Зороастризм
ВВЕДЕНИЕ.. - 1 -
РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ ИРАНЦЕВ.. - 2 -
ЗОРОАСТРИЗМ И МАЗДЕИЗМ... - 4 -
МИФОЛОГИЯ ЗОРОАСТРИЗМА.. - 8 -
ЗОРОАСТРИЗМ В ДРЕВНЕМ ИРАНЕ.. - 10 -
ЗОРОАСТРИЗМ ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ... - 13 -
СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ.. - 15 -
ЗОРОАСТРИЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.. - 15 -
ЗНАЧЕНИЕ ЗОРОАСТРИЗМА.. - 17 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. - 18 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... - 20 -
Древний
Иран – земля из сказки и исторических книг. Там жили загадочные огнепоклонники
и суровые правители грозных империй древности. Миром правили таинственный
Зурван-время, Ахура-Мазда и Ангхро-Манью. Но что мы о них знаем? Мы знаем что в
мир приходил Заратуштра и оставил книгу – Авесту, мы знаем, что борьба добра и
зла – изначальна, что так было всегда… А что ещё? А почти ничего.
Причиной
выбора темы стол интерес к экзотической культуре, случайно прочитанная фраза,
что Александр Македонский воевал именно с Ахеменидами-огнепоклонниками.
Интересовала не конкретная культура, а что-то экзотическое, а появление имени
великого полководца просто «нажало» кнопку «стоп».
…Племенные
боги арийских пастухов стали сильными и грозными богами иранских воинов и
земледельцев, со временем оставив яркий след во всех религиозных системах
Ближнего Востока, а потом и Европы. Эти люди пережили завоевание своей страны,
вековые гонения, вынужденный уход в другую страну… и всё равно сохранили свою
веру.
Предками
древних иранцев были протоиндоиранские (арийские), вероятно полукочевые
скотоводческие племена, обитавшие, согласно одной из наиболее распространенных
гипотез, в южнорусских степях к востоку от Волги. Некоторые исследователи считают
местом первоначального обитания этих племен пространство от Дуная до Урала.[2]
В самом общем виде ее можно локализовать районами Причерноморья, включая
Анатолию, и Прикаспием. Именно отсюда различные ветви индоевропейцев,
преимущественно скотоводов, стали на рубеже III-II тысячелетий до н. э.
энергично мигрировать на восток, юг и запад, что со временем привело к
возникновению нескольких древних цивилизаций (греческой, иранской, индийской) и
оказало немалое воздействие на развитие других очагов мировой культуры, вплоть
до Китая. [1]
Предположительно
в начале III тысячелетия до н.э. протоиндоиранцы разделились на две ветви –
индоарийскую и древнеиранскую. В результате длительных миграций индоарийцы,
двигаясь с севера, заселили значительную часть полуострова Индостан, а древние
иранцы – территорию Иранского нагорья и некоторые примыкающие к ней районы.
Начало распространения арийских племен на территорию Средней Азии, Ирана и
Афганистана историки датируют по-разному. Большинство современных российских исследователей
полагает, что иранцы появились там в первой половине II тысячелетия до н.э.
часть из них двигалась с севера на юг, вероятно, через Кавказ, а часть –
восточнее Каспийского моря. Вступая в контакты с местным оседлым населением,
иранцы заимствовали элементы его земледельческой культуры. Автохтонное
население, со своей стороны, усваивало язык пришельцев, постепенно вытеснявший
местные языки и наречия. Но иранцы не были завоевателями и вскоре попали в
зависимость от политических образований, созданных местным населением.[2]
Религиозная
система древних иранцев складывалась в стороне от главных центров
ближневосточной цивилизации и по характеру заметно отличалась от религиозных
представлений Древнего Египта или Месопотамии, насыщенных мифологией и наполненных
приключениями богов и героев. Это и неудивительно: генетически древнеиранские
религии восходят к древнейшим верованиям индоевропейских народов,
принадлежавших к иной языковой семье и культурной традиции. Ранние верования
индоевропейских народов достаточно хорошо запечатлены в древнеиндийских ведах и
религиозных представлениях греков, германцев и славян. Сложившиеся в среде
пастушеских племен еще на их прародине в III тысячелетии до н. э., если не
раньше, они и после расселения сохранили между собой немало общего, что легко
фиксируется в ходе их сравнительного изучения. В целом эти верования вполне
соответствовали стандартам того раннерелигиозного комплекса, о котором уже шла
речь в третьей главе. Однако на протяжении долгих веков в процессе расселения и
после него в каждом из новых регионов ойкумены, освоенных осевшими там
индоевропейцами, развитие религиозных представлений шло хотя и на единой общей
основе, но своим путем. При этом важную роль играла общность исторических судеб
или географическая близость тех или иных племен, первоначально перемещавшихся,
скажем, в одном направлении, а позже отделившихся друг от друга.
