не является исключением.
С полным основанием то же самое можно сказать и о православном
храмостроительстве в Русском Зарубежье на Дальнем Востоке к. XIX в. первой пол.
ХХ в.: его архитектурно-художественная традиция практически не изучена.
В 1904 г.
известнейшим петербургским гражданским инженером Вас. А. Косяковым был
разработан проект православной церкви при русской дипломатической миссии в
Сеуле. Но это проекту не суждено было осуществиться. В связи с крайней
сложностью функционирования и скудостью средств православной миссии в Корее
богослужение там с самого начала осуществлялось в приспособленных помещениях:
первоначально в здании Русской дипломатической миссии в Сеуле, с 1903 г. в б.
женской гимназии, а также в протестантских, англиканских христианских храмах. В
первой трети ХХ в. в северной Корее также существовали приходы: в Пхеньяне,
Вонсане, в поместье Янковских Новина в пр. Сев. Хамген. За исключением
специально построенной Ю. М. Янковским церкви, вероятней всего, они также
размещались в подходящих бывших общественных зданиях. Есть данные, что в 1903
г. отец Хрисанф (Щетковский) построил маленькую временную часовню в Сеуле в
честь Святителя Николая, где и началась его миссионерская деятельность.
Фотографии, запечатлевшей бы облик этой часовни не обнаружено. Дальнейшие
исследования, возможно и выявят новые факты о православном храмостроительстве в
Корее. Таким образом, говоря об историографии заявленной проблемы, имеются в
виду прежде всего Маньчжурия и Китай, по которым она несравнима богаче во всех
отношениях. Одним словом традиции ее целенаправленного изучения нет, она только
начала формироваться. В связи с этим необходимо выделить имеющиеся
архитектурно-исторические исследования православного храмостроительства в
Маньчжурии и Китае последних лет. Они ценны своей новизной, актуальностью,
первой попыткой архитектурно-художественного анализа. Неизбежно, что в первом в
отечественном архитектуроведении специальном исследовании русской архитектуры в
дальневосточном зарубежье были допущены некоторые неточности в атрибуции
храмов, а стилистические характеристики даны в первом приближении. Но надо
учитывать, что архитектура православных храмов и не являлась собственно темой
диссертации. Серия публикаций Н. П. Крадина посвящена русским православным
церквям в Китае (1997-2000). В них впервые в хронологической последовательности
дана относительно полная на данный момент история православного
храмостроительства с конца XVII в. до 30-х гг. ХХ вв., а также история
проектирования, возведения и краткий архитектурный анализ семи крупнейших
храмов Харбина (Свято-Николаевского собора, церквей Святой Софии,
Благовещенской, Иверской, Алексеевской, Покровской, Николая Чудотворца в
Затоне). Автором в ряде статей (2000-2001) предпринят анализ византийского,
русского и неорусского стилей, воплощенных в православных храмах Дальнего
Востока к. XIX первой трети ХХ в.: в Харбине, Дальнем, церквях-школах по линии
КВжд, Токио, Хакодатэ. Ставилась задача выявления их особенностей и типичности
в сравнении с храмами российского Дальнего Востока, оценки их композиционной
роли в формировании городских панорам и силуэтов, а также попытки
сформулировать их значение в процессе формирования своего культурного образа
вновь осваиваемых территорий.
И в 1934 г. (дни
такой неслыханной разрухи и ущерба по словам Рериха) в Русском Зарубежье
духовное наследие Сергия Радонежского для духовно-нравственных исканий русской
интеллигенции и духовенства, как и в начале ХХ в., имело живой, непреходящий
смысл.
Проектируя и
расписывая храмы архитекторы и художники своими средствами представляют тот же
идеал, что и религиозные философы. Для русских мыслителей, художников и зодчих
идеальным воплощением синтеза искусств видится храм, совершающееся там
богослужение.
Постановка
художественной проблемы храмового зодчества на Дальнем Востоке в такой ракурсе
в контексте русского религиозного искусства России к. XIX нач. ХХ вв.-
определяет необходимость рассматривать архитектурно-художественную структуру
храма в единстве с его внутренним убранством росписями и иконописью.
При этом автор,
осознавая аксиоматичность богословской основы храмостроения, обусловливающей
изучение русской храмовой архитектуры во взаимосвязи с ней, не ставит цель
полностью реализовать принцип комплексного рассмотрения различных аспектов, - с
ведущей ролью сакрального фактора. На данном этапе теоретической разработки
проблемы в целом (а требуются специальные изыскания по осмыслению сакрального
содержание храмовой архитектуры Нового времени, взаимодействия традиционных
церковных представлений о храме и привносимых светско-дворцовых образов,
соотнесенности нового синтеза с идеей храма и т. д., ) и состояния
историко-архитектурных исследований храмов в дальневосточном регионе в
частности (стадия первоначального осмысления) это нереально, по крайней мере в
рамках статьи. Принцип комплексности реализуется автором в той мере, в какой
позволяют результаты исследований, имеющих свою традицию.
Свято-Николаевская
церковь (1923-1928) на левом берегу Сунгари в Затоне, внешний облик которой
довольно традиционен, хотя и не лишен переосмысления некоторых канонических
принципов древнерусского зодчества (слияние пространства трапезной с храмом,
своеобразно решенный верхний четверик колокольни), имела высокохудожественный
иконостас, исполненный художниками-иконописцами братьями Задорожными в духе
нового времени. Николая Задорожного называли сознательным продолжателем В. М.
Васнецова и М. В. Нестерова русских художников-лидеров нач. ХХ в., равно как и
Н. Рерих, связавших свое призвание с возрождением церковного искусства.
Обнаружено множество фактов, подтверждающих то, что русские
религиозно-философские идеи нач. ХХ в. ярко и значительно преломились именно в
религиозной живописи Харбина, и буквально с первого крупного каменного храма.
Использование
копий с картин на религиозные сюжеты известных художников в качестве храмовой
живописи было распространенным явлением в России нач. XXв. И закономерно, что
на всем протяжении православного храмостроительства в Маньчжурии, да и в
Японии, эта традиция органично развивалась. В России большой популярностью
пользовались росписи Васнецова, и воссоздавались они во множестве российских
храмов. Тоже самое можно сказать и о Русском Зарубежье первой трети ХХ в.
Известные примеры: часть росписей Благовещенского храма в Харбине являются
копиями с работ Васнецова, в иконостасе воссоздаваемого вновь в 1929 г.
Воскресенского собора в Токио художником Н. С. Задорожным также использовались
копии с работ Васнецова и Нестерова.
В церкви в честь
иконы Божией Матери Иверския художником В. А. Михайловым была создана роспись,
далекая от традиционной иконографии. Вместо канонических сюжетов из священной
истории и жизни Христа место занимают сюжеты из русской воинский истории, а на
закрепленных на колоннах и по верху западной и северной стен мраморных плитах
вписаны имена русских воинов, погибших за отечество в сражениях на Дальнем
Востоке, а позднее по арочным сводам имена павших и в первую мировую и
гражданскую войнах. Это настоящий Пантеон воинской славы, подобно знаменитому,
но построенному позже в 1911 г. - храму-памятнику Спаса на Водах в
Санкт-Петербурге, также посвященному погибшим русским морякам в
Русской-японской войне. Таким образом, храм превращается в памятник русской
истории и культуры. Сакральное переплетается, сливается со светским началом.
Сюжет и композиция росписей Иверской церкви удивительно напоминает
былинно-эпическое полотно В. Васнецова После побоища Игоря Святославовича с
половцами, (1880), считающееся в истории изобразительного искусства открытием,
началом того, что впоследствии было названным художественным преобразованием
среды.
А при входе в
Софийскую церковь (арх. С. К. Трейман, деревянная, на Пристани, 1907) прихожан
встречали полотна Послы Владимировы в Софийском соборе в Царьграде и Крещение
киевлян при Владимире.. Здесь так же, как и в Иверской церкви, догматические
сюжеты затенены важнейшими историософскими идеями времени. Думается, что и
Свято-Покровский собор в Тяньцзине мог бы войти в перечисленный ряд, судя по
славящимся монументальным росписями и иконам, созданными группой первоклассных
живописцев (Кулаев, Ступин, Кощевский, Карамзин, Токарев).
Не имея
возможности видеть сами произведения, большая часть из которых утрачена
безвозвратно, невозможно достоверно судить о художественных приемах,
колористической гамме, технике. Но доступные нам по разным источникам (включая
воспоминания) сюжетика, обращение к определенному кругу образцов, размеры,
состав, количество и размещение росписей, а также и декоративного орнамента в
пространстве храма, размеры (низкий-высокий) и уровень исполнительского
мастерства иконостаса, используемые материалы и характер их сочетания говорят о
многом. Например, сам факт появления мозаики и изразцов в отделке храмовых
интерьеров, витражей свидетельствуют о новых духовно-мировоззренческих идеях,
обусловливающих обновление художественного языка, а именно - появление
неорусской стилистики.