Такую
близость, в частности, легко увидеть на примере индоиранской общности,
мигрировавшей к востоку и юго-востоку от прародины. Не вполне ясно, как и при
каких обстоятельствах, эта общность, объединенная самоназванием «арии»,
разделилась на части, одна из которых осела в восточной части Ирана, а вторая
продолжала кочевать в сторону долины Ганга. Но близость обеих частей вполне
очевидна, как достаточно заметна и их все возраставшая со временем взаимная
враждебность. Можно полагать, что взаимное отчуждение было обусловлено
усиливавшимся противостоянием оседло-земледельческой части общности
продолжавшим кочевать скотоводам, хотя не исключено, что поляризации частей ее
способствовал и раскол разросшегося коллектива на дуально-родовые группы.
Однако сам факт раскола очевиден и четко фиксируется при изучении религиозных
представлений и мифологии соответственно древних иранцев и индоариев. Оба комплекса
представлений были знакомы с двумя противостоявшими друг другу классами
божественных сил: у иранцев это были ахура и дэвы, у индоариев - дева и асуры.
При этом весьма показательно, что первая группа божеств считалась благой, а
вторая вредоносной. Главой группы дэвов (дева) был один и тот же Индра, но у
индоариев он был великим и почитаемым богом, а у иранцев - злокозненным
демоном.
Отчетливое
противопоставление благих сил (дева) и демонов-асуров в древней Индии не
оказалось (как это будет видно из последующего изложения) фундаментом
религиозных представлений индоариев, где на передний план вышли иные
мироустроительные и космические концепции. Зато в древнем Иране именно это
жесткое противостояние стало основой основ всех генеральных религиозных конструкций.
Мифологическая картина мира здесь строилась на фоне противопоставления сил
Добра и Света, воплощенных в этическом законе Арта и олицетворенных великим
Ахура-Маздой (греч. - Ормузд), и сил Тьмы и Зла, воплощенных во лжи и
олицетворенных Ангхро-Майнью (Ариманом). Этот ритуально-этический дуализм стал
фундаментом всех доисламских религий Ирана.
Религиозный
дуализм древних иранцев чаще всего связывается с зороастризмом, т. е. с учением
великого пророка Зороастра (Заратуштры), которое зафиксировано в древнейшей
священной книге Авесте. Письменный текст Авесты - достаточно позднего
происхождения (видимо, не ранее III в. до н. э.), тем более это относится к ее
многочисленным комментариям. Наиболее же древние части священной книги, ее
песнопения и гимны Гаты и Ясны, в том числе приписываемые самому Зороастру,
датируются примерно ХП-Х вв. до н. э., т. е. по времени близки к ранним
древнеиндийским ведам. Вся сложность проблемы состоит здесь в том, чтобы
определить, что именно написал и предложил сам Зороастр и что существовало
ранее и было лишь использовано пророком при проведении им своего рода
религиозной реформы. А решение этой проблемы в свою очередь зависит от того,
каким временем датировать годы жизни Зороастра.
Зороастр -
личность легендарная, хотя многие исследователи признают его реально
существовавшим деятелем. О нем нет практически никаких достоверных сведений, а
время его жизни в разных древних источниках варьируется от XIII до VI в. до н.