По свидетельству
харбинца Г. Б. Тыкоцкого, безвыездно прожившего в Харбине 30 лет, автора
миниатюрного издания Православные храмы Харбина (1999), прекрасно знавшим
харбинские церкви по личному опыту, интерьеры почти всех храмов, больших и
малых, заслуживают высокой оценки. Большинство интерьеров из 21 приведенной в
книге церквей, имели по его словам, благолепный вид: великолепные иконостасы
(включая саму деревянную конструкцию, зачастую бывшую настоящим произведением
декоративно-прикладного искусства), высокохудожественные росписи и предметы
церковного обихода (внутри богато оформлен, высокохудожественная живопись,
благолепно украшен, уютный и хорошо оформленный и т.д.), возвышающие своей
красотой, вызывающие светлые и радостные чувства у прихожан. И тот факт, что
многие признанные мастера живописи - художники-станковисты, воспитанники
центральных художественных заведений России (единично европейских),
эпизодически брались за церковную живопись, не говоря уже о
художниках-иконописцах, мастерах церковного декоративно-прикладного искусства,
подтверждает, что религиозное искусство, ставшее одним из ведущих явлений
русской художественной культуры нач. ХХ в., плодотворно развивалось и в русском
дальневосточном зарубежье. Свято-Николаевский кафедральный собор в Харбине -
один из прославленных храмовых сооружений дальневосточного русского зарубежья -
занимает особое место в ряду храмовых построек в неорусском стиле. Во-первых,
он достойно открыл новую страницу в истории православного храмостроительства в
Китае, связанную со строительством КВжд. Во- вторых - был возведен из дерева,
что в своем роде уникально. Несмотря на то, что в храмовой архитектуре России
к. XIX - нач. ХХ в.в. происходит переосмысление наследия деревянного народного
зодчества, новые деревянные храмы в городах сооружались редко. Современники
считали его самым крупным деревянным сооружением во всей Восточной Азии, и,
наверное, были правы: высота собора до креста составляла около 30 м (14.5
саж.). Свято-Николаевский собор навсегда остался главным храмом Харбина во всех
смыслах, несмотря на то, что впоследствии был не самым высоким культовым
сооружением города. Петербургский архитектор Иосиф Владимирович Падлевский -
автор проекта Свято-Николаевского собора, ныне забыт, о чем говорит отсутствие
какой бы то ни было историографии его творчества в новейшем справочнике
Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX начала XX века, . Он один
из тех, кто стоял в самом начале второго периода развития неорусского стиля - (
к. 1890-х - 1900-е гг.) - интенсивного развития, если предыдущее десятилетие,
связанное преимущественно с Абрамцевским кружком, считать истоком неорусского
стиля. Насколько в дальнейшем архитектор придерживался этого стиля неизвестно.
Зато известно, что он был архитектором Нижегородской художественно-промышленной
выставки 1895-1896 гг., непосредственно предшествовавшей проектированию храма,
и вероятно в чем-то повлиявшей на его стилистическое решение. Из известных в
России деревянных храмов в неорусском стиле, Свято-Николаевский собор был построен,
наверное, одним из первых. Не было еще и шехтелевского деревянного павильона
русского отдела в программно неорусском стиле на выставке в Глазго (1901), в
котором по-новому переосмыслялись формы деревянных церквей и жилых домов
русского Севера. Буквально десять-пятнадцать лет отделяет проект харбинского
Свято-Николаевского собора от впервые появившегося у архитекторов XIX в.
интереса к народному деревянному зодчеству Русского Севера. Сооруженный под
руководством гражданских инженеров А. К Левтеева и В. К. Вельса.
Свято-Николаевский собор стал композиционной доминантой интенсивно строящегося
с 1901 г. нового района Харбина, как и было задумано по плану детальной
планировки Нового города 1899 г., а в образном смысле - символом самого
Харбина, и больше восточной Москвой, Россией. О Свято-Николаевском соборе
непременно упоминается всякий раз, как речь заходит о православии и храмах
Харбина, но несмотря на это повышенное внимание, и на первый взгляд,
доступность изучения (многочисленность фотографий, воспоминаний),
историко-архитектурных сведений о нем совсем мало, и опыта своего художественного
анализа он не имеет История его возведения, довольно обобщенная и краткая,
известна по ряду публикаций, и, пожалуй за последнее десятилетие не была значительно
дополнена или уточнена. Представляется обоснованным в рамках данной работы
уделить архитектурно-художественным и конструктивным особенностям храма самое
пристальное внимание. Проект Свято-Николаевкого собора, опубликованный в
Альбоме сооружений и типовых чертежей по строительству КВЖД (1897-1903) (СПб,
1903) позволяет впервые достоверно судить о его плане, размерах и конструкциях.
Объемно-пространственная структура храма имеет два яруса. Центричный шатровый
восьмерик сруба повторен дважды: на половине высоты шатра нижнего яруса
возводится еще один шатровой восьмерик, соответственно меньшей площади
(поперечный размер верхнего восьмерика меньше нижнего примерно на 5 м).
Восьмерики не равносторонние, диагональные грани - меньше. Конструкция сруба -
в обло. Верхняя подкарнизная часть сруба расширяется в виде повала. Внутренний
шатер верхнего яруса рублен почти до половины высоты внешнего шатра с опорой на
бревна-балки, пирамидально сходящиеся, остальная часть кровли стропильная.
Восьмерик имеет с северной и южной сторон неглубокие приделы (около 2 м
глубиной), объединенные с подшатровым пространством в единое неразделенное
целое, но самостоятельно перекрытые двухскатными кровлями. С диагональных
сторон восьмерика небольшие прирубы в виде двух галерей с западного фасада и
двух закрытых помещений - с восточного. Над трапезной размещена колокольня,
перекрытая высокой коньковой кровлей на четыре ската с полицами, в конек
врезаны высокие шейки трех луковичных главок. Трапезную окружают небольшие
прирубы и сени с двухвсходной лестницей. Сени перекрыты бочкой, в тимпане
килевидного фронтона которой сделано углубление в форме трифолийного креста для
образа Богоматери. Центральный шатер завершается луковичной главкой на высокой
шее. Пятигранная апсида перекрыта клинчатой пятигранной кровлей, увенчанной
луковичной главкой. Кровля всех объемов сооружения покрыта лемехом с
закругленным концом. Все 5 глав собора окрыты ананасной гранью Вертикальные
наличники окон, стойки навесов крылец, галерей, кровли колокольни наборные.
Окна храма трехчастные, с витражами. Глухая объемная (накладная?) резьба в виде
растительного орнамента (завитки стеблей) украшает фронтоны входного притвора,
северного и южного приделов. В интерьере декоративную роль играют поярусные
орнаментальные фризы, подчеркивающее основное деление храма по высоте. По
воспоминаниями современника, Весь храм украсили деревянной резьбой; окна его
прикрывались узорчатыми резными решеткам. Здание было одним из первых, где
имелось центральное отопление. Реализация проекта собора была осуществлена с
высокой точностью, за исключением нескольких деталей. Например, в проекте было
заложено лемеховое покрытие главок. В качества прообраза здесь выступает
обобщенный тип древнего северорусского храма. В летописях XI в. восьмериковая
церковь упоминается уже как традиционная. А в XV в древним типом уже считается
восьмериковая шатровая церковь с 4 прирубами. Подобный тип крыльца в
северорусской архитектуре тоже очень древний известен с XVI в. Вместе с тем, в
образной структуре сооружения можно усмотреть и обращение к
новогородско-псковскому зодчеству XIV-XV вв. в характерной постановке
самостоятельного объема колокольни. Традиционно для древнерусского храмового
зодчества и выделение из общего объема сооружения самостоятельных объемов
притворов, трапезной, колокольни, апсиды, крылец, галерей. Применен один из
методов древнерусского пропорционирования размеры плана (в поперечнике
восьмерика около 13 м (6.4 саж.)) являются дальнейшим модулем для
пропорционирования вертикальных размеров (высота подшатрового пространства
около 29 м (8.7 саж.)). Все вертикальные и горизонтальные размеры - на
соотношении стороны квадрата и его диагонали ( Рис. 1.). Связь и осознанная
ориентация автора проекта на национальное наследие неотделимо от устремленности
к созданию нового, современного. Несмотря на явно читаемые образцы,
гармонический строй и пропорции собора глубоко индивидуальны, а детали -
оригинально переосмыслены. Читается целеустремленное формотворчество на уровне
всего здания. Выбранный прием удвоения первоосновы шатрового восьмерика, то
есть утрирование особенностей прототипа, комбинирование с другими образцами
характернейший прием неорусского стиля. Благодаря этому зрительно укрупняется
масштабность. Стремление к вертикализму выражено во всем, включая детали (вытянутые
шеи главок, довольно крутые кровли). Пирамидальность силуэта, плавное
облегчение масс кверху, преобладание крупных элементов, немногословность декора
(в отличие от фольклорной версии русского стиля второй половины XIX в.) и в
тоже время декоративизм всех частей здания все становится средством создания
образа города-храма. Но многобъемность, сложность и живописность композиции не
противоречит ее величавой уравновешенности. Этому в первую очередь способствует
симметричность здания. И в результате композиция более спокойна и правдоподобна
в сравнении с более поздними, постройками в неорусском стиле. Здесь нет явной
гротесковости, лубочности и театрализованности среды, так характерной для
монументальных русских выставочных павильонов (Глазго, 1901) и отчасти для
других храмов. Вся система внутренней отделки храма также ориентировалась на
древний период истории христианского искусства. "Ощущение высоты, легкости
и простора. Все дышало Россией, ее древними традициями", - вспоминает Е.
П. Таскина атмосферу внутреннего пространства собора, . В Харбине еще не было
своих художников и мастеров, все делалось на заказ в России: и иконостас, и
иконы, и колокола, и церковная утварь.
Страницы: 1, 2, 3
|