э. Более поздние легенды повествуют о преследованиях, которым он подвергался,
изображают его культурным героем, великим пророком, спасителем человечества и
т. п. Но в наиболее ранних персидских текстах (ахеменидских надписях) о нем не
упоминается, хотя в этих текстах есть немало связываемых с его именем идей, в
частности в связи с прославлением Ахура-Мазды. Неудивительно, что специалисты
оказываются в затруднении. Одни вообще ставят под сомнение реальное
существование пророка, другие считают, что он в свое время впал в немилость и
был сознательно предан забвению, а третьи склонны видеть в религиозной системе
персов времен Ахеменидов лишь предтечу зороастризма - маздеизм, т. е.
первоначальную доктрину, которую впоследствии реформировал Зороастр.
Это
последнее соображение заслуживает внимания, хотя оно тоже не отвечает на
вопросы, когда жил Зороастр, что именно он изменил в раннем маздеизме и каким
образом обновленный им маздеизм стал восприниматься в качестве зороастризма.
Оставив все эти вопросы в стороне, обратимся к первоначальной основе
древнеиранской религии. Будем условно именовать ее маздеизмом - по имени
Ахура-Мазды.
Верховным
божеством и творцом всего сущего считался Ахура-Мазда, причем его первой и
основной функцией вначале было, видимо, моделирование космических элементов
Вселенной. Своего рода правой рукой и земным помощником его был Митра, в
функцию которого первоначально входили социальная организация людей и
посредничество между миром божественного и человечеством. Позже он превратился
в божество договора, согласия, а также стал богом солнца и покровителем воинов.
Третьей в верховной первоначальной триаде древнеиранских богов была Ардвисура
Анахита, богиня воды и плодородия, воспринимавшаяся в качестве дочери
Ахура-Мазды. Параллельно с этой троицей существовал грозный бог времени Зерван
(Зурван). Хотя его подчас считают не имеющим прямого отношения к маздеизму и
тем более зороастризму, более поздние мифы приписывают именно ему рождение
Ахура-Мазды.
Глава мира
дэвов Ангхро-Майнью был вначале, видимо, сравнительно мало значившей фигурой
маздеистского пантеона - тем более что с миром дэвов, как упоминалось,
ассоциировалась индоарийская ветвь ариев, уже оторвавшаяся от иранцев. Но
противопоставление двух ветвей, двух групп божеств и, как следствие, двух их
глав (Ахура-Мазды и Ангхро-Майнью) существовало. И не только существовало, но и
вследствие каких-то неясных пока причин нарастало. Не исключено, что эти
причины как раз и были связаны с именем и деятельностью пророка Зороастра, годы
жизни которого приходятся, скорее всего, на VIII-VII вв. до н. э. Во всяком
случае, первые ахеменидские цари уже должны были быть знакомы с этим учением. И
если они по какой-то причине его не приняли, то виной тому, возможно, был
консерватизм касты жрецов-магов, предпочитавших новому зороастризму древний
маздеизм.
Реформы
Зороастра, как они запечатлены в Авесте, были достаточно радикальными и уже по
одной этой причине могли быть восприняты далеко не всеми и не сразу, особенно
если учесть факт существования касты магов, ревниво оберегавших основы
маздеизма. Суть нововведений сводилась как к резкому возвеличению Ахура-Мазды
за счет всех остальных почитаемых богов и столь же резкому противопоставлению
ему злобного Ангхро-Майнью, так и к приданию всем древним божественным силам
явственного этического акцента, к превращению их в некую абстракцию,
символизирующую тот или иной аспект великого блага, абсолютного Добра (или
соответственно Зла). Высшая божественная семерка в трактовке Зороастра
выглядела не просто как семеро бессмертных святых (Амеша Спента), но как
аллегории благих достоинств Ахура-Мазды, его шесть эманации - благая мысль (Воху
Мана – Вохуман, Бахман – покровитель домашнего скота и
скотоводов и землепашцев); лучшая истина (Аша Вахишта -
Артвахишт- покровитель стихии огня, хранитель законов, праведности и
морали); благочестие (Хшатра Вайрья – Шахревар -
покровитель металлов и неба); целостность (Спента Армайти
– Спандармат – покровительница земли); благосостояние, здоровье
(Хаурватат - Аурват, Хордад– покровитель водной стихии);
бессмертие (Амертат – покровитель растений). Сам Ахура-Мазда
возглавлял божественную семерку в качестве святого духа. В числе творений
Ангхро-Майнью были такие создания: Ака Мана (Акоман –
злая мысль); Индра (Андар – по одной из версий предводитель дэвов); Шара
(Сара, Шовар, Совар); Нахатья (Накахед, Накиаш); Тарви
(голод); Заири (Зариг – голод); Митаохта (Митохт –
дэв лжи и лживых мыслей) – прародитель Друджа(Драуга, авест. Друг) ,
первопричины всех грехов преступлений и зла; Айшма ( Эшм – буйство,
ярость; вдохновитель грабежей, насилий, убийств, покровитель разбойных
нападений кочевников).
Перенос
акцента из сферы религии в сферу этики сопровождался настоятельной апелляцией
пророка к человеку, стремлением не просто выдвинуть на передний план социальную
проблему добра и зла, но соединить этику с космологией и придать упомянутой
проблеме божественный, поистине космический смысл. В трактовке Зороастра сама
этика была превращена в религию. Мир осмыслялся сквозь призму кардинальных
этических категорий, за которыми явственно проглядывала личность самого пророка
- человека, мощного духом, признанного вероучителя, одного из первых в истории
харизматических лидеров. В этом смысле зороастризм как доктрина принадлежит к
принципиально новому типу религий - к религиям основателя, пророка.
Суть
зороастризма в самом общем виде, как уже говорилось, сводится к тому, что все
сущее делится на два полярно противоположных лагеря - мир света и добра и
царство тьмы и зла, между которыми идет непримиримая борьба, составляющая
основу мирового процесса, как на земле, так и вне ее, в мире богов. Ахура-Мазде
помогают в этой борьбе духи света и чистоты, истины и добра (хумата–хухта–хваршта
– «добрые помыслы–добрые речи–добрые дела») , Ангхро-Майнью - силы зла (Ака
Мана-Друдж-Айшма – злые мысли-ложь-преступления). И далеко не случайно древние
маздеистские божества в зороастризме стали олицетворяться высокими понятиями
справедливости, благочестия, благомыслия: Зороастр как бы обращался к Человеку
с призывами помочь благородным небесным силам в их непримиримой борьбе, став с
этой целью лучше, честнее, чище и, сосредоточив все свои старания и чаяния на
том, чтобы одолеть мир зла, покончить со всякой нечистью. Далеко не случайно в
гимнах Авесты люди призывались быть доброжелательными, умеренными в помыслах и
страстях, готовыми жить в мире и дружбе, помогать ближнему. Восхвалялись
честность и верность, осуждались воровство, злословие, преступление. При этом
едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что
истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые
могут и должны быть активными творцами собственной судьбы.
Мифология
зороастризма не очень красочна и богата, но зато весьма интересна. В ранних текстах
Авесты описывается четырехъярусная модель космоса: орбита звезд, соотносимая с
благими мыслями; орбита луны (благие слова), орбита солнца (благие дела) и
особая светоносная сфера, где обитают Ахура-Мазда и его окружение. Царство
Ангхро-Майнью - в преисподней. Ряд мифов подробно описывает историю
противостояния и борьбы добра и зла. Согласно одним вариантам, эта история,
начавшись с золотого века, вступает затем в период ожесточенного конфликта,
завершающегося катастрофой, причем перед концом света наступает чудовищная
зима, а мир гибнет в огне, после чего все начинается заново. Другие варианты
более оптимистичны и предрекают победу силам добра; здесь в функции спасителя
мира выступает сам обожествленный Зороастр: мертвые восстанут и обретут
нетленные тела благодаря искупительной жертве Спасителя – он родится от семени
Заратуштры, которое хранится в глубине озера на востоке. Среди "более
поздних мифов существует такой, который соединяет зерванизм с
зороастризмом-маздеизмом: бог вечного времени Зерван собирается родить сына,
который сотворит мир. Ахура-Мазда в чреве отца был готов к этому и даже
поделился своим знанием с братом, Ангхро-Майнью. Последний, разорвав чрево
отца, вышел на свет раньше брата и стал претендовать на власть. Отец в ужасе
содрогнулся и родил второго, желанного. Поэтому так получилось, что сначала в
мире царило зло и лишь, потом наступило царство Ахура-Мазды.
Страницы: 1, 2
